Таблица «Разделительный мягкий знак» (правило, примеры)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
В таблице приведены часто встречающиеся слова с разделительным мягким знаком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_myagkiy_znak_tablitsa.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и , которые в этом случае обозначают два звука: е — [ j’ э ], ё — [ j’ о ], ю — [ j’ у ], я — [ j’ а ], и — [ j’ и ].
льёт, прольётся, обольём, литьё
льют, полью, выльют
пьют, выпью, напьюсь
бьёт, добьёмся, разобьём
бьют, бьющийся, отобью
вьют, вьюн, вьюнок, вьющийся
В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака («ь») перед «о»: бата льо н, бу льо н, ги льо тина, компа ньо н, меда льо н, пави льо н, почта льо н, си ньо р (итал.), си ньо ра, си ньо рина, се ньо р (испан.), се ньо ра, се ньо рита, шампи ньо н, ло сьо н, ка ньо н, боти льо ны.
! Бе льэ таж (франц.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе ОС «Школа 2100». В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па.
урок 1 класс по теме «мягкий знак».
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д.
Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака проводился во 2 классе в форме ситуативной игры как один из уроков, показывающих диф.
Конспект урока открытия новых знаний «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Чтение примеров. Запись примеров» 1 класс УМК «Перспектива".
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви.
Источник
Разделительный мягкий знак
Роль мягкого знака в русском языке
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
Источник
Этот хитрый Мягкий Знак не усвоится никак. Что делать, если ребёнок не понимает, где нужно писать Ь
Темы » Мягкий знак — показатель мягкости » и » Разделительный мягкий знак » не такие уж и простые. Столько тонкостей надо запомнить. Впервые эти темы ребята начинают изучать во втором классе. Не все усваивают их хорошо, особенно трудно это даётся детям, для которых русский язык — не родной язык. Достаточно часто я встречаю в работах учеников одни и те же ошибки: пропуск мягкого знака в словах или постановка там, где это не нужно. Иллюстрация на фото.
У птицы перя.
Родители ему говорят: «А теперь прочти, что ты написал!» Ребенок читает правильно «перья» и искренне не понимает свою ошибку. Родители возмущаются: это же очевидно — какие перя? Неужели ты не слышишь и не чувствуешь, что надо писать перЬя?
Не слышит и не чувствует. Более того, такой подход родителей и не заставит ребёнка почувствовать мягкий знак. Дайте ему хоть сотню слов с этим знаком написать, он все равно будет из раза в раз делать ошибки.
Что же делать, чтобы ребенок понял, когда нужно писать мягкий знак, а когда нет
Для начала определить причину непонимания . Их может быть несколько:
1. Речевые или логопедические нарушения. Если ребенок хорошо говорит, это ещё не значит, что и в письменной речи у него будет всё хорошо. Возможно, у него снижен фонематический слух и нет «речевого чутья». У таких учеников наблюдается дисграфия, то есть нарушение письма и специфические ошибки на письме.
2. Русский язык — не родной язык
3. Нет понимания «мягкие» и «твердые» согласные звуки и неумение их обозначать на письме. Например: ден (вместо день), малчик (вместо мальчик), Ола (вместо Оля).
4. Не сформировано понимание звуковых образов слов, не понимает, какие звуки согласные, какие гласные, не слышит гласных звуков в слове, не слышит мягкие и твёрдые согласные звуки. Как следствие, не понимает мягкий и твёрдый знаки.
Каждая из этих причин имеет свои методы коррекции.
Первую причину должен корректировать логопед. Дисграфию сложно исправлять самостоятельно.
Вторая причина поддаётся коррекции при регулярных занятиях. Каждый раз заучивать правила о разделительном мягком знаке и о мягком знаке — показателе мягкости. Сделать много упражнений на эти правила.
Третью и четвертую причину не следует запускать. Всё это ребенок должен освоить уже на этапе подготовки к школе. Если этого не произошло, необходимо найти упражнения на различение гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков.
Ниже приведу несколько примерных упражнений для отработки безошибочного написания мягкого знака в словах. Это лишь малая часть работы по усвоению этой темы. Больше подобных упражнений можно найти в интернете.
Тренировочные упражнения для различения мягкого знака в словах
- Рассказываем ребенку, что есть мягкие и твердые согласные звуки. На мягкость согласного указывают 1) гласные Е, Ё, Ю, Я, И и 2). Мягкий знак . Сравниваем: мал — мял, мыло- мило, кон — конь, уголки — угольки и т.д. Учимся различать разделительный мягкий знак в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Для этого произносим слоги: ля — лья, ме — мье, пю — пью, ни ,- ньи и другие. Даём понять, что в слогах с мягким знаком гласный звук произносится с паузой, он как бы спотыкается об мягкий знак. Подключаем в это упражнение движение рук: руки вместе с ЛЯ, НЁ, ТЮ, МЕ; руки в стороны с слогами ЛЬЯ, НЬИ, ТЬЮ, МЬЕ.
- Игра «Наоборот» с использованием мяча или машинки. Катаем их друг к другу. Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч: МЯ — МЬЯ, ПИ — ПЬИ, МЯ — МЬЯ, ДЮ — ДЬЮ, ТЕ — ТЬЕ и другие. В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я при произнесении даёт небольшую паузу.
- Игра «Один-много» образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул — стулья, крыло — крылья, брат — братья, полено — поленья и другие.
- Вставить, где это необходимо, мягкий знак:
Нержавеющая стал _, густая пыл _, белый мел _, длинный шест _, зеленая ел _, штрафной удар_, острый угол_, не лез_ на крышу, ел_ банан, учител_ положил мел_.
- Игра «Имена». Подобрать взрослое имя: Даша — Дарья, Наташа — . Соня — . Маша — . Илюша — . Назвать ласково: Катя — Катенька, Надя — . Миша — . Коля — . Оля — . Вася — .
- Игра «Исправь ошибки у Незнайки»: у птицы перя, кошачя шерсть, барсучя нора, полёт из лейки, медвежя шкура, вют гнезда, большая семя и другие.
Желаю успехов в усвоении мягкого знака!
Источник
Разделительный мягкий знак — правила и примеры правописания
Одна буква — три роли
Мягкий знак является одной из немногих букв, которая практически никак не изменилась в течение долгих столетий. Однако раньше она называлась «ерь» и обозначала редуцированный гласный звук. Хотя значение «ь» никак не менялось. Он все также являлся неотъемлемой частью русского алфавита и использовался для того, чтобы разделить буквы или смягчить шипящие. Кстати, именно из-за того, что раньше присутствовала «ерь», на сегодняшний день людям часто приходится наблюдать слова с чередованием гласных звуков: пень — пня.
Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что мягкий знак может иметь сразу три значения. Во-первых, он может выступать в роли показателя мягкости (ярким примером служат слова: день, тень, лень и так далее). Во-вторых, эта буква может указывать на грамматический признак существительного, например, на его склонение (помощь — существительное 3 склонения, поскольку на конце стоит мягкий знак). Ну и в-третьих, «ерь» может быть разделительным и добавлять несколько звуков в те буквы, где обычно присутствует один звук.
Немного теории
Если спросить большинство взрослых людей о том что представляет собой мягкий знак, который является разделительным, то большинство из них начнут заминаться и ответят что-то вроде: «Ну это буква, которая должна стоять в середине слова и что-то разделять». Такой ответ является отчасти правильным, однако чтобы быть более подкованным в этом вопросе, необходимо как следует изучить правила русского языка, а также сопоставить и с конкретными примерами.
Итак, разделительным мягким знаком считается буква, которая разделяет слово на две части и стоит перед гласной буквой, которая обозначает два звука, например, перед «я» [й’а] или «е» [й’э].
Особенностью произношения таких слов является то, что они разделяются на две части, каждая из которых кажется самостоятельной: «мышьяк» [мыш’й’ак] — так и хочется написать сначала «мышь», после чего поставить пробел и написать «як». То же самое касается и других слов с видоизмененной буквой «ерь»: «статья», «вьюга», «пьёт» — независимо от того, какой частью речи они являются. Самое главное, чтобы после него находилась гласная буква, а перед — любая согласная кроме «й».
Что касается расположения буквы в предложении, то она должна находиться в середине слова за исключением тех позиций, когда она стоит сразу после приставки. В этом случае необходимо поставить твердый знак: «подъезд», «съесть», «подъехать» — как и в предыдущем случае, часть речи не будет иметь значения. Однако правило актуально лишь тогда, когда после приставки находится буква «я», «ю», «ё», «е». Во всех остальных случаях будет писаться знак, обозначающий мягкость в корне предложения. Таким образом можно даже проверять правильность морфемного разбора слова.
Особенности употребления в иностранных словах
Разделительный мягкий знак (правило употребления приведено в следующем разделе) будет придавать два звука букве далеко не во всех случаях. Ведь если взять в качестве примера слово «батальон», то можно увидеть, что буква «о» имеет один одноименный звук, а знак лишь придает «н» мягкость. Однако «ь» все равно является разделительным, поскольку он находится в середине слова. Однако такая особенность наблюдается лишь в тех словах, которые изначально были заимствованы из другого языка. Вот несколько интересных примеров:
Для русского языка употребление «ь» перед гласной буквой «о» является нетипичным, поэтому практически во всех случаях таким образом можно почти безошибочно определить, где в тексте находится слово, заимствованное из иностранного языка. Это можно назвать негласной четвертой ролью этой интересной буквы.
Однако не стоит забывать, что русская орфография может со временем видоизменяться, поэтому список заимствованных слов с каждым годом становится все обширнее.
Правописание с примерами
Большинство вопросов, возникающих у учеников по поводу употребления разделительных букв, связаны с тем, какую именно из них следует написать в слове. Ведь если после «ъ» или «ь» стоят буквы «е», «ё», «и», «я», «ю», то можно легко ошибиться в их написании. Вот несколько примеров: «коньяк» и «объявление». И если с первым случаем все более-менее понятно (употребить «ъ» в нем как-то непривычно), то со вторым — обязательно возникнет ряд трудностей, ведь здесь может вполне неплохо смотреться и «ь».
Чтобы проверить правильное написание слов, вовсе не обязательно искать таблицы с орфограммами и пытаться найти нужное слово. Достаточно просто провести морфемный разбор и обратить внимание на ту часть, в которой находится интересующая ученика буква. Лишь так ученик сможет понять, в каких случаях пишется мягкий знак. Вот выписка из правил:
- «Ъ» будет ставиться в тех случаях, если она находится сразу после приставки, а корень начинается на букву «е», «ю», «я», «ё», «и». Особенно следует обратить внимание на вот такой пример: «сверхинтересный» — ведь именно потому, что после приставки «сверх» отсутствует»ъ», корень начинается с буквы «и», а не «ы». Таким образом с помощью одного и того же правила можно проверять правописание слов для самых различных заданий.
- «Ь» пишется тогда, когда он находится в корне слова или перед союзом или окончанием: «птичьи» (гнезда, например). Несмотря на то, что корень слова «птиц» (чередование со звуком «ч»), разделительная буква будет все равно относиться к основе. Помнить об этом следует не только в тех случаях, когда необходимо провести морфемный разбор, но и тогда, когда следует перенести слово с одной строчки на другую. Важно помнить, что отрывать «ь» от корня нельзя, поэтому вниз переносится окончание или суффикс.
- Ну а что касается слов иноязычного происхождения, то их правописание и порядок расположения букв следует проверять с помощью специального словаря. Ведь в русском языке стало появляться все больше не только существительных, но и глаголов, которые были заимствованы из других языков. Ярким примером служит слово «взимать», которое употребляется вообще без разделительных букв, хотя по всем правилам здесь должен был присутствовать разделительный твердый знак.
Однако в любом случае начать выполнять то или иное упражнение следует с морфемного разбора, поскольку это отличный вариант для определения того, какую именно букву следует поставить в слове (ну или таким образом можно провести проверочную работу).
Чтобы понять, в какой части слова относится знак, следует попытаться видоизменить корень, убрать приставку или поставить другой суффикс. Однако не стоит забывать о том, что некоторые буквы могут чередоваться — это весьма усложняет задачу начинающим писателям.
Притяжательные прилагательные
Среди примеров «ь» часто встречаются слова, которые образованы путем склонения и постановки в косвенные падежи притяжательных прилагательных. Однако стоит помнить, что эта часть речи может склоняться далеко не во всех случаях. Хотя в русском языке все-таки можно отыскать несколько интересных слов, которые будут поддаваться данному правилу, например, «казачий». Если попытаться просклонять притяжательное прилагательное, то можно увидеть следующую картину:
- именительный — казачий;
- родительный — казачьего;
- дательный — казачьему;
- винительный — казачий;
- творительный — казачьим;
- предложный — о казачьем;
Особое внимание стоит обратить на дательный, творительный и предложный падежи, ведь именно в них в большинстве случаев начинающие писатели и совершают распространенные ошибки, просто забыв о том, что необходимо поставить «ь». Однако стоит понимать, что склоняться могут не все притяжательные прилагательные и уж тем более далеко не всегда в состав корня будет входить буква, перед которой необходимо поставить «ь».
Смягчающий знак
Чтобы не перепутать «ь», который выполняет функцию разделения, с тем, который смягчает звук, необходимо также разобраться и во второй части правила русского языка. Итак, смягчающим знаком называется тот, чтостоит после согласной букв и используется для смягчения звука. В качестве примера можно привести огромное количество слов:
- треугольник;
- портфель;
- сажать;
- сильный;
- дождь;
- коваль и так далее.
Из примеров понятно, что эта буква может стоять далеко не только при шипящих звуках в конце слова: «тишь», но и в корне, если в нем требуется провести смягчение. Также как и в предыдущем случае, «ь» не обозначает звука, а лишь придает мягкость той букве, которая находится перед ним.
Важно учитывать, что если смягчающая буква находится в конце звука после шипящей, то стоит обращать внимание не только на часть речи, но и род слова. В качестве примера стоит разобрать два простых предложения: «Я услышал детский плач» и «Плачь девочка, ведь это иногда полезно». В первом случае слово «плач» употреблено в роли существительного в мужском падеже, поэтому после шипящей не стоит ставить смягчающей буквы. А вот во втором случае речь идет о глаголе, стоящем в повелительном наклонении, поэтому поставить «ь» все-таки нужно. Так что лишь взглянув на наличие или отсутствие буквы можно также быстро найти необходимую часть речи, если этого требует задание.
Алгоритм для самопроверки
Дабы научиться правильно различать слова с разделительными знаками (твердым и мягким), а также смягчающими буквами, следует разобрать несколько примеров на практике, используя определенный алгоритм действий. Вот небольшая инструкция, которая будет особенно полезной для начинающих писателей и учеников средних классов:
- Выписать слово на тетрадь и взять в руки карандаш.
- Взглянуть на характеристику слова и его роль в предложении.
- Определить часть речи с помощью вопроса и значения конструкции.
- Провести морфемный разбор, пытаясь видоизменить не или иные части (корень, суффикс, приставку).
- Вспомнить о возможных исключениях.
- Сделать выводы и написать правильную букву.
Как показывает практика, правила значительно быстрее запоминаются учащимся в том случае, если он провел кое-какие задания, предназначенные для закрепления материала. Так что стоит разобрать на практике один-два интересных примера, используя описанный алгоритм действий. Можно даже выполнять упражнение сразу с двумя словами, чтобы было более интересно: «из…езженный» и «кальян»:
- Выписав примеры на тетрадь, необходимо для начала определить часть речи. Первое — причастие, второе — существительное.
- Далее необходимо провести разбор по составу определить, где у слов кончается корень и начинаются приставки. В случае с «кальяном» все более-менее просто — корнем является все слово. А вот первый пример может вызвать затруднения. Хотя достаточно вспомнить от чего образовываются причастия — «ездить» — то есть корнем является «езж» (происходит чередование, далее идет стандартный суффикс «енн», а впереди стоит приставка «из».
- Согласно правилам, необходимо написать в первом примере разделительный твердый знак, а во втором — мягкий.
- Слова также не являются исключениями.
Найти разделительный «ь» не так уж сложно, как может показаться с первого взгляда. Самое главное — помнить то, что гласят правила, а также как можно больше практиковаться с различными примерами. В этом случае даже самые хитрые конструкции не смогут поставить писателя в замешательство.
Источник