Меню

Здоровье работа по формированию зож

«Организация работы по формированию здорового образа жизни»

специалист в области арт-терапии

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического

сопровождения и коррекции «Гармония»

«Организация работы по формированию здорового образа жизни»

Учитель физической культуры

Понятие здоровья и здорового образа жизни, его составляющие.

Здоровье, по определению Всесоюзной организации здравоохранения (ВОЗ), понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, социальное здоровье. Все они взаимосвязаны между собой. Так на фундаменте физического понятия здоровье психическое, духовное, на нем – нравственное, социальное.

Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Здоровый образ жизни связан с выбором человека позитивного, в отношении здоровья, стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом .

Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего -на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т. е. на независящие от человека причины).

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.

Принципы формирования здорового образа жизни:

1) Принцип актуальности. Этот принцип призван обеспечить учащихся, наиболее важной и своевременной информацией. Актуальность информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, задачами здравоохранения. Она отражает проблемы, связанные со здоровьем детей, экологией, социальными нормами и ценностями и т. д.

2) Принцип научности предусматривает осуществление теоретической и практической деятельности на основе научнообоснованных данных. В соответствии с этим принципом в воспитании детей используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать информацию в понятной, интересной для подростков форме.

3) Принцип доступности предполагает соответствие содержания, методов, форм, средств обучения, интересам и потребностям ребенка. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации. Важное значение для реализации принципа имеют дидактические подходы к изложению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов. Доступность информации достигается также эмоциональной образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением наглядных материалов.

4) Принцип положительного ориентирования предполагает выработку типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом значительное внимание уделяется позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье человека. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного, в отношении здоровья, поведения.

5) Принцип единства теории и практики предполагает возможность использования полученных воспитанником или группой воспитанников знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов, анализ причин поведения в различных ситуациях.

6) Принцип активного участия способствует устойчивому закреплению знаний и навыков здорового образа жизни, включающий качественный анализ. При этом учащиеся высказывают версии по предлагаемому вопросу и вырабатывают наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения. Решают ситуационные задачи, с необходимостью выбора и принятия решения, ролевые (разминочные, сюжетные) игры, рисование газет на тему и т.п.

При проведении всевозможных тренингов и бесед нужно обязательно учитывать особенности, для формирования групп: пол; возраст; состояние здоровья; уровень информированности; потребности в той или иной информации и т. д.

7) Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей учеников. Необходимо, чтобы каждый воспитанник имелвозможность получить индивидуальную консультацию по вопросам охраны и укрепления здоровья.

8) Принцип иллюстративности способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

9) Принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности детей в вопросах здоровья, такая активность возможна только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип является чрезвычайно важным, так как выступает в качестве основополагающего для изменения форм поведения и стилей жизни.

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую воспитанник получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель проводит на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка.

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ученика к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать своивзгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Ребенок должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Воспитанникам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап —ребенком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.Тормозящим моментом в решении проблемы по формированию здорового образа жизни следует считать, традиционную структуру урока, которая сложилась давно, но, несмотря на множество инновационных разработок различных авторов, появившихся в последнее время, не претерпела существенных изменений.

Здоровьесберегающая образовательная среда

как необходимое условие формирования здорового образа

Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.

Образовательная среда — это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования. Она является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д.

Исходя из определения образовательной среды, следует рассмотреть жизненно важные для школьника потребности:

─ биологические (физиологические) потребности (потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании);

─ потребности в безопасности, любви и признании;

─ возрастные базовые потребности (впервые появляются на определенном возрасте). Например, для младшего школьника типичная возрастная потребность – это потребность в новых переживаниях, в новых знаниях. В подростковом возрасте потребность во взрослости, самостоятельности;

Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья:

─ общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);

─ стиль взаимодействия участников образовательного процесса;

─ двигательный режим учащихся;

─ санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;

─ медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;

Существует алгоритм внедренияздоровьесберегающей педагогики:

1)Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного решения.

2)Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.

3)Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).

4)Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

В Центре «Гармония» определены приоритеты в пользу здорового образа жизни и вся работа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. По результатам проведённого мониторинга мы пришли к выводу, что дети нашего Центра любят занятия физической направленности, активно участвуя в различного рода спортивно-массовых мероприятиях.

Здоровьесберегающая образовательная среда Центра формируется на основе множеств взаимосвязанных компонентов:

Уроки физической культуры и АФК;

Занятия в кружках и секциях по интересам: «ОФП», «Футбол», «Волейбол», «настольный теннис», «Баскетбол», «Аэробика», «Греко-римская борьба».

Внеклассные мероприятия спортивной направленности;

Спортивные праздники: «Мы готовы к ГТО», «Здоровье и силу любимой России!», «Дети России», «Мы вместе» и др;

Викторины и беседы по ЗОЖ и отказу от вредных привычек;

Дни здоровья различной тематики;

Спортивные соревнования: «Старты юных», ежегодные Параспартакиады, областные соревнования по видам спорта и др.

Работа воспитателей, классных руководителей, соц.педагогов в сфере формирования ЗОЖ и отказу от вредных привычек.

Мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, прошедшие в 2017-2018 учебном году

Весёлые старты «Скажи здоровью «да!»

(Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

День здоровья — «МЫ ВЫБИРАЕМ ЗДОРОВЬЕ!»

(Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

Товарищеская встреча по волейболу

Областной (Сизов Г.В., Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

Неделя здорового образа жизни

(1 декабря – день борьбы со СПИДом).

Часы общения (по формированию ЗОЖ школьника):

— «Курение – это яд?»;

— «Привычки и здоровье»;

— «Употребление табака, алкоголя и наркотиков.

— «СПИД – как избежать опасности?»

Школьный (Воспитатели групп)

«Галерея открытых уроков учителей физкультуры»

Школьный (Григорьева Т.А., Лазуткина А.А., Сизов Г.В., Жестков А.П.)

Беседа и викторина 1-12 кл. «Здоровым быть модно!»

Школьный (Григорьева Т.А., Лазуткина А.А, Лёвочкина.)

Общешкольный праздник «Радуга здоровья»,

-«Сотвори сам себя»;

( Понкратов Д.А., Хорина О.И., Герасимова О.Ю., Воспитатели групп)

Всероссийская акция «Мы готовы к ГТО!»

Школьный (Инструктор ФК, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

Праздник, посвящённый «Дню защиты детей».

Школьный (Инструктор ФК, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

Праздник, посвященный «Дню семьи».

Региональный (Инструктор ФК, соц.отделение, Григорьева Т.А., Лазуткина А.А.)

Соревнования, в которых участвовали спортсмены

Центра «Гармония» 2017-2018 г.

VIII Параспартакиада Тамбовской области по лёгкой атлетике, г. Котовск.

Областной Фестиваль адаптивного спорта «Преодоление», г. Тамбов.

Областные соревнования по настольному теннису (в рамках VIII ПараспартакиадыТамб.обл.)

Соревнования по волейболу (в рамках VIII Параспартакиады Тамбовской области), ТОГБОУ «Гармония».

Первенство области по мини-футболу

Церемония награждения спортсменов в рамках VIII Параспартакиады Тамбовской области

Чемпионат Тамбовской области среди спортсменов с ограниченными возможностями здоровья (лёгкая атлетика), г. Котовск.

Образовательная среда учащегося — это все то, что его окружает в процессе обучения, все то, с чем он взаимодействует в данном процессе. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Читайте также:  Презентация за зож учащимся школы

Источник

Программа по формированию основ здорового образа жизни «Путь к здоровью»
учебно-методический материал по обж на тему

Скачать:

Вложение Размер
programma_put_k_zdorovyu.docx 84.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Ильинская основная общеобразовательная школа»

Программа по формированию основ здорового образа жизни

«Путь к здоровью»

Киселёва Лариса Евгеньевна

с. Ильинское, 2016

1. Обоснование необходимости реализации программы.

1.2. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

1.3. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа.

2. Ресурсы, поддерживающие реализацию Программы.

3. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья.

3.1. Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы.

3.2. Стратегические цели программы.

3.3. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.

4. Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.

5. Условия (организационные механизмы) реализации Программы

5.1. Организационно-функциональная модель реализации Программы

6. План мероприятий Программы

6.1. Этапы и сроки реализации программы.

6.2. Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).

6.3. Методика оценки эффективности реализации программы.

Приложение 1. Здоровье школьников МКОУ «Ильинской основной общеобразовательной школы».

Приложение 2. Система физкультурно-оздоровительной работы.

Приложение 3. Дополнительное образование.

Приложение 4. Социальные партнеры МКОУ «Ильинской основной общеобразовательной школы».

Приложение 5. Примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью , здоровому образу жизни.

  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Путь к здоровью” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Результаты медицинского осмотра учащихся ОУ свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как:

1. патология костно-мышечной системы;

2. болезни органов зрения,

3. болезни органов дыхания;

4. патология пищеварительного тракта.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

1.2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно.

На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, рост близоруких детей.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников. Реализация школьной целевой программы «Путь к здоровью» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.

В МКОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» так же имеется большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений, учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

— формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;

— осуществление мониторинга здоровья учащихся;

— реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;

— организация рационального питания;

— создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Урочная и внеурочная деятельность дополняет друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесберегающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и на переменах.

В школе работает группа продлённого дня (1-4 классы), где учитель начальных классов не только помогает ребятам выполнить домашние задания, но и ведёт различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса. В школе работают спортивные секции, налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся и родителей культуры отношения к своему здоровью.

Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения уделяется значительное внимание .

В школе работает логопед. Кроме того, в школе ведется работа социального характера социальным педагогом:

— составление социального портрета школы (классов);

— выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.

— совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;

— проведение мероприятий по профилактике вредных привычек;

— проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.

За счет взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды, мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

— сохранение и укрепление физического здоровья детей;

— проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;

— организацию социально-профилактической работы с учащимися;

— формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

— проблемы улучшения материально-технической базы.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МКОУ «Ильинская основная общеобразовательная школа» возможно, благодаря разработанной целевой программе «Путь к здоровью», направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсозидающей образовательной среды. Кроме того,
существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесозидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесозидающих технологий.

Для достижения эффективных результатов необходима согласованная работа всех специалистов и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесозидающую деятельность ОУ.

2. РЕСУРСЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ресурсы:
— квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
— развитие службы здоровья ОУ,

— опыт работы ОУ с социальными партнерами,

— наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.

В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
73% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 17 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах.

В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят заместитель директора по УВР, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, логопед, школьный библиотекарь, воспитатель группы продленного дня, классные руководители.

В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортплощадка, медицинский кабинет; компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает логопедический пункт, кабинет социального педагога.
В школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет.

К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий, методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр., методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей), методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий зам. директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

3.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Путь к здоровью» имеет актуальное значение.

Разработка школьной программы «Путь к здоровью» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.

Ведущими концептуальными понятиями выступают:

1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,

2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,

3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно, принципы обеспечения здоровья:

  • Сохранение
  • Укрепление
  • формирование (развитие) здоровья

Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, культурологического и валеологического подходов в образовании.

Программа опирается на следующие ведущие подходы:

— гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;

— системный подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);

— созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;

— средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.

Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:

— становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);

— развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.

В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).

Культура здоровья школьника — это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.

Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,

2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,

3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).

Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют:

— оптимальный двигательный режим;

— тренировка иммунитета и закаливание;

— рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни);

— отсутствие вредных привычек;

Программа “Путь к здоровью” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьесбережению в ОУ.

3.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

— Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесозидания, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.

— Построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.

3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

  • Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
  • Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ.
  • Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
  • Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников.
  • Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

— наличие общей и оздоровительной инфраструктуры,

— создание условий для здорового питания,

— внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий,

— построение научно обоснованного учебного режима,

— обеспечение двигательной активности обучающихся.

  • Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
  • Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
  • Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
  • Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, областного, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
  • Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Программа “Путь к здоровью” предусматривает:

1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.

2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей.

3-й этап – формирующий – работа по реализации программы “Здоровье” (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников).

4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

Программа предусматривает следующие приоритетные направления:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.

Основные задачи направления:

  • организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
  • разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
  • формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
  • построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
  • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основные задачи направления:

  • организация просветительской работы среди родителей;
  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

Основные задачи направления:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
  • профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья воспитанников;
  • работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
  • организация активных форм досуга;
  • снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.

4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Основные задачи направления:

  • формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников;
  • создание на базе учебного заведения “Школы здоровья”.

5. УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общее руководство реализацией Программы осуществляется администрацией ОУ, которая организует:

а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы,

б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района,

в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы,

г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Костромского муниципального района и др.

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Методический совет школы в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов

Ноябрь каждого учебного года

Зам. директора по УВР

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

Зам. директора по ВР

Применение на уроках здоровьесозидающих технологий

Зам. директора по УВР, учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя-предметники

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда

Ежегодно, 1 раз в четверть

Зам. директора по УВР и АХР

Анализ состояния здоровья учащихся

Ежегодно, 1 раз в год

Медработники, кл. руководители

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.

Ежегодно,
1 раз в четверть

Учитель по физической культуре

Проведение музыкальных и спортивных перемен

Зам. директора по ВР

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

Зам. директора по ВР

Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры, преподаватель организатор ОБЖ

Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов, Дней здоровья с привлечением родителей учащихся

Ежегодно,
1 раз в четверть

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками ФАП

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

Зам. директора по ВР

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

Ежегодно,
1 раз в четверть

Зам. директора по ВР, кл. руководители

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР, служба сопровождения, преподаватель-организатор ОБЖ

Психологическая помощь обучающимся

Зам. директора по ВР, психолог

Зам. директора по ВР, соц. педагог

Зам. директора по УВР, логопед

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся

Зам. директора по УВР

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся

Зам. директора по УВР и ВР

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда

Директор, преподаватель-организатор ОБЖ

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

Директор, Зам. директора по АХР

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ

Директор, Зам. директора по АХР

Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)

Зам. директора по АХР

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме

Зам. директора по УВР, служба сопровождения

Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе

Зам. директора по УВР

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

Зам. директора по УВР

Обеспечение качественным горячим питанием учащихся

Организация и проведение недель здоровья с привлечением специалистов, партнёров, родителей учащихся

Ежегодно,1 раз в год

Зам. директора по УВР, Зам. директора по ВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ

План работы “Школы здоровья”

Основные направления работы:

– пропаганда здорового образа жизни;

– повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся;

– формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности;

– формирование у школьников ценностей молодёжной культуры, направленных на неприятие социально-опасных явлений.

Примерный учебный план:

Тема 1: Режим дня. Организация учебного труда школьника. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Активный отдых. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Тема 2: Опорно-двигательная система. Общие сведения о строении и функционировании. Возрастные особенности скелета и мышц. Изучение своей осанки. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

Тема 3: Мое питание. Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы.

Тема 4: Органы дыхания и их гигиена. Общие понятия о дыхательной системе. Как надо правильно дышать? Заболевания органов дыхания и их профилактика. Что разрушает легкие? Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Как уберечься от простуды?

Тема 5: Профилактика вредных привычек. Привычки полезные и вредные. Что такое психоактивное вещество? Алкоголь и болезни. Вред и опасность курения. Наркотики сокращают жизнь. Тренинг: как сказать “нет”? Предупреждение токсикомании.

Тема 6: Угроза здоровью и жизни в природной среде. Природа – источник здоровья и опасности для человека. Правила поведения в природной среде. Опасности, подстерегающие в лесу, на воде. Ядовитые растения, грибы. Меры по предотвращению отравлений. Ядовитые змеи, лесные звери и насекомые. Меры предосторожности при встрече с ними. Правила пользования огнем в лесу.

Тема 7: Здоровье и его сохранение. Сущность понятий “здоровье” и “болезнь”. Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие “здоровый образ жизни”. Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).

Тема 8: Организм человека и его строение. Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции. Что определяет нормальное развитие организма? Как оценить физическое развитие? Валеологический анализ (анкетирование, позволяющее оценить особенности собственного развития).

Тема 9: Как следует питаться. Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро– и микроэлементы. Их содержание в продуктах питания и влияние на сохранение здоровья.

Тема 10: Забота о коже и ее производных. Как устроена кожа человека? От чего защищает кожа? Травмы и заболевания кожи (ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, чесотка и др.). Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Почему выпадают волосы?

Тема 11: Обмен веществ и энергии. Что такое обмен веществ? Основные причины нарушения обмена веществ. К чему приводит переедание и привычка есть много сладкого? Валеологический самоанализ: анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания. Составление суточного рациона и меню.

Тема 12: Мозг и нервы. Строение нервной системы. Что случается с человеком при повреждениях головного и спинного мозга? Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения. Что укрепляет нервы? Валеологический самоанализ: опросник, позволяющий оценить опасность для нервной системы своего поведения и коррекция своего образа жизни.

Тема 13: Кровь и кровеносная система. Состав крови и ее значение. Сердце и его работа. Показатели, по которым можно судить о работе сердца. Большой и малый круги кровообращения. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и профилактика. Группы крови, переливание, донорство.

Тема 14: Иммунитет и его укрепление. Что такое иммунитет? Органы иммунной системы. Что ослабляет иммунитет и что его укрепляет? Значение прививок. Детские инфекции и их профилактика. Воздушно-капельные инфекции и их профилактика.

План мероприятий по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.

Цель: углубление теоретических знаний учащихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.

  • предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;
  • формирование представлений о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;
  • приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
  • пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса.

Теоретический материал подается в виде лекций или тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:

  • метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;
  • метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;
  • игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;
  • поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.

I. Тематика лекций и бесед.

1. Здоровье нации и вредные привычки:

– что такое здоровье: общие понятия и определения;

– признаки, сущность, механизмы здоровья;

– компоненты здоровья и их взаимосвязь;

– факторы, формирующие здоровье;

– вредные привычки как факторы риска;

– причины возникновения вредных привычек.

2. Курение и его опасность для организма:

– история употребления табака в России, странах Европы;

– влияние табакокурения на основные функции организма человека;

– пассивное курение, его опасность;

– курение и потомство;

– профилактические мероприятия по борьбе с курением.

3. Алкоголь, его опасность для организма:

– история употребления алкоголя в России, странах Европы;

– мотивы и факторы, обуславливающие употребление алкоголя;

– влияние алкоголя на состояние физиологических систем организма;

– алкоголизм и потомство.

4. Основные виды психоактивных веществ:

– легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества;
– понятие о психостимуляторах;

– психическая и физическая зависимость;

– позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
– профилактические мероприятия и борьба с наркоманией на различных уровнях.

II. Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности молодежи о вредных привычках, об употреблении ПАВ и о методах их профилактики:

– дискуссия “Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни”;
– анкета “О вреде курения” (изучение отношений учащихся к проблеме табакокурения);
– дискуссия “Мифы о безвредности пива” (анализ уровня осведомленности учащихся о вреде употребления пива; определение склонности учащихся к алкоголизации).

III. Проведение нетрадиционных мероприятий:

– ролевая познавательная игра “Суд над сигаретой”;

– оформление стенда “Профилактика вредных привычек”;

– организация встреч учащихся со специалистами-психологами, наркологами, фтизиатрами;

– проведение акции “Наркотикам – нет!” с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;

– выступление агитбригады “Не дадим наркотикам захватить мир!”;

– диспут “Как не стать рабом наркотиков”.

6.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа “Путь к здоровью” предусматривает:

1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.

2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей.

3-й этап – формирующий – работа по реализации программы (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников).

4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

Срок реализации программы – 3 года.

6.2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)

  • Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
  • повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
  • формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
  • снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
  • повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
  • усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
  • Наличие востребованного электронного банка ресурсов и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесберегающей деятельности ОУ;
  • Повышение уровней культурологической и валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
  • Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
  • Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
  • Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы.
  • Рост спортивных достижений обучающихся.
  • Повышение физического уровня обучающихся.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников)

ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

— снижение заболеваемости учащихся на 5%;

— расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 5% ежегодно;
— повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов;

— снижение асоциальных случаев поведения школьников;

— общая динамика снижения показателей заболеваемости учащихся школы;

6.3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля

— степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;

— анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;

— опросы учащихся, родителей, педагогов;

— общественная оценка качества работы школы;

– анкетирование всех участников образовательного процесса;

— общественная оценка качества работы школы.

Критерии эффективности реализации целевой программы

Для образовательных учреждений :

  1. количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
  2. количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
  3. доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
  4. численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства;
  5. уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
  6. оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы.
  1. количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
  2. количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися;
  3. количество (воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
  4. доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
  5. доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
  6. доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %;
  7. количество (динамика) несчастных случаев в ОУ.
  1. доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %;
  2. доля педагогов, владеющих здоровьесберегающими технологиями по отношению к общему их количеству, %.

Социальный эффект от реализации программы

Для ОУ и родителей

Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения. Развитие службы здоровья и службы сопровождения. Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса.

Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг.

Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.

Для системы образования района

Получение положительного тиражируемого инновационного опыта, подлежащего передаче ОУ района и города.

Расширение и углубление духовно-нравственной и валеологической составляющей муниципального образования.

Источник

Adblock
detector