Меню

Здоровье психическое обуславливает нормально протекающие процессы высшей нервной деятельности

Здоровье психическое обуславливает нормально протекающие процессы высшей нервной деятельности

56. Высшая нервная деятельность человека

Сложность поведения человека. Поведение человека резко отличается от поведения животных, даже наиболее высокоорганизованных. Только человеку свойственны такие сложные проявления деятельности головного мозга, как высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление и связанная с ними речь. Все эти особенности высшей нервной деятельности постепенно развились у человека в связи с его общественным трудом, благодаря которому люди смогли сознательно воздействовать на природу. Однако и эти сложнейшие формы поведения людей тесно связаны с образованием условных рефлексов, их торможением.

Образование условных рефлексов у человека начинается с первых дней жизни ребенка. Изо дня в день, когда мать кормит младенца, его тельце находится в определенном положении. И это положение скоро становится для него условным раздражителем, который постоянно подкрепляется безусловным — приемом пищи. Уже в возрасте 1 — 2 недель у младенца отчетливо проявляется условный рефлекс: стоит взять его на руки в положении, обычном для кормления, как он начинает делать губками и язычком сосательные движения.

Проходят дни, недели, и количество условных рефлексов у грудного ребенка все увеличивается. Условным пищевым раздражителем становится для него вид матери. Четырехмесячный младенец узнает мать, тянется к ней ручонками. Такова же реакция младенца и на бутылочку, из которой он сосет молоко. У него начинают вырабатываться и оборонительные условные рефлексы. Чайной ложкой ему вливают в рот неприятное по вкусу лекарство. И вид ложечки становится условным раздражителем: увидев ее, дитя плачет, отталкивает ложечку.

Ребенок подрастает. Его перестают кормить из бутылочки. Теперь его кормят вкусной пищей из ложечки, и оборонительный рефлекс на этот предмет тормозится — угасает. Он заменяется новым условным рефлексом, в котором ложечка становится пищевым раздражителем, и теперь, увидев ее, ребенок начинает к ней тянуться.

Так с течением времени под действием раздражений окружающей среды у ребенка образуется все больше условных рефлексов. Вот вокруг годовалого ребенка летает золотистая оса. Он тянется к ней ручонками, хватает ее. И сочетание вида насекомого со жгучей болью приводит к образованию оборонительного условного рефлекса. Теперь, увидев осу, ребенок плачет, прячет ручонки за спину, убегает.

Такие условные рефлексы маленьких детей не отличаются от тех, которые образуются у животных. Подобные рефлексы не теряют своего значения и для взрослых людей. Они проявляются у нас постоянно.

При виде вкусной пищи у нас начинают «течь слюнки», позвякивание посуды возбуждает наш аппетит, мы не прикасаемся к кастрюле, если из-под ее крышки вырывается пар. Просыпаемся мы по звону будильника. Стрелка часов сигнализирует нам о том, что настало время завтрака, ухода в школу. Учебные занятия в школе начинаются и кончаются по звонку.

Наблюдается у нас и торможение условных рефлексов. Так, внезапный оглушительный удар грома останавливает выделение слюны, уже начавшееся при виде вкусной пищи. Это — внешнее торможение.

Рассмотрим пример внутреннего торможения у человека. Надев новую одежду, мы в первые дни протягиваем руку за носовым платком, кошельком к тому месту, где на старой был карман. Но кармана на прежнем месте нет. Рефлекс, не находящий подкрепления, с течением времени угасает. У нас образуется новый условный рефлекс, и мы безошибочно находим карман в той одежде, которую носим теперь.

Такие условные рефлексы, как известно, определяют поведение животных, но они далеко не исчерпывают всей сложности высшей нервной деятельности человека, который познает окружающий мир и активно воздействует на него. В познании человеком окружающего мира особое значение приобрело слово.

Значение слова. Слово воспринимается только человеком. Оно имеет первостепенное значение в жизни людей. Слово — своеобразный раздражитель для большинства наших условных рефлексов. Понять это вам поможет простой опыт.

Представьте себе куст красной смородины, увешанный кистями ярких блестящих ягод, сквозь полупрозрачную мякоть которых просвечивают семена. Вы срываете кисть и снимаете губами ягоды с веточки. От кислоты раздавленных во рту плодов у вас сжимаются челюсти. Почему же ваш рот наполнился слюной при чтении этих строк? Ведь вы сейчас не ели смородины, не видели ее. Но в прочитанных вами словах рассказывалось о вкусе красной смородины, ее виде. Эти слова подействовали на вас как условный раздражитель. Не раз, когда вы ели кислую красную смородину, у вас обильно выделялась слюна. Рефлекс на слово, который вы только что пронаблюдали у себя, образовался на основе двух рефлексов: безусловного — на вкус смородины и условного — на ее вид.

Но значение слова для человека не ограничивается функцией условного раздражителя. Оно появилось как средство общения между людьми в их трудовой деятельности. Вся жизнь человеческого общества основывается на общении людей посредством речи. Научиться говорить можно только в человеческом обществе. Это подтверждают отдельные случаи, описанные в литературе, когда грудных детей, потерянных родителями, вскармливали дикие звери. У таких детей, найденных в 5 — 7-летнем возрасте, совершенно отсутствовала речь, не было свойственного человеку мышления. В дальнейшем их уже было невозможно научить говорить.

Читайте также:  Здоровье весов этом году

В обычных условиях ребенок начинает говорить в возрасте одного- полутора лет. Вначале слова, которые он произносит, обозначают для него единичные предметы. Так, слово «стол» означает для него тот столик, за которым его кормят. Но с течением времени он начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и столик для радиоприемника. Ребенок начинает обобщать словом «стол» различные предметы, имеющие общие признаки.

Таким образом, слово выражает наши понятия. Мы обобщаем словами не только предметы, их свойства и признаки, явления природы, но также свои ощущения, переживания и отвлеченные понятия. Мы мыслим словами. Значит, основой мышления является слово. В высшей нервной деятельности человека рефлексы, сходные с условными рефлексами животных, отодвигаются на второй план. Основные проявления высшей нервной деятельности человека связаны с речью, отвлеченным мышлением.

Может показаться, что и животные понимают смысл слов. В самом деле, собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс, становится на задние лапы, когда ей говорят: «Служи!» Но смысла слова животное не понимает. Оно становится на задние лапы и при других, похожих сочетаниях звуков — «скажи», «лежи», «дружи». Но когда такой собаке говорят: «Встать на задние лапы!» — она не реагирует на эти слова.

По-иному проявляется реакция на слово у людей. Даже маленький ребенок, только начинающий ходить, одинаково реагирует на различные фразы зовущей его матери, не похожие друг на друга по сочетанию звуков: «Иди сюда!», «Поди к маме!» Ребенок закрывает глаза, когда ему говорят: «Спи!», «Усни!», «Надо спать!», «Закрой глазки!» Таким образом, человек реагирует не на сочетания звуков, а на смысл слов.

Проходят годы, и ребенок все больше овладевает речью, сложнее становятся понятия, обозначаемые словами. Вместе с речью развивается и мышление ребенка. В 5 — 7-летнем возрасте он начинает читать и писать.

Устная и письменная речь играет огромную роль в развитии человеческого общества. Она позволяет нам знакомиться не только с опытом других людей, но и с тем опытом, который человечество накопило на протяжении всей своей истории.

Зависимость сознания человека от функций коры больших полушарий. Сознание людей неразрывно связано с деятельностью коры их головного мозга. Это доказывается многими фактами. Рассмотрим некоторые из них. Известны случаи, когда дети родятся с недоразвитой корой больших полушарий или совсем без нее. Такие дети живут обычно недолго, не более трех лет. В течение своей короткой жизни они по поведению не отличаются от только что родившегося младенца. У них не образуется ни одного условного рефлекса, сознание и связанная с ним речь отсутствуют.

Иногда из-за мозгового заболевания или черепного ранения нарушаются функции больших полушарий мозга человека. Тогда он может потерять рассудок.

Эти факты свидетельствуют о том, что без коры головного мозга не может быть мышления.

Успехи науки в изучении деятельности головного мозга не оставляют места ложным религиозным представлениям о «душе», независимой от тела, свойствами которой будто бы объясняется сознательная деятельность человека. Эти представления в течение многих веков тормозили развитие подлинно научных взглядов на сознание и мышление человека.

Русские физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их последователи внесли неоценимый вклад в создание учения о высшей нервной деятельности человека, которое доказывает многочисленными неоспоримыми фактами полную несостоятельность религиозных вероучений о «душе».

■ Слово как условный раздражитель. Слово как основа мышления.

? 1. В чем сходство высшей нервной деятельности человека и животных? 2. Когда начинают появляться условные рефлексы у человека? 3. Какие известные вам факты подтверждают, что сознание человека — это проявление деятельности норы больших полушарий? 4. Какой вклад внесли русские ученые И. М. Сеченов и И. П. Павлов в развитие материалистической физиологии?

▲ 1. Вспомните, какие условные рефлексы играют роль в вашей повседневной жизни. 2. Приведите примеры внешнего и внутреннего торможения условных рефлексов из своего личного опыта. 3. Приведите из жизни пример оборонительного условного рефлекса на слово.

Источник

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность (ВНД), осуществляемая корой больших полушарий, обеспечивает наиболее совершенную адаптацию человека и животных к постоянно меняющимся условиям внешней среды, лежит в основе высших психических функций человека, таких как мышление, память, сознание и обучение.

«Отец русской физиологии» — И.М. Сеченов написал книгу «Рефлексы головного мозга», где выдвинул теорию о рефлекторном принципе, который лежит в основе деятельность ВНД. Эти идеи продолжил и развил И.П. Павлов, который экспериментально доказал, что условные рефлексы лежат в основе ВНД.

Изучая пищеварительную систему, вы узнали об опыте И.П. Павлова, с помощью которого он изучал механизм слюноотделения. Проведя эксперименты Павлов обнаружил, что часть рефлексов относятся к врожденным — постоянным, а другая — приобретенным.

Читайте также:  Здоровье есть высочайшее богатство человека эссе по истории

При многочисленном совпадении условного (сигнального) и подкрепляемого им безусловного раздражителя формируется условный рефлекс. То есть условный рефлекс всегда возникает на базе безусловного при многократном совпадении вышеуказанных раздражителей.

Условные и безусловные рефлексы

Сейчас более детально разберем отличия условных рефлексов от безусловных:

Условные рефлексы являются приобретенными: они отсутствуют у новорожденного, могут возникать и угасать в течение жизни. Безусловные рефлексы — врожденные, заложены генетически и передаются по наследству.

Условные рефлексы индивидуальны, обусловлены предшествующим опытом: у ребенка, первый раз в жизни увидевшего лимон, отсутствует слюноотделение, но после его употребления даже мысль о лимоне может вызывать обильное слюноотделение. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида без исключений.

Условные рефлексы возникают в ответ на неспецифичный раздражитель, к примеру, свет, если у собаки закреплен условный рефлекс на свет. Безусловные рефлексы возникают в ответ на специфичный раздражитель: звук воспринимается рецепторами внутреннего уха, свет — палочками и колбочками сетчатки.

Условные рефлексы приобретаются в качестве адаптации к конкретным условиям среды, при изменении среды — они изменяются также, могут утрачиваться и снова возникать. Безусловные рефлексы постоянны, даны от рождения и не угасают на протяжении всей жизни.

С корой — без коры

Условные рефлексы всегда возникают и осуществляются с участием коры больших полушарий, безусловные могут обходиться и без ее участия. Главное — запомните и осознайте, что любой условный рефлекс осуществляется на базе безусловного рефлекса.

Механизм формирования условного рефлекса

Изучение условных рефлексов тесно связано с Павловым и его учениками. Сейчас и мы с вами проведем эксперимент над собакой.

Предположим, что нам нужно выработать у животного рефлекс слюноотделения в ответ на включение света. В качестве безусловного раздражителя будем использовать пищу, а в качестве условного — включение лампочки.

За несколько секунд до того, как мы дадим корм собаке, необходимо включить лампочку. Если мы повторим подобную манипуляцию несколько раз, то у собаки закрепится условной рефлекс на включение лампочки, и в дальнейшем слюноотделение будет начинаться уже в момент включения лампочки.

Этот эффект обусловлен тем, что в головном мозге собаки возникает временная связь между зрительным центром (в затылочной доле КБП) и пищевым центром. По мере повторения нашей манипуляции эта временная связь становится более крепкой — происходит замыкание и формирование условного рефлекса.

Торможение рефлексов

Процессы торможения являются обязательными спутниками процессов возбуждения в нервной системе. Первым открыл и описал процесс торможения Сеченов, доказавший, что раздражение нервных центров промежуточного мозга угнетает рефлекторную деятельность спинного мозга.

Павлов развивал учение Сеченова и также изучал процессы торможения. Он пришел к выводу, что в нервной системе процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны и протекают непрерывно. Более того, благодаря торможению условный рефлекс носит наиболее точный и совершенный приспособительный характер по отношению к окружающей среде.

Павлов описан два вида коркового торможения:

  • Безусловное (внешнее)
  • Условное (внутреннее)

Безусловное (внешнее) торможение связано с возникновением в коре головного мозга нового (внешнего) очага возбуждения, вызванного действием какого-либо стороннего раздражителя (резкий звук, сильный шум). Действие этого раздражителя вызывает ослабление или полное исчезновение текущего условного рефлекса.

Это врожденное торможение, оно не требует выработки, поэтому Павлов и назвал его безусловным (внешним).

Условное (внутренне) торможение возникает в том же самом участке коры, где находится центр условного рефлекса. Развивается условное торможение постепенно. Вспомните, как мы выработали у собаки условный рефлекс на включение лампочки. Если мы перестанем давать пищу, а лампочку продолжим включать, то постепенно слюноотделение у собаки угаснет — это и есть условное торможение.

Для того, чтобы условный рефлекс сохранялся, нужно как можно чаще его подкреплять: в нашем случае свет (условный раздражитель) подкрепляется пищей (безусловным). Если перестать включать лампочку, перед тем как дать собаке еду, то постепенно условный рефлекс ослабеет и исчезнет. Такой процесс называют угасание — исчезновением условного рефлекса, однако при желании его можно будет создать вновь.

Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах

У животных имеется только первая сигнальная система. Павлов рассматривал ее как совокупность нервных структур, с помощью которых происходит восприятие окружающего мира органами чувств. Сигналами в первой сигнальной системе служат запах, цвет, звук — они вызывают безусловные рефлексы и служат основой формирования условных рефлексов .

Павлов доказал и то, что у животных отсутствует вторая сигнальная система. Его опыт состоял в помещении обезьяны на плот посреди озера. Обезьяна могла перебираться с помощью шеста на два других плота. На одном из них находился черпак и бак с водой, на другом плоте начинался пожар. Обезьяна тушила пожар, совершая сложные действия: каждый раз она перебиралась на плот с баком воды и черпала воду оттуда, вместо того, чтобы зачерпнуть воду из озера, которое находилось гораздо ближе. Следовательно, животные не способны к обобщению и абстрактному мышлению.

Читайте также:  Здоровье это определение разных авторов

В процессе трудовой деятельности и общения у человека возникла вторая сигнальная система, тесно связанная с возникновением речи. Здесь специфическим раздражителем являются слова, в которые человек вкладывает смысл, какое-либо понятие.

Слова имеют обобщающее значение, что послужило основной для возможности обобщения, абстрагирования и оперирование понятиями. Язык закрепляет в словах результаты деятельности человека, поэтому вы можете представить обезьяну, даже если ее не видите. Благодаря устной и особенно письменной речи становится возможным передача опыта будущим поколениям. За любую книгу, в том числе и этот учебник, также стоит сказать отдельное спасибо именно второй сигнальной системе.

Типы темперамента

Павлов выделил четыре типа темперамента, в зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов в коре больших полушарий. Холерик — легко возбудимый тип, сангвиник — уравновешенный. Флегматик — процессы возбуждения и торможения слабой силы, упорны и прилежны в работе. И, наконец, меланхолик — процессы возбуждения и торможения неуравновешены и слабы — весьма ранимы и слабовольны, склонны к глубоким переживаниям.

Эмоции, мышление и память

Эмоции — субъективные реакции человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоции могут быть положительными и отрицательными, они отражают субъективные переживания по поводу объективной окружающей действительности.

Мышлением называют совокупность умственных процессов, направленных на познание окружающей действительности и благодаря которым человек осознает суть явлений и вещей — в результате мышления формируются понятия. Различают элементарное мышление, присущее всем животным (первая сигнальная система), и абстрактное мышление, свойственное только человеку (вторая сигнальная система).

Память — способность нервной системы (мозга), заключающаяся в возможности закрепления, сохранения и дальнейшем воспроизведении полученной информации. Исходя из времени хранения информации память подразделяют на кратковременную и долговременную.

Любая полученная нами информация сначала попадает в кратковременную память, только при многократном воспроизведении эта информация переходит в долговременную память. Выделяют следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, осязательная, смешанная.

Сном называют состояние угнетения сознания, в период которого снижаются все виды чувствительности. В норме продолжительность сна у взрослого человека 7-8 часов, у новорожденных продолжительность сна достигает 18-20 часов в день. Во время сна происходит перемещение полученной за день информации в долговременную память. При отсутствии сна свыше 1-2 недель возможен летальный исход.

Различают две фазы сна: медленную и быструю, которые несколько раз чередуются за одну ночь. Фаза медленного сна заключается в физиологическом отдыхе всех систем организма: снижается ЧСС и артериальное давление, температура тела. Активнее начинают выделяться гормоны, действие которых сопряжено с восстановлением тканей.

Фаза быстрого сна — именно та фаза, в которую мы видим сновидения. В этом промежутке активно двигаются глазные яблоки, дыхание может учащаться, руки совершают движения. Эта фаза возникает примерно каждые 60-80 минут (после фазы медленного сна). Таким образом, за одну ночь мы видим множество сновидений, большинство из которых забываем. К слову, различные «умные» будильники ловят именно момент фазы быстрого сна, в который человека легче всего разбудить, и при пробуждении обычно запоминается сновидение.

Сновидение является своеобразным представлением полученной информации в виде зрительных образов. Замечу интересный факт, что всех людей, которых мы видим во сне, мы уже когда-то видели наяву. Это могло быть лицо случайного прохожего, встретившегося нам несколько лет назад: подобная информация спрятана глубоко в подсознании.

Многим из нас, в том числе и мне, доводилось бывать в состоянии измененного сознания — осознанном сновидении. Это удивительно, но порой во время сна человек может осознать, что он спит, его сон нереален, и его можно менять, как только вздумается. После таких моментов испытываешь чрезвычайную эйфорию, сны с собственным сценарием запоминаются надолго.

Заболевания

Сомнамбулизм (устаревшее — лунатизм) — болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. Чаще всего снохождение возникает в период неполного пробуждения после глубокой фазы сна. Приступ лунатизма может длиться до нескольких часов, чаще всего лунатизм встречается у детей.

Это состояние известно с древних времен, однако его причины до сих пор остаются загадкой. Также нет сведений, вредит ли внезапное пробуждение лунатику в состоянии снохождения или нет. Чаще всего лунатики выполняют стереотипные действия: вставание, уборка, хождение, после которых они ложатся в постель и наутро ничего не помнят о произошедшем.

Иногда действия лунатиков несут опасность для них самих и окружающих. Известны случаи, когда лунатики уезжали за сотни (!) километров от своего дома, после пробуждения они оказывались в другой части страны совершенно дезориентированными.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Adblock
detector