Гигиена. Конспект лекций
Владимир Николаевич Шилов, 2009
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция 1. Гигиена как наука
1. Предмет и задачи гигиены
Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.
Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.
Основными задачами гигиены являются:
• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;
• разработка санитарного законодательства;
• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
• охрана здоровья детей и подростков;
• участие в разработке основ рационального питания;
• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.
Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.
2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования
Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.
В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.
Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.
Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.
Источник
«Основы гигиены» Предмет и задачи гигиены.
Гигиена (от греч. hygieinos—здоровый) — область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни человека.
Внешняя среда представляет собой комплекс разнообразных факторов, которые по своей природе разделяют на три группы: физические, химические и биологические. К физическим факторам среды относят: температуру, влажность и движение воздуха, атмосферное давление и атмосферное электричество, солнечное излучение и др. К химическим факторам относят: различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы), или их примеси (например, в разных местностях в воде и воздухе могут содержаться различные химические соединения). К биологическим факторам среды относят в первую очередь патогенные микробы, вирусы, грибки.
По характеру воздействия на организм человека факторы среды также можно разделить на три группы. Первая группа, безусловно, вредные или даже губительные для здоровья факторы (например: возбудителей различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль). Вторая группа — полезные факторы (например: чистый, свежий воздух, богатый кислородом). Третья группа — факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует (например, солнечное излучение).
создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма;
научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора и санитарного законодательства;
обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;
охрана здоровья детей и подростков;
участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.
Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.
Коммунальная гигиена изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания. Включает гигиену воздуха, воды, водоснабжения, почвы, жилища и др.
Гигиена питания изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; разрабатывает меры профилактики заболеваний органов пищеварительной системы.
Гигиена труда изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждение профессиональных болезней.
Радиационная гигиена изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает санитарно-гигиенические меры и нормативы по обеспечению радиационной безопасности лиц, работающих с источниками ионизирующего излучения и радиоактивными веществами.
Гигиена детей и подростков изучает влияние факторов окружающей среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования и нормативы к окружающей ребенка среде с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.
В гигиенических исследованиях применяют следующие методы: физико-химическое изучение внешней среды, бактериологические, биохимические, клинические, демографические исследования с использованием методов санитарной статистики.
Гигиеническое значение воздуха.
В состав атмосферного воздуха, которым дышит каждый из нас, входят несколько газов, основными из которых являются: азот (78.09%), кислород (20.95%), водород (0.01%) двуокись углерода (углекислый газ) (0.03%) и инертные газы (0.93%). Кроме того, в воздухе всегда находится некоторое кол-во водяных паров, кол-во которых всегда изменяется с переменой температуры: чем выше температура, тем содержание пара больше и наоборот. Вследствие колебания кол-ва водяных паров в воздухе процентное содержание в нем газов также непостоянно. Все газы, входящие в состав воздуха, бесцветны и не имеют запаха. Вес воздуха изменяется в зависимости не только от температуры, но и от содержания в нем водяных паров.
О воздухе жилых помещений
Необходимость удовлетворения физиологических и социально-бытовых потребностей человека предопределила формирование трехфазного суточного ритма его повседневной жизни. В трудоспособном возрасте, у здорового человека, этот ритм включает примерно равные по времени составляющие: сон, общественно полезный труд (учеба), личное время (бытовые дела, досуг, внеурочные занятия и т.п.). В зависимости от возраста, условий работы, состояния здоровья и индивидуального образа жизни, время пребывания человека в помещениях колеблется от 12 до 24 часов, в среднем составляя 16-18 часов в сутки. В среднем, человек, проживший 90 лет, примерно 65-70 из них, находится в замкнутых помещениях, в т.ч. не менее 40-45 лет — в жилых. Закономерно, поэтому, что обеспечение высоких гигиенических качеств жилых помещений является весьма важной социальной и медицинской задачей. Среди многих гигиенических требований к жилым помещениям, особо ответственными являются требования к количеству и качеству их воздушной среды. Ее особое значение определяется следующими двумя факторами:
Вдыхаемый воздух является практически единственным поставщиком кислорода организму.
Соотношение количества потребляемого воздуха и быстрота его потребления в ходе жизнедеятельности.
Вследствие физиологических и бытовых процессов, воздух жилых помещений существенно отличается от внешнего атмосферного. В воздухе помещений ниже концентрация О2, значительно выше (в 2 и более раз) содержание СО2, могут быть различные посторонние запахи, обычно в воздухе содержатся различные микроорганизмы, в их числе могут быть патогенные вирусы и бактерии, значительно выше уровень содержания органических кислот и других недоокисленных органических веществ, вообще неприсущих чистому атмосферному воздуху (аммиак и его соединения, альдегиды, ацетон и др.), почти отсутствуют полезные легкие аэроионы с минусовым электрическим зарядом, преобладают вредные тяжелые ионы.
Основными источниками загрязнения воздуха жилых помещений являются:
воздух, выдыхаемый находящимися там людьми и домашними животными;
выделения с кожных поверхностей и волосяных покровов человека и животных;
различные бытовые процессы (варка пищи, стирка);
частички пыли разного происхождения;
вещества, выделяемых из строительных материалов, мебели, полимерных покрытий, одежды, обуви и др.
Воздух жилых помещений может загрязняться окисью и двуокисью углерода, формальдегидами, бензолом, толуолом, стиролом, ацетоном, ртутью, дихлорэтаном, фенолом, радоном и другими вредными для здоровья соединениями. На их долю приходится более 70-80% всех загрязнений (остальные 20-30% — за счет внешних источников, загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и выхлопами автотранспорта).
В связи с газификацией жилых квартир особое внимание привлекла проблема их загрязнения окисью углерода. Поступая в организм, окись углерода соединяется с гемоглобином (образуя карбоксигемоглобин), блокируя возможность соединения гемоглобина с кислородом и переноса его к мозгу и другим органам, тем самым усугубляя состояние хронической кислородной недостаточности (гипоксию).
Загрязнение воздуха жилых помещений пылью, органическими веществами, микроклещами (нередко они гнездиться в постельных принадлежностях) может быть причиной аллергических реакций, обострений бронхиальной астмы, кожных и глазных заболеваний.
Одним из компонентов воздуха жилых помещений является углекислый газ (диоксид углерода). В производственных, а иногда и в особых бытовых условиях, концентрация диоксида углерода иногда может достигать 3-5%, что в сотни раз превышает его содержание в чистом атмосферном воздухе и, в такой концентрации, стать причиной тяжелых острых расстройств и даже смертельных отравлений.
Важное физиолого-гигиеническое значение принадлежит зависимости его химических свойств от физических факторов окружающей среды. В частности, имеется прямая связь между температурой воздуха, его влажностью и весовой концентрацией кислорода в нем. Чем выше температура и влажность воздуха, тем ниже в нем весовая концентрация кислорода, тем слабее такой воздух обеспечивает потребность организма в кислороде и его тепловой комфорт. Поддержание чистоты воздуха в жилых помещениях, одна из главных задач правильного гигиенического ухода за ними. К основным правилам относятся: обязательное двукратное проветривание, регулярная влажная уборка всех поверхностей, предотвращение заноса пыли и других загрязнений с обувью и верхней одеждой, по возможности – сон при открытых окнах, использование современных многофункциональных кондиционирующих устройств.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, способы очистки и обеззараживания воды, гигиеническая оценка различных источников водоснабжения.
На основании утвержденных правил для определения качества питьевой воды и выбора оптимальной системы ее очистки, необходимо учитывать следующие параметры:
Водородный показатель (единицы pH 6 – 9);
Общая минерализация (солесодержание) – мг/л 1000;
Источник