Здоровье пособие для врачей
Авторы: к.п.н. Иванов М.В., д.м.н., проф. Симашкова Н.В., д.м.н., проф. Козловская Г.В. — ФГБНУ НЦПЗ
Анкета предназначена для использования в учреждениях здравоохранения, образования, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы ранней помощи, для использования в практической деятельности педиатрами, неврологами, клиническими (медицинскими) психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Анкета позволяет выявлять мягкие проявления НПР в общей популяции детей раннего возраста, создает возможность на ранних этапах определять детей группы риска (состояние предболезни) и в дальнейшем разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи по предотвращению возникновения психических расстройств или их утяжеления.
Коллективная монография под редакцией Г.И.Копейко
Оценка риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с непсихотическими формами психических расстройств
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Представленная технология оценки риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с неманифестными формами психических расстройств позволяет на этапе первичной оценки обнаружить группы высокого и ультравысокого риска по развитию шизофрении. Предложенная пошаговая инструкция дает возможность последовательно выявить признаки, имеющие прогностическое значение в отношении развития эндогенных психозов и по степени их выраженности и сочетании с другими предикторными маркерами определить уровень риска эндогенного приступообразного психоза.
Психофармакотерапия аттенуированых психотических расстройств при эндогенных расстройствах в юношеском возрасте
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Настоящая технология разработана с учетом полученных данных о закономерностях формирования и течения юношеских депрессий с аттенуированными психотическими симптомами, которые отражают гетерогенность изученных состояний и способствуют решению сложных прогностических задач, возникающих при диагностике данных состояний. Технология способствует решению задачи единого подхода к ведению больных юношескими депрессий с аттенуированными психотическими симптомами,. Описаны основные подходы к этапности проведения психофармакотерапии с установлением препаратов первого выбора на этапах купирующей и поддерживающей терапии. Обоснована необходимость назначения препаратов различных фармакологических классов и предложены оптимальные их дозировки. Представлены основные подходы для повышения приверженности терапии. Результаты, полученные в настоящем исследовании, могут использоваться при подготовке и повышении квалификации врачей-психиатров, медицинских психологов. Методологические принципы, на базе которых построена технология, может применяться для дальнейших научно-практических разработок в данной области.
Источник
Здоровье пособие для врачей
Авторы: к.п.н. Иванов М.В., д.м.н., проф. Симашкова Н.В., д.м.н., проф. Козловская Г.В. — ФГБНУ НЦПЗ
Анкета предназначена для использования в учреждениях здравоохранения, образования, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы ранней помощи, для использования в практической деятельности педиатрами, неврологами, клиническими (медицинскими) психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Анкета позволяет выявлять мягкие проявления НПР в общей популяции детей раннего возраста, создает возможность на ранних этапах определять детей группы риска (состояние предболезни) и в дальнейшем разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи по предотвращению возникновения психических расстройств или их утяжеления.
Коллективная монография под редакцией Г.И.Копейко
Оценка риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с непсихотическими формами психических расстройств
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Представленная технология оценки риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с неманифестными формами психических расстройств позволяет на этапе первичной оценки обнаружить группы высокого и ультравысокого риска по развитию шизофрении. Предложенная пошаговая инструкция дает возможность последовательно выявить признаки, имеющие прогностическое значение в отношении развития эндогенных психозов и по степени их выраженности и сочетании с другими предикторными маркерами определить уровень риска эндогенного приступообразного психоза.
Психофармакотерапия аттенуированых психотических расстройств при эндогенных расстройствах в юношеском возрасте
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Настоящая технология разработана с учетом полученных данных о закономерностях формирования и течения юношеских депрессий с аттенуированными психотическими симптомами, которые отражают гетерогенность изученных состояний и способствуют решению сложных прогностических задач, возникающих при диагностике данных состояний. Технология способствует решению задачи единого подхода к ведению больных юношескими депрессий с аттенуированными психотическими симптомами,. Описаны основные подходы к этапности проведения психофармакотерапии с установлением препаратов первого выбора на этапах купирующей и поддерживающей терапии. Обоснована необходимость назначения препаратов различных фармакологических классов и предложены оптимальные их дозировки. Представлены основные подходы для повышения приверженности терапии. Результаты, полученные в настоящем исследовании, могут использоваться при подготовке и повышении квалификации врачей-психиатров, медицинских психологов. Методологические принципы, на базе которых построена технология, может применяться для дальнейших научно-практических разработок в данной области.
Источник
Здоровье пособие для врачей
Авторы: к.п.н. Иванов М.В., д.м.н., проф. Симашкова Н.В., д.м.н., проф. Козловская Г.В. — ФГБНУ НЦПЗ
Анкета предназначена для использования в учреждениях здравоохранения, образования, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы ранней помощи, для использования в практической деятельности педиатрами, неврологами, клиническими (медицинскими) психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Анкета позволяет выявлять мягкие проявления НПР в общей популяции детей раннего возраста, создает возможность на ранних этапах определять детей группы риска (состояние предболезни) и в дальнейшем разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи по предотвращению возникновения психических расстройств или их утяжеления.
Коллективная монография под редакцией Г.И.Копейко
Оценка риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с непсихотическими формами психических расстройств
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Представленная технология оценки риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с неманифестными формами психических расстройств позволяет на этапе первичной оценки обнаружить группы высокого и ультравысокого риска по развитию шизофрении. Предложенная пошаговая инструкция дает возможность последовательно выявить признаки, имеющие прогностическое значение в отношении развития эндогенных психозов и по степени их выраженности и сочетании с другими предикторными маркерами определить уровень риска эндогенного приступообразного психоза.
Психофармакотерапия аттенуированых психотических расстройств при эндогенных расстройствах в юношеском возрасте
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Настоящая технология разработана с учетом полученных данных о закономерностях формирования и течения юношеских депрессий с аттенуированными психотическими симптомами, которые отражают гетерогенность изученных состояний и способствуют решению сложных прогностических задач, возникающих при диагностике данных состояний. Технология способствует решению задачи единого подхода к ведению больных юношескими депрессий с аттенуированными психотическими симптомами,. Описаны основные подходы к этапности проведения психофармакотерапии с установлением препаратов первого выбора на этапах купирующей и поддерживающей терапии. Обоснована необходимость назначения препаратов различных фармакологических классов и предложены оптимальные их дозировки. Представлены основные подходы для повышения приверженности терапии. Результаты, полученные в настоящем исследовании, могут использоваться при подготовке и повышении квалификации врачей-психиатров, медицинских психологов. Методологические принципы, на базе которых построена технология, может применяться для дальнейших научно-практических разработок в данной области.
Источник
Медицинские интернет-конференции
Андриянов С.В.
Научный руководитель: д.с.н., доцент Чернышкова Е.В.
Резюме
Исследование профессионального здоровья врача относится к комплексным проблемам, направленным на изучение физического, психологического и социального аспектов реализации профессиональной деятельности. Междисциплинарный характер исследований профессиональной деятельности врача позволяет интегрировать научные результаты, полученные в медицине, психологии, социологии медицины для эффективного решения задач в рамках ее совершенствования. Актуальность темы определяется тем, что исследование профессионального здоровья врачей создает новое междисциплинарное проблемное поле, имеющее социальную значимость с точки зрения безопасности института медицины и здоровья нации в целом.
Ключевые слова
Статья
Категория «профессиональное здоровье» наиболее полно разработана в психологии профессиональной деятельности, где она раскрывается через соотношение с такими категориями как профессиональная пригодность, работоспособность, функциональные состояния, надежность и безопасность работника [1]. Психологический вектор изучения профессионального здоровья врачей в последнее время был направлен на исследование проблем профессионального выгорания. В контексте профессионального здоровья, эмоциональное выгорание рассматривается как деструктивное изменение значимости личных ценностей, выражающееся в неадекватных эмоциональных реакциях в процессе выполнения профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В психологии труда ресурс здоровья рассматривается как фактор саморегуляции профессиональной деятельности, источник купирования эмоционального выгорания [5].
В рамках социологии медицины получили продвижение лишь некоторые аспекты изучения профессионального здоровья медицинских работников [6, 7]. Так, например, представлена проблема влияния негативных поведенческих практик на профессиональное здоровье врачей, распространенность табакокурения как формы аддиктивного поведения. Н.С. Алпатовой было проведено масштабное социологическое исследование, результаты которого позволили не только определить особенности распространенности табококурения как формы аддиктивного поведения среди врачей, но и разработать рекомендации по профилактике табококурения в профессиональной группе медицинских работников [8].
Для продвижения исследований профессионального здоровья врачей в рамках социологии медицины следует учитывать тот факт, что реальные трудовые функции врачей стандартизированы и, соответственно, уместно говорить о готовности выпускников медицинских вузов к их реализации. Стандарты профессиональной деятельности определяют требования к формированию компетенций выпускников вузов по направлениям подготовки. В этой связи, рассматривая систему высшего медицинского образования, нужно иметь в виду компетенции в сфере профессионального здоровья, которые выступают наряду с другими компетенциями основаниями профессиональных достижений, способов совершенствования, накопления опыта и карьерного продвижения. Как указывает Ю.М. Забродин, основу профессиональных стандартов составляют трудовые действия, отдельные единицы, каждая из которых описывает требования к выполнению конкретной функции [9]. Целесообразно при создании профессиональных стандартов в здравоохранении проектировать и соответствующие компетенции поддержания профессионального здоровья адекватные сложности трудовых действий. В этой связи активно обсуждаются вопросы формирования установок здорового образа в процессе профессиональной социализации в вузе [10, 11]. Формирование личности профессионала, начатое на этапе вузовского обучения, включает в себя активные внешние и внутренние формы воздействия. Внешнее воздействие определено социальными параметрами периода обучения. Внутренние формы воздействия определяются профессиональной средой формирования личности врача, заданными воспитательными и обучающими ресурсами медицинского вуза. Способ включенности студента в профессиональную деятельность и изменение его внутренней позиции относительно профессиональной деятельности не просто формируют внутренние установки относительно здоровья, но и определяют стратегии его поддержания. Профессиональное здоровье становится элементом формирования у обучающегося образа «Я-профессионал» в его стремлении достичь эталонную модель профессионала в медицине [12].
Исходя из рассмотрения профессионального здоровья как потенциала субъекта трудовой деятельности, возможно определить его как совокупность индивидуальных физических и психологических качеств субъекта, адекватных виду профессиональной деятельности, и позволяющих надежному и безопасному достижению возможности реализовывать профессиональную деятельность по сохранению здоровья человека.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Денисов А.А., Терехина Н.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности (на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов) // Развитие личности. № 4. 2015. С. 99.
3. Девличарова Р.Ю., Андриянова Е.А., Акимова Н.А., Клоктунова Н.А. Исследование профессиональных рисков среднего медицинского персонала как вариант реализации междисциплинарного подхода к изучению рисков здоровья // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 674-680.
4. Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Личностный рост специалиста в контексте профессиональной социализации // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2015. С. 97-100.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
6. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.
7. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: Дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2013. С. 325-328.
8. Алпатова Н.С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 234-238.
9. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образования. 2016. Т. 21. № 1. С. 123.
10. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 176-179.
11. Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 46-48.
12. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.
Источник