X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое «здоровье»? Педагоги, психологи, социологи определили понятие «здоровья» как синтетическую категорию, включающую в себя: физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Работники физической культуры и спорта, лечебной физической культуры рассматривают «здоровье» как структуру человека в целом, функционирование его органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных ощущений, в качестве главного критерия здоровья индивида. Одним из основных показателей оптимального состояния человеческого организма является его адаптационные способности и возможности. Ритм жизни современного человека выдвигает высокие требования к трудовой, социальной, общественной деятельности, при этом, высокие информационные, коммуникативные нагрузки на психику человека оказывают крайне негативное влияние на его организм. Здоровый человек, прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных ощущений приспосабливается к изменениям в окружающей среде, способен в новых условиях полноценно выполнять функции, связанные с выполнениями его профессиональных и социальных функций.
Проблема здоровья актуализировалась для человека в конце XIX–XXвеков. Это связано с развитием промышленности, технологических процессов производства, что привело к сокращению доли физического труда человека в производстве до 90% в сравнении с первой половиной XIX века, а также, с кардинальными изменениями окружающей среды. Наверное, можно говорить о том, что ее негативное воздействие проявилось раньше по сравнению с другими глобальными проблемами.
XX век отличителен многими открытиями в области медицины, физиологии, биологии то есть наук. которые изучают человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, образование, просвещение, позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их. Например, исследования Павлова, благодаря которым физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, происходящие в коре головного мозга человека.
С другой стороны, изменился весь образ жизни человека — что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечно—сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммунодефицитные заболевания.
Что же изменилось в образе жизни человека? С моей точки зрения, ключевыми моментами являются повсеместная автоматизация и «перепотребление».
Говоря об автоматизации, следует отметить, что она вызвала сокращение ручного труда, что привело к снижению физической активности (гиподинамии) — важному компоненту проблемы хронических заболеваний, значение которого постоянно возрастает. Около 60% населения не получают рекомендуемый в виде 30-минутной ежесуточной нагрузки средней интенсивности , а доля лиц, не проявляющих в течение недели вообще никакой физической активности, достигает 28%. Риск развития заболеваний сердца и сосудов увеличивается почти в полтора раза у людей, ведущих пассивный образ жизни. Снижение двигательной активности молодого поколения с большей долей вероятности приведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. Ученые пришли к выводу, что еженедельная двигательная нагрузка для молодежи равна 8-12 часам при пульсометрии 140-150 ударов в минуту; для людей старшего поколения эта нагрузка составляет 4-6 часов при пульсометрии 120-130 уд/мин. Подчеркиваю, это норма для оптимального течения метаболических процессов в организме человека. Относительный риск коронарной болезни сердца, связанный с отсутствием физической активности, сопоставим с рисками, которые наблюдаются при высоком уровне холестерина, повышенном кровяном давлении и курении сигарет. Менее активные люди имеют на 30-50% больший риск развития такой болезни как гипертония.
Как известно, физическое развитие человека продолжается до 20-25 лет. Этот период является очень важным жизненным этапом молодого человека. Его планы выстраиваются такими что как правило, после окончания средней школы, продолжается обучение в университете. От состояния здоровья человека, его физического развития зависят не только долголетие, реализация жизненных планов, но выполнение социальных функций. Необходимо учитывать ритм современной жизни, скорость информационного потока в современном обществе, возросшие в первой половине 21-го века. Роль информации сегодня является определяющей, выдвигающей высокие требования не только к интеллектуальному и профессиональному уровню сотрудника, но и к его физическому и функциональному состоянию. Исследования показывают, что информационное влияние, оказываемое на человека, в этот период, в несколько раз превышает его двигательную деятельность. Поэтому крайне необходимо соблюдать правильный суточный режим с целью оптимизации соотношения между интеллектуальной и физической нагрузками. Для студентов в этом возрасте полезен здоровый семи, восьми, часовой сон и ежедневное потребление 2400-2800 калорий, для сравнения, калорийность питания детей раннего школьного возраста, когда внешнее воздействие информации не столь объемное, составляет 2000-2300 ежедневно, а оптимальная продолжительность сна не менее 9 часов.
Что касается «перепотребления», являющегося итогом расточительности и нерационального использования имеющихся земельных и продовольственных ресурсов, компенсировать возникший дефицит возможно при условии потери качества продукта.
Численность людей на планете ежегодно возрастает, и, соответственно, растут потребности человечества в целом. Для удовлетворения своих биологических нужд, необходимо кардинально изменить отношение к имеющемуся земельному и природному фонду нашей планеты. В погоне за решением продовольственных задач, земле практически не предоставляется полноценных отдых, как следствие, состав почвы изменяется и возникают весомые проблемы, такие как: эрозия, подкисление, разрушение структуры, деградация минеральной основы и т.д. Например, на юге Китая урожай с одних земель собирают три раза в год, добавляя в землю химикаты, чтобы восполнить запас необходимых ей витаминов и минералов. Из моего полугодового пребывания там, на личном опыте убедился: этих мер недостаточно, и производимая на таких землях сельхозпродукция является низкого качества. При приготовлении еды из таких сельхозпродуктов для человеческого организма, требуется различные пищевые добавки и специи, повышающие ее калорийность. Адаптированность к ним, а также, климатическими условиями стран Азии объясняется тот факт, что население в этих регионах предпочитают разнообразие в пище.
Всего полвека назад для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма в тонусе и насытить его полезными витаминами, минералами, белками, жирами и углеводами, человеку достаточно было употреблять по 500 грамм фруктов ежедневно. Изменения, произошедшие в окружающей среде и природе, а также, в образе жизни человека, изложенные выше, привели к тому, что сегодня нам следует употреблять уже 60 килограммов фруктов ежедневно, для полного восстановления баланса в организме. Именно этим объясняют специалисты и диетологи появление ГМО и полуфабрикатов в нашей жизни. Но чрезмерное злоупотребление продуктами такой категории ухудшают здоровье людей, создавая предпосылки для патологий хронических заболеваний
Генетически модифицированные организмы (ГМО)— это растения, животные и микроорганизмы, чей генетический материал дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) был целенаправленно изменен, в отличие от случайных, естественных и искусственных мутаций,путем внесения одного или нескольких фрагментов генома другого организма.Многие диетологи опасаются популярности ГМО в наше время:«Сейчас мы едим совсем не то же самое, что ели 20 лет назад. Почти 80% продуктов в супермаркетах содержат ГМО, созданные в лабораториях. А ведь три с лишним миллиарда лет эволюции обходились без такого вмешательства! Сегодня же над продуктами совершаются абсолютно новые и радикальные эксперименты». Они советуют стараться не употреблять их, а питаться только здоровой, растительной пищей.
Существуют и биологические добавки на основе натурального, экологического продукта, получаемые путем высокоэффективных, высокотехнологичных процессов из натуральных растительных и животных продуктов, что значительно повышает их ценность и способствует хорошему усвоению организмом. В составе таких добавок находятся вещества, оптимальное соотношение которых позволяет применять их целенаправленно для профилактики и терапии различных заболеваний. Вышеназванные проблемы заставили человечество, с целью сохранения и улучшения здоровья, обратить внимание на натуральные продукты, их качество и биологический состав. На законодательном уровне многие страны заставили производителей сельхозпродукции и торговые сети маркировать продукцию специальными знаками, информирующими о его натуральности, энергетической и биологической ценности
Находясь под положительным впечатлением от длительной поездки в Китай, отмечу, что большинство людей там достаточно трудолюбивы, энергичны, ведущие активный образ жизни. Удивительным образом сочетающих достижения современных производственных технологий, автоматизации и оптимальным двигательным суточным режимом, позволяющим активно противостоять главной угрозе человечества – гиподинамии. При этом, восточная культура питания и кулинария позволяет восполнять запас полезных веществ в организме, как правило, из щелочной группы продовольствия, фрукты и овощи, что является одним из факторов их активного образа жизни, оптимистичности и жизнелюбия.
Данные примеры наглядно отражают то, что в наше время нельзя забывать о собственном здоровье, нужно систематически заниматься физическими упражнениями, физической культурой, вести здоровый образ жизни. Именно это является фундаментом успешной карьеры, реализуя актуальный и сегодня принцип гармоничного развития человека, в котором прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).
1.Всемирная организация здравоохранения. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: Карманное пособие по оценке и снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний/ Всемирная организация здравоохранения 2007 – 22 с.
2. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Просвещение, 1992 — 320 с.
3. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика:теория и методика /Менхин Ю. В. 2002 – 220 с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Бальсевич В.К. 1994 – 25 с.
5. Артбаронов Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиции практической медицины /Артбаронов Р.А.2005 — 79 с.
6. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Экология почв: Учебное пособие для студентов вузов. Часть 3. Загрязнение почв / УПЛ РГУ 2004 — 54 с.
7. Чехов А.П. Дядя Ваня / Чехов А.П. 1897 – 87 с.
Источник
Представление о здоровье в современной науке
Дата публикации: 01.04.2014 2014-04-01
Статья просмотрена: 5652 раза
Библиографическое описание:
Литовченко, О. С. Представление о здоровье в современной науке / О. С. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 697-699. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9970/ (дата обращения: 08.06.2021).
(г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.)
В последние годы как за рубежом, так и в нашей стране в сознании общества активно складывается качественно новое отношение к понятию «здоровье». Через познание источников здоровья и их улучшение можно не только предупредить возникновение болезней, но и совершенствовать личность в целом, т. е. забота о здоровье является процессом сохранения и формирования психических и физических возможностей человека.
Здоровье — самостоятельное и междисциплинарное явление, которое требует глубокого исследования, формирования современной концепции здоровья и моделей сопровождения здоровья человека. При отсутствии систематизированных и четких представлений о феномене здоровья и не удастся преодолевать поверхностные оценочные суждения при решении данной проблемы.
Понятие «здоровье» сложилось в далекой древности и поначалу оно относилось в основном к физическому состоянию человека: здоровый человек — значило — не больной человек. Здоровье понималось как нормальное состояние организма, при котором хорошо функционируют все его органы [6]. С формированием общества и разных наук, данное понятие наполнилось новым содержанием, а понятие «здоровый» стали сопоставлять с образом жизни индивида, его психическим состоянием и духовным развитием.
Роль здоровья в жизни человека отобразилась и в развитии языка народа. Наиболее общеупотребительным приветствием стало «здравствуйте», что значит не что иное, как пожелание здоровья. Это же означает и воинское приветствие младшего по званию старшему: «Здравия желаю». Прощаясь, люди нередко произносят «будь здоров!», а также спешат сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Здравицей именуется краткая торжественная речь с пожеланием здоровья. Оценивая нечто положительно люди нередко восклицают: «вот здорово!». Стали общеупотребительными такие выражения, как, к примеру, «здоровая семья», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровый образ жизни» и многие другие. От слова «здравие», вышедшего ныне из употребления, образовано много других понятий: «здравоохранение» — как система государственных и общественных мероприятий, «здравница» — как лечебно-профилактическое учреждение, «здравый», «здравомыслящий» — как разумный и правильный и т. д.
Множество поговорок и пословиц связано с оценкой значения здоровья в жизни общества. Народная мудрость гласит: «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит». Известный русский писатель и врач В.Вересаев так оценил здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» [1, с.43]. Великий немецкий философ А.Шопенгауэр отводил здоровью безоговорочно первое место среди наиболее значимых ценностей и говорил о том, что ради здоровья надлежит поступиться всем прочим [8].
Наука о здоровье человека играет огромную роль для развития современного знания, не меньшее, чем, к примеру, биология, химия или физика. А по своей практической значимости данная проблема является одной из сложнейших вопросов современной науки. При всей значимости понятия «здоровье», как отмечают исследователи, не так-то просто дать ему исчерпывающее определение, а их сейчас в науке сформировалось больше 80. Однако такого, которое бы всех устроило, пока еще не сформулировано. Обобщая мнение исследователей феномена здоровья, можно сказать, что здоровья в абсолютном смысле не существует и, по существу, оно является идеалом. Каждый индивид здоров условно и каждый индивид в определенных условиях может быть здоровым.
Опираясь на ряд научных работ, где была сделана попытка установить сущностные элементы здоровья, Г. С. Никифоров, выявил несколько концептуальных подходов к дефиниции данного понятия [4,с.87].
Рассмотрим и проанализируем некоторые подробнее из них:
1. Здоровье является нормальной функцией организма на всех уровнях его организации.
При подобном подходе нормальное функционирование организма в целом выступает как один из ключевых компонентов феномена «здоровье». Для всех анатомических, физиологических, биохимических характеристик человеческого организма подсчитываются среднестатистические показатели нормы. Организм считается здоровым, если данные показатели его функций не отклоняются значимо от их известного среднего состояния. Отклонение от нормы считается развитием болезни. Но не всякое отклонение от нормы — это болезнь. Граница между болезнью и нормой не отчётлива и в довольно индивидуальна. То, что для одних — норма, для других является уже болезнью. И потому в науке введен термин «предболезнь». Так обозначают переходное состояние от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» хоть и имеет определенные патологические признаки, но однако не нарушает здоровья.
2. Здоровье является динамическим равновесием организма и его функций с окружающей средой.
Такой признак, как равновесие, вообще в определении здоровья встречается с давних времен. Древнегреческий философ, математик и врач Пифагор понимал под здоровьем равновесие и гармонию, а под болезнью —их нарушение. Гиппократ считал человека здоровым, если у него между всеми органами тела имелось равновесное соотношение, а Г.Спенсер определял здоровье как результат, который установил равновесие внутренних отношений к внешним.
3. Здоровье является способностью организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования в окружающей среде, способностью поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая разностороннюю и нормальную жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Данный признак является тоже очень распространенным в определениях здоровья. Тут сделан акцент на адаптацию, как на один из самых главных и универсальных признаков биосистемы.
4. Здоровье является отсутствием болезни, болезненных изменений и болезненных состояний.
Данный признак здоровья настолько очевиден, что именно с ним традиционно связывают здоровье. Он основан на простой логике: здоровы люди, не нуждающиеся в медицинской помощи.
5. Здоровье является способностью к полноценной реализации узловых социальных функций.
Данный признак также употребляется во многих определениях здоровья и отмечает значимость участия индивида в социальной деятельности.
6. Здоровье является полным физическим, духовным, умственным и социальным благополучием. Это гармоническое развитие духовных и физических сил, принцип единства организма, уравновешенного взаимодействия всех органов и саморегуляции.
Данный признак созвучен с определением здоровья, приведенным в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. до сих пор использующегося, несмотря на то что он все чаще подвергается критике. Всемирная организация здравоохранения трактует данный термин как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Рассмотрение сущностных характеристик здоровья позволяет выявить четыре ключевые концептуальные модели определения термина здоровья: медицинскую, биомедицинскую, ценностно-социальную и биосоциальную.
Медицинская модель дает определение здоровья, содержащее только медицинские характеристики и признаки здоровья.
Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.
Ценностно-социальная модель считает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Данной модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, которое сформулировано ВОЗ.
Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает социальные и биологические признаки. Данные признаки учитываются комплексно, но приоритеты при этом отдаются социальным признакам.
Следует рассмотреть еще одно важное обстоятельство в определении понятия здоровья. Как отмечал П. И. Калью, одними авторами здоровье трактуется как состояние, другими — как динамический процесс, а третьими вообще этот вопрос обходится стороной. Рассматривая данные подходы, П. И. Калью пришел к выводу, о том, что здоровье как состояние анализируется в более ранних определениях данного понятия [2]. Сейчас специалистами все чаще считается, что здоровье выступает как динамический процесс. Но, по-видимому, правы те исследователи, которые при определении здоровья не пытаются абсолютизировать причастность к нему лишь какой-то одной категории — или состояния, или процесса. Так, в частности, академик В. П. Казначеев определял здоровье как динамическое состояние, процесс развития и сохранения его биологических, психических и физиологических функций, социальной активности и оптимальной трудоспособности при максимальной продолжительности жизни [2].
Как бы ни подходили исследователи к определению термина здоровья, их главный интерес направлен на выявление механизмов, обеспечивающих надежность организма как биологической системы, его нормальную жизнедеятельность. Понятие «здоровье» и «надежность» в данном смысле крайне близки. В обоих случаях предполагается отсутствие каких-то значительных нарушений в функционировании организма и его составляющих частей. Много общего и в методах восстановления утраченной нормы.
Так, А. А. Маркосян определяет надежность физиологической системы согласно своей концепции «надежности биологической системы» как биологический закон живого, лежащий в основе конструкции всего организма [3]. Надежность биосистемы обеспечивает также ее способность к адаптации и компенсации на данной основе нарушенных функций, совершенство и быстроту использования обратных связей, динамичность взаимодействия звеньев саморегулирующих подсистем входящих в нее.
Биологическая надежность складывается в процессе онтогенетического и филогенетического развития организма личности. В первом случае она проходит этапы становления, которые в значимой степени определены возрастными этапами онтогенеза и прежде всего — периодом детства. Если данный период был благоприятен, то в зрелом возрасте наблюдается четко выраженная надежность физиологической системы. Но как сложную живую систему человека анализируют не только на биологическом уровне. Не меньшую роль, как видно из определений здоровья, играют социальный и психологический уровни. И на каждом из этих уровней здоровье человека характеризуется особенностями своего проявления.
И если вопрос профилактики здоровья, лечения болезней и укрепления защитных сил организма с давних времен стоит в поле зрения традиционной медицины, то представления о сути и методах обеспечения здоровья, которое связано с социальным и психологическим уровнями, еще не сформировались. Вместе с тем, Г. С. Никифоров указывает, что и в организме, на психологическом уровне действуют механизмы, которые нацелены на поддержание здоровья личности, обеспечение ее надежности [5].
Рассматривая человека как целостную систему, выделяют преимущественно следующие виды его здоровья: физическое (соматическое), психическое, нравственное, социальное [7].Впоследние годы отдельные авторы выделяют как отдельный феномен профессиональное здоровье.
Таким образом, здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие.
В качестве его основных видов выделяют следующие: физическое (соматическое), психическое, нравственное, социальное и профессиональное здоровье.
1. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 2003
2. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 2008
3. Маркосян А. А. Надежность физиологической системы и онтогенез. // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза. / Под редакцией В. П. Махинько. М., 2000
4. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2000 с..87
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2002
6. Толковый словарь русского языка
7. Тухтарова И. В., Биктимиров Т. З.. Соматопсихология. Хрестоматия., 2006
8. Шопенгауэр А. Афоризмы о житейской мудрости. СПб., 2009
Источник