Меню

Здоровье подростков старший школьный возраст

Здоровье подростков старший школьный возраст

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей как школы, так и родителей. По данным ВОЗ, 70% школьников нуждаются в коррекционной помощи. В современной школе постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%). Из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [2; 4].

В современном обществе широко распространены акцентуации: гипертимность, циклоидность, лабильность, интровертированность и др. Для гипертимных подростков характерна демонстрация своих возможностей. Для циклоидов присущи субдепрессивные состояния, которые проявляются снижением настроения и работоспособности, раздражением. Лабильные подростки чутки ко всякого рода знакам внимания, похвалам. Интровертированность — это замкнутость, недостаток интуиции и сопереживания в процессе общения [2; 5; 6].

Акцентуации личности, как варианты нормы, играют важную роль в формировании характера подростка, выступая преморбидным фоном для развития нервно-психических расстройств и устойчивости социальной адаптации. Известно, что структура личности является генетически детерминированной, поэтому психологические типы представляют собой некую комбинацию высокой или низкой оценки экстраверсии-интроверсии вместе с высокой или низкой оценкой нейротизма-стабильности [1; 7; 9].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [8].

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной. Исследованиями последних лет установлено, что неблагоприятные социальные факторы приводят к заострению слабых сторон типов личности и нивелируют их сильные [1; 3; 4].

Поведение подростка как в обыденной жизни, так и при экстремальных ситуациях определяет тревожность, оптимальный, желательный уровень которой обеспечивает активную деятельность личности. Различные уровни ситуативной и личностной тревожности приводят или к социально-психологической дезадаптации, или способствуют высокому уровню социально-психологический адаптации, проявляющемуся в принятии себя и окружающих, внутренней комфортности [3; 7].

Оптимальное представление о своих возможностях является важным фактором личностного развития и позволяет подростку испытать гордость за себя, определить степень удовлетворенности собой. Завышенная самооценка указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности. Информативным показателем, свидетельствующим о социально-психологическом благополучии подростков, является самооценка здоровья, причем она напрямую связана с осознанием собственных усилий для его поддержания [2; 8].

Уровни социальной адаптированности и вегетативной лабильности определяют характер адаптации подростка. Низкие показатели социальной адаптированности, свидетельствующие о сложной адаптации, характерны для подростков, испытывающих затруднения в общении со сверстниками, учителями или родителями. Высокий уровень вегетативной лабильности имеют дети и подростки с большим числом жалоб различного характера, плохо переносящие повышенные нагрузки любого характера [6; 7].

Цель исследования

Установить особенности психологического здоровья учащихся старших классов в зависимости от профилизации обучения.

Материал и методы исследования

В исследовании приняли участие 243 девушки и 239 юношей в возрасте 16-17 лет, обучавшихся в профильных классах: общеобразовательных (ОК, I группа), с углубленным изучением компьютерных программ (КК, II группа) и спортивных (СК, III группа). В I группе было 74 девушки и 89 юношей, во II – 98 девушек и 81 юноша, в III – 71 девушка и 69 юношей. Психологическое здоровье оценивалось по типам акцентуации личности (А. Личко), определению экстра-интровертированности, нейротизму (опросник Айзенка), уровням ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), по выявлению социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (Гавлинова), по самооценке личных качеств и уровню притязаний (А.М. Прихожан) [2]. Математическая обработка материала исследования осуществлялась с помощью пакета статистических функций табличного процессора Microsoft Excel 2010. Оценка достоверности различий полученных результатов проводилась с помощью метода φ для определения доверительных границ долей (процентов).

Читайте также:  Природа источник здоровья презентация для детей

Результаты исследования и их обсуждение

Преимущественным типом акцентуации у старшеклассников обоего пола был гипертимный (табл. 1). Чаще всего этот тип акцентуации встречался у юношей, обучающихся в спортивных классах – 69,7% (р 0,05. Во всех изучаемых классах с нормальной вегетативной устойчивостью было около половины подростков обоего пола. Высокая вегетативная устойчивость чаще выявлялась у девушек-спортсменок (38,4%). Среди юношей не выявлено достоверной разницы между классами по количеству подростков с высокой вегетативной устойчивостью и высокой лабильностью.

Распределение подростков по опроснику М. Гавлиновой, %

Источник

Медицинские интернет-конференции

Гаврюшина Е.С., Овезова К.А., Трехлебова И.В.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Елисеева Ю.В.

Резюме

Проведено сравнительное изучение критериев, определяющих уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов, осуществлен анализ состояния здоровья учащихся на основании выкопировки данных с результатами углубленных медицинских осмотров, проведен анализ распространенности хронической заболеваемости в связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков.

Abstract: Comparative study of the criteria determining the health level of students of junior, middle and senior school age, the analysis of the health status of students based on the compilation of data with the results of in-depth medical examinations and the prevalence of chronic morbidity due to unfavorable trends in the health status of modern children and adolescents were carried out.

Ключевые слова

Статья

Введение

Охрана здоровья детей и подростков рассматривается в качестве одной из стратегических задач общества и государства, направленных на предотвращение возникновения и прогрессирования заболеваний [3, 4, 6, 7, 8]. Ситуация с положением детей и подростков в России вызывает наибольшие опасения, поскольку в последние годы здоровье подрастающего поколения стремительно ухудшается и рассматривается как угрожающее национальной безопасности страны. В связи с этим актуальным является поиск критериев для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков, проведение постоянного мониторинга состояния здоровья и разработка подходов по профилактике возникновения заболеваний и нарушений здоровья среди подрастающего поколения [1, 2, 5, 9, 10].

Цель

На основе комплексной оценки изучить критерии, определяющие уровень здоровья учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Материалы и методы исследования

Анализ состояния здоровья учащихся осуществлялся на основании выкопировки данных с результатами углубленных медицинских осмотров, представленных в амбулаторной медицинской документации детской поликлиники Краснокутского района Саратовской области. Проанализированы данные 105 человек в возрасте 7 – 17 лет (мальчиков — 48 человек (45,7%), девочек – 57 человек (54,3%). Распределение школьников по группам здоровья осуществлялось на основании комплексной оценки состояния здоровья учащихся согласно «Методике комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах». Оценка физического развития учащихся осуществлялась согласно общепринятым методикам по региональным стандартам для детей и подростков г. Саратова. Также проводился анализ распространенности хронической заболеваемости учащихся (на основе МКБ-10).

Результаты

Результаты обследования различных возрастно-половых групп школьников показали, что в целом они отражают общие тенденции в состоянии здоровья детей подростков, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Читайте также:  Мц капитал здоровье перерва 52 стр 1

Важной представлялась оценка показателей физического развития – одного из критериев отклонений здоровья в протоколе индикаторов состояний, используемых для расчета и прогноза патологического груза болезней. Определено, что среди младших школьников большая часть обследуемых имела гармоничное физическое развитие (77,1%), дисгармоничное – 20,0% и резко дисгармоничное физическое развитие – 2,9%.

В структуре хронической заболеваемости учащихся начального звена выявлена гендерные различия. Ведущие места заболеваемости среди мальчиков занимали: патология органов пищеварения (хронические гастриты, хронические гастродуодениты) – 33,3%, заболевания органов дыхания (преимущественно хронические бронхиты) – 22,2%, заболевания костно-мышечной системы (сколиозы) – 11,1%, патология ЛОР-органов (11,1%). Среди девочек 7 – 10 лет в структуре хронической заболеваемости отмечена относительно высокая для этого возраста доля заболеваний эндокринной системы, в частности, хроническим тиреоидитом (27,3%). Остальные ранговые места занимали патология костно-мышечной системы (сколиозы) – 18,2%, заболевания мочевыделительной системы (циститы) – 18,2%.

Распределение младших школьников на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся I группы здоровья (42,9%), что в 1,4 и 1,7 раз больше, чем лиц, входящих во II и III группы здоровья соответственно.

Оценка физического развития учащихся среднего школьного возраста показала, что среди обследуемых большая часть лиц имела гармоничное физическое развитие (54,3%), дисгармоничное и резко дисгармоничное – 37,1% и 8,6% соответственно.

В структуре хронических заболеваний мальчиков 11 – 14 лет первое место занимали болезни костно-мышечной системы (41,7%), второе – заболевания органа зрения и его придаточного аппарата, заболевания органов пищеварения (по 16,7%), третье – болезни ЛОР-органов и мочевыделительной системы (по 8,3%). В структуре заболеваемости девочек 11 – 14 лет ведущие места занимали: патология костно-мышечной системы (сколиозы, плоскостопие) – 66,6%, болезни глаза и его придаточного аппарата (26,7%), болезни органов пищеварения (6,7%).

Распределение школьников среднего звена обучения на группы здоровья показало, что среди обследуемых преобладали учащиеся II группы здоровья (45,7%). Также отмечен высокий процент учащихся III группы здоровья (42,9%), что свидетельствует о дебюте заболеваемости по различным классам болезней, формирующим хроническую патологию у школьников в возрасте 11 – 14 лет.

При оценке физического развития учащихся старшего школьного возраста выявлено, что большая часть обследуемых имело дисгармоничное (51,4%) и в 3% случаев – резко дисгармоничное физическое развитие в основном за счет дефицита массы тела и уменьшения обхватных размеров тела. Это также подтверждает факт типичного распространения среди современных 15 – 17-летних подростков нашей страны так называемого «трофологического синдрома», характеризующегося дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов организма, задержкой темпов биологического созревания организма. Это формирует неблагоприятный прогноз динамики репродуктивного здоровья молодежи.

В структуре хронических заболеваний юношей старшего школьного возраста выявлены по мере убывания: болезни костно-мышечной системы (нарушения осанки и плоскостопие) – 28,0%, болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты) и органов дыхания – по 22,2%, болезни глаза и его придаточного аппарата (миопия) – 22,1%. В структуре хронических заболеваний девушек ведущие места занимали заболевания органа зрения и его придаточного аппарата (37,5%), болезни костно-мышечной системы (18,75%), болезни органов пищеварения (12,5%). Примечательно, что среди подростков 15 – 17 лет лиц I группы здоровья составило 8,5%, II группы здоровья – 34,3%, III группы здоровья – 51,4%, IV группы здоровья – 5,8%.

Обсуждение

Существующая в настоящее время оценка состояния здоровья (по Громбаху С.М.) позволяет достаточно тонко дифференцировать состояние здоровья детей, уже сформировавших хроническую патологию, с выделением III, IV и V групп здоровья в зависимости от компенсаторных возможностей организма, варианта и стадии течения заболевания.

Читайте также:  Для группы здоровья фигурного катания

Полученные результаты исследований показали, что основные темпы роста заболеваемости приходятся на период обучения детей и подростков в школе, причем наибольшее ухудшение состояния здоровья детей происходит в старшем школьном возрасте (15–17 лет). Так, доля абсолютно здоровых учащихся в процессе обучения по нашим исследованиям снизилась в 5 раз. Параллельно с этим среди школьников всех возрастных групп отмечен существенный рост хронических заболеваний, частота которых за последнее десятилетие увеличилась и составляет треть всех нарушений состояния здоровья. Существенно вырос уровень заболеваний костно-мышечной, эндокринной систем, органов пищеварения, органа зрения.

Особенностью здоровья современных школьников является быстрый рост функциональных отклонений и полисистемность заболеваний. Так, школьники в возрасте 11 – 14 лет имеют 1–3 заболевания, в то время как среди 15–17-летних их количество увеличивается вдвое. Таким образом, складывается ситуация, при которой каждое последующее поколение обладает все меньшим потенциалом здоровья, что приводит к неуклонному росту первичной инвалидизации детского населения и показателей ее распространенности.

Заключение

В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных детей и подростков для любой страны профилактика заболеваемости является актуальной социальной проблемой, а их тенденции и причины – объектом пристального изучения в медицине. Оценка состояния здоровья и прогнозирования его показателей находятся в прямой зависимости от социально-гигиенических, медико-биологических, медицинских и других факторов. С целью предупреждения дальнейшего ухудшения здоровья подрастающего поколения важно проводить оздоровительные и профилактические мероприятия, и прежде всего по ранней диагностике заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Литература

1. Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А., Дубровина Е.А., Елисеева Ю.В. К оценке функционального состояния организма подростков с различным уровнем здоровья в условиях профессионального обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16, № 5-2. С. 850-852.

2. Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Войтович А.А. Гигиенические аспекты изучения состояния питания учащихся с различным уровнем здоровья // Профилактическая медицина. 2013. Т. 16, № 5. С. 37-40.

3. Елисеева Ю.В., Истомин А.В., Милушкина О.Ю., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая безопасность среды обитания и формирование здоровья детей и подростков. Саратов: Изд-во СГМУ. 2014. 164 с.

4. Истомин А.В., Кирюшин В.А, Елисеев Ю.Ю., Кучумов В.В., Клещина Ю.В. и др. Обзор научно-практических конференций, посвященных современным проблемам гигиены, профилактики и охраны здоровья населения за 2012 год // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 38-40.

5. Истомин А.В., Елисеев Ю.Ю., Елисеева Ю.В. Обусловленность риска здоровью детского населения химической контаминацией пищевых продуктов в регионе // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 18-21.

6. Клещина Ю.В., Рахманов У.Х. Комплексные гигиенические проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2007. № 4. С. 75.

7. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Гигиеническая оценка и обоснование мер оптимизации образа жизни и питания подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13, № 1-7. С. 1604-1606.

8. Клещина Ю.В. Мониторинг состояния здоровья и фактического питания современных подростков // Российский педиатрический журнал. 2011. № 2. С. 38-41.

9. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Особенности питания и витаминной обеспеченности организма у девушек с метаболическим синдромом // Гигиена и санитария. 2011. № 1. С. 68-70.

10. Павлов Н.Н., Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Оценка фактического питания и пищевого статуса современных детей и подростков // Курский научно-практический вестник «Человек и здоровье». 2011. № 1. С. 128-132.

Источник

Adblock
detector