Меню

Здоровье подростков с девиантным поведением

Здоровье подростков с девиантным поведением

Девиантное поведение – это поведение индивида, идущее вразрез с установленными в обществе правилами и нормами. Это поступки и действия, которые отвергаются обществом, которые могут нанести как моральный, материальный, так и физический ущерб другим членам социума.

Подростки — одна из наиболее динамичных групп населения, которая очень быстро реагирует на все перемены, изменения, происходящие в общественной жизни, при этом она, меняя свои взгляды, ценности, установки, усваивает как позитивные, так и негативные их образцы [1].

Проблема девиантного поведения у подростков всегда была, есть и будет актуальной, потому что каждый человек, в процессе своего развития проходит через «переходный возраст», т.к. без него невозможен переход от детского организма к взрослому. Организм человека – это очень сложная система, и как любая другая система в момент нестабильности, перемен и перехода из одного состояния в другое, она наиболее уязвима и подвержена влиянию внешних факторов. Пубертатный период является предпосылкой к изменению поведения человека, но наиболее значимые перемены происходят под влиянием среды, в которой он развивается.

Убрать этот период из жизни ребенка не смогут ни родители, ни общество, ни педагоги, но они в состоянии создать оптимальную, благоприятную среду для того, чтобы он прошел как можно легче как для ребенка, так и для общества в целом.

Факторов риска возникновения отклонений в поведении ребенка много, но особое место занимает социально-экономическое состояние государства, материальное обеспечение населения, жилищные условия, состав семьи, ее социальный статус и т.д. Резкий рост обнищания населения, проблемы трудоустройства, отсутствие возможности реализации, упадок идеологических институтов, обесценивание нравственных и моральных устоев – все это приводит к увеличению числа неблагополучных семей. А семья – это первый социальный институт, который оказывает большое влияние на формирование личности ребенка и воздействует на него в течении всех основных этапов его развития. Именно общение с родителями играет большую роль в становлении взглядов ребенка, его отношении к людям и окружающему миру, в формировании поведения и образа жизни. Личный пример родителей оказывает решающее влияние на физическое, трудовое, нравственно-этическое и эстетическое воспитание ребенка, так как детям присуща склонность к подражанию, которая особенно проявляется в подростковом возрасте.

Видимо поэтому с проблемой девиантного поведения в основном сталкиваются дети из неблагополучных семей, где взрослые сами не в состоянии разобраться со своими проблемами и обеспечить себе условия для нормальной жизни, не говоря о ребенке, который, как правило, с детства предоставлен самому себе.

Не стоит также забывать о том, что подростки так же, как и взрослые, могут давать бурные реакции на сложные жизненные ситуации и вполне закономерно, что под влиянием, казалось бы, одинаковых психических травм у одних возникает бессонница, раздражительность склонность к угнетенному состоянию, у других – навязчивые страхи, опасения, неотвязные беспокоящие мысли, у третьих – истерический невроз. Все зависит от личностных свойств впавшего в реактивное состояние субъекта.

В подростковом возрасте еще не устоялось ровное отношение к жизненным условиям. Подросткам свойственна повышенная эмоциональность, изменчивость настроения, болезненная чувствительность к несправедливости, к различным неудачам, семейным неурядицам. Несправедливое, с точки зрения подростка, замечание педагога, сделанное перед всем классом, может вызвать негативное к нему отношение с отказом подростка отвечать урок. Один лишь вид пьяного отца может вызвать полное его игнорирование, а недоброжелательное отношение отца к матери может явиться причиной серьезного конфликта.

Затяжная невротическая депрессия может возникнуть вслед за утратой близких или вынужденной с ними разлукой. Пренебрежительное отношение родных, обман близкого человека может быть причиной истерических реакций. Невроз навязчивых состояний легко развивается у преморбидно-чувствительных, поэтически настроенных подростков, впечатлительных и робких, застенчивых и мнительных, особенно при травмирующих насмешках или недоброжелательных отношениях окружающих, а также при предъявлении необоснованных и несправедливых обвинений.

Развернутые истерические состояния сейчас редко встречаются, однако избалованные с детства, кумиры семьи, которым всё было дозволено, для которых не было слова «нельзя», ждут благоговейно-восхищённого к себе отношения со стороны сверстников, и, чтобы добиться его, готовы на всё. Они могут пойти на демонстративные суицидальные попытки, на то, чтобы представить из себя наркомана или взрослого, которому доступно то, что ещё закрыто подросткам.

Преморбидно-замкнутые, растущие без близких друзей, одинокие задумчивые субъекты при травмирующих ситуациях ещё больше уходят в себя, отгораживаясь от окружающих и от жизненных трудностей и невзгод. Таким образом, у подростков неврозы формируются также с учетом их личностных особенностей, то есть и здесь невроз — это расстройство отношений личности. Нужно, однако, не забывать, что за психогенно- функциональным фасадом может скрываться органическое заболевание [2].

Помимо этого, одним из проявлений асоциального поведения подростков является тенденция к снижению возраста сексуального дебюта. Частично это может быть объяснено акселерацией, ускорением полового созревания подростков, но, в большей степени, социальными факторами, так как сроки полового созревания и уровни сексуальной активности в большинстве случаев подобного рода отклонений не совпадают.

При этом чаще в сексуальный дебют вовлекаются подростки, отличающиеся рискованным поведением, нуждающиеся в самоутверждении, и те, кто привык следовать правилам референтной группы [3].

Кроме того, из-за отсутствия контроля со стороны семьи, дети не могут раскрыть в себе таланты, они не имеют возможности посещать творческие кружки или спортивные секции, так как подобного рода деятельность всегда курируют родители, активность со стороны которых в неблагополучных семьях в данном направлении совершенно отсутствует. Получается, что ребенок должен сам организовать свой досуг, что он не всегда в состоянии сделать успешно. Поэтому такие дети больше подвержены влиянию различного рода сект, к образованию группировок, занимающихся преступной деятельностью, употреблению алкогольных напитков, наркотиков. Следовательно, ребенок находится в плену обстоятельств, с которыми практически не способен бороться, а значит он обречен на неблагоустроенную жизнь, а возможно, и на создание такой же неблагополучной семьи в будущем.

Следует также помнить о том, что у подростка может быть наследственная предрасположенность к особому устройству нервной системы, а соответственно, и к возникновению данной формы поведения. Таким образом, если у одного или у обоих родителей «переходный возраст» проходил тяжело, случались различные эмоциональные всплески, разногласия с окружающими, тяга к алкоголю, наркотикам, распущенность или какие-либо другие отклонения в поведении, которые можно рассматривать, как признаки девиантного, то с большей вероятностью можно ожидать подобного течения пубертатного периода и у ребенка.

Самым печальным остается то, что девиантное поведение подростков характеризуется скорее негативной динамикой, поэтому задачей общества является предотвращение, либо наиболее раннее обнаружение возникновения отклонений в поведении ребенка и скорейшая их ликвидация.

В любом обществе существуют различные виды и формы девиантного поведения подростков, которые нуждаются в тщательном исследовании и разработке социальных программ профилактики данного негативного явления [1].

Конечно, лучше и легче предотвратить появление асоциального поведения подростков, чем бороться с его проявлениями или разбираться с последствиями. Именно поэтому в современном мире уделено так много внимания профилактике девиантного поведения. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном.

Под «профилактикой» подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

  1. изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;
  2. изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика включает:

  1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
  2. выявление детей группы риска и включение их в зону особого внимания, а именно, подростков, которые часто не посещают школу, а большую часть своего времени стараются проводить на улице, у данных подростков явно выражены проблемы в обучении;
  3. дифференциация подростков на группы возможного риска по стадиям дезадаптивного процесса;
  4. создание программ для индивидуальной поддержки подростка, в том числе сопровождение такого подростка с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение;
  5. приобщение ребенка к спорту, развитие в нем любви не только к умственным, но и к физическим нагрузкам, к активному и здоровому образу жизни;
  6. обучение детей навыкам социальной компетентности;
  7. поддержка подростка, его семьи в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовке подростка к жизни.
  8. исследование генографии семьи;
  9. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
  10. наличие четких семейных ролей.
Читайте также:  Медцентр здоровье врачи кардиологи

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенальных судов, оценивающих подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

С накоплением опыта работы определились функции специализированных учреждений в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

  1. обеспечение безопасности ребенка от внешних угроз, защита его законных прав и интересов;
  2. снятие у детей остроты психологического напряжения или стрессового состояния, осуществление первичной адаптации к жизни в социально здоровой среде;
  3. оказание социальной, психологической, педагогической помощи детям и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;
  4. обеспечение доступности посещения детьми различных кружков и спортивных секций;
  5. восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников по месту учебы, работы, жительства;
  6. участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности детей, восстановление или компенсация их семейных связей;
  7. содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактика девиантного поведения, как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению, эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) добровольного участия;

2) успешности учебной деятельности;

3) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями);

4) психологической защищенности [4].

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями [5].

Чтобы меры исправления асоциального поведения были наиболее эффективными необходим индивидуальный подбор средств и методов воздействия на каждого ребенка, в соответствии с особенностями его физического и психологического состояния. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой воспитательно-профилактической работе педагога. Сначала они сосуществуют с отрицательными качествами, и лишь целенаправленная ежедневная воспитательно-профилактическая работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа учителя физической культуры и спорта дает возможность получить положительные результаты в воспитании и перевоспитании подростков с девиантным поведением [1].

Однако, чтобы изначально не допустить развития в ребенке признаков девиантного поведения необходимо не забывать также о такой элементарной вещи, как информирование ребенка о нормах и правилах поведения в обществе, привитие моральных и нравственных принципов. Это должны делать не только родители, но и общество. Но главное, эта информация не должна быть пустой, каждое утверждение, каждое пожелание, относящиеся к поведению ребенка, должны быть подкреплены делом. Достойный личный пример – это, пожалуй, половина пути к воспитанию порядочной личности.

Итак, следует отметить, что лучшая профилактика девиантного поведения — воздействие на подростка при помощи различных средств и форм воспитания. Важно помнить, что применение предупредительных мер намного эффективнее, чем использование средств сдерживания подростка. Так, например, меры правовой профилактики, как правило, вступают в дело лишь тогда, когда поступок уже совершен, а время на перевоспитание ребенка упущено. Кроме того, важно, чтобы ребенок сам был заинтересован и осознавал все преимущества своего развития и перевоспитания, что достигается при разумном целенаправленном воспитательном воздействии.

Источник

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

На основании этого, можно полагать, что неустойчивая и напряженная социальная, идеологическая, экологическая, экономическая обстановка, которая сложилась на сегодняшний день в современном обществе, определяет возрастание различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Молодым людям свойственна повышенная тревожность, прогрессирующая отчужденность, цинизм, духовная опустошенность, агрессивность и жестокость. Ситуация усугубляется возрастанием в молодежной среде «саморазрушающего поведения», так называемые «вредные привычки», к ним относят: потребление наркотиков и алкоголя, курение табака.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать о возрастании роли профилактики и коррекции, предполагающих необходимость в формировании привычек здорового образа жизни у детей с девиантным поведением. Общеизвестно, что подобная деятельность, несомненно, способствует улучшению здоровья подростков с отклоняющимся поведением, улучшению их жизни в целом. Особую важность этому придает тот факт, что подростки являются той частью населения, состояние здоровья которого является неким измерителем уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы, показателем социального благополучия.

Уточним сущность понятия «девиантное поведение». Итак, Е. В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе) [3, с. 31].

Понятие «девиантное поведение» тесно связанно с другим понятием — «отклоняющееся поведение» .

А. Ю. Гордин дает следующие определение понятия «отклоняющееся поведение» – отдельный поступок или система поступков личности, в которых устойчиво проявляется отклонения от официально установленных правил или сложившихся в данном обществе норм [1, с. 67].

Для отличия поведенческих девиаций от других похожих феноменов, а также для констатации их наличия и динамики у конкретного человека, необходимо выделение общих свойств и специфических особенностей.

Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют два общих свойства девиантного поведения.

Первое общее свойство – поведение является отклоняющимся от общепризнанных или официально установленных социальных норм.

Второе общее свойство – обязательное общественное осуждение этого явления.

Теперь необходимо выявить особенности девиантного поведения для нахождения эффективных форм работы по профилактике девиантного поведения подростков [12, с. 184].

Первой специфической особенностью отклоняющегося поведения является деструктивность– способность наносить реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Второй особенностью является то, что девиантное поведение является стойко повторяющимся (многократное или длительное). Для констатации отклоняющегося поведения нужно зафиксировать факт повторяющихся действий.

Третей особенностью является то, что девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.Его нельзя отождествлять с патологическими состояниями или психическими заболеваниями. Однако, данное поведение можно сочетать с первым.

Четвертой особенностью является снижение качества жизни и социальная дезадаптация. Отклоняющееся от норм поведение может вызвать или усилить состояние социальной дезадаптации, которое иногда само становится причиной девиантного поведения.

Пятой особенностью является выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. У различных людей в разном возрасте одни и те же виды отклоняющегося поведения проявляются по-разному [8, С. 205].

Шестой особенностью является то, что термин «девиантное поведение» имеет возрастные ограничения.Так, данный термин применим к детям в возрасте не ранее 7 – 9 лет. Только в пределах этой возрастной категории, а иногда и позже, ребенок способен понимать и контролировать свое поведение.

Читайте также:  Проблемы детского здоровья доклад

Седьмой особенностью, по мнению О. В. Лишина и А. К. Лишиной, является согласованность девиантного поведения с общей направленностью личности.При этом девиантное поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации, кризисной обстановки или следствием самообороны [4, с. 109].

Восьмой особенностью является то, что как человек переживает девиантное поведение – как чуждое для себя / нежелательное или как привлекательное / привычное.Во многом, судьбу девиации определяет сознательное отношение человека к девиантному поведению. Вместе с тем, на бессознательном уровне, отклоняющееся от норм поведение, определяется как наиболее значимое, из-за его направленности на компенсацию личностных проблем и самореализацию.

Девятой особенностью, по мнению Е. В. Змановской и В. Ю. Рыбникова является то, что девиантное поведение функционально. Данное поведение существует постольку, поскольку реализует значимые потребности и приносит явную или латентную «выгоду» личности (группе) [3, с. 31].

Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют три подхода к классификации видов отклоняющегося поведения.

Первый подход – социально-правовой. В социологии поведенческие девиации рассматриваются как социальные явления. А правопод отклоняющимся поведением подразумевает все, что может противоречить принятым на сегодняшний день правовым нормам и запрещаться под угрозой наказания.

Второй подход – клинический. В современном обществе присутствует тенденция нездорового отношения к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Люди, столкнувшись с наиболее выражен­ными формами отклоняющегося поведения, стремятся, прежде всего, получить медицинский диагноз и соответствующую ему медикаментозную помощь. Возможно, это связано с тем, что в научной литературе, которая рассматривает вопросы девиантного поведения, также господствует клинический подход. Данный подход считается наиболее разработанным и привычным.

Третий подход – психологический. Основывается на выделении социально-пси­хологических различий отдельных видов девиантного поведения личности.

В соответствии с такими критериями, как вид нарушаемой нормыи негативные последствия отклоняющегося поведения Е. В. Змановская выделяет три основные группы поведенческих отклонений:

— ан­тисоциальное (делинквентное) поведение;

— асоциальное (амораль­ное) поведение;

— аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение [2, с. 34].

Следует отметить причины, которые способствуют его развитию, способы его предупреждения и преодоления.

В психологии выделяют следующие причины девиантного поведения:

— нарушение в становлении, формировании и развитии личности, в деятельностной линии онтогенеза;

— влияние социокультурных особенностей, образа жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских;

— влияние характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением;

— выраженное протекание подросткового кризиса;

— членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм.

В современном мире, к этим причинам прибавляются новые: размывание понятия благородства, влияние СМИ, компьютерных игр, низкопробной кинопродукции, пропаганды сексуальной распущенности.

На сегодняшний момент становится очевидным, что девиантное поведение имеет место быть. Поэтому крайне важно повысить роль профилактической деятельности в работе с девиантными подростками.

Итак, что же такое профилактика девиантного поведения?

Профилактика девиантного поведения – это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний.

Профилактика является важнейшим средством предупреждения развития каких-либо негативных процессов на их ранних стадиях. С её помощью можно снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло, с наименьшими функциональными затратами.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет первичную, вторичную и третичную профилактику [7, с. 161].

Первичная профилактика нацелена на ликвидацию негативных факторов, зарождающих определенное явление, и на возрастание устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика – это система действий, которые направлены на изменение уже сформировавшихся дезадаптивных форм поведения и благоприятное развитие личностных ресурсов.

Третичная профилактика – это система действий, которые направлены на снижение риска возобновления девиаций и стимуляцию личностных ресурсов, способствуют приспособлению к условиям окружающей среды и развитию социально-эффективных стратегий поведения.

Общие цели профилактики:

— помощь в осознании форм собственного поведения;

— развитие личностных ресурсов и стратегий с целью приспособления к требованиям окружающей среды или изменения сложившихся дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы.

Выделяют несколько задач профилактики.

Первая задача – формирование установки на результативное психологическое, социальное и физическое развитие. Становление у человека благоприятного отношения к окружающему миру, стремления вести здоровый образ жизни.

Вторая задача – развитие установки на социальное и поддерживающее поведение. Каждый человек должен иметь возможность делиться своими печалями, неудачами, радостями, ощущать поддержку близкого человека, который есть не у всех. Поэтому, крайне важно сформировать у людей социально-поддерживающее поведение, вызвать у них желание оказания помощи своим близким, активировать их ресурсы с целью поиска поддержки, при необходимости. Те люди, у которых сформирована социальная поддержка (семья и друзья) способны более эффективно преодолевать стрессы, они гораздо легче справляются с возникающими проблемами.

Третья задача – формирование протективных факторов социально-действенного и здорового поведения, поведенческих стратегий, личностно-средовых ресурсов у всех категорий граждан. Человек, который эффективно использует поведенческие стратегии и копинг-ресурсы, имеет социально-поддерживающее окружение, становится наиболее защищенным в стрессовых ситуациях. В данном случае происходит снижение вероятности проявления многих форм девиации, например, агрессивность, употребления химических веществ, суицидальное поведение и др.

Четвертая задача – формирование знаний, умений и навыков в сфере противодействия различным формам отклоняющегося поведения у детей в подростковом возрасте, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование индивида о последствиях девиантного поведения, сочетая, с развитием тактик и навыков адаптивных видов поведения, помогает сформировать у него образ жизни, который способствует сохранению здоровья.

Пятая задача – развитие установки на изменение дезадаптивных форм поведения. Такая работа ведется с группой риска и членами их семей. Нужно формировать у них желание изменить свое поведение. Этому способствуют краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

Шестая задача – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы. Работа ведется с индивидами, у которых уже сформировано девиантное поведение. До формирования адаптивных форм поведения, индивид проходит длинный и трудный путь, который начинается с осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, понимания разрушительности своего поведения до появления желания изменить дезадаптивные формы поведения на адаптивные. Человек должен осознать, что девиация разрушает и уничтожает его, препятствует его нормальной жизнедеятельности. Для этого нужно понять свои подлинные чувства, справиться с теми психологическими защитами, которые личность выстраивает для отступления от решения проблем, осознать собственные поведенческие проявления и изъявить желание изменить их на адекватные формы поведения.

Седьмая задача – формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. У каждого человека должна быть возможность получить помощь и поддержку социально-поддерживающего окружения. А если у человека данные сети отсутствуют, то, нужно создать искусственную структуры, которая сможет оказывать необходимую поддержку. Надлежит расширять обучение и формировать у сверстников и взрослых навыки социально-поддерживающего поведения.

Восьмая задача – вознаграждение стремления индивидов к изменению дезадаптивного поведения и минимизации ущерба от подобного поведения. Работа ведется с теми людьми, у которых отклоняющееся поведение приобрело устойчивую форму. В подобном случае все силы направлены на развитие у человека стимула уменьшить и прекратить различные проявления отклоняющегося поведения.

На сегодняшний день имеются разнообразные формы профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Первая форма профилактики девиантного поведения подростков – это создание социокультурной среды. В основе этой формы лежат представления о детерминирующем воздействии культурной и социальной среды на появление девиаций у подростков.

Вторая форма – информирование. Данная воспитательно-профилактическая деятельность с девиантными подростками проводится в форме бесед, лекций, распространения литературы или телефильмов и DVD.

Третья форма профилактической работы – это организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Данное направление работы связано с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Имеется в виду, что подростки употребляют психоактивные вещества, которые улучшают настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.

Читайте также:  Информация причиняющая вред здоровью детей комментарии

Четвертая форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе этого тренинга происходит изменение установок на отклоняющееся поведение, формирование навыков распознавания рекламных стратегий, развитие способности говорить «нет», если происходит давление со стороны сверстников, предоставление информации о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих наркотики) и т.д.

Тренинг аффективно-ценностного обучения. Основывается на представлении о том, что девиантное поведение тесно связано с эмоциональными нарушениями. С целью предупреждения этой проблемы подростков учат распознавать и выражать эмоции приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

Тренинг формирования жизненных навыков. Жизненные навыки являются самыми важными социальными умениями личности. Первоначально, это умение общаться и поддерживать дружеские связи, разумно разрешать возникающие конфликты в межличностных отношениях [2, с. 163].

Пятая форма профилактической работы – это организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за свое здоровье, гармонию со своим телом и окружающим миром. Особенно ценным считается умение личности достигать нормального нравственного, психического и физического состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это соблюдение условий повседневной жизни, позволяющие сохранить и восстановить естественное состояние организма, и которое предотвращает приобретение каких-либо заболеваний. Здоровый образ жизни включает в себя: здоровое питание, соблюдение режима сна, труда и отдыха, оптимальные физические нагрузки, соблюдение правил поведения, общение с природой, исключение излишеств.

Здоровьесберегающие технологии, создающие безопасные условия пребывания, воспитания и обучения в образовательном учреждении при помощи разумной организации педагогического процесса и соответствия физической и учебной нагрузки возрастным особенностям подростков.

Оздоровительные технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья подростков, обогащение потенциала здоровья с помощью организации здорового питания, закаливания, физической подготовки, профилактики заболеваний и девиаций в поведении.

Технологии обучения здоровью, включающие в себя гигиеническое воспитание и обучение, формирование здорового образа жизни посредством включения соответствующих тем в определенные предметы, такие как основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Технологии воспитания культуры здоровья, которые позволяют воспитывать у подростков культуру здоровья, личностные качества, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, побуждают вести здоровый образ жизнь, формируют ответственность за свое здоровье и окружающих людей.

Шестая форма – это минимизация негативных последствий девиантного поведения. Это форма используется в тех случаях, когда уже сформировано девиантное поведение. Данная форма направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

Седьмая форма профилактики девиантного поведения подростков – это активизация личностных ресурсов. Участие в группах общения и личностного роста, творческое самовыражение подростков, занятия подростков физической культурой — все это активирует личностные ресурсы, которые обеспечивают здоровье и активность личности, устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Профилактика отклоняющегося поведения основывается на представлении о факторах риска, которые определяют отклонения в поведении.

Г. С. Тагирова выделяет следующие факторы риска:

— индивидуальные (неспособность правильно выражать свои чувства, недостаточный самоконтроль, низкая самооценка);

— семейные (отсутствие контроля со стороны взрослых, злоупотребление наказаниями, низкий экономический статус семьи, асоциальное поведение родителей – систематическое употребление алкоголя и наркотиков);

— социальные (неспособность адаптироваться в школе, группе ровесников и т.д.) [9, с. 26].

Следует отметить, что риск развития отклонений в поведении оказывается реальным практически для каждого подростка. Именно поэтому программы по профилактики девиантного поведения подростков ориентируются на все группы подростков вне зависимости от того, к какой социальной группе они принадлежат. Программы должны способствовать формированию у подростков умений и навыков противостоять давлению, обеспечивающих развитие личной устойчивости в отношении всех факторов риска отклоняющегося поведения; носить опережающий характер, по времени предшествовать возникновению реальной возможности приобрести первый опыт девиантного поведения; при организации профилактики обязаны учитываться условия безопасности при обучении: эмоционально благоприятная, спокойная атмосфера, формирующая социально приемлемые модели поведения, которые отрабатываются при взаимодействии со сверстниками и другими людьми.

В настоящее время профилактика девиантного поведения посредством установки на здоровый образ жизни считается наиболее эффективной в работе с подростками.

Так, в педагогике физическая культура и спорт рассматривается как эффективная форма профилактики девиантного поведения у подростков, которая способствует воспитанию нравственно-этических, психических и физических качеств, связанных с формированием гармонично и всесторонне развитой личности. Исходя из того, что физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест в мотивационной структуре подростков, применение специально подобранных физических упражнений в процессе профилактики девиантного поведения является наиболее эффективной.

Н. Г. Новичкова отмечает, что в процессе занятий физкультурно — спортивной деятельностью возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью [6].

По мнению М. М. Миннегалиева, физическая культура является составной частью общей культуры личности, поэтому во многом определяет ее нравственный и социальный статус и служит решающим фактором предупреждения и преодоления девиаций в поведении подростков. Активное вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой девиантному поведению [5, С. 315].

Создание гуманной, личностно-ориентированной развивающей и воспитательной среды, которая предусматривает наличие учебно-тренировочной базы, спортивного инвентаря и оборудования, программ и учебных пособий по физическому воспитанию, способствует повышению эффективности использования физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков. Подобная среда предполагает гуманизацию личности посредством внедрения физкультурно-оздоровительной деятельности, создание щадящих условий при выполнении физических упражнений, с предъявлением посильных требований, соответствующих полу и возрасту, уровню нравственного, психического и физического развития подростков. Занятия физическими упражнениями способствуют воспитанию нравственных и морально-волевых качеств личности, и перевоспитанию отрицательных проявлений в поведении у подростков.

Подводя итог, можно выделить условия, при которых профилактика посредством установки на здоровый образ жизни будет эффективной в работе с девиантными подростками:

— создание социально-поддерживающего окружения, социокультурной и физкультурно-оздоровительной среды и активного вовлечение в нее подростков;

— использование здоровьесберегающих и оздоровительных технологий, технологий обучения здоровью и воспитания культуры здоровья;

— увеличение программ, направленных на формирование здорового образа жизни и информирования о негативных последствиях девиантного поведения и вреде курения, алкоголя, наркотиков на здоровье подростков.

Список используемой литературы:

Гордин, А. Ю. Наказание и поощрение в воспитании детей / А.Ю. Гордин. — М.: Просвещение, 1989. — 200 с.

Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

Змановская, Е. В., Рыбников, В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учеб. пособие / Е.В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – Спб.: Питер, 2012. – 352 с.

Лишин, О. В., Лишина, А. К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография / О. В. Лившин, А. К. Лившина. — М.: АПКиППРО, 2009. — 316 с.

Миннегалиев, М. М. Роль физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения учащейся молодежи / М.М. Миннегалиев // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы Междунар. науч.- практ. конф. — Уфа, 2010. С. 313 – 315.

Новичкова, Н. Г. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры: дис. канд. пед. наук / Н. Г. Новичкова. — Челябинск, 2009. — 184 с. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-korrektsiya-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sredstvami-fizicheskoi-kultur.html (дата обращения 7.12.2015).

Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / под общ. ред. Ю.А. Клейберга, Г.В. Юдаковой. — Ульяновск, 2004. — 416 с.

Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова // Педагогическое общество России. — 2003. – 128 с.

Источник

Adblock
detector