Меню

Здоровье подростков актуальная проблема государства

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

Читайте также:  Здоровье без лекарств энциклопедия

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Источник

Состояние здоровья подростков в современных условиях

Характеристика динамики состояния здоровья подростков в Российской Федерации за последние годы. Здоровье населения как своеобразное зеркало социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.01.2016
Размер файла 447,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каждый пятый житель Земли является подростком. Люди данной возрастной группы подвергаются ряду важных психосоматических изменений, в результате которых формируется личность и закладывается ее здоровье. Не секрет, что здоровые подростки — успешное будущее любой страны. Все это и определяет актуальность выбора тема данной курсовой работы. Свои труды изучению проблемам здоровья подростков посвящали такие авторы, как: Бережная О.В., Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Малярчук Н.Н., Мигунова Ю.В., Николаева Ю.В., Чичерин Л.П. и др. Предметом исследования в данной работе выступает здоровье, как комплексное социально-биологическое явление, а объектом показатели заболеваемости среди подростков РФ. Целью написания данной работы является определение направлений развития социальной политики нашего государства, позволяющих улучшить состояние здоровья подростков, на основе анализа динамики и факторов заболеваемости среди граждан этой возрастной группы. Исходя из цели работы, перед нами стоят следующие задачи:

— охарактеризовать понятие здоровья и его виды;

— проанализировать динамику состояния здоровья подростков в нашей стране за последние годы;

— изучить основные условия жизни подростков в России;

— исследовать характер поведения подростков, влияющий на их здоровье;

— определить основы государственного регулирования охраны здоровья подростков;

— предложить пути популяризации здорового образа жизни среди подростков.

1.Здоровье подростков с медицинской и социальной точки зрения

1.1 Понятие здоровья и его виды

Здоровье — это наибольший дар природы. Человек получил совершенный организм прекрасной формы с универсальной стойкостью к различным условиям жизни — холоду и жаре, травмам и ранам, страхам и нервным потрясениям, голоду и заболеваниям. Но с возрастом здоровье людей ослабевает, а организм становится подвержен негативным воздействиям, развиваются заболевания. Они представляют собой патологию, возникшую в результате реакции на болезнетворное влияние. Заболевание выражается, как в нарушении жизнедеятельности личности, так и в возникновении компенсаторных процессов в теле и психике человека. Поэтому каждый индивид представляет собой единство двух противоположностей — здоровья и болезни.

Нужно отметить, что феномен здоровья привлекал внимание многих исследователей и сегодня является важнейшей мировой проблемой.

Научные работники используют множество определений и показателей разного содержания при характеристике состояния здоровья людей.

Здоровье чаще всего понимается как — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Такое определение понятия «здоровье» является наиболее чётким, понятным, полным и вмещает, прежде всего, биологические, социальные и психологические аспекты данной проблемы.

Выделяют три уровня описания ценности «здоровье»:

1) биологический — начальное здоровье предусматривает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов как следствие максимума адаптации;

Читайте также:  Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

2) социальный — здоровье являются мерой социальной активности, деятельности, отношения человеческого индивида к миру;

3) особый психологический — здоровье это не только отсутствие недугов, но способность человека противостоять негативным факторам окружающей среды, сохранять здоровье, это не только состояние организма, но и стратегия жизни человека.

Здоровье населения является своеобразным зеркалом социально-экономического, экологического, демографического и санитарно-гигиенического благополучия страны, одним из социальных индикаторов общественного прогресса, важным фактором, оказывающим влияние на качество и эффективность трудовых ресурсов.

Выделяют также духовное здоровье, которое зависит от духовного мира личности, составляющих духовной культуры человечества. К числу таких составляющих относятся образование, наука, религия, мораль, этика, отношение к смыслу жизни, идеалы, мировоззрение.

Для правильного понимания взаимосвязи между показателями здоровья и взаимодействием факторов окружающей среды в системе «человек — здоровье — среда» определяются три взаимосвязанных уровня здоровья: общественный, групповой и индивидуальный.

Первый уровень — общественный — характеризует состояние здоровья населения вообще и обнаруживает целостную систему материальных и духовных отношений, установившихся в обществе. Сюда можно отнести также уровень здоровья стран и уровень здоровья всего мира.

Второй — групповое здоровье, обусловленное спецификой жизнедеятельности людей данного трудового или семейного коллектива и непосредственного окружения, в котором находятся его члены.

Третий — индивидуальный уровень здоровья отдельной личности, формируется как в условиях всего общества и группы, так и на основе физиологических и психических особенностей индивида и неповторимого образа жизни, который ведёт каждый человек. Индивидуальное здоровье абсолютная ценность, находящаяся на высочайшей ступени иерархической шкалы ценностей, а также в системе философских категорий человеческого бытия.

Фактическое индивидуальное здоровье оценивается как состояние организма человека, при котором он способен полноценно и без вреда для себя выполнять свои биологические и социальные функции. Для человека, в зависимости от возраста, социальные функции представлены обучениям, трудовой деятельностью и, в конце концов, возможностью самостоятельно обеспечивать своё существование в бытовом плане, т.е. обходиться без посторонней помощи в быту.

О состоянии индивидуального здоровья человека делают вывод по данным антропометрии (изменения размеров тела — рост стоя, окружность грудной клетки, масса тела и прочие), результатам исследования некоторых физиологических показателей, оценка которых проводится с учетом возраста, пола, географических, климатических и других параметров. Во многом на индивидуальное здоровье влияет образ жизни человека.

Здоровье подростков оценивается на всех трех уровнях. Оно является наиболее важным, т.к. подрастающее поколение — это будущее нашей страны. В подростковом возрасте, к которому отнесён период жизни между от 10-11 до 13-14 лет (средний школьный возраст, некоторые исследователи включают в эту группу детей до 17-18 лет), у человека в идеале не должно наблюдаться никаких хронических заболеваний. А социальные функции представлены активным обучением, социализацией. Но, к сожалению, на практике это не соответствует действительности. Чтобы убедиться в этом рассмотрим динамику показателей здоровья подростков РФ.

1.2 Динамика состояния здоровья подростков в РФ

подросток социальный демографический

Важным медико-статистическим показателем состояния здоровья подростков является распространённость заболеваний. В 2014 году показатель распространённости заболеваний среди подростков РФ составлял 431 155 человек (6,3% от всего числа подростков). В первую пятёрку регионов с высочайшей распространённостью заболеваний среди подростков вошли: Центральный, Уральский, Северо-Западный округа. Наименьший показатель распространённости заболеваний подростков зарегистрированы в Сибирском и Дальневосточном округах: 1334 и 1552 на 10 000.

Структура распространенности болезней в 2014 году среди подростков представлена так:

— болезни органов дыхания (44,31 %) — наиболее часто встречаются туберкулёз, пневмония, бронхиальная астма, острые вирусные инфекции;

— травмы и отравления (9,54 %), большая часть приходится на черепно-мозговые травмы, переломы конечностей, пищевые отравления;

— болезни органов пищеварения (8,07 %) — лидируют гастриты и гастродуодениты, заболевания печени и желчевыводящих путей, вызванные нерациональным питанием;

— заболевания кожи и подкожной клетчатки (8,32 %) — часто встречаются стригущий лишай, инфекционная эритема, контактные и атопические дерматиты;

— болезни нервной системы (5,14 %), включая етский церебральный паралич, эпилепсию, миелиты, неврозы, невралгии и пр.;

— патологии костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,61 %), среди которых очень распространены сколиоз позвоночника, ювенильные артрозы, плоскостопие;

— болезни мочеполовой системы (3,61 %), в особенности пиелонефрит, цистит, почечная недостаточность;

— заболевания глаз и придаточного аппарата (3,07 %);

— болезни системы кровообращения, новообразования, врождённые пороки (3,58 %). Одна треть числа болезней крови составляют лейкозы, число которых увеличилось среди детей младшего возраста и подростков.

— Патологи эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (1,58 %) — наиболее распространены сахарный диабет, ожирение, аутоиммунный тиреоидит. За последние годы чаще встречаются нарушения питания, анорексия и булимия, особенно среди девушек.

По анализу данных официальной статистической отчетности установлено, что за период с 2001 по 2014 год состоялись изменения в структуре распространённости болезней (приложение 1 — данные с официального сайта Росстата РФ).

Распространённость заболеваний среди подростков возросла с 3698300 тыс. чел в 2001 г. до . 431 155 человек в 2014 г. Увеличилось число травм и отравлений, заболеваний кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы. Лидируют патологии органов дыхания, в особенности заболеваемость туберкулезом. В 2001 г. на втором месте стояли инфекционные заболевания, а в 2014 г. они переместились на 5 место, наметилась тенденция снижения числа эндокринных заболеваний и нарушений обмена веществ. Но значительно ухудшились показатели травм и отравлений среди подростков. Возросло количество новообразований и заболеваний крови и кроветворной системы. Ухудшилась ситуацию с ВИЧ-инфекцией и инфекциями, передающимися половым путем.

Динамику изменений показателей распространённости лучше всего оценивать по темпам их прироста. Так, с 2001 по 2014 годы наибольший прирост отмечен по таким классами болезней как: заболевания крови и новообразования (с 6,7 до 13,65 на 1000), врождённые аномалии, болезни кожи (с 12,2 до 24,0 на 1000) патологии опорно-двигательного аппарата. Участились случаи психических отклонений среди подростков, часто встречаются депрессии, токсикомания и связанными с ними психоорганические синдромы. Установлено, что более половины несовершеннолетних правонарушителей в РФ страдают психическими и поведенческими расстройствами. Они, как и заболевания нервной системы, новообразования, врожденные аномалии чаще всего вызывают инвалидизацию детей.

Разработка действенных программ по оздоровлению подростков и профилактики заболеваний возможная лишь при условии их целевой направленности. С этой точки зрения определённую заинтересованность вызывает оценка состояния здоровья населения в зависимости от пола. Было проанализировано состояние здоровья юношей в 2001, 2005 и 2014 годах. Так, распространённость заболеваний среди мальчиков 10-15 лет была ниже, чем среди девушек, и представляла в 2000 г. году 19725,1 против 22135,5 (на 100 000). В 2001 и 2005 годах этот показатель составлял 14719,3 и 15793,7 соответственно (рис. 1). Темп прироста со временем возрастает и составляет 7,3 % с 2001 по 2005 гг. и 24,9 % — за период с 2001 по 2014 гг.

Прирост показателей распространенности заболеваний по отдельным классам болезней среди подростков представлен на рис. 2.

Более страдает биологическое и социальное индивидуальное здоровье подростков. Но в целом эти показатели ухудшают общественное здоровье подростков, как будущего страны.

Показатели заболеваемости подростков за рубежом отличаются от российских. Так в странах Европейского Союз и США, Австралии и Новой Зеландии количество больных подростков от их общего числа составляет 2-3% в отличие от 6,3% в РФ. Однако, в государствах Северной Африки этот показатель составляет 10-12%, в Центральной и Юго-Восточной Азии, странах Латинской Америки — от 13% до 40%, в Африканских странах свыше 50%.

Рисунок 1. Структура заболеваемости среди подростков по половому признаку

Значительно отличаются параметры и по отдельным видам заболеваний.

Рисунок 2. Динамика прироста заболеваний среди подростков РФ с 201 по 2014 гг.

Так в России намного выше уровень заболеваемости подростков туберкулёзом, алкоголизмом, наркоманий, ВИЧ-инфекций и СПИДом, чем в странах Западной Европы и США. Следовательно, имеет место влияние социально-экономических, культурных факторов, о чем, мы напишем ниже.

Читайте также:  Как организовать группу здоровья для пенсионеров

Таким образом, наметилась отрицательная динамика в состоянии здоровья подростков, как и негативный прогноз будущего состояния здоровья детей этой группы. Однако, изучение динамики заболеваний должно осуществляться с одновременным изучением факторов, виляющих на состояние здоровья подростков в современном мире. Человеческая цивилизация переживает масштабные геополитические, социальные, экономические изменения. Ведь с одной стороны современное общество достигло значительного уровня научно-технического развития, но с другой — разрушает ограждающую среду. Повышается роль гуманизма и демократии, но вместе с тем нарушается порядок духовной жизни человечества, страдают традиции, мораль. Происходят изменения в семьях. Ценности индивидуализма, либеральной морали в обществе «общего благоденствия» идут в разрез с традиционными ценностями людей, включая семейные. Нарушается связь поколений и передача социального, психологического опыта. Именно в таких сложным условиях протекает жизнь современных подростков.

2.1 Условия жизни подростков в РФ

Согласно данным Всемирной организация здравоохранения, исследованиям отечественных и зарубежных ученных, основными факторами, влияющими на состояние здоровья подростков, являются:

— социально-экономические факторы: уровень благосостояния общества, качество медицинского обслуживания, в т. ч. в учебных заведениях, уровень образования, в т. ч. воспитание здорового образа жизни, политическая стабильность и как результат защищённость детей от вооружённых конфликтов, голода, общая психологическая атмосфера в обществе;

— социально-психологические факторы: отношения в семье и с ближайшим окружением, со сверстниками (в т. ч. характер проведения свободного времени), отношения с учителями и одноклассниками, информационная среда;

— экологические факторы — состояние окружающей среды;

— социально-культурные факторы: общая культура общества, степень развития морали в нем, культивирования здорового образа жизни, характер культуры половых отношений.

Если говорить о социально-экономических факторах, то в РФ, как и во многих развивающихся странах на здоровье подростков негативно влияют: глубокий социально-экономический кризис, глобальные экономические проблемы, снижение материального благосостояния значительной части населения (приложение 2 — данные с официального сайта Росстата РФ). Также ухудшает состояние здоровья подростков слабая материально-техническая база учебных и медицинских учреждений, низкий уровень оплаты труда педагогов и медиков. Проявляется несовершенная структура системы здравоохранения и падение уровня доверия к медицине (например, это выражается в отказе от прививок). К этому прибавляется рост учебных нагрузок без учёта физиологических и психологических особенностей подростков. Наиболее от этого страдают опорно-двигательный аппарат, нервная система, органы зрения, что видно из приведённой выше статистики. Подростки нередко лишены нормальных жилищных условий, продуктов питания, одежды и лекарств.

Уровень заболеваемости подростков, как мы знаем, выше в Центральном, Уральском, Северо-Западном округах, как раз там, где сложилась наиболее неблагоприятная экологическая ситуация. Негативное влияние окружающей среды в сочетание с социально-экономическими проблемами приводит к такому значительному росту врождённых патологий, новообразований и заболеваний крови и др. систем у подростков. В городах уровень заболеваемости детей выше, чем в сельской местности.

В учебных заведениях недостаточно пропагандируется здоровый образ жизни. Подростки не информируются о влиянии питания на их организм, о способах защиты от инфекций, в т.ч ВИЧ и профилактики заболеваний, о вреди алкоголя, никотина и наркотиков. В меру ложных этических установок они не получают должного сексуального воспитания, что приводит к нарушению репродуктивного здоровья, особенно среди девочек. Вместе с тем в обществе формируется атмосфера недоверия, враждебности. СМИ постоянно информируют детей о военных конфликтах, пропагандируется культ насилия, власти, жестокости. Сегодня, к величайшему сожалению, распространено такое отрицательное явление, как насилие, т.е. действие или бездеятельность, которые вызывают или способны вызвать физические, психические повреждения личности. Также в российском обществе нет чёткой оценки физических наказаний, психических оскорблений; демонстрации насилия через средства массовой информации. Насилие не рассматривается как социокультурная детерминанта поведения молодежи, которая создаёт риск для здоровья, угрожает благополучию нации.

Неблагоприятная психологическая атмосфера может складываться и в семье. По данным социологических опросов в полной семье растут 71% подростков, в неполной семье — 16%, 8% подростков усыновлены, 10% подростков живут в неблагополучных семьях. При это более половины детей в неблагополучных семьях подвергаются побоям и иным видам насилия. Около 5% подростков являются беспризорниками. Среди беспризорных детей в разы увеличивается заболеваемость гепатитом, СПИДом, туберкулезом, ВИЧ, наркоманией, алкоголизмом, венерическими заболеваниями. Проблемы неблагополучных семей и беспризорности находятся на границе государственных социально-экономических и внутренних семейных проблем. Экономическое неблагополучие порождает рост преступности, отклоняющегося поведения, зависимостей, разрушая семьи и здоровье людей.

88% подростков легко разговаривают на темы, которые их волнуют, с матерью и только 65% подростков обсуждают свои проблемы с отцом. Хотя психологи настаивают на том, что для психического здоровья подросткам очень важно установить доверительные отношения с отцом. 67% матерей и 39% отцов осведомлены о том, где и с кем их дети проводят свободное от учёбы время. Наименее популярным видом семейного общения оказались общие занятия спортом (не делают этого 43% подростков). Наиболее часто семья собирается для общего принятия пищи (86% случаев) и просмотра телевизора (73%). Уверенность в готовности родителей поощрять и помогать детям в учёбе уменьшается со взрослением последних (с 44% в 10 лет до 33% к 15 годам). Следовательно, больше знают о жизни подростков матери, но по мере их взросления и они постепенно теряют контроль, а в целом родители мало уделяют времени воспитанию детей, в т. ч. обучению их навыкам здорового образа жизни, сохранения физического и психического здоровья.

2.2 Поведение молодежи, влияющее на ее здоровье

Что касается среды ровесников, в которой подростки проводят досуг, то следует отметить, что большинство из них имеют 3-ое и больше друзей (78% среди мальчиков, 66% среди девочек). Каждый день в вечернее время встречаются с друзьями преимущественно парни старших возрастных групп. С возрастом эта часть молодежи увеличивается: старшие возрастные группы (14-15 лет и старше) проводят свое свободное время, гуляя с друзьями на улице (73%), слушая музыку (59 %). Младшие группы подростков (10-12 лет) отдают преимущество занятиям спортом (50%) и компьютерным играм (44%). Наименее популярными среди подростков способами проведения досуга является волонтерство и художественное творчество. О вредных привычках своих друзей больше знают мальчики (46% и 40% девушки). 48% подростков каждый день часто разговаривают со своими друзьями по телефону. Подростки довольно часто посещают Интернет, однако, реже, чем взрослые люди. Для большинства подростков характерно проведение свободного времени преимущественно с друзьями. Чаще преобладает бессодержательный досуг, который является благоприятной почвой для развития отклоняющегося поведения и травматизации.

Большая часть подростков питаются нерационально. Суточного режима питания, рекомендованного специалистами, в зависимости от возраста и места обучения, придерживаются 41-47% подростков. 11-17% подростков не завтракают в будние дни, 8% — не завтракают в выходные. Овощи и фрукты есть в суточном рационе лишь в 19% подростков, а 6-9% не употребляют этих продуктов вообще. Снизилось употребление подростками молочных продуктов, продуктов из рыбы, сахара и кондитерских изделий, одновременно возросло употребление хлебобулочных изделий и картофеля, что продиктовано экономической ситуацией. В среднем подростку не хватает 10 г. белка, 100 г углеводов в сутки (таблица 1). Все это вызывает не только болезни органов пищеварения, но и других систем растущего организма.

Резко возросло табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков среди подростков. Опыт курения имеют от 20% до 78% подростков по мере взросления. Мальчики начинают курить в 11- летнем возрасте, девочки — в 13-15 лет. 11% подростков курят каждый день, а 4% — раз в неделю. 15% подростков начинают употреблять алкоголь в 11 лет, а марихуану и гашиш пробовали 16% подростков возрасте 14 лет.

Таблица 1. Состав пищевых веществ и калорийность потребленных продуктов питания в домашних хозяйствах РФ в 2013 г. (в сутки)

в домох., им. в своем составе детей в возрасте до 16 лет

Источник

Adblock
detector