Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре
Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.
Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].
Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].
Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.
Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.
Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.
Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.
Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.
Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.
Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.
Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.
Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.
В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения
статья по физкультуре
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бондарская средняя общеобразовательная школа
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения
МБОУ Бондарской СОШ Агапонов Юрий Вячеславович
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.
Ясно что возрастает проблема охраны здоровья школьников ( забота эта общая — педагогов, родителей, общественности), которая выражает два направления: создание стабильной благоприятной атмосферы для детей, т.е. уменьшение вероятности возникновения стрессовой ситуации и повышение функциональных возможностей.
Школа должна научить детей учиться – лозунг сегодняшнего дня. А это, значит, в том числе и учится быть – здоровым.
Здоровье – это опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать, как пустую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Здоровье следует рассматривать как организацию деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. А вековой опыт показывает, что существуют факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья.
- Легкий и правильный режим дня.
Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время — к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.
Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку и нашему ученику , в первую очередь, следует выработать режим, исходя из конкретных условий его жизни.
2.Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.
Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Здесь задача педагогов, родителей как можно раньше подружить детей с физической культурой (дома, в школе, отдать ребенка в спортивную секцию).
Укрепление физического здоровья осуществляется путем вовлечения учащихся учреждений образования в различные виды спорта и туризма. Т уризм является важнейшим составляющим здорового образа жизни и выполняет прежде всего рекреативную функцию. Участвуя в туристических мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют свое физическое и психическое здоровье. А это выполнение третьего фактора: постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов: свежего воздуха, воды и солнца. Это самые оздоровительные силы.
В арсенале организаторов туристов разнообразные виды деятельности:
- Проведение праздников;
- Организация туристической эстафеты;
- Исполнение туристских песен;
- Проведение спортивных игр с мячом (волейбол, футбол др.);
- Ориентирование на местности;
- Туристские слеты;
- Водный туризм;
- Походы.
К проведению данного рода мероприятий привлекаются спортивные и общественные организации, культурно-просветительские учреждения по формированию здорового образа жизни.
Заботится о своем здоровье и о своей безопасности может и должен каждый, независимо от возраста и профессии. А о здоровье детей мы должны заботиться все вместе. Жизнь и здоровье-главная ценность, которой обладает человек. Купить можно всё. Здоровье купить нельзя.
Источник
«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»
классный час на тему
Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижением и формированием её статуса «Великой державы» на мировой арене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
«Здоровье подрастающего поколения – будущее здоровье нации!»
«Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить».
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.
- формировать умение выбирать полезные продукты питания;
- познакомить учащихся с вредными для человека продуктами.
- развивать кругозор учащихся.
- развивать внимание, мышление, память.
- воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- воспитывать негативное отношение к вредным продуктам питания;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.
Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи, связанные с развитием нашей огромной страны, продвижением и формированием её статуса «Великой державы» на мировой арене. На планете должны жить здоровые люди, чтобы наша Земля стала светлее и краше. Только здоровый человек обеспечит её гармоничное развитие. Здоровье человека — это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, поэтому беречь его нужно с самого детства.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека — осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Одной из главных составляющих здоровья является правильное питание. Сначала о вашем здоровье и питании заботятся родители, но вы растёте и должны сами о себе позаботиться, соответственно вы должны знать, что же такое здоровое питание.
Посмотрим мультфильм «Правильное питание».
Заключительные слова доктора: «Питание должно быть сбалансированным». Кто знает, что такое сбалансированное питание?
Название «сбалансированное питание» произошло от слова «баланс» – равновесие. Основной принцип сбалансированного питания – создание необходимого баланса полезных и питательных веществ в организме для наиболее эффективного его функционирования. Это ежедневный рацион, полностью обеспечивающий суточную энергетическую потребность организма, а также поддерживающий оптимальный баланс витаминов и микроэлементов. Сбалансированный рацион обеспечивает нормальное развитие, рост и жизнедеятельность организма, а также способствует профилактике заболеваний и общему укреплению здоровья.
В нашей жизни очень велико значение питания, нужно уметь организовать свой здоровый рацион, который позволит поддерживать хорошее самочувствие и свой нормальный вес. В этом вам помогут несколько совершенно простых правил:
1. Ешьте столько, сколько необходимо.
Это не значит, что можно есть столько, сколько захочется. Это означает, что суточный рацион должен содержать ровно столько калорий, сколько он потратит за эти сутки. В любом случае вы будете или толстеть от избытка калорий либо худеть, не добирая их. А скорее всего поправитесь, потому что современные люди есть не забывают, а двигаться забывают. Чем вы больше двигаетесь, тем большее количество калорий можно себе позволить.
2. Питайтесь полноценно
Соотношение жиров, белков и углеводов должно равняться примерно: 1:1:4. Запомнить правильные пропорции очень легко: представьте себе среднюю тарелку, зрительно разделите ее на три равные части, так вот — углеводы занимают две трети, а одну треть поровну делят между собой жиры и белки.
3. Сделайте свой рацион разнообразным
Очень плохо, если на столе каждый день находятся одни и те же продукты. Во-первых, это не интересно, во-вторых, это чревато тем, что вы не добираете важные питательные компоненты, которые так нужны организму. Чтобы получить необходимый набор витаминов и микро- и макроэлементов нужен длинный набор продуктов: молочные продукты, мясо, рыба, овощи, орехи, фрукты, макароны, хлеб, бобовые, ягоды и зелень и т.д.
4. Придерживайтесь нормального веса
Это снижает риски многих заболеваний. Поэтому, когда мы питаемся правильно и не наращиваем избыточный вес, этим самым мы и поддерживаем свое здоровье.
Как ни парадоксально, чтобы не толстеть, надо есть чаще. Плотно позавтракайте, а затем ешьте 4–5 раз в день небольшими порциями. Таким образом вы никогда не будете испытывать чувство голода и сможете контролировать качество и количество принимаемой пищи.
6. Ешьте несъедобное
Пищевые волокна, которые не перевариваются, мы называем клетчаткой, они очищают и улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Клетчатка содержится в овощах, бобовых, отрубях, крупах, продуктах из цельного зерна. Коричневый рис предпочтительнее белого, а также не забывайте о фруктах и ягодах.
7. Ограничивайте употребление жирного
Незаменимые жирные кислоты и витамины находятся в оливковом, кукурузном и подсолнечном масле, а также в рыбьем жире. Городские жители, которые не заняты тяжелым физическим трудом и перенасыщают свой организм жиром, с большой скоростью приближаются к ишемической болезни сердца и к атеросклерозу.
Выбирайте продукты с содержанием как можно меньшего процента жира при приготовлении пищи. Ограничьтесь одной чайной ложкой растительного масла на одного человека, если вы делаете салат для всей семьи, так как и в растительные масла тоже содержат жир.
8. Употребляйте как можно меньше сахара
Сахар приводит к лишнему весу и с ужасающей скоростью портит зубы, особенно вреден сахар тем, кто не может себя ограничивать себя в употреблении сладкого. Приучайте и себя, и детей вместо конфет, выпечки употреблять лучше фрукты, это скажется на вашем здоровье, внешнем виде и самочувствии.
9. Будьте осторожнее с солью
Переизбыток соли в организме повышает кровяное давление, как мы знаем это приводит к гипертонии. Мы часто употребляем соль не задумываясь. Сократите потребление соли, ешьте меньше соленых продуктов, не досаливайте еду в тарелке, не перекусывайте орешками и чипсами.
10. Алкоголь — это не еда
Не включайте в свой рацион каждый день алкоголь, так как он очень калориен и возбуждает аппетит. Это совет на будущее, сейчас же никакого алкоголя вообще.
Как ранее было сказано, организм ежедневно должен получать все необходимые ему витамины. Витамины важны для здоровья любого человека, но для растущего детского организма их необходимость не вызывает сомнений. Без достаточного ежедневного поступления всех витаминов процессы роста могут нарушиться, что грозит проблемами со здоровьем. Особенное внимание следует уделять витаминам в подростковом возрасте, когда в теле ребенка активно происходит и физическое, и умственное развитие.
Какие витамины нужны подростку?
— Витамин А или ретинол необходим для роста организма, формирования костей, нормального состояния тканей кожи и слизистых оболочек. Большую роль ретинол играет в обеспечении нормального зрения (особенно сумеречного). В активной форме витамин А содержится только в продуктах животного происхождения — печени многих рыб, рыбьем жире, сливочном масле, сыре, желтках яиц, молоке и молочных продуктах. В продуктах растительного происхождения находится пигмент каротин, который в организме человека превращается в витамин А, в связи с чем каротин называют провитамином А. Наиболее богаты каротином морковь, салат, шпинат, тыква, зеленый горошек, абрикосы, томаты и другие овощи и плоды. Каротин лучше усваивается в присутствии жира. При избыточном потреблении витамина А возникает состояние гипервитаминоза. Проявляется повышенной возбудимостью, зудом, болезненностью в области костей, увеличением печени.
— Витамин D(антирахитический) имеет исключительное значение для жизнедеятельности организма. Регулируя фосфорной и кальциевый обмен, витамин D стимулирует развитие и формирование костной ткани. Витамин D синтезируется в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. Содержится в продуктах животного происхождения: в яйцах, в печени, в молоке, в сливочном масле. Хорошим источником витамина служит рыбий жир. При недостатке или отсутствии витамина D и в пище прекращается нормальное усвоение организмом солей кальция и фосфора, в результате чего нарушается процесс костеобразования, у детей развивается рахит. Большое количество витамина D оказывает токсическое действие: отмечается падение массы тела, отложение кальция в печени почках и стенках сосудов.
— Витамин E содействует накоплению витаминов А и D во внутренних органах и тканях и стимулирует процесс превращения каротина в витамин А. Суточная доза витамина Е составляет в зависимости от возраста ребенка должна составлять 7-15мг. Источники витамина D: растительные масла, маргарин, крупы, яйца, печень Его недостаток прежде всего сказывается на состоянии мышц и приводит к развитию дистрофии мышечных тканей.
— Витамин С принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, углеводов, жиров. У детей особое значение витамин С приобретает в поддержании сопротивляемости организма к инфекциям. Суточная доза витамина С в зависимости от сезона года и возраста ребенка должна составлять 40-75 мг. Особенно богаты витамином С плоды шиповника, зеленые грецкие орехи, черная смородина, много его в зелени салата, шпината, укропа, петрушки, в зеленом луке, а также в яблоках, землянике, клубнике, малине, крыжовнике. Из овощей наиболее ценными источниками его являются свежая и квашеная капуста, помидоры, брюква, зеленый горошек, сладкий перец, редис, репа, редька. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке, а тем более при отсутствии аскорбиновой кислоты в пище расстройство организма усиливается и может возникнуть тяжелое заболевание — цинга (скорбут).
— Витамин В1 (тиамин) имеет важнейшее значение для роста. Он принимает активное участие в регулировании углеводного обмена и оказывает положительное влияние на другие процессы обмена веществ в организме. Наиболее богаты витамином В1 дрожжи, пшеница, рожь, бобовые культуры, крупы, хлеб грубого помола, субпродукты. Суточная доза витамина В1 -0.8-1.5 мг. При отсутствии этого витамина в пище развивается тяжелое заболевание нервной системы, нарушается сердечная деятельность.
— Витамин B2 (рибофлавин) также принимает активное участие в росте организма, обмене белков и особенно углеводов. Содержится он в пивных и пекарских дрожжах, мясе, субпродуктах, яичном желтке, молоке, меде. Суточная доза витамина В2 – 0.9-1.8 мг. Отсутствие этого витамина повышает чувствительность глаз к свету, вызывает слезоточивость, воспаление слизистых оболочек языка, кожи, губ и т. д.
— Витамин B6 (пиридоксин) участвует в белковом обмене и синтезе полиненасыщенных жирных кислот, влияет на состояние нервной системы, кожи. Источники витамина B6 являются пекарские дрожжи, прорастающие семена, пшеничные и рисовые отруби, печень, мясо, рыба, яичные желтки. Суточная доза витамина В6 – 0.9-2 мг. Недостаток витамина B6 в питании вызывает раздражительность, слабость, воспалительные изменения кожи.
— Витамина PP (никотиновая кислота, ниацин) принимает активное участие в обменных процессах организма, так как входит в состав ферментных систем, участвующих в процессах окисления. Обладает большой широтой лечебного действия при заболеваниях различных органов, особенно при поражениях органов пищеварения. Витамин PP довольно широко распространен в природе. Богаты этим витамином рисовые и пшеничные отруби, сухие дрожжи, мясо, субпродукты, ячневая и гречневая крупы, хлеб из муки грубого помола. Суточная доза витамина РР – 16 мг. При отсутствии в пище никотиновой кислоты человек заболевает пеллагрой.
Если подростки будут неправильно питаться, это отобразится на умственных способностях и здоровье. Поэтому каждый приём пищи должен быть богат питательными веществами. Порции должны быть небольшими, а интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часа. Вредные продукты: сладости, жареные и жирные блюда, газированные напитки нужно исключить из рациона.
Учитывая эти нехитрые грамотные рекомендации, нужно сделать правильный выбор в питании и остановиться на тех продуктах и блюдах, которые необходимы для дальнейшего развития вашего организма.
Здоровое питание подростков – большая работа, которая под силу подростку при активной помощи родителей. Зато и результат порадует – хорошая фигура, здоровая кожа и блестящие волосы, а энергии хоть отбавляй.
Источник