Меню

Здоровье подрастающего поколения государственная проблема

Сохранение здоровья подрастающего поколения
статья по физкультуре

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_zdorovya_podrastayushchego_pokoleniya.docx 24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья подрастающего поколения

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.

Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно — залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.

Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.

Главная цель физического воспитания — содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Перспективность данной проблемы это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического здоровья учащихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих учащихся, будут успешно развиваться и оздаравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.

Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Работа построена на принципах:

  • Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так, чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
  • Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся;
  • Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
  • Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке;
  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
  • Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.

Как преподаватель физической культуры и ОБЖ, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности студентов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационно-коммуникативной, личностной.

Цель физического воспитания в нашем техникуме – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель — сформировать у студента основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения.

Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех общеобразовательных организациях. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания.

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Большое внимание уделяю физическому воспитанию лиц с интеллектуальными нарушениями развития. Основными задачами работы в данном направлении считаю:

— формирование спортивной культуры у обучающихся, имеющих ограниченные возможности, освоение ими мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;

— формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

— формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

— выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Источник

Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 2155 раз

Библиографическое описание:

Гайтян, С. В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения / С. В. Гайтян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3715/ (дата обращения: 08.06.2021).

Приводится обзор суждений выдающихся деятелей науки и образования прошлого о сохранении и укреплении здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. Выполнению этой задачи помогает использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. В условиях современного образования главными факторами ухудшения здоровья детей являются такие педагогические аспекты как организация учебно-воспитательного процесса без учета физиологических возрастных показателей развития детей, их состояния здоровья, высокий уровень информационной перегрузки, недостаточная подготовка педагогов и родителей к работе в здоровьесберегающем пространстве.

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Эти слова до сих пор не потеряли своей актуальности. Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность перед собой, обществом, подрастающим поколением.

Большую часть времени ученики проводят в школе, поэтому учителя в процессе обучения должны не только учить, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возможно сохранить их здоровье. Поэтому главной целью статьи является привлечение внимания педагогов к активному внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, воспитанию сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью своих учеников.

Анализ государственных документов — Конституции РФ, Закона РФ об образовании, основ законодательства России о здравоохранении, Федеральных государственных образовательных стандартов, Национальной доктрины образования в РФ свидетельствует о том, что приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения требует разработки образовательно-оздоровительных программ, эффективных форм и методов сообщения и взаимодействия всех социальных институтов для проведения занятий, психолого-развивающих тренингов, направленных на становление и развитие личности. Поэтому педагогические коллективы должны работать над активным внедрением здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях и изучать опыт работы выдающихся педагогов.

Обзор научно-педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского поможет учителям сформировать у детей практические навыки для укрепления и сохранения здоровья.

Изучение научно-педагогических трудов Я. А. Коменского показало, что к вопросам жизни и здоровья педагог подходил с позиций теолого-философских рассуждений христианства и Бога. Анализ работ выдающегося дидакта позволил установить, что благодаря знаниям анатомии и физиологического развития человека, а также педагогическим наблюдениям он определил семь возрастных периодов развития человека. Заботясь о сохранении здоровья детей, педагог определил возраст начала их обучения в школе: «Отпускать детей из материнского крова и передавать преподавателям ранее шестилетнего возраста я не советовал бы …» [1, с.237]. Свой совет Я. А. Коменский аргументирует тем, что слишком юный возраст требует большей заботы, а в 5–6 лет едва лишь заканчивается формирование черепа, еще недостаточно развиты органы чувств и тому подобное.

В работе «Законы хорошо организованной школы» Я. А. Коменский указывает на санитарно-гигиенические требования к оборудованию классов, кабинетов, школы, что способствует сохранению здоровья школьников. Я. А. Коменский рассматривал вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с позиций профилактической направленности.

В педагогической литературе выдающийся педагог-мыслитель XVIII в. Иоганн Генрих Песталоцци дал описание методик гигиенического, физического и нравственного воспитания молодого поколения. Педагог убежден, что забота учителя в воспитании здоровых детей должна проявляться в любви к ним, а любовь — в деятельности. Единство с детьми — самый действенный путь для воспитания и понимания своих подопечных. И. Г. Песталоцци писал: «Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них». [2, с.140].

И. Г. Песталоцци разработал специальные гимнастические упражнения — «элементарная гимнастика» и считал, что физические упражнения, оздоровительные игры и закаливание, бег босиком, влияние воздуха и солнца — средства укрепления и сохранения здоровья детей. По его глубоким убеждениям, «школы не должны вредно влиять на здоровье учащихся» [2, с.135].

Константин Дмитриевич Ушинский — выдающейся педагог, который разработал теорию и практику физического воспитания как одного из составляющих здорового образа жизни. В своей фундаментальной работе «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинский выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха. [3, с.43].

Определяя главные задачи школы, Антон Семенович Макаренко исходил из того, что нужно воспитать здоровое поколение. В своей работе «Через труд и самоорганизацию — к новой жизни» А. С. Макаренко писал, что его стремление как педагога «молодые, здоровые мальчики, все — как один. Веселый, здоровый смех, шутки и совершенно свободное самочувствие» [4, с.205]. В его художественно-педагогических произведениях указаны основные принципы оздоровления воспитанников. Важным признаком здорового образа жизни педагог считал оптимизм, воспитание культуры эмоций. С точки зрения А. С. Макаренко здоровый образ жизни является условием и результатом воспитательной работы. Здоровье ребенка он рассматривает не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

На становление отечественной педагогики оказал влияние еще один выдающейся отечественный педагог — Василий Александрович Сухомлинский. Принципиально важным для педагога была постоянная и последовательная забота о здоровье учеников как неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. В его фундаментальных произведениях «человек словно вторично рождается» и с позиций естественных знаний излагаются основы рационального воспитания, значение соблюдение режима труда и отдыха для предупреждения переутомления и др.

Обобщая взгляды В. А. Сухомлинского на роль учителя в воспитании подрастающего поколения, можно подчеркнуть, что наиболее четко свою позицию педагог изложил в таком высказывании: «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести — судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа» [5, с.257].

В. А. Сухомлинский глубоко убежден, что «педагог не имеет права не знать, что происходит с ребенком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии» [6, с.46].

Подводя итоги научно-педагогического наследия Я. А. Коменского. И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского можно сказать, что каждый из них сделал неоценимый вклад в утверждение основополагающего принципа педагогики — сделать школу центром здоровья, ведь приобретение школьных знаний ценой здоровья детей никому не нужны.

Источник

Читайте также:  Спорт залог здоровья раскраски
Adblock
detector