Здоровье подрастающего поколение сегодня
Грищенко Ольга Михайловна, тренер-преподаватель государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента»,
Бошенятов Григорий Владимирович, студент государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента»
Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи связанные с развитием нашей огромной страны, продвижением и формированием ее статуса «Великой державы» на мировой арене. Для этого необходимо, чтобы каждый молодой человек осознавал свою причастность к развитию потребности к здоровому образу жизни и в целом за будущее всего человечества. Поэтому он должен быть активен, крепок, подвижен и жизнерадостен, а значит иметь крепкое здоровье и хороший иммунитет. Все это обеспечивается в том случае, если человек живет по принципу здорового образа жизни.
Говоря о здоровом образе жизни, каждый человек подразумевает что-то свое: кто-то считает, что это отсутствие вредных привычек, кто-то — особое питание или диета, а для кого-то — это двигательная активность. И каждый из них по-своему прав.
Что же такое здоровый образ жизни?
Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого человека. Современный человек стал меньше двигаться, потреблять большее количество пищи, подвергаться постоянным стрессам и иметь больше свободного времени. Количество заболеваний, предрасположенность к которым передаётся по наследству, с каждым годом выявляется всё больше и больше. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Поэтому каждому человеку необходимо осознавать, что здоровый образ жизни — это целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека. Давайте узнаем о них больше:
— занятия спортом улучшают общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма;
— здоровое питание, витамины заряжают иммунную систему;
— закаливание обеспечивает укрепление нервной системы, благоприятно влияет на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ;
— медитация улучшает физическое и эмоциональное здоровье. Занятия медитацией позволяют иммунной системе функционировать с меньшими помехами, помогают успокоить нервную систему;
— отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, т.к. они несовместимы со здоровым образом жизни;
— крепкий сон укрепляет иммунную систему, т.к. во время ночного сна уровень мелатонина увеличивается, а это способствует улучшению работы иммунной системы;
— личная гигиена обеспечивает чистоту и отсутствие микроорганизмов, вызывающих инфекционные и вирусные заболевания.
Все перечисленные мероприятия, безусловно, оказывают положительное влияние на здоровье человека. При этом хотелось бы отметить огромную роль спорта в этом вопросе, ведь именно спортивные занятия развивают в людях выносливость, ловкость, реакцию, координацию, терпение и силу.
Физическая активность, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей помогает сбалансировать поступление и расход энергетических ресурсов в организм, повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, повышает устойчивость к стрессам, улучшает липидный спектр крови и препятствует развитию таких заболеваний, как сахарный диабет, остеопороз, злокачественные новообразования, ожирение. Физическая активность повышает устойчивость к стрессу и улучшает настроение.
Занятия спортом необходимы для каждого человека. Важно уже с детских лет приобщать ребенка к этой деятельности, ведь спорт будет способствовать укреплению его здоровья и обеспечит развитие физических данных, воспитает характер и укрепит силу воли.
Люди, занимающиеся спортом, меньше болеют, всегда выделяются среди других подтянутостью и красивой осанкой.
Спорт помогает человеку противостоять негативным факторам внешней среды. Спортивные игры, общение с новыми людьми, посещение секций, спорт-клубов, стадионов приносят людям много положительных эмоций и радости.
В решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодёжи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих. В настоящие время ведется активная пропаганда среди детей и подростков в дошкольных и образовательных учреждениях, разъяснительная работа о пользе здорового образа жизни, занятий спортом. Также широко используются различные формы работы в рамках здоровьесберегающих технологий (спортивные состязания, эстафеты, соревнования, туризм и т.д.).
Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – это определенный стиль жизни человека, где он определяет для себя приоритеты и выстраивает свою линию существования. Каждый молодой человек должен помнить, что здоровье – это не только его бесценное достояние, но и всего общества в целом.
Только здоровый образ жизни и стремление к чему-то высокому и хорошему позволят молодым людям добиться жизненных целей, ведь молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом развития и процветания любой страны, любого общества. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение было ориентированно на самосовершенствование и развитие современного общества в рамках здорового образа жизни, что в дальнейшем обеспечит светлое будущее новым поколениям страны.
1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.
2. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
3. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.
4. Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38.
5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться
Источник
Сохранение здоровья подрастающего поколения
статья по физкультуре
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_zdorovya_podrastayushchego_pokoleniya.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья подрастающего поколения
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.
Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно — залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.
Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.
Главная цель физического воспитания — содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Перспективность данной проблемы это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического здоровья учащихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих учащихся, будут успешно развиваться и оздаравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.
Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Работа построена на принципах:
- Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так, чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
- Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся;
- Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
- Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке;
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
- Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.
Как преподаватель физической культуры и ОБЖ, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности студентов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационно-коммуникативной, личностной.
Цель физического воспитания в нашем техникуме – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель — сформировать у студента основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
- Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех общеобразовательных организациях. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания.
В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Большое внимание уделяю физическому воспитанию лиц с интеллектуальными нарушениями развития. Основными задачами работы в данном направлении считаю:
— формирование спортивной культуры у обучающихся, имеющих ограниченные возможности, освоение ими мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;
— формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
— формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
— выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Источник