Сохранение здоровья подрастающего поколения
статья по физкультуре
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_zdorovya_podrastayushchego_pokoleniya.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья подрастающего поколения
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.
Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно — залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.
Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.
Главная цель физического воспитания — содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Перспективность данной проблемы это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического здоровья учащихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих учащихся, будут успешно развиваться и оздаравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.
Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Работа построена на принципах:
- Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так, чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
- Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся;
- Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
- Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке;
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
- Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.
Как преподаватель физической культуры и ОБЖ, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности студентов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационно-коммуникативной, личностной.
Цель физического воспитания в нашем техникуме – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни. Это проведение спортивных секций, соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель — сформировать у студента основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
- Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех общеобразовательных организациях. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания.
В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Большое внимание уделяю физическому воспитанию лиц с интеллектуальными нарушениями развития. Основными задачами работы в данном направлении считаю:
— формирование спортивной культуры у обучающихся, имеющих ограниченные возможности, освоение ими мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;
— формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
— формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
— выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Источник
Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения (из опыта работы МДОУ «Солнышко»)
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиени-ческая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
DOKLAD__Vospitanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения
(из опыта работы МДОУ «Солнышко»)
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается право каждого маленького гражданина на жизнь. Государство отвечает за создание условий, обеспечивающих в максимальной степени их выживание и здоровье развитие. В сложившейся ситуации здоровье можно рассматривать как важнейшую предпосылку формирования личности ребенка.
Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Понятие здоровьесберегающей деятельности ДОУ включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного и двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.
На состояние здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере или районах, приравненных к территориям Крайнего Севера, оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
- наследственность;
- суровые климатические условия нашего региона;
- неблагоприятная развивающаяся промышленность;
- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
Источник
Влияние образа жизни на подростающее поколение в ХХI веке
статья на тему
Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vlianie_zozh_na_podrostkov_.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние образа жизни на подрастающее поколение в XXI веке.
«Если не бегаешь пока здоров,
придётся побегать когда заболеешь!»
Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.
Проблема здоровья учащихся является одной из актуальных проблем современной школы. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, а также возросло количество детей с хроническими заболеваниями. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения.
По данным педиатров, лишь 14% детей сейчас рождается без патологий. Уже в первый класс каждый ребёнок приходит с хронической патологией, а среди выпускников школы не более 10% могут считаться относительно здоровыми. До 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку.
К сожалению, у многих из нас сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или нездоровья целиком и полностью зависит от детских врачей. Другими словами, многие из нас – детей, как и многие взрослые, считают, что насколько хорошо лечит врач, настолько и зависит наше здоровье. «Однако, в последнее время, ученые доказали, что здоровее человека только на 10% зависит от системы здравоохранение, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни».
«Здоровье – это не все, но все без здоровья – это ничто». Эта мудрость Сократа помогает лучше понять отношение здоровья и других целей человеческой жизни. Современному человеку нужно в жизни гораздо больше, чем просто чувствовать себя здоровым. Вместе с тем, здоровье является важнейшим условием и средством достижения других целей жизни. А значит, нужно заботиться о своем здоровье прежде, чем его утратишь и постоянно накапливать и поддерживать его резервы. Эта мысль ясно отражена в современном определении здоровья, данном ВОЗ в 1986 году: « Здоровье не является целью жизни. Но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, объединяющая социальные, психические и физические возможности человека».
Под здоровым образом жизни понимаются «…типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности конкретного человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Основными параметрами образа жизни для подрастающего поколения является учеба, быт, культурная деятельность, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.
Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.
Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология личности.
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
— оптимальный двигательный режим;
Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в младших классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, а вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят.
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению часто встречающая- ся. Социологические опросы показывают, что это чаще всего происходит с ведома и согласия родителей: в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить. Следует подчеркнуть, что табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению и алкоголю.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Уроки физкультуры не компенсируют недостаток двигательной активности.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. В условиях школы питание наравне с оздоровительным фактором, имеет большое воспитательное значение. Именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена подпрограмма «Питание» программы «Индустрия образования», принятой Министерством Образования России. Поэтому сегодня уделяется большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школах, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Ещё один фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой.
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения..
Молодому поколению, грозит опасность малоподвижности, поэтому необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы мы росли физически здоровыми, крепкими. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.
Физическая культура должна стать образом жизни детей!
- Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. Волгоград, 2002
- Гордияш Е.Л. Физическое воспитание в школе, Волгоград, 2008
- Конеева Е.В. Физическая культура. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
- Физическая культура в школе №3 «День здоровья – общий праздник» 2008
- Физическая культура в школе №1 «Здоровый образ жизни детей — задача родителей» 2009
- Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с.
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к.
В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе.
презентация для проведения родительского собрания.
Выступление на конференции.
Выступление по теме: «Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения".
Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизниЗдоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активно.
Источник