Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья
Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:
– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;
– развитие способностей педагогов контролировать физическоездоровье посредством психического;
– освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для укрепления физического здоровья .
Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя
Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Обучение учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
Гармонизация личности учителя
Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:
– психическое здоровье педагогов;
– физическое здоровье педагогов.
Пояснительная записка
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:
Отсутствие правильного режима дня.
Отсутствие достаточной физической активности.
Перегрузки речевого аппарата.
Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Профессиональное здоровье учителя
– способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).
Здоровый учитель – здоровая нация!
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества
МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.
На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.
Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.
Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.
Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.
Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.
Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”
Программа “Здоровье педагога”
Этап
Содержание работы
сроки
исполнитель
Ожидаемый результат
Критерии оценки результата
Диагностика здоровья учителей
1. Организация ежегодных медосмотров учителей
сентябрь
Директор школы
Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение.
Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания.
2. Анализ состояния здоровья педагогов
июнь
Психолог
Предоставление санаторно-курортного лечения
Снижение уровня заболеваемости среди учителей
3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации.
октябрь
Заместитель директора школы по УВР
Методическая помощь
Физкультурно-оздоровительная работа
1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников
Раз в четверть
Психолог
Повышение положительного эмоционального климата в коллективе
2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня
постоянно
Учитель
Снижение утомляемости
Выполнение учебных программ
3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией.
Май, февраль
Директор школы
Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей
Повышение физкультурной активности
Управление процессом оздоровления в педагогической среде
1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни
Сентябрь (педсовет) 1-ый год
Директор школы
Повышение валеологической культуры
Системность в работе
2. Создание школьного совета по здоровью
Октябрь, 1-ый год
Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога”
3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе
Ноябрь (педсовет) 2-ой год
Директор школы
4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса
5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний
Сентябрь, май
Заместитель директора школы по УВР
3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования
4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”
5. Соблюдение требований СанПИНа
Октябрь
постоянно
Директор школы
Совет школы по здоровью
Повышение уровня профессионализма
Заинтересованность в укреплении здоровья
Создание благоприятных условий труда
Снижение утомляемости
Консультационная, просветительская работа
1. Родительские собрания
Раз в четверть
Классные руководители
Получение реальной картины по данному вопросу
2. Встречи за круглым столом с обсуждением тем по здоровьесбережению
Раз в полугодие
Психолог
Повышение потребности в укреплении здоровья
3. Прохождение курсов
По плану прохождения курсов
Заместитель директора по УВР
Повышение знаний по данному вопросу
Применение знаний в практической деятельности
4. Встреча с медицинскими работниками “Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний”
“Профилактика простудных заболеваний”
“Закаливание”
Раз в полугодие
Директор школы, профорг
Повышение знаний по здоровьесбережению
Уменьшение заболеваемости.
Выполнение и соблюдение рекомендаций
Контроль за выполнением программы “Здоровье педагога”
1. Контроль за соблюдением техники безопасности и созданием надлежащих гигиенических условий труда
постоянно
Директор школы, психолог
Снижение утомляемости
Отсутствие травматизма
2. Корректировка программы “Здоровье педагога”
ежегодно
Совет школы по здоровью
Участие всех педагогов в программе
В результате реализации данной программы педагоги школы :
– будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;
– смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
– в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;
– освоят психические средства восстановления организма
По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
– анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;
– анализ результатов медицинских осмотров;
– итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;
– анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.
Источник
Здоровье учителя материал на тему
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда.
Скачать:
Вложение
Размер
zdorove_uchitelya.doc
85.5 КБ
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Соликамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,
«Средняя общеобразовательная школа №2»
(тезисы выступления на педсовете)
Добрынина Ирина Альбиновна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни. В условиях социальной нестабильности, усиления динамики жизни, ухудшения экологической обстановки роль здоровья значительно возрастает. Обществу необходим человек духовно зрелый и физически здоровый, активный, социально адаптированный.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 ) здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. В связи с этим современный педагог должен ориентироваться на построение здоровьесберегающего образовательного процесса, предполагающего сохранение и укрепление здоровья всех его субъектов, в том числе и своего собственного здоровья. Учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество стрессовых ситуаций, значительная нагрузка на голосовой аппарат— все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний (Э.Н. Вайнер, М.Я. Виленский, P.C. Сафин). В этих сложных условиях учитель должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса.
Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели психического, физического и социального здоровья учителей , которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
По данным учёных (Л.М. Митиной, Е.С. Асмаковец) (1998), для учителей со стажем работы 15—20 лет характерны «педагогические кризы», «педагогическое истощение». У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами, 60% учителей испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии.
Высокий уровень риска заболеваемости (свыше 51 %) отмечен по следующим системам организма:
сердечно-сосудистой системе,
опорно-двигательному аппарату,
нервной системе,
эндокринной системе и др.
Даже молодые педагоги имеют большое количество хронических заболеваний, ведущими из которых являются заболевания органов дыхания (71,2%), сердечно-сосудистой системы (63%), хронические ларингиты (46%), вегето-сосудистая дистония (72,1%) (Л.Г. Татарникова, 1995; Э.М. Казин, 2000).
большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
использование авторитарного стиля руководства.
Анализируя сложившуюся ситуацию, многие ученые (Л.И. Алешина, Н.П. Абсакалова, Е.О. Авчинникова, В.Ф. Базарный, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, СЮ. Лебедченко, Л.М. Митина, Е.В. Степкина, Е.А. Шульгин и др.) приходят к выводу, что нельзя сводить проблему здоровья только к внешним биологическим, экологическим, социально-экономическим причинам ухудшения условий жизни учителей.
Ключевую проблему составляют низкая престижность здоровья , недостаточное осознание учителями его ценности, незнание и неумение применять на практике средства формирования и сохранения здоровья, осуществлять профессиональную деятельность на основе здоровьесберегающих принципов, что влечет за собой стрессовую тактику обучения и воспитания.
Становится очевидным, что для решения проблемы сохранения здоровья усилий специалистов в области медицины недостаточно. Социальный заказ на поиск путей укрепления здоровья, сохранения трудового потенциала учителей должен быть адресован и педагогической науке (Н.Г. Блинова, Э.М. Казин, H.A. Литвинова, Л.Г. Татарникова и др
В связи с этим одним из приоритетных направлений модернизации системы педагогического образования на современном этапе должно стать не только сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса, но и формирование у учителей отношения к здоровью как к важнейшей профессиональной ценности.
Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.
Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек ”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем. Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неусточивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Профессиональное здоровье учителя определяется, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что позволяет говорить о необходимости психологической помощи и поддержки учительства как профессиональной группы с низкими показателями психологического и физического здоровья.
Здоровье учителя – эффективность его профессиональной деятельности – психическое здоровье учащихся.
Охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагает усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психотерапией, гигиеной, физической культурой, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье – работоспособность – эффективность – развитие». Восстановление профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени согласованности интегральных характеристик личности учителя.
В работах Л.М. МитинойУчёные выделяются основные направления в решении данной проблемы.
Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности – воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.
Второе – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.
Третье – психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя.
И четвёртое направление – повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способным проектировать своё будущее.
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда.
Школа должна поставить перед собой цели , чтобы помочь педагогам , которые заключаются в следующем:
создать комплекс рекомендаций по проблеме сохранения здоровья педагога
формировать у педагогов потребность к здоровому образу жизни
помочь учителю организовать свою деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба его здоровью.
Модель здорового педагога представляется таким образом:
86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю;
87 % не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки;
78% принимают лекарства без медицинских показаний;
лишь 13 % уделяют целенаправленное внимание своему здоровью;
45,7% стараются, но не получается;
32 % не уделяют внимания своему здоровью.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять :
лечебно-оздоровительные упражнения:
упражнения для позвоночника
упражнения для осанки
упражнения для шейного отдела позвоночника
следить за своим физическим здоровьем:
полноценное питание
достаточный сон
соблюдение правил личной гигиены
режим труда и отдыха
занятия спортом
соблюдать психоэмоциональное равновесие:
позитивное мышление
оптимизм
управление эмоциями
доброжелательное отношение к людям
любовь к себе
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам.
Здоровье учителя — категория не столько медицинская, сколько психологическая, поэтому сохранение и укрепление здоровья педагогов — в руках самих педагогов!
Очень многое зависит не столько от знаний, умений, навыков, сколько от собственной жизненной позиции, философского осмысления, от личного настроя.
Несколько рекомендаций для педагогов:
Отношение к юмору. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!
Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.
Более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Быть, чувствовать, радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Учитель, который стремиться к самопознанию, саморегуляции и самореализации, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся.