Меню

Здоровье педагогов как его беречь

Здоровьесбережение педагога

Татьяна Пинюгина
Здоровьесбережение педагога

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Современному ребенку необходимо обеспечить комфортное и позитивное пребывание в детском саду, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОО в вопросах здоровьесбережения, а потому педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.

Современный педагог в дошкольном учреждении ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает его собственное здоровье.

Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Для педагогов со стажем 15-20 лет характерны педагогические кризисы, истощение. У 30% работников показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Основные факторы риска труда педагога:

повышенное психоэмоциональное напряжение;

значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

большой объем интенсивной зрительной работы;

высокая плотность эпидемических контактов.

Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:

патология голосообразующего аппарата;

психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);

утомление глаз, снижение остроты зрения;

хроническая венозная недостаточность;

простудные заболевания, грипп.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения — это технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Выделяют два направления работы по здоровьесбережению педагога:

— профилактика эмоционального выгорания;

— укрепление физического здоровья.

Риску выгорания подвержены люди:

перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

стремящиеся к непременному успеху;

не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Способы профилактики эмоционального выгорания

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность.

Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью.

Находите время для себя.

Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.

Возьмите «тайм-аут» (отдых от работы).

Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).

Профилактика нарушений голосообразования

В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной — не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.

Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.

Во время продолжительной речи (чтения вслух) делайте паузы для того, чтобы выпить несколько глотков воды.

При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.

Работа педагога связана с частыми микро-стрессами и нервно-эмоциональным напряжением.Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой — сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.

В борьбе со стрессом помогают:

переключение на другие виды деятельности;

разговор о «наболевшем» как с близким, так и с малознакомым человеком;

танцы и физические упражнения;

массаж и самомассаж.

Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр., массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.

Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.

Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.

Профилактика утомления органов зрения

Закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки.

Быстро моргать в течение 1 мин.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;

Располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него.

Смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. То же выполнить с правым глазом.

Рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита.

Всем сотрудникам следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.

Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом — не допускать его увеличения.

Читайте также:  Здоровье семьи детский невропатолог

Необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.

Профилактика венозной недостаточности

Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.

После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.

В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).

Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи. В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта.

В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы препаратами, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма.

Прививки против гриппа проводятся в пред-эпидемический период, как правило, осенью (в октябре — ноябре).

Источник

Проект «Как сохранить здоровье педагога»

Республиканское государственное оздоровительное образовательное учреждение
«Боградская санаторная школа-интернат»

Составители: педагог-психолог Рябухина Е.С.,
социальный педагог Штромбергер Л.Н.,
учитель физкультуры Курбатова С.С.,
зав. библиотекой Малярова В.Ф.,
медик Самыгина Н.А.

Здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы-интерната в целом.
Приступая к работе над проектом, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. Установлено, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний
В образовании большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает (на практике) эту среду благоприятной для обучения школьников. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Основная причина, побудившая нас взяться за создание проекта, не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться.
Ярко высветив проблему, мы начали искать пути, способы, средства для ее решения, так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы-интерната в целом.
Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли педагог-психолог, учитель физкультуры, социальный педагог, медсестра, библиотекарь.
Мы разработали проект деятельности на тему «Как сохранить здоровье педагога».
Цель проекта:
формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:
1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в школе.
3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость.

Этапы разработки проекта.
1 этап – Определение проблемы, цели и задач, названия проекта.
2 этап — Определение механизмов, через которые будет происходить реализация проекта.
3 этап – Описание проекта.
4 этап — Оформление проекта.
5 этап — Защита проекта на педагогическом совете школы.
6 этап – Практическое внедрение проекта в деятельность школы-интерната.

Этапы работы по реализации проекта в школе.

I этап – подготовительный этап: выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучении информации о состоянии здоровья педагогов школы-интерната, составление плана реализации проекта.
II этап — этап практической реализации проекта.
III этап – обобщающий

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. “Будьте здоровы!” — говорят люди друг другу. “Желаем вам самого главного — здоровья”, — говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).
Как вообще сохранить свое здоровье? Как это сделать в условиях образовательного учреждения? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. К тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы, скорей бы уже домой…». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз вы уже сейчас устаете, что будет через год, через два? Ситуация летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!
При создании проекта мы опирались на следующие принципы:
1. Здоровье — это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье — в твоих руках!
2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.
3. Психологический комфорт, улыбка — факторы хорошего настроения.

Читайте также:  Польза перепелиных яиц для мужского здоровья

I этап — этап подготовки к реализации проекта.
а) Выяснение причин заболеваний.
Профессию педагога, к сожалению можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:
1. Cердечно-сосудистые;
2. Желудочно-кишечные;
3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;
4. Заболевания органов дыхания.

Основные причины заболеваний педагога:
Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога?
Две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой. Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают здоровье учителя? Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и хуже, все-таки везучий я человек». Один отдается эмоции радости, другой – раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.

2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.

3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.

4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.

5. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

6. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.

1. Неумение противостоять стрессам.

2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.

3. Частое превышение своих возможностей.

4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не о полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.

б) Диагностика.
в) Мотивирование педагогов: С чего начинается здоровье? Что нужно для этого сделать?
Мы мотивируем педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям и учителям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы думаем, что будут примерно следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
(американский медик Г. Сигериста)

II этап — этап практической реализации проекта.

«Здоровье является высшей ценностью общества,
чем выше ценится здоровье человека
в коллективном сознании общества, тем выше ресурс
и потенциал развития самого общества»

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления медико-психолого-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.
Главная задача, которую поставила перед собой наша группа – работа над созданием условий для сохранения и укрепления здоровья, благоприятного психологического климата в нашем коллективе.
Определи и приоритетные направления в рамках реализации предлагаемого проекта под девизом:
Улыбайся, люби себя и будь здоровым!

Создание здорового психолого-педагогического пространства

Сохранение Создание и поддержание Организация
психоэмоционального и здорового психологического психолого-медико-
личностного здоровья климата социальной поддержки
педагогов педагогам

Направления работы в рамках реализации проекта

1. Психолого-педагогическое.
Особо важным в своей работе педагогов мы считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. В этом направлении работы ведущая роль отводится педагогу-психологу. Научить владеть эмоциями: так ли это легко?
Педагог-психолог Рябухина Е.С. совместно с библиотекарем Маляровой В.Ф. решили организовать СТУДИЮ «УЛЫБКА». Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по-доброму. В этом вам помогут тренинговые занятия, которые будут проводиться 1 раз в 2 месяца, вечера, встречи с элементами библиотерапии.

Читайте также:  Что такое соматический компонент здоровья

2. Медицинское.
Медработники проводят для всех сотрудников и воспитанников консультации о рациональном питании, профилактике заболеваний, инъекции, массаж и др.
Здоровье педагога невозможно представить без организации правильного питания, которое полностью бы удовлетворяло потребности организма и поддерживало высокую работоспособность. Предлагаем организовать с нового учебного года ФИТОСТУДИЮ «СТО РЕЦЕПТОВ» (фиточаи: 1 раз в неделю).

3. Физкультурно-оздоровительное и социальное.
Следующее направление — укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде. Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
— иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
— уровень и гармоничность физического развития;
— функциональное состояние организма и его резервы;
— наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Мы предлагаем организовать:
— Студию «ГРАЦИЯ», в которой любой желающий может позаниматься на тренажерах под руководством учителя физкультуры Курбатовой С.С. 2-3 раза в неделю в определенное время.
— Студию танца «ЛОТОС», где под руководством Штромбергер Л.Н. 2 раза в неделю будет проводиться танцевальные занятия.

Так же предлагаем организовать:
— 2-3 раза в год выезды на природу.
— конкурс « Самый здоровый класс», который стал бы новой традицией школы. В течение года классы проходили бы этапы конкурса: 1 этап – (заочный в первом полугодии) создание «Паспорта здоровья класса» , 2 этап –
(1 раз в год) СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ, в которых будут принимать участия команды воспитанников школы-интерната и педагогов. Это новая, разработанная в России, гуманистически ориентированная модель игр, в которой гармонично сочетаются спорт, искусство и знания. Автор: профессор В. И. Столяров. Проведение спартианских игр очень удачно для данного проекта, ведь соревнование идет как в спорте, так и в знаниях и творчестве или же вместо них предлагаем проводить «Веселые старты».
— 1 раз в месяц (можно даже определить определенную дату) проводить Единый день здоровья и хорошего настроения. В этот день не ставятся плохие отметки, создаются ситуации успеха для учащихся, проводятся различные мероприятия, посвященные ЗОЖ.

III этап – аналитический

На данном этапе проводится повторная диагностика, мониторинг. Намечается дальнейшая работа.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному
опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
4. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
5. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Что педагог должен уметь:
o владеть основами здорового образа жизни;
o устанавливать контакт с коллективом учащихся и сотрудниками школы;
o прогнозировать развитие своих учащихся;
o личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет», так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Мы считаем, что данный проект поможет педагогам нашей школы найти ответ на вопрос «Как сохранить здоровье?»

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
3. Психология здоровья: Учебник для вузов./ Под ред. Г. С. Никифорова. – СП б.: Питер, 2003. – 607 с.
4. Психологический словарь./Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
5. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под редакцией Карвасарского Б. Д. – СП б.: Питер Ком, 1998. – 752 с.
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СП б.: Питер Ком, 1998. – 384 с.
7. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, «Феникс», 2000. — 128 с.
8. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
9. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие./ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001. – 240 с.

Источник

Adblock
detector