Наталья Толоконская: «Миссия врача – дать пациенту ключи к здоровью»
Лечить таблетками не значит исцелять, а ходить по больницам еще не значит, идти к здоровью. В этом уверена наша собеседница – профессор, академик РАЕН, заслуженный врач России Наталья Толоконская.
Наталья Петровна, вы часто говорите, что исцелять и поддерживать жизнь больного лекарствами – противоположные вещи. Как, по-вашему, должен исцелять настоящий врач?
Наталья Толоконская: Исцелять, значит, возвращать Человека к его целостности. Мотивация к здоровью сегодня очень слаба в людях, и в этом все дело. Выздоровление начинается с пробуждения сознания Человека, нового видения самого себя, с всплеска чувств. Механизм самоисцеления организма уже таится в самом намерении быть здоровым. Надо указать Человеку путь, помочь на него встать и, главное, удержаться. Заметьте, лекарства здесь совсем ни при чем, хотя и они пригодятся, но какие? Примета истинного исцеления – симптомы болезни уходят сами полностью и навсегда. В противовес этому их временное исчезновение под действием жестоких химических лекарств всегда означает углубление общей болезни Человека, она будет уже другой. Надо возвыситься над частностями, разобраться. А это может лишь врач, владеющий искусством клинического диагноза.
Поясните для пациентов, что это за искусство?
Наталья Толоконская: Испокон веков во врачи шли люди, знающие толк в жизни, принимали своим призванием помогать по-настоящему Человеку. Это значит, уметь читать знаки жизни, понимать сущность клинических переходов, чувствовать общее движение жизни к здоровью или вглубь болезни. Это системное проектное позитивное мышление, доведенное до автоматизма, во врачевании называется клиническим. Своего рода «автопилот», благодаря которому врач легко ориентируется в клинической ситуации любой сложности – от гриппа до рака и тяжелого диабета. В одной диагностической беседе, и не обязательно долгой, врач понимает, какой уровень здоровья у Человека, насколько искажена реактивность его организма, способен ли он к самоисцелению.
Это просто, если это искусство. Тогда и диагноз становится исчерпывающим ответом на вопрос «как привести кратчайшим путем к исцелению именно этого пациента?». Мои пациенты называют это волшебством, им не сразу верится в такое лечение «без отрыва от счастья». Можно ли волшебство перевести на сухой язык инструкций? Компьютеры, УЗИ, лаборатории только иногда нужны в дополнение к этому, чтобы в лишний раз подтвердить правоту врача. А пока у нас все наоборот: тысячи анализов, инструментальных исследований, хождений по мукам, но не хватает сильных врачебных решений – ключей к здоровью.
Наталья Петровна, что помимо развитого клинического мышления отличает хорошего врача?
Наталья Толоконская: Любого человека с развитым мышлением отличает самостоятельность, творческая инициатива, неординарность решений. Он как будто стоит на вершине, которая все выше по мере взращивания мастерства. А если ты врач, это решения, благодаря которым организм восстает буквально из руин. Для этого нужна высокая степень внутренней свободы, уверенность, особенно когда вокруг большинству это не по плечу – понять, принять, стать преемником. Того, кто умеет быстро сделать правильный выбор, невозможно подчинить примитивным шаблонам терапии. Сегодня часто приходится слышать, особенно когда результаты плачевны: «Мы сделали все, что можно». Но что стоит за этим словом «всё»? Возможности врача ограничены гормонами, антибиотиками, обезболивающими, пищеварительными ферментами и т.д. Кем ограничены, кто ввел запрет на исцеляющую терапию, как шаблон был переименован в стандарт? И это в XXI веке, когда наукой открыты новые рычаги влияния врача на исцеление Человека.
Настоящее образование еще в школе учит думать, жить своим умом. А университет только закрепляет. Но так ли сегодня? Врачи-мастера используют совершенно разные методы, но все они владеют единой технологией эффективности. Умеют самым маленьким действием заложить фундамент для долгосрочных результатов. Например, если правильно поддерживать иммунитет в момент гриппа, искусно освобождать организм от токсинов, то через 30 лет человек не узнает, что такое рак, инсульт, диабет, инфаркт и т.д. Но в чьей голове это соединится в таком масштабе времени?
Наталья Толоконская: В медицине много сложных ситуаций, где нужны доказательства, поиск решений, но есть и аксиомы, заложенные самой природой. Один из законов, который никогда не нарушается, – иерархия человеческого организма. Только благодаря этому знанию становится понятной последовательность клинических фактов. Диагноз читается как открытая книга. Так, бывает ценной кожная реакция (сыпи, фурункулы), чтобы укрепить организм в исцелении от рака. Или вспышки температуры извещают о важных шагах по выходу из аутизма. Или, наоборот, вялые ОРЗ без температуры быстро сменяются сколиозом, плохим зрением. Значит, жди беды, ибо скоро сильно пострадают чувства, память, жизненная сила. Точность долгосрочного прогнозирования, предвидение всегда были наилучшими чертами мастерства. Тогда легко просчитывается и дорога назад к здоровью.
Все это легко может быть усвоено студентами на 2-3 курсах университета. Более того, в руках хорошего врача в этом просвещается пациент. Вот в чем настоящий ключ к здоровью. Но эта «азбука» уходит из медицинского образования.
Наталья Петровна, уже полтора года вы – профессор Красноярского государственного медицинского университета. Что можете сказать о вузе и наших будущих врачах-студентах?
Наталья Толоконская: Красноярский медицинский университет – уникальная площадка для совершенно новой науки о Человеке, где во главе угла стоят новейшие знания о сознании Человека, где по-новому видится связь физиологии и патфизиологии. Этим уникальным потенциалом развития вуз обладает благодаря таланту каждого и всех вместе. Насколько он реализован? Об этом можно судить по надежным критериям качества подготовки специалистов. Но еще важнее самореализация команды, удовлетворенность результатами своей работы. Как они измерены сегодня?
Мой уникальный опыт этого года – общение с первокурсниками на лекциях, практических занятиях. Насколько сильна обратная связь, когда я говорю с ними о восхождении к врачебному мастерству, открытость и восприимчивость к новому, искренний интерес! Они все понимают, спрашивают: «Как бы мы могли уже сейчас наблюдать и исследовать исцеление людей, увидеть самим?». Говорю: «Хотите увидеть – приходите, наблюдайте!». И одна из первокурсниц, к моей большой радости, стала ходить. На считанных жизненных примерах уже почувствовала универсальный алгоритм поведения организма.
В то же время большинство первокурсников пока не осознает, в чем заключается истинное призвание врача. В подтверждение тому – результаты анкетирования, инициатором которого я была. В анкете был пункт «назовите главную примету, отличающую врача-мастера». Многие ребята затруднились с ответом. А один студент даже написал: врачей-мастеров не бывает. Представьте, с чем этот юноша идет в медицину! Кто поможет это опровергнуть? А кто-то назвал главной приметой мастера огромное число исцеленных людей.
Если в самых истоках не утвердился личный мотив, если сами студенты не живут стандартом подготовки, к третьему курсу они – другие. Им уже очень трудно, многие растеряны, подчинены внешнему сценарию. А на пятом курсе уже у большинства нет мечты. Они ее не предали, просто не успели ее ярко нарисовать для себя, и чувства ослабли.
Медицину и медицинское образование часто критикуют. Мол, будущих врачей плохо учат, а они потом плохо лечат.
Наталья Толоконская: Критика во многом оправдана, ибо медицина продолжает работать на процесс, живет без интегральных критериев результатов. Но может ли критика со стороны изменить ситуацию к лучшему? Еще больше культивируется рознь, недоброжелательность, агрессивное противостояние. Ведь низкое качество подготовки врача – это не проблема красноярского медуниверситета. Это беда всей страны, где заложниками стали и преподаватели. Они как каторжники на принудительных работах. Им не хватает свободы, творчества.
Наталья Петровна, на педагогической конференции в КрасГМУ вы говорили о необходимости создать единую педагогическую платформу в медуниверситете. Расскажите об этом поподробнее.
Наталья Толоконская: Каждый из преподавателей, независимо от предмета и курса, призван быть мастером в развитии у студента общих профессиональных компетенций будущего врача. Тех самых навыков системного мышления и эффективных межличностных отношений. От того, что мы – терапевты, хирурги или педиатры, высшее образование не появляется. Должна быть команда педагогов, которая, как муравейник, как улей, сможет действовать четко, сообща. В каждом шаге постоянно пробуждать мотивацию к обучению у студентов. Приживлять к душе главные вопросы жизни. Подвигать студентов к ответу на вопрос «почему мне важно стать врачом-мастером?», открывать творческую самостоятельность, взращивать запрос на знания. И, главное, учить ими пользоваться. Тогда будущих врачей самих не устроит медицина как жестокая дорогостоящая ремонтная база.
Наталья Петровна, в вашей семье много медиков. Дети – в медицине. Но вы говорили, что внукам сейчас, наверное, не посоветуете выбирать профессию врача.
Наталья Толоконская: Да! Слишком остро осознаю, как трудно сегодня врачу. Для большинства это выживание, но не свободное творчество. Почти невозможно противостоять системе, да и в противостоянии теряются собственное здоровье и вера. К сожалению, сегодняшняя система образования (и не только в медицине) часто убивает творческое начало в человеке. Чтобы его сохранить, остаться верным своей мечте, нужно быть очень сильным. Особенно потом, после университета. В сегодняшних обстоятельствах не каждый выстоит.
А что делать тем, кто уже оказался в этих обстоятельствах? Тем, кто остается верным призванию и хочет нормально работать?
Наталья Толоконская: К счастью, коренной поворот возможен с любой точки кажущейся безысходности. Так устроен и Человек. Все начинается с личного несогласия с тем, как есть, с внутренней острой потребности жить иначе, осознания своих больших перспектив. Именно в этом помогает инновационное образование, раскрывающее личность Человека. Главное знание о себе самом, принятое решение открывает поиск, делает Человека сильным. Это великий переход от трудной жизни в проблемах к счастью созидания. Для этого бывает достаточно мгновенья!
Многое возможно в постдипломном образовании, но это неразумно и слишком затратно для души каждого – мучительно преодолевать упущенное в студенчестве. Возрождение качества образования видится чем-то вроде неотложной причинной терапии при тяжелой болезни. В этом предназначение университетов и наше призвание. Это откликнется хорошим сразу во всех сферах человеческой жизни.
Источник
Кто принимает решение о судьбе и здоровье пациента: врач или сам человек?
Что делать врачу, если к нему поступил пациент, на груди которого вытатуировано: «Не реанимировать»? Нужно ли выписывать умирающему человеку со склонностью к педофилии таблетки, гасящие его влечение к несовершеннолетним? Как врачу вместе с пациентом сделать выбор между лекарствами с побочными эффектами и дорогим, но эффективным препаратом?
Эти и другие сложные этические вопросы педиатр Анна Сонькина-Дорман и другие врачи разобрали в ходе занятия «Кто принимает решение о судьбе и здоровье пациента?», проведенного InLiberty 29 ноября. «Такие дела» публикуют конспект самых интересных его частей.
Эксперимент с реанимацией
Занятие началось с мысленного эксперимента. Командам врачей предложили ситуацию: в больницу поступила пожилая женщина с татуировкой на груди: «Не реанимировать». Она в критическом состоянии и без сознания. С одной стороны, она явно нуждается в реанимационных мероприятиях. С другой — в татуировке на груди определенно выражена ее воля.
Исходя из четырех принципов биоэтики: делай благо, не навреди, уважай автономию личности, будь справедливым, пять команд должны были решить, что делать с пациенткой, и обосновать свое решение через любое сочетание этих установок.
Первая команда рассказала, что сперва оценила бы вид татуировки: если она сделана давно, то не выражает волю пациентки. Может, у женщины просто не было времени ее свести? Решение было принято ими по принципу справедливости — справедливо ли не реанимировать человека, ограничивая его доступ к медицинским услугам?
Вторая команда сразу оговорилась, что эксперимент происходит не в России. В России даже если у человека есть нотариально заверенные бумаги, подтверждающие его желание не реанимироваться, врачу все равно придется провести процедуру, чтобы не сесть в тюрьму («Неоказание помощи больному» — статья 124 УК РФ, «Оставление в опасности» — статья 125 УК РФ). В стерильных же условиях команда восприняла бы татуировку как прямое указание к действию. У команды была дилемма по поводу ее актуальности, но в конечном итоге было решено, что человек несет ответственность за эту надпись вне зависимости от ее состояния. Если бы человек передумал, он бы перебил татуировку, заключили участники команды.
Третий стол, признавая некоторое нарушение принципа автономии, пришел к выводу, что татуировка не всегда может выражать именно то, что на ней написано. Нет никакого официального документа от пациентки, что она действительно просит все медицинские организации не реанимировать ее.
Мнения участников четвертого стола разделились. Часть решила, что обратит внимание на тату, исходя из принципов автономии и невредительства. Татуировка обозначает и право на самоопределение, и вывод человека из проделанных им размышлений. Больший вред для него — риск оказаться в недееспособном состоянии, чем риск умереть. Другая часть, исходя из принципов благодеяния и справедливости, решила реанимировать пациентку: любой человек имеет право на жизнь и на хорошую медицинскую помощь. Конечным общим решением была реанимация — все-таки татуировка не имеет юридического веса.
Пятая команда пришла к выводу, что только по одному пункту биоэтики стоит принять решение о нереанимировании — уважение к автономии. Из остальных принципов первейшим был выбран принцип «не вредить». Таким образом, только один стол из пяти «послушался» татуировку пациентки и поставил во главу угла принцип автономии.
Фото: Владимир Яроцкий/InLiberty
Теория автономии
В автономии пациента есть две составляющие: право на самоопределение — предоставляют врач и общество, способность на самоопределение — принятие решения на основе личных ценностей. Автономия — не абсолютный принцип, который может быть нарушен, если задействованы другие, более сильные обстоятельства. Бывают случаи, когда ограничивается право, а бывает, когда способность.
У автономии пациента есть свойство, которое часто упускают. Есть тенденция воспринимать уважение к ней как постулат о том, что пациент должен все знать о своем здоровье и принимать решения по лечению. Но это не имеет отношения к принципу автономии. Она, помимо прочего, предполагает право пациента на отказ от получения какой-либо информации о своем здоровье, а уж тем более о принятии решения. Врач в отношениях с пациентом — заведомо сильная сторона, и он дает ему право на автономию; но пациент может отказаться от того, чтобы использовать ее.
Участники занятия рассказали, что, согласно исследованиям, порядка 20% людей склонны скорее избегать информации о своем здоровье, чем ее искать и делегировать принятие решений о своем здоровье кому-то. Другое исследование, результаты которого были озвучены экспертами встречи, касалось женщин с раком молочной железы. Их спрашивали, что делать с опухолью: удалить полностью железу или удалить только опухоль (но нужна лучевая терапия). 22% сказали, что хотят получить всю информацию и решить все самостоятельно, то есть настаивали на полной автономии. 34% отказались от автономии и захотели полностью делегировать решение врачу, и 44% хотели принять с врачом совместное решение. Таким образом, в срочных критических ситуациях пациенты скорее склонны делегировать.
Но настоящее уважение принципа автономии пациента заключается в том, чтобы принять совместное решение, заключили участники занятия.
Как этично разговаривать с пациентами
Еще один кейс, который обсуждали на занятии, был посвящен правилам этичного общения врача и пациента. В качестве примера была выбрана женщина, много лет страдающая от мигрени, по имени Лейла. Раньше она справлялась с приступами лекарствами. В какой-то момент атаки стали учащаться, вплоть до 6-7 раз в месяц, и привычные препараты перестали действовать. Она пришла к врачу с запросом на лекарство, которое можно принимать постоянно.
В патерналистской модели врач скажет: «Лейла, пожалуйста, не отчаивайтесь. Держите блокаторы. Да, они изначально “сердечные” лекарства, но хорошо действуют при мигренях». Пациент принимает таблетки, испытывает побочные эффекты и бросает принимать препарат — помощь не удалась.
В обратной парадигме врач говорит: «Смотрите, есть несколько вариантов. Вот есть блокаторы, “сердечные” лекарства, можете принимать их. Но недавние исследования говорят об эффективности мелатонина. Давайте я вам напишу и то и другое, а вы выберете сами».
Но как передать пациентке больше полезной информации для принятия решения, не перегружая сложными профессиональными терминами? Участники занятия предложили следующий вариант диалога:
— Лейла, у вас участились мигрени, вы пробовали антидепрессанты, но они не помогают, вы хотите попробовать что-то еще. Я вижу несколько вариантов того, как нужно действовать. Насколько вам хочется участвовать в принятии такого решения?
— Конечно, я хочу принимать участие.
— Есть препараты, которые было бы логично вам рекомендовать, но в вашем случае они могут иметь побочные эффекты, и мне хочется, чтобы вы о них знали (в этот момент врач назначает те самые блокаторы).
— Это что-то связанное с повышенным давлением? Какое отношение это имеет к мигрени?
— Действительно, первичное применение этого препарата — для «сердечников». Но также доказана его эффективность для профилактики мигреней.
— Но у меня часто бывает низкое давление. Этот препарат может понизить его еще сильнее? Может, есть еще варианты?
— Другой вариант — использовать мелатонин. Исследования последних лет говорят, что он помогает от мигреней, но их качество достаточно низкое, и нельзя сказать, что это доказано и эффективно. Знаете такое лекарство?
— Кажется, его пьют в связи с бессонницей.
— Эти исследования показывают, что он может работать и для профилактики атак. Обратная сторона — что доказательная база хуже, ну и цена. Он дорогой. Но более безопасный в плане побочных эффектов.
Пациентка выбрала второй вариант: она не готова экспериментировать, «побочный эффект» в виде высокой цены она готова принять. Врач поддержал ее решение, действуя исходя из ценностей пациента, не нагружал лишней информацией, говорил понятно и на каждом этапе давал пациенту возможность участия.
Фото: Владимир Яроцкий/InLiberty
Как сообщать плохие новости
Что касается случаев, когда пациенту нужно просто сообщить плохие новости. Этический принцип здесь — дать информацию тем, кто хочет знать, но не навязывать ее тем, кто не хочет. Реализуется он довольно техничным способом — явно и открыто предупредить, что человека ждут плохие новости.
Участники занятия представили ситуацию, когда пациент, у которого проблемы с мышцами, был на обследовании, врач спросил его заранее: «Что вы думаете сами?» Пациент ответил, что несколько лет назад получил травму и думает, что боль может быть ее следствием. Обследование показывает, что у него боковой амиотрофический склероз ( БАС ). Врач предупреждает, что результаты нерадостные, и обязательно делает после этого паузу. По словам экспертов, участвовавших в занятии, исследования показывают, что пациенты, которые не хотят узнать подробности, используют эту возможность и начинают уходить от темы.
Другой же тип пациентов на выходе из паузы говорит: «Да-да? Ну что, говорите». Врач последний раз уточняет, нужно ли ему продолжать, и начинает говорить. Если все сделано так, этический принцип автономности соблюден.
Эксперимент с препаратом
Далее группам был предложен еще один мысленный эксперимент про автономию и ее нарушение. Пациент приходит к врачу и просит выписать некий препарат, с которым он будет себя лучше чувствовать. Нужно было придумать ситуации, при которых врач имеет моральное право отказать ему.
Первая команда придумала ситуацию, когда пациент пришел к врачу и попросил назначить препарат, потому что его лечащий врач по каким-то причинам сейчас не смог его принять, хотя до этого постоянно выписывал ему это лекарство. В этом случае для постороннего врача выписать рецепт было бы попранием ценности доказательной медицины — ведь до этого пациента могли лечить неправильно и вредить его здоровью.
Второй стол придумал случай, в котором пациент добросовестно заблуждается в пользе определенного препарата для себя. В таком случае задача врача — объяснить ему, что эти таблетки ему не нужны и отказ в рецепте вполне обоснован.
Третья команда представила картину, в которой пациент сделал не лучший выбор и требует лекарство, которое подходит к его состоянию, но имеет более дешевые и простые аналоги.
Четвертый стол подошел к вопросу радикально: есть одна почка и два пациента — многодетный отец и бездомный. Врачу нужно выбрать того, кто достоин спасения. Но этот пример модераторы отвергли, поскольку он вносит ресурсное ограничение, убивая «чистоту» эксперимента и добавляя к исключительно моральным соображениям «экономические».
Пятая команда вспомнила реальный непростой случай, когда к врачу обратился педофил, сидящий на гормональных препаратах, подавляющих в нем сексуальное желание и позволяющих ему вести «обычную» жизнь. Однако на момент обращения мужчина находился в предынсультном состоянии, в том числе из-за этого препарата, и врач отказался назначить ему его. Мнения разошлись: речь идет о жизни пациента, но также и о его осознанном выборе. Он решает, сколько ему жить. Однако в российской культуре автономия пациента часто заканчивается там, где начинаются вопросы жизни и смерти, и отказаться от жизни ему не разрешат даже ради самых высоких ценностей.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
- ВКонтакте
- Telegram
- Youtube
- Дзен
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
- Значение настоящей публичной оферты
- Настоящая публичная оферта («Оферта») является предложением Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» («Фонд»), реквизиты которого указаны в разделе 5 Оферты, заключить с любым лицом, кто отзовется на Оферту («Донором»), договор пожертвования («Договор») на реализацию уставных целей Фонда, на условиях, предусмотренных ниже.
- Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем размещения ее на Сайте в сети Интернет: takiedela.ru, sluchaem.ru, 365.nuzhnapomosh.ru, beznadege.net, nuzhnapomosh.ru, https://nuzhnapomosh.ru/donate/.
- Оферта действует бессрочно. Фонд вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
- В Оферту могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте Фонда.
- Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительности всех остальных условий Оферты.
- Местом размещения Оферты считается город Москва, Российская Федерация.
- Существенные условия Договора
- Сумма пожертвования: сумма пожертвования определяется Донором.
- Назначение пожертвования: реализация уставных целей Фонда.
- Порядок заключения Договора
- Договор заключается путем акцепта Оферты Донором.
- Оферта может быть акцептована Донором любым из следующих способов:
- путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
При получении безадресного пожертвования на расчетный счет по реквизитам, Фонд самостоятельно конкретизирует его использование, исходя из статей бюджета, утвержденных Советом фонда, являющихся неотъемлемой частью деятельности Фонда либо направляет их на расходы на административные нужды Фонда в соответствии с Федеральным законом №135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». - путем помещения наличных денежных средств (банкнот или монет) в ящики (короба) для сбора пожертвований, установленные Фондом или третьими лицами от имени и в интересах Фонда в общественных и иных местах.
- путем перечисления Донором денежных средств в пользу Фонда платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием назначения пожертвования «пожертвование на Благотворительную программу “Нужна помощь.ру», а также с использованием платежных терминалов, пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Донору перечислить Фонду денежные средства;
- Совершение Донором любого из действий, предусмотренных пунктом 3.2 Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Датой акцепта Оферты и, соответственно, датой заключения Договора является дата поступления денежных средств от Донора на расчетный счет Фонда, а в случае, предусмотренном п. 3.2.2. — дата выемки уполномоченными представителями Фонда денежных средств из ящика (короба) для сбора пожертвований.
- Фонд обязуется использовать полученные от Донора денежные средства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках своей уставной деятельности.
- Прочие условия
- Совершая действия, предусмотренные данной Офертой, Донор подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящей Оферты, уставными целями деятельности Фонда, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящей Оферты.
- Донор имеет право на получение информации об использовании пожертвования. Для реализации указанного права Фонд размещает на сайте:
- информацию о суммах пожертвований, полученных Фондом, в том числе о суммах пожертвований, полученных для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
- отчет о целевом использовании полученных пожертвований, в том числе для оказания Фондом помощи каждому конкретному проекту;
- отчет об использовании пожертвований в случае перемены целей, на которые направляется пожертвование. Донор, не согласившийся с переменой цели финансирования, вправе в течение 14 календарных дней после публикации указанной информации потребовать в письменной форме возврата денег.
- Фонд не несет перед Донором иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
- Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Реквизиты Фонда
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Источник