Меню

Здоровье от природы история

ВРАЧ – ЛЕЧИТ, ПРИРОДА – ИСЦЕЛЯЕТ.

Испокон веков люди черпали силы и рецепты исцеления в природе. В последние два века ее сильно потеснила фармакология. Таблетка стала средством спасения от всевозможных болезней. Но оказалось, что и таблетка – не всесильна. И к тому же может навредить, потому что обладает побочными негативными эффектами. Поэтому сегодня все больше людей ищут разумный компромисс между фармакологическими способами лечения и естественными, природными. И все чаще обращаются к ним за исцелением.

Интуитивная тяга к природе

Взаимосвязь между здоровьем человека и природой существует, она пошатнулась благодаря техногенным успехам цивилизации, стала более хрупкой. И даже в каком-то смысле элитарной, потому что нетронутых природных «оазисов» остается все меньше на земле, и пользоваться ими и их дарами могут позволить себе люди со средствами. Так, органическое направление в производстве продуктов питания и косметики – это не просто модный тренд, но и самая дорогая ниша для потребителей. Продукция класса Organic стоит дороже, чем обычная, во всем мире, ищущем путь назад, к природе.

Люди интуитивно понимают, что в природе есть все необходимое для человека. И хотя мы не можем обойтись совсем без лекарств и достижений медицины в современном мире, в наших силах использовать их разумно и только по необходимости. Это вполне возможно, если обратиться к естественным природным средствам.

Хроники больших городов


В течение многих тысячелетий человек жил и развивался в тесном контакте с природой. Теперь цивилизация отдалила нас от естественных источников здоровья, и это сразу же сказалось на самочувствии людей.

Статистически доказано, что жители крупных городов гораздо чаще испытывают проблемы со здоровьем, чем жители сельской местности. Это неудивительно — горожане большую часть суток проводят в помещении. Квартира. Офис. Опять квартира. Искусственная, оторванная от живой природы среда обитания. Передвижение на транспорте, отдых под искусственным светом ламп. Вместо живительного аромата цветов, деревьев и земли, несущих нам бодрость и здоровье, люди вдыхают спертый воздух комнат и запах бензина. Мало кто похвастается не то чтобы богатырским здоровьем, а хотя бы «средненьким». Эксперты Европейского агентства по окружающей среде отмечают, что проживание в промышленном мегаполисе отнимает у человека два года жизни.

Даже недолгое общение с природой дает результат

Природные пространства действуют как оазис спокойствия в нервной городской жизни. Жителям мегаполисов давно известно: если хочешь сбросить усталость, снять стресс и укрепить иммунитет, как следует отдохнуть в конце трудовой недели — выезжай за город на рыбалку или на дачу. Даже когда мы просто сидим под деревом, кровяное давление и частота пульса снижаются, уменьшается стресс. Люди чувствуют оздоровительный эффект даже от кратковременного общения с природой и начинают искать его все больше в самых разнообразных формах.

Стэнфордский университет провел исследования, которые доказали: получасовая прогулка на природе снижает активность области мозга, отвечающей за выработку негативных эмоций. Ученые сделали вывод, что с точки зрения эволюции человек относится к природе как к ключевому ресурсу для выживания.

Благотворный личный опыт и опыт наших детей


Простой пример. Пятницу вы провели за компьютером или телевизором. А в субботу целый день гуляли с детьми парке, кормили смешных белок и забавных крякающих уточек, катались на велосипеде. Замечаете разницу в самочувствии? В первом случае, вполне вероятно, нас ждет апатия, потеря сил, усталость. А во втором – прилив бодрости, свежесть, легкость и хорошее настроение. У каждого из нас найдутся воспоминания из того времени, которое мы проводили на природе. Зачастую они связаны с приятными ощущениями. Любимая работа и приятная компания скрашивает негативное влияние закрытого пространства на самочувствие. Но факт остается фактом — если вы находитесь на природе, то ваш организм лучше функционирует.

Пагубное влияние прогресса

Казалось бы, технический прогресс работает на благо человечества. Лишь в двадцать первом веке мы заметили «обратную сторону медали»: проблемы со зрением, ожирение, синдром хронической усталости, депрессии, онкологические патологии и эндокринные расстройства, остеохондроз и сердечно-сосудистые заболевания – вот чем мы расплачиваемся за комфорт городской жизни. Безусловно, достижения науки и цивилизации можно и нужно использовать, но с умом, не забывая о своем биологическом происхождении, ведь никакой кондиционер не заменит свежего воздуха. Природа — источник радости, духовного и физического здоровья. И наша задача – бережно и вдумчиво использовать этот источник себе во благо.

Источник

Здоровье от природы

Здоровье от природы

Несомненно, всякую болезнь нужно лечить, но лечить можно по-разному. Как мы все знаем – предотвратить заболевания легче, но как часто не слушаем этих рекомендаций! Ну что ж, даже кажущиеся нам привычными хронические заболевания в большинстве случаев поддаются лечению естественными методами, которые не приносят вреда другим органам.

Польза лекарственных препаратов растительного происхождения и преимущество их перед традиционными медикаментами ни у кого не вызывает сомнения, в особенности при лечении и профилактике различных заболеваний у людей пожилого возраста. Это обусловлено тем, что препараты на основе лекарственных растений, как правило, сочетают широкий спектр свойств и безопасность. Это особенно важно при лечении хронических заболеваний, требующих реабилитации больных в течение длительного времени.

Другой важный фактор – это множественные патологии, когда у пожилых людей имеется сразу несколько заболеваний. В этом случае составные растительные препараты, обладающие широким действием, великолепно подходят для использования.

Сборы готовятся из лекарственных трав.

Сырьем для приготовления отваров служат корневища, кора или корни растений. Применяют их как наружно, так и внутрь. Готовят отвары тремя способами:

1) растения кипятят, предварительно настояв около суток в воде;

2) заливают водой и кипятят на огне, примерно 10–15 минут;

3) заливают корешки кипящей водой и, укутав плотной тканью, например, полотенцем, оставляют на час и более.

Каким бы способом ни был приготовлен ваш отвар, не забудьте его процедить, перелить в стеклянную банку и поставить в прохладное место. Помните, что отвары, в отличие от сборов, нужно использовать в течение суток. Вот такой у них короткий срок годности.

Настойки содержат спирт. Настаивать растения можно как на спирту, так и на водке, в течение 8–10 дней. После чего настойку нужно процедить и слить в стеклянную посуду. Если настойка готовится не на спирту, а на водке, количество последней должно быть в 2 раза больше, чем спирта.

Настои, как правило, готовят из стеблей и листьев растений. Сырье нужно измельчить и залить холодной водой. Процедура приготовления настоя займет у вас, в среднем, около 8 часов. Затем, как и в предыдущих случаях, нужно его процедить и перелить в стеклянную посуду.

Для приготовления экстракта нужно выпаривать отвар в горячей духовке в течение 6–8 часов. Для его приготовления используется посуда с крышкой.

Помимо перечисленных существуют еще различные масла, мази и порошки, также основанные на лекарственных растениях и применяемые для лечения.

Необходимые ингредиенты вы можете найти в специализированной фитоаптеке. Но если вам позволяет свободное время и у вас собственный участок или вы часто выбираетесь в лес, собирать лекарственные травы лучше самому.

Если вы решитесь выбраться на природу и запастись материалом для приготовления сборов, помните, что с каждым годом остается все меньше ценных лекарственных трав, так как их собирают в огромных количествах и не всегда правильно. Поэтому следует соблюдать некоторые правила:

обязательно оставить крепкие растения на участке сбора для дальнейшего размножения;

собирайте только те растения, которые нужны вам для лечения и которые вы четко знаете;

проконсультируйтесь со знающими людьми по срокам сбора того или иного растения;

никогда не собирайте лекарственные растения вблизи дорог и в городе.

Читайте также:  Лекарственные травы для здоровья человека

Собранные растения нужно тщательно перебрать, удалить увядшие части и случайные растения. Сушить листья, траву, стебли и цветки следует на открытом воздухе, в тени, без доступа солнца, россыпью на ровной поверхности или подвешенными в пучках. В течение 3–7 дней растения нужно переворачивать.

Готовность высушенных трав определяется по тому, легко ли листья и цветки перетираются в ладони, легко ли ломаются стебли, а ягоды и плоды при сжимании не сминаются.

Хранить сухие растения можно не более 1,5 лет, желательно в бумажных или матерчатых пакетах, в крайнем случае – в закрытых стеклянных банках.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мир законов природы

Мир законов природы Мы видим, что мир живет по определенным правилам, именуемым «законами природы». Ученые открывают эти законы и формулируют их. Прогресс в науке тесно связан с подобными открытиями. Они помогают обобщать факты, объяснять происходящее, прогнозировать

Чудеса природы

Чудеса природы Где находится Долина Гейзеров? На полуострове Камчатка есть более трёхсот вулканов, причём некоторые из них – действующие. Также здесь можно увидеть множество гейзеров – источников, которые время от времени выбрасывают фонтаны пара и горячей

Обожествление природы

Обожествление природы В самые древние времена славянские верования и обряды были основаны на поклонении лесу, камням, рекам, горам, холмам, болотам, озерам, солнцу, месяцу, звездам — всему, что окружало человека. В ту далёкую эпоху, когда основным занятием славян была

В мастерской природы

В мастерской природы Каждый день, в который вы не пополнили своего образования… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. К. С.

У природы нет плохой погоды?

У природы нет плохой погоды? Что такое летная погода? В начале века пилоты старались приехать на аэродром ни свет ни заря. И поднимались в воздух одновременно с солнцем. Опыт подсказывал им, что в это время суток атмосфера наиболее спокойна, в ней нет ветров и струйных

Здоровье кожи — здоровье человека

Здоровье кожи — здоровье человека Кожные покровы каждого человека представляют собой, по сути, границу, отделяющую внешнюю среду ото всего, что составляет наш организм. Продолжая известную поэтическую аналогию, если глаза человека — это зеркало его души, то кожа служит

Охрана природы

Охрана природы Решения по охране природы при производстве земляных работ устанавливаются в проекте организации строительства в соответствии с действующим законодательством, стандартами и документами директивных органов, регламентирующими рациональное

Ориентирование по предметам природы

Ориентирование по предметам природы Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный. Кора березы и сосны

Источник

Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил[1].

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

• Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

• Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

• В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли[2].

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

• Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

• Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может[3].

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть»[4].

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Читайте также:  Бывшие республики ссср здоровье

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений. накапливали свой опыт и свои знания»[5].

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

Подобного подхода придерживался и М. Вебер. Анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, он назвал общественными такие действия, которые, во-первых, осмысленно ориентированы на ожидание, во-вторых, целерациональны в соответствии с ожиданиями, в-третьих, содержат субъективно целенаправленную смысловую ориентацию индивидов[6]. Будучи членами социальных групп, индивиды являются продуктом социальной организации. Идеи и поступки индивидов рассматриваются как отличительные черты той или иной организации: в них выражаются ценности и особенности образа жизни определенных социальных групп, из устремлений которых возникает динамика общества. Социально ожидаемое поведение индивида может быть ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу, в их комбинациях возможны варианты «неправильного» поведения. М. Вебер особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным»[7].

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс[8]. Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой[9]. Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Читайте также:  Пока все дома здоровье

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям[10].

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе»[11].

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом»[12].

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»[13].

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «. тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»[14].

П. Ф. Лесгафт, основатель системы физического воспитания в России, считал, что умственная и физическая деятельность должны находиться в полном соответствии между собой. Он не допускал возможности сочетания развитой умственной деятельности с весьма слабым телом и указывал, что такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным – оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике»[15]. П. Ф. Лесгафт, указывая на взаимную связь между умственным и физическим развитием, писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического»[16]. Особенно действенным является смена умственного труда на физические упражнения или подвижные игры с соответствующей развитию и возрасту физической нагрузкой, так как при этом в деятельность вовлекаются неработавшие области мозга (преимущественно моторные) и отдыхают ранее функционировавшие при умственном труде. П. Ф. Лесгафт создал научный фундамент физической культуры как средства формирования здоровья и основной практики здорового образа жизни современного человека.

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

[1] Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967.

[2] Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154.

[3] См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298.

[4] Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142.

[5] Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218.

[6] См.: Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX – начала XX веков / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 491.

[7] См.: Вебер, М. Указ. соч. – С. 502.

[8] См.: Парсонс, Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 478–493.

[9] См.: Там же. – С. 490.

[10] Петрушин, В. И., Петрушина, Н. В. Валеология. – М., 2003. – С. 98.

[11] Цит. по: Шнейдер, И. Встреча с Есениным. – М., 1965. – С. 13.

[12] Павлов, И. П. ПСС. – Т. 3. – Кн. 1. – М., 1951. – С. 38.

[13] Маркс, К., Энгельс, Ф. О воспитании, образовании // ПСС. – Т. 1. – М., 1957. – С. 185.

[14] Добролюбов, Н. А. Избр. произв. – T. I. – M., 1943. – C. 71.

[15] Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

Источник

Adblock
detector