Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
статья на тему
Все, что Вы хотели узнать о группах здоровья детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_cheloveka.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Физическое здоровье: это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.
Психическое здоровье должно характеризоваться:
- Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
- Нормальным возрастным развитием психики.
- Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Нравственное здоровье: определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья , В.П. Казначеев* дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Исходя из этого определения, целью здоровья является: « обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
Шесть основных признаков здоровья:
- Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации
- Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды.
- Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
- Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).
- Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:
Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:
I группа – здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых детей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы.
II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней.
III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни.
IV группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.
V группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех
основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.
Базовыми элементами ЗОЖ считают:
— окружающую среду (безопасная и благоприятная для обитания);
— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, а также информированность о качестве употребляемых продуктов;
— физически активную жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;
— гигиену организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
— отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения .
Задачи: Образовательные: Расширять знания о профилактике простудных заболеваний и о том, что полезно и вредно для здоровья.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об.
Конспект . «Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу».
Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель:1. Уточнить и расширить знания детей о здоровом образе жизни; учить использовать пословицы и поговорки о здоровье; закрепить с детьми правила пользования гигиеническими принадлежностями: зубной щ.
Источник
«Здоровье- основной критерий образования»
статья
Здоровье — это состояние, помимо физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Такое определение дает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).
Действительно, без физических развитых и здоровых людей любые преобразования будут затруднены. Однако именно в наше время наиболее ярко прявляются противоречивые между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и практикой. Свидетельство этому-тревожные данные ухудшения здоровья и снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_arzhan.odt | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яконурский детский сад»
«Здоровье- основной критерий образования»
по физической культуре
Адабасов Аржан Янович
Здоровье- основной критерий образования.
Здоровье — это состояние, помимо физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Такое определение дает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).
Действительно, без физических развитых и здоровых людей любые преобразования будут затруднены. Однако именно в наше время наиболее ярко прявляются противоречивые между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и практикой. Свидетельство этому-тревожные данные ухудшения здоровья и снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
Поэтому необходимость некоторых изменений в системе физического воспитания на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса становится все более актуальной.
И роль физической культуры для улучшения состояния здоровья ребенка трудно переоценить. Конечно, и физкультура- не панацея. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.
Но мы в детском саду можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью, помочь осознать значимости занятий физкультурой.
К задачам образовательного характера относятся формирование доступных представлений и знаний о пользе, занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов подхода к реализующими поставленных задач:
1 . преобладание циклических упражнений, их комбинации во всех видах двигательной активности детей;
2. занятия, утренние гимнастики, спортивные досуги и т.д проводить по мере возможности на открытом воздухе;
3. многократное повторение упражнений не менее 8 раз, при этом тренируется общая выносливость;
4 . подвижная игра-важная, основная часть прогулки, чем старше дети, тем чаще спортивные игры на прогулке.
5 . каждое занятие сопровождается музыкой даже на открытом воздухе;
6 . систематичность, последовательность с постепенным усложнением, при этом требование к качеству выполняемого упражнения, но нельзя входить в абсолют;
7 . принцип доступности и индивидуальности;
8. использование природных условий (сугроб, горки, лед)
9 . соответствие физических упражнений погодным условием, если в группе, то соответствующая температура.
10 . одежда в детей по погоде на данный момент, а не по сезону;
Таким образом, мы пытаемся создать гибкий оздоровительный режим.
Под этим мы подразумеваем:
1. Обеспечить детям достаточную физическую нагрузку течении дня.
2 . Обеспечить достаточную умственную нагрузку в течении дня.
3. Если нагрузки должны быть соблюдены при преобладании только положительных эмоций.
Проанализировав результаты двигательной подготовленности детей, мы отметили, что в каждой группе были дети с нарушениями осанки, часть детей вообще не хотели заниматься физическими упражнениями и в течении дня мало двигались. В каждой группе можно было условно выделить три группы:
большой, средней и малой подвижности.
Одной из причин плохих результатов является недостаточная физическая культура семей. В этом я убедился, посещая детей на дому. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью, многие родители разрешают долгое сидение с телефоном в руках, почтим ни у кого нет специально оборудованного для малышей физкультурного уголка, сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач и т.д
Поэтому необходимо проводить большую, разъяснительную учебу с родителями, что нужно вести работу по закаливанию, обязательно заниматься профилактической заболеваний и в семье, и в детском саду. Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил нам снизить заболеваемость ОВЗ в последние годы.
Таким образом, именно двигательная деятельность, по выражению И.П Павловна, составляет главное проявление жизни ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал поможет проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса, результаты освоения ООП.
Учебный материал для сохранения здоровья детей.
Факт того, что раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка уже никто не оспаривает. Однако реализовать огромные резервы этого периода не всегда получается. Овладение моторными .
Памятка для родителей. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Материалы для работы с родителями.
Представленные основные критерии для выявления стертой дизартрии у детей могут быть полезны как учителям-логопедам, так и другим специалистам учреждения.
Источник
Семинар «Здоровье — основной критерий образования»
консультация ( группа) на тему
Учебный материал для сохранения здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровый образ жизни детей | 689.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МО
«Кошехабльский район» Детский сад №13
Сегодня мы с вами будем общаться на очень интересную тему.
Но чтобы было интересней отгадайте несколько загадок.
- Разгрызёшь стальные трубы, если будешь чистить (Зубы).
- А теперь такой вопрос:
Что за мышечный насос, в нашем теле кровь качает.
Никогда не отдыхает? (Сердце)
- На земле он всех сильней, потому что всех умней. (Человек)
- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней (Зарядки)
- Он, нужен для дыхания, а ещё для обаяния (Нос)
- Наши верные друзья солнце, воздух и (Вода)
- Пешком ходить долго (Жить)
- Когда мы шутим, веселимся и просто радостно резвимся, то звуки
Издаём, каким их словом назовём? (Смех)
- Отдай спорту время, а взамен получи (Здоровье)
Как вы догадались тема нашего семинара «Здоровье – основной критерий образования.»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Выпадение
Же хотя бы одной из этих структурных частей ведёт к утрате целого.
Вначале рассмотрим психологические условия укрепления здоровья.
Как показано в многочисленных исследованиях, часто физическое здоровье зависит от психологического состояния ребёнка. Другими словами если ребёнку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое состояние здоровья меняется в лучшую сторону.
Первое условие образовательной программы в детском саду ведёт к укреплению здоровья, непосредственно связано с личностно – ориентированным педагогическим процессом.
Второе условие, обеспечивающее укрепление здоровья в образовательном процессе, связано с отношениями детского сада с семьёй ребёнка. Оптимальные условия создаются в детском саду, как в большой семье.
Третье условие, позволяющее укрепить здоровье детей, связано с организацией общения в детском коллективе. В детском саду это, прежде всего коллективные игры с обязательным участием взрослого.
Болезнь легче предупредить, чем лечить. А значит надо с ранних лет учить детей заботиться о своём здоровье, воспитывать интерес, а затем потребность в здоровом образе жизни.
Здороваясь при встрече, мы желаем друг другу здоровья и всего самого наилучшего.
Я здороваюсь с улыбкой дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице.
Таким смешным стишком учим детей приветствовать окружающих.
К оздоровительным мероприятиям относится закаливание, что повышает
Сопротивляемость организма к болезням. Мы в своей повседневной работе
Используем такие закаливающие процедуры, как использование облегчённой одежды, хождение по дорожке «здоровье» перед сном, гимнастика в кровати после сна. Любые закаливающие процедуры должны вызывать у детей положительные эмоции. Так ежедневное проведение утренней гимнастики создаёт у детей хорошее настроение, поднимает мышечный тонус. В ежедневное планирование входит ознакомление и выполнение культурно гигиенических навыков детьми. Это мытьё рук, и лица холодной водой – это считается закаливающей процедурой, которая способствует лучшему снабжению кровью внутренних органов, и головного мозга. Ребёнок становится бодрее, ему лучше думается, быстрее проходит усталость, как физическая, так и психическая, улучшается настроение.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном
Восемь сорок, всех детей
Завтрак ждёт, за стол скорей!
И хороший аппетит
Никому не повредит.
Практика показывает, что одним из наиболее перспективных, а главное простых методов в оздоровлении детей является массаж биологических активных точек. В работе с детьми используем игровой массаж А.А.Умонской.
Массаж рук – оказывает интенсивное воздействие на кончики пальцев, которое стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэммоциональной устойчивости, физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Эй, ребята все ко мне!
Кто стоит там , в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру «Массаж» и т.д.
Массаж волшебных точек ушей полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами,
А сейчас всё тянем вниз.
Ушко, ты не отвались и т.д.
В такой игровой форме проводится массаж, который помогает повысить иммунитет и закалить организм.
Теперь рассмотрим физическое развитие детей. Как уже сказали – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки.
Потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых, в день детям нужно гулять не менее двух раз
по 1 -2 часа. Под влиянием чистого воздуха не только повышается тонус нервной, дыхательной, пищеварительной системы, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Основное время на
прогулке дети проводят в движении.
Подвижные игры – источник радостных эмоций. Подчиняясь правилам в игре, ребёнок ведёт себя, как персонаж (высоко прыгает, как зайчик; крадётся, как кошка за мышкой).
В таких играх дети непосредственны, повторяют движения снова и снова и не устают, любят выполнять ведущие роли. При беге у детей развивается выносливость.
Но всё — таки, основные задачи укрепления здоровья у детей несут специально разработанные по каждой возрастной группе занятия по физическому развитию. Основные задачи по физическому воспитанию являются охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма, достижение полноценного физического развития: что даёт гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.
Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают ребёнка новыми движениями.
Решение образовательных задач на занятиях по физической культуре сочетается с осуществлением воспитательных и оздоровительных задач, с развитием физических качеств, совершенствованием функциональной деятельности организма, повышением его работоспособности.
Теперь можно рассмотреть один из факторов, отрицательно влияющих на здоровье, является нерациональное питание.
Мы сталкиваемся с детскими проблемами: сластёны, еда на улице, злоупотреблением жаренным, солёным, несоблюдение режима питания, быстрая еда, еда с немытыми руками, переедание.
На что нужно обращать внимание? Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным, с одной стороны, с другой стороны, красиво сервированный стол и внешний вид подаваемых блюд оказывает благоприятное воздействие на пищеварение.
Дошкольникам нужно рассказывать о полезной еде, о продуктах, дающих организму энергию: гречка, овсянка, рис, хлеб, мясо, рыба…
А ещё надо обязательно включать в рацион питания продукты, содержащие
Витамины: овощи, фрукты.
И не забывать о гигиене полости рта, напоминать детям, что зубы надо чистить два раза в день и после каждого приёма пищи полоскать ротики.
Формируя у детей привычку к здоровому образу жизни, нужно обращать внимание на значимость для организма сна. Непременное условие для качественного сна – постоянный приток свежего воздуха, потом сон проходит на фоне одностороннего проветривания.
Пробуждение – серьёзнейший момент для насыщения жизни малыша движениями. После сна дети не сразу встают, а в начале проводится гимнастика после сна в постели, что даёт прекрасный оздоровительный эффект, при этом она доступна и приятна, как лежебокам, так и подвижным детям:
От носочков до макушки.
Мы, потянемся, потянемся
Маленькими не останемся!
Ну и самое главное правило – везде быть весёлым, в этом залог здоровья.
Смех как яркое выражение положительных эмоций, обладает большой целительной силой.
У детей развивается чувство юмора во время чтения весёлых рассказов, рассказывание весёлых стихов. Чем больше ребёнок смеётся, тем лучше.
Веселье является показателем психического здоровья.
Воспитание у ребёнка потребности к здоровому образу жизни – это длительный процесс, в ходе которого запоминает определённые «можно» и «нельзя», которые становятся частицей его «Я», внутренним убеждением.
Поэтому алгоритм решения данной задачи может быть таким:
Источник