Меню

Здоровье основной критерий образования

Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков
статья на тему

Все, что Вы хотели узнать о группах здоровья детей и подростков.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_cheloveka.docx 17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье человека. Критерии здоровья детей и подростков

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физическое здоровье: это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

  • Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
  • Нормальным возрастным развитием психики.
  • Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Нравственное здоровье: определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья , В.П. Казначеев* дает следующее определение данного понятия: «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Исходя из этого определения, целью здоровья является: « обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».

Шесть основных признаков здоровья:

  • Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации
  • Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды.
  • Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
  • Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).
  • Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.

Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:

Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С. М.Громбах:

I группа – здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути — первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых детей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы.

II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней.

III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни.

IV группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболеваниями, при которых после обострения основного заболевания длительно нарушаются общее состояние и самочувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно сниженными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и часто имеют инвалидность.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех

основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Базовыми элементами ЗОЖ считают:

— окружающую среду (безопасная и благоприятная для обитания);

— питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, а также информированность о качестве употребляемых продуктов;

— физически активную жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;

— гигиену организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

— отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения .

Задачи: Образовательные: Расширять знания о профилактике простудных заболеваний и о том, что полезно и вредно для здоровья.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об.

Конспект . «Я здоровье берегу- быть здоровым я хочу».

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цель:1. Уточнить и расширить знания детей о здоровом образе жизни; учить использовать пословицы и поговорки о здоровье; закрепить с детьми правила пользования гигиеническими принадлежностями: зубной щ.

Источник

«Здоровье- основной критерий образования»
статья

Здоровье — это состояние, помимо физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Такое определение дает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

Действительно, без физических развитых и здоровых людей любые преобразования будут затруднены. Однако именно в наше время наиболее ярко прявляются противоречивые между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и практикой. Свидетельство этому-тревожные данные ухудшения здоровья и снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zdorove_arzhan.odt 14.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яконурский детский сад»

«Здоровье- основной критерий образования»

по физической культуре

Адабасов Аржан Янович

Здоровье- основной критерий образования.

Здоровье — это состояние, помимо физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Такое определение дает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения).

Действительно, без физических развитых и здоровых людей любые преобразования будут затруднены. Однако именно в наше время наиболее ярко прявляются противоречивые между декларативными заявлениями о необходимости физического воспитания и практикой. Свидетельство этому-тревожные данные ухудшения здоровья и снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Поэтому необходимость некоторых изменений в системе физического воспитания на основе переосмысления некоторых аспектов педагогического процесса становится все более актуальной.

И роль физической культуры для улучшения состояния здоровья ребенка трудно переоценить. Конечно, и физкультура- не панацея. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.

Но мы в детском саду можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью, помочь осознать значимости занятий физкультурой.

К задачам образовательного характера относятся формирование доступных представлений и знаний о пользе, занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.

Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов подхода к реализующими поставленных задач:

1 . преобладание циклических упражнений, их комбинации во всех видах двигательной активности детей;

2. занятия, утренние гимнастики, спортивные досуги и т.д проводить по мере возможности на открытом воздухе;

3. многократное повторение упражнений не менее 8 раз, при этом тренируется общая выносливость;

4 . подвижная игра-важная, основная часть прогулки, чем старше дети, тем чаще спортивные игры на прогулке.

5 . каждое занятие сопровождается музыкой даже на открытом воздухе;

6 . систематичность, последовательность с постепенным усложнением, при этом требование к качеству выполняемого упражнения, но нельзя входить в абсолют;

7 . принцип доступности и индивидуальности;

8. использование природных условий (сугроб, горки, лед)

9 . соответствие физических упражнений погодным условием, если в группе, то соответствующая температура.

10 . одежда в детей по погоде на данный момент, а не по сезону;

Таким образом, мы пытаемся создать гибкий оздоровительный режим.

Под этим мы подразумеваем:

1. Обеспечить детям достаточную физическую нагрузку течении дня.

2 . Обеспечить достаточную умственную нагрузку в течении дня.

3. Если нагрузки должны быть соблюдены при преобладании только положительных эмоций.

Проанализировав результаты двигательной подготовленности детей, мы отметили, что в каждой группе были дети с нарушениями осанки, часть детей вообще не хотели заниматься физическими упражнениями и в течении дня мало двигались. В каждой группе можно было условно выделить три группы:

большой, средней и малой подвижности.

Одной из причин плохих результатов является недостаточная физическая культура семей. В этом я убедился, посещая детей на дому. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью, многие родители разрешают долгое сидение с телефоном в руках, почтим ни у кого нет специально оборудованного для малышей физкультурного уголка, сокращается ночной сон в связи с просмотром телепередач и т.д

Поэтому необходимо проводить большую, разъяснительную учебу с родителями, что нужно вести работу по закаливанию, обязательно заниматься профилактической заболеваний и в семье, и в детском саду. Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил нам снизить заболеваемость ОВЗ в последние годы.

Таким образом, именно двигательная деятельность, по выражению И.П Павловна, составляет главное проявление жизни ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал поможет проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса, результаты освоения ООП.

Учебный материал для сохранения здоровья детей.

Факт того, что раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка уже никто не оспаривает. Однако реализовать огромные резервы этого периода не всегда получается. Овладение моторными .

Памятка для родителей. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Материалы для работы с родителями.

Представленные основные критерии для выявления стертой дизартрии у детей могут быть полезны как учителям-логопедам, так и другим специалистам учреждения.

Источник

Семинар «Здоровье — основной критерий образования»
консультация ( группа) на тему

Учебный материал для сохранения здоровья детей

Скачать:

Вложение Размер
Здоровый образ жизни детей 689.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МО

«Кошехабльский район» Детский сад №13

Сегодня мы с вами будем общаться на очень интересную тему.

Но чтобы было интересней отгадайте несколько загадок.

  1. Разгрызёшь стальные трубы, если будешь чистить (Зубы).
  2. А теперь такой вопрос:

Что за мышечный насос, в нашем теле кровь качает.

Никогда не отдыхает? (Сердце)

  1. На земле он всех сильней, потому что всех умней. (Человек)
  2. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней (Зарядки)
  3. Он, нужен для дыхания, а ещё для обаяния (Нос)
  4. Наши верные друзья солнце, воздух и (Вода)
  5. Пешком ходить долго (Жить)
  6. Когда мы шутим, веселимся и просто радостно резвимся, то звуки

Издаём, каким их словом назовём? (Смех)

  1. Отдай спорту время, а взамен получи (Здоровье)

Как вы догадались тема нашего семинара «Здоровье – основной критерий образования.»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Выпадение

Же хотя бы одной из этих структурных частей ведёт к утрате целого.

Вначале рассмотрим психологические условия укрепления здоровья.

Как показано в многочисленных исследованиях, часто физическое здоровье зависит от психологического состояния ребёнка. Другими словами если ребёнку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое состояние здоровья меняется в лучшую сторону.

Первое условие образовательной программы в детском саду ведёт к укреплению здоровья, непосредственно связано с личностно – ориентированным педагогическим процессом.

Второе условие, обеспечивающее укрепление здоровья в образовательном процессе, связано с отношениями детского сада с семьёй ребёнка. Оптимальные условия создаются в детском саду, как в большой семье.

Третье условие, позволяющее укрепить здоровье детей, связано с организацией общения в детском коллективе. В детском саду это, прежде всего коллективные игры с обязательным участием взрослого.

Болезнь легче предупредить, чем лечить. А значит надо с ранних лет учить детей заботиться о своём здоровье, воспитывать интерес, а затем потребность в здоровом образе жизни.

Здороваясь при встрече, мы желаем друг другу здоровья и всего самого наилучшего.

Я здороваюсь с улыбкой дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице.

Таким смешным стишком учим детей приветствовать окружающих.

К оздоровительным мероприятиям относится закаливание, что повышает

Сопротивляемость организма к болезням. Мы в своей повседневной работе

Используем такие закаливающие процедуры, как использование облегчённой одежды, хождение по дорожке «здоровье» перед сном, гимнастика в кровати после сна. Любые закаливающие процедуры должны вызывать у детей положительные эмоции. Так ежедневное проведение утренней гимнастики создаёт у детей хорошее настроение, поднимает мышечный тонус. В ежедневное планирование входит ознакомление и выполнение культурно гигиенических навыков детьми. Это мытьё рук, и лица холодной водой – это считается закаливающей процедурой, которая способствует лучшему снабжению кровью внутренних органов, и головного мозга. Ребёнок становится бодрее, ему лучше думается, быстрее проходит усталость, как физическая, так и психическая, улучшается настроение.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном

Восемь сорок, всех детей

Завтрак ждёт, за стол скорей!

И хороший аппетит

Никому не повредит.

Практика показывает, что одним из наиболее перспективных, а главное простых методов в оздоровлении детей является массаж биологических активных точек. В работе с детьми используем игровой массаж А.А.Умонской.

Массаж рук – оказывает интенсивное воздействие на кончики пальцев, которое стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэммоциональной устойчивости, физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Эй, ребята все ко мне!

Кто стоит там , в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру «Массаж» и т.д.

Массаж волшебных точек ушей полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами,

А сейчас всё тянем вниз.

Ушко, ты не отвались и т.д.

В такой игровой форме проводится массаж, который помогает повысить иммунитет и закалить организм.

Теперь рассмотрим физическое развитие детей. Как уже сказали – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки.

Потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых, в день детям нужно гулять не менее двух раз

по 1 -2 часа. Под влиянием чистого воздуха не только повышается тонус нервной, дыхательной, пищеварительной системы, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Основное время на

прогулке дети проводят в движении.

Подвижные игры – источник радостных эмоций. Подчиняясь правилам в игре, ребёнок ведёт себя, как персонаж (высоко прыгает, как зайчик; крадётся, как кошка за мышкой).

В таких играх дети непосредственны, повторяют движения снова и снова и не устают, любят выполнять ведущие роли. При беге у детей развивается выносливость.

Но всё — таки, основные задачи укрепления здоровья у детей несут специально разработанные по каждой возрастной группе занятия по физическому развитию. Основные задачи по физическому воспитанию являются охрана и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма, достижение полноценного физического развития: что даёт гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают ребёнка новыми движениями.

Решение образовательных задач на занятиях по физической культуре сочетается с осуществлением воспитательных и оздоровительных задач, с развитием физических качеств, совершенствованием функциональной деятельности организма, повышением его работоспособности.

Теперь можно рассмотреть один из факторов, отрицательно влияющих на здоровье, является нерациональное питание.

Мы сталкиваемся с детскими проблемами: сластёны, еда на улице, злоупотреблением жаренным, солёным, несоблюдение режима питания, быстрая еда, еда с немытыми руками, переедание.

На что нужно обращать внимание? Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным, с одной стороны, с другой стороны, красиво сервированный стол и внешний вид подаваемых блюд оказывает благоприятное воздействие на пищеварение.

Дошкольникам нужно рассказывать о полезной еде, о продуктах, дающих организму энергию: гречка, овсянка, рис, хлеб, мясо, рыба…

А ещё надо обязательно включать в рацион питания продукты, содержащие

Витамины: овощи, фрукты.

И не забывать о гигиене полости рта, напоминать детям, что зубы надо чистить два раза в день и после каждого приёма пищи полоскать ротики.

Формируя у детей привычку к здоровому образу жизни, нужно обращать внимание на значимость для организма сна. Непременное условие для качественного сна – постоянный приток свежего воздуха, потом сон проходит на фоне одностороннего проветривания.

Пробуждение – серьёзнейший момент для насыщения жизни малыша движениями. После сна дети не сразу встают, а в начале проводится гимнастика после сна в постели, что даёт прекрасный оздоровительный эффект, при этом она доступна и приятна, как лежебокам, так и подвижным детям:

От носочков до макушки.

Мы, потянемся, потянемся

Маленькими не останемся!

Ну и самое главное правило – везде быть весёлым, в этом залог здоровья.

Смех как яркое выражение положительных эмоций, обладает большой целительной силой.

У детей развивается чувство юмора во время чтения весёлых рассказов, рассказывание весёлых стихов. Чем больше ребёнок смеётся, тем лучше.

Веселье является показателем психического здоровья.

Воспитание у ребёнка потребности к здоровому образу жизни – это длительный процесс, в ходе которого запоминает определённые «можно» и «нельзя», которые становятся частицей его «Я», внутренним убеждением.

Поэтому алгоритм решения данной задачи может быть таким:

Источник

Читайте также:  Синтетические витамины вредны для здоровья
Adblock
detector