Статья на тему «Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды».
статья по зож по теме
Современный педагог должен реализовывать задачу по формированию у воспитанников потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды. | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахова Ольга Сергеевна
МБОУ “CШ № 54” г.Иваново
Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
“Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.” [1]
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из основных направлений развития воспитания является физическое воспитание и формирование культуры здоровья, которое включает:
- “формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.”[2]
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни , направленный на предупреждение возникновения какого – либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. И она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать минимум условий, призванных сохранять здоровье человека. Общее здоровье человека складывается из здоровья психического, физического и социального. Ребенок, рано утративший здоровье — это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда, борьба с которой может отнять все силы. Статистика заявляет, что каждый третий выпускник ивановских школ имеет отклонения в здоровье, не улучшается и здоровье первоклассников. У школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Часто возникают у школьников нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта. На протяжении учебного года ребенок условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как избыток массы тела и низкий рост. Дети употребляют нездоровую пищу, не соблюдают необходимый режим питания, что приводит к снижению иммунитета и целостного развития детского организма. Поэтому приоритетной деятельностью педагога ХХI века является пропаганда здорового образа жизни, соблюдения детьми режима дня и питания, употребления качественной, здоровой пищи, способствующей правильному развитию детского организма, которое предусматривает взаимосвязь и физического, и интеллектуального, и духовного, и творческого развития ребенка. Здоровые дети – здоровая нация, здоровое будущее страны! Именно к этому необходимо стремиться современному педагогу.
“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»,- сказал В.А.Сухомлинский. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.” [3]
“Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
• создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
• рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,
• эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
• реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеурочную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. “ Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. “[4]
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемых мною , позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности нашего учреждения – МБОУ “СШ №54” г.Иваново:
• сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Данная деятельность выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьесбережения строю на следующих принципах:
- “принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
- принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
- принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
- принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
- принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей,
направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.”[5]
Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает государственное значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим, экологическим и др., желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях;
-приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
При систематической работе над направлением здоровьесбережения можно достичь следующих результатов:
“1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.” [6]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современный педагог должен реализовывать задачу по формированию у воспитанников потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Источник
Фотоотчет о педагогическом совете «Системный подход к здоровью-основа формирования всесторонне развитой личности»
Светлана Кузьмина
Фотоотчет о педагогическом совете «Системный подход к здоровью-основа формирования всесторонне развитой личности»
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы ».
В. А. Сухомлинский.
В нашем МКДОУ прошел педагогический совет, посвященный вопросам здоровьесбережения воспитанников.
Всем известно, насколько важна эта проблема. В соответствии с Законом «Об образовании», здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это и стало темой нашего педсовета.
Педсоветы в нашем коллективе проходят очень плодотворно, эмоционально и интересно. Это целиком и полностью заслуга нашего старшего воспитателя Осадчей Анастасии Владимировны. Сама очень инициативный и творческий человек, она находит различные способы заинтересовать коллег, зажечь в них огонек энтузиазма, вызвать всплеск педагогических идей!
Благодаря Анастасии Владимировне, мы ждем каждого предстоящего педсовета, как значительного события, которое обязательно наполнит положительными эмоциями и позволит получить массу интересной и полезной для педагогов информации. Заранее знаем, что без сюрпризов не обойдется! Всем нам запомнился итоговый педсовет 2016 — 2017 года, когда Анастасия Владимировна подготовила видеозапись с отзывами родителей о нашем дошкольном учреждении и его сотрудниках, с высказываниями педагогов о своих коллегах, с рассказами детей о любимых воспитателях.
У нас уже проходили педагогические советы в форме клуба знатоков «Что? Где? Когда?», в форме творческой мастерской, а этот педсовет был представлен в форме аукциона педагогических идей. Лотами в нем были выступления педагогов.
Лот № 1. Алейникова Ирина Анатольевна рассказала о том, какие здоровьесберегающие технологии используются в нашем ДОУ:
Лот № 2. Учитель-логопед Кузьмина Светлана Владимировна продемонстрировала дидактическое пособие «Чудо-парашют», изготовленный для детей логопедической группы:
Педагоги с радостью поучаствовали в «физкультминутке» с использованием «Чудо-парашюта», а заодно и познакомились с различными видами игр с парашютом:
Очень понравилась командная игра «Парашютбол»:
В заключение динамической паузы — релаксация под парашютом:
Лот № 3. Старший воспитатель Осадчая А. В. познакомила педагогов с одним из видов здоровьесберегающих технологий — сказкотерапией:
Лот № 4. Светлана Владимировна Блохина рассказала о ещё одном направлении — куклотерапии:
Педагоги поучаствовали в мастер-классе по изготовлению куклы своими руками:
Вот такие красивые игрушки у нас получились:
Лот № 5. Кузьмина С. В. рассказала о песочной терапии в работе дошкольниками:
Педагоги с интересом рассматривали коллекцию фигурок для игр и занятий с песком:
Лот № 6. Наталья Владимировна Татарчук познакомила ещё с одним интересным направлением — хромотерапией:
Она рассказала и о различных нетрадиционных техниках рисования, которые можно использовать в работе с дошкольниками. А затем педагоги самостоятельно рисовали картину методом кляксографии:
Вот такой шедевр у нас получился! Коллективная картина «Одуванчиковое поле под дождем»:
Лот № 7. Музыкальный руководитель Ирина Владимировна Узюмова провела мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:
С удовольствием делали самомассаж «Доброе утро»:
Артикуляционное упражнение «Листочки и пчелки»:
Массу эмоций и удовольствия получили от массажа, который делали друг другу, стоя в кругу. Движения сопровождались текстом о нотной грамоте.
Играли на музыкальных инструментах:
Делали «Дерево здоровья»:
В заключение, «волшебный» микрофон помог высказать свои впечатления о прошедшем педсовете:
И, конечно же, фото на память:
От себя хочу сказать, что очень горжусь тем, что являюсь частью нашего дружного, творческого, увлеченного своим делом, коллектива. Уважаю своих дорогих коллег и желаю им дальнейших творческих успехов!
Проект программы «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка дошкольника через культурно-досуговую деятельность» ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.
Выступление на педагогическом совете «Создание лэпбука «Водные ресурсы Выксунского края, водоросли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Выступление на педагогическом.
Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время — сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.
Выступление на педагогическом совете «Агрессивные дети-работа с трудными семьями» Слайд 1 Выступление на педагогическом совете на тему: «Агрессивные дети – работа с трудными семьями» Слайд 2 Цель: повышение педагогической.
Выступление на педагогическом совете по теме «Диагностика обучения татарскому языку» В детском саду обучение татарскому языку ведется в соответствии с УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татарской.
Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».
Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.
Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника» Выступление на педагогическом совете. Тема: «Психологические основы игры дошкольника». Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г. Дошкольный.
Презентация «Выступление заведующего на педагогическом совете в 2017–2018 учебном году» Ф. 1. Приветствую Вас на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку заседания педагогического.
Источник