Меню

Здоровье основа формирования всесторонне развитой личности

Статья на тему «Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды».
статья по зож по теме

Современный педагог должен реализовывать задачу по формированию у воспитанников потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды. 27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Шахова Ольга Сергеевна

МБОУ “CШ № 54” г.Иваново

Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

“Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.” [1]

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из основных направлений развития воспитания является физическое воспитание и формирование культуры здоровья, которое включает:

  • “формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  • создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
  • предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
  • использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
  • содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.”[2]

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни , направленный на предупреждение возникновения какого – либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. И она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать минимум условий, призванных сохранять здоровье человека. Общее здоровье человека складывается из здоровья психического, физического и социального. Ребенок, рано утративший здоровье — это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда, борьба с которой может отнять все силы. Статистика заявляет, что каждый третий выпускник ивановских школ имеет отклонения в здоровье, не улучшается и здоровье первоклассников. У школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Часто возникают у школьников нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта. На протяжении учебного года ребенок условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как избыток массы тела и низкий рост. Дети употребляют нездоровую пищу, не соблюдают необходимый режим питания, что приводит к снижению иммунитета и целостного развития детского организма. Поэтому приоритетной деятельностью педагога ХХI века является пропаганда здорового образа жизни, соблюдения детьми режима дня и питания, употребления качественной, здоровой пищи, способствующей правильному развитию детского организма, которое предусматривает взаимосвязь и физического, и интеллектуального, и духовного, и творческого развития ребенка. Здоровые дети – здоровая нация, здоровое будущее страны! Именно к этому необходимо стремиться современному педагогу.

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»,- сказал В.А.Сухомлинский. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  • школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.” [3]

“Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:
• создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
• рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся,
• эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
• реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеурочную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. “ Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. “[4]
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемых мною , позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности нашего учреждения – МБОУ “СШ №54” г.Иваново:

• сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
• научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Данная деятельность выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьесбережения строю на следующих принципах:

  • “принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей,

направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.”[5]

Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает государственное значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим, экологическим и др., желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях;

-приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
При систематической работе над направлением здоровьесбережения можно достичь следующих результатов:

“1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.” [6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современный педагог должен реализовывать задачу по формированию у воспитанников потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Источник

Фотоотчет о педагогическом совете «Системный подход к здоровью-основа формирования всесторонне развитой личности»

Светлана Кузьмина
Фотоотчет о педагогическом совете «Системный подход к здоровью-основа формирования всесторонне развитой личности»

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы ».

В. А. Сухомлинский.

В нашем МКДОУ прошел педагогический совет, посвященный вопросам здоровьесбережения воспитанников.

Всем известно, насколько важна эта проблема. В соответствии с Законом «Об образовании», здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Это и стало темой нашего педсовета.

Педсоветы в нашем коллективе проходят очень плодотворно, эмоционально и интересно. Это целиком и полностью заслуга нашего старшего воспитателя Осадчей Анастасии Владимировны. Сама очень инициативный и творческий человек, она находит различные способы заинтересовать коллег, зажечь в них огонек энтузиазма, вызвать всплеск педагогических идей!

Благодаря Анастасии Владимировне, мы ждем каждого предстоящего педсовета, как значительного события, которое обязательно наполнит положительными эмоциями и позволит получить массу интересной и полезной для педагогов информации. Заранее знаем, что без сюрпризов не обойдется! Всем нам запомнился итоговый педсовет 2016 — 2017 года, когда Анастасия Владимировна подготовила видеозапись с отзывами родителей о нашем дошкольном учреждении и его сотрудниках, с высказываниями педагогов о своих коллегах, с рассказами детей о любимых воспитателях.

У нас уже проходили педагогические советы в форме клуба знатоков «Что? Где? Когда?», в форме творческой мастерской, а этот педсовет был представлен в форме аукциона педагогических идей. Лотами в нем были выступления педагогов.

Лот № 1. Алейникова Ирина Анатольевна рассказала о том, какие здоровьесберегающие технологии используются в нашем ДОУ:

Лот № 2. Учитель-логопед Кузьмина Светлана Владимировна продемонстрировала дидактическое пособие «Чудо-парашют», изготовленный для детей логопедической группы:

Педагоги с радостью поучаствовали в «физкультминутке» с использованием «Чудо-парашюта», а заодно и познакомились с различными видами игр с парашютом:

Очень понравилась командная игра «Парашютбол»:

В заключение динамической паузы — релаксация под парашютом:

Лот № 3. Старший воспитатель Осадчая А. В. познакомила педагогов с одним из видов здоровьесберегающих технологий — сказкотерапией:

Лот № 4. Светлана Владимировна Блохина рассказала о ещё одном направлении — куклотерапии:

Педагоги поучаствовали в мастер-классе по изготовлению куклы своими руками:

Вот такие красивые игрушки у нас получились:

Лот № 5. Кузьмина С. В. рассказала о песочной терапии в работе дошкольниками:

Педагоги с интересом рассматривали коллекцию фигурок для игр и занятий с песком:

Лот № 6. Наталья Владимировна Татарчук познакомила ещё с одним интересным направлением — хромотерапией:

Она рассказала и о различных нетрадиционных техниках рисования, которые можно использовать в работе с дошкольниками. А затем педагоги самостоятельно рисовали картину методом кляксографии:

Вот такой шедевр у нас получился! Коллективная картина «Одуванчиковое поле под дождем»:

Лот № 7. Музыкальный руководитель Ирина Владимировна Узюмова провела мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях:

С удовольствием делали самомассаж «Доброе утро»:

Артикуляционное упражнение «Листочки и пчелки»:

Массу эмоций и удовольствия получили от массажа, который делали друг другу, стоя в кругу. Движения сопровождались текстом о нотной грамоте.

Играли на музыкальных инструментах:

Делали «Дерево здоровья»:

В заключение, «волшебный» микрофон помог высказать свои впечатления о прошедшем педсовете:

И, конечно же, фото на память:

От себя хочу сказать, что очень горжусь тем, что являюсь частью нашего дружного, творческого, увлеченного своим делом, коллектива. Уважаю своих дорогих коллег и желаю им дальнейших творческих успехов!

Проект программы «Воспитание всесторонне развитой личности ребенка дошкольника через культурно-досуговую деятельность» ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Выступление на педагогическом совете «Создание лэпбука «Водные ресурсы Выксунского края, водоросли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Выступление на педагогическом.

Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время — сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.

Выступление на педагогическом совете «Агрессивные дети-работа с трудными семьями» Слайд 1 Выступление на педагогическом совете на тему: «Агрессивные дети – работа с трудными семьями» Слайд 2 Цель: повышение педагогической.

Выступление на педагогическом совете по теме «Диагностика обучения татарскому языку» В детском саду обучение татарскому языку ведется в соответствии с УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку, детей татарской.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Выступление на педагогическом совете «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Выступление на педагогическом совете:Тема: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Актуальным направлением модернизации системы.

Выступление на педагогическом совете «Психологические основы игры дошкольника» Выступление на педагогическом совете. Тема: «Психологические основы игры дошкольника». Подготовила: педагог-психолог Шевченко Е. Г. Дошкольный.

Презентация «Выступление заведующего на педагогическом совете в 2017–2018 учебном году» Ф. 1. Приветствую Вас на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 393». Ф. 2. Представляю вашему вниманию повестку заседания педагогического.

Источник

Читайте также:  Председатель снт здоровье красфарма
Adblock
detector