Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
статья на тему
В целях созранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования. Данная статья помогает разобраться, в чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_kak_resurs_zdorovesberezheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
Одним из требований ФГОС является требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования.
В чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования?
В современных условиях цели образования дополняются необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию (главный здоровьесберегающий ресурс). Такое развитие предполагает:
-развитие интереса к своему «Я», к своим возможностям
-развитие потребности и способности к самоопределению, к здоровому образу жизни
-влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала
-влияние на развитие потребности и способности к регуляции своего физического состояния, разумного поведения, самооценки
Следовательно, личностно-ориентированный подход позволяет создавать максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья (физического, психо-эмоционального, нравственного, духовного) и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место.
Личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создаёт условия для развития и проявления личности обучаемых. Целью личностно-ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций:
-избирательности (способность к выбору)
-рефлексии (умение оценивать свою жизнь)
-бытийности (поиск смысла жизни и творчество)
-формирующая функция (формирование образа «Я»)
-ответственности («Я» отвечаю за всё)
-автономности личности (Освобождение от влияния многих факторов)
Итак, целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа».
Комлексное, целостное здоровье личности определяется осознанной включённостью самого человека в реализацию основных функций:
-гуманитарная (физическое и нравственное здоровье, активная жизненная позиция, свобода личности). Средствами реализации являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.
-культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования). Реализация этой функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.
— функция социализации (определяет отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание). Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Механизмами реализации являются сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности (в том числе и учебной)
Значит, в личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровье ориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.
О каких условиях здоровьесбережения в школе идёт речь? В первую очередь о тех, которые влияют на ученика. А именно:
1. Межличностные отношения (общение с педагогами, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классе; уровень авторитетности учителя в глазах детей; степень взаимопонимания и поддержки; уровень сплочённости класса).
2. Направленность и особенности организации учебного процесса (приоритетные методы преподавания; ориентация на различные способы обучения; степень учёта интересов и способностей учащихся; способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения).
3. Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений, навыков; доброжелательность).
4. Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений; обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями; соблюдение санитарно-гигиенических требований).
Однако, сохранение и укрепление здоровья учащегося, также как и развитие его личности, возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.
Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в технологиях, используемых в личностно-ориентированном обучении (технология дифференцированного/индивидуального обучения; технология проблемного обучения; ненасильственное обучение; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения)
Урок на диалоговой основе даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения: информационный обмен, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся.
Эффективное применение технологий личностно-ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
Источник
Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе
статья по физкультуре на тему
личностно-ориентированные технологии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanov._lichnostno-orientirovannyy_podkhod_k_zanyatiyam.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
на участие в заочном туре
международной научно-методической конференции
«Оздоровление обучающихся посредством здоровьесберегающих технологий».
- Ф.И.О. Жданов Олег Владимирович
2. Должность, квалификационная категория: учитель физической
культуры, первая квалификационная категория
3. Ученая степень, ученое звание___________________________________
4. Место работы: МБОУ Основная общеобразовательная школа № 2
5. Адрес учебного заведения: 309506, Белгородская обл., г. Старый Оскол,
6. Контактные телефоны: (4725) 22-76-35, 22-70-29,
7.Название работы «Личностно-ориентированный подход к занятиям
физической культуры в специальных медицинских группах в школе»
« 02 » июля 2013 г. Жданов О.В.
«Личностно-ориентированный подход к занятиям физической культуры в специальных медицинских группах в школе».
Жданов Олег Владимирович
МБОУ Основная общеобразовательная школа № 2, г.Старый Оскол
Качество жизни любого человека и его успехи в личной и общественной деятельности, в труде, учебе, спорте самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется тремя совокупными критериями — как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов. Из этого следует, что здоровье человека является сложным, многоуровневым состоянием и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа.
Нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодежи представляет реальную угрозу для безопасности страны. При определении основных направлений развития физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации особое место отводится развитию образовательного процесса по физической культуре с учащимися специальной медицинской группы.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1178-02 в общеобразовательных учреждениях организуется ежегодное медицинское обследование учащихся, на основании которого осуществляется их распределение в соответствующие медицинские группы (основную, подготовительную и специальную).
Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. При этом содержание учебных заданий на этих уроках должно быть индивидуальным и состоять по преимуществу из упражнений коррегирующей и дыхательной гимнастики, упражнений ЛФК, а также упражнений и двигательных действий, разучиваемых на уроках в специальных учебных группах (например, упражнение на повторение и закрепление). Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физкультуре, они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.
Учебный процесс по физической культуре учащихся специальной медицинской группы делится на два периода – подготовительный и основной. Главной целью подготовительного периода является овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счет умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.
В первые шесть – восемь недель занятий с учащимися необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применять в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе необходимо учитывать характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого учащегося.
На первых уроках необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, т. к. вдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе, можно применять метод упражнений с произношением на выдохе гласных и согласных. В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в медленном темпе из исходного положения лежа и сидя. За это время изучаются особенности каждого учащегося, их физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку.
В основной период – осуществляются более интенсивные тренировки организма, цель которых — восстановление нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды легкой атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги, упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Нагрузку можно регулировать: темпом движения; подбором физических упражнений, т.е. путем их усложнения, включая упражнения с отягощением; амплитудой движений; исходными положениями при выполнении упражнений; временем, затраченным на выполнение упражнений, и отдыхом между ними; степенью мышечного напряжения; эмоциональным фактором.
Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся.
Таким образом, личностно-ориентированные технолгиии в организации занятий в специальной медицинской группе направлены на укрепление здоровья, улучшение показателей физического развития, воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.
Источник
Здоровье школьников и личностно ориентированный подход в физическом воспитании.
статья по физкультуре на тему
Ухудшение здоровья детей за время обучения в школе, является проблемой которая требует осмысления и изменения форм организации процесса школьного обучения, с учетом меняющихся социальных, экономических и материяльно-технических условий. В донной статье рассматривается один из вариантов организации процесса физического воспитания давший положительный эффект в экспериментальных условиях и рекомендованный для практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdrove_shkolnika_2014_shk.106.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ И ЛИЧНОСТНО
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
По данным медицинских обследований, проведённых в 1995г. сотрудниками педиатрического института, 93% учащихся петербургских школ имеют хроническую патологию.
Причём на 1000 обследованных приходится в среднем 2700,9 заболеваний и с возрастом распространённость хронических заболеваний устойчиво растёт.
Проведённое в 2011г. на базе 106 школы Санкт-Петербурга обследования показало, что и в настоящее время, в школу приходят дети уже имеющие те или иные формы заболеваний. Среди учащихся 1 классов 60% имеют вторую группу здоровья, 20% — третью группу.
Валеологический анализ установил, что 52% детей имело пренатальные или постнатальные биологические факторы риска: последствия энцефалопатии, токсикоз во время беременности, обвитие пуповины в родах, угрожающий выкидыш, гипоксия плода, стремительные роды и др.
Наличием тех или иных форм заболеваний обусловлено понижение уровня работоспособности, а сочетание пониженного уровня работоспособности и высоких требований школьной программы ведёт к значительному нервно-психи ческому напряжению, следствием чего являются невротические, психосоматические заболевания, снижение имунно-биологической активности организма (частые простудные заболевания).
Специалисты Университета педагогического мастерства указывают на то, что 97% выпускников школ Санкт-Петербурга имеют хронические заболевания; почти каждый третий школьник имеет функциональные нарушения деятельности нервной системы. За годы обучения в школе здоровье детей ухудшается в 5 раз.
Одной из основных причин такого положения, все чаще называют непомерную учебную нагрузку, так, например ученые Академии наук подсчитали: «чтобы сохранить здоровье детей необходимо срочно уменьшить учебную нагрузку не меньше чем в 2 раза. Она должна составлять: в младших классах–16 часов в неделю (без домашних заданий); в старших классах–24 часа (с выборочным домашним заданием)».
В то же время очевидна необходимость передачи, детям огромного количества информации, включая и формирование различного рода умений и навыков, необходимых для социальной адаптации молодёжи.
Общепринятое и почти не вызывающее сомнения утверждение учёных о том, что, человек использует лишь незначительную часть своих возможностей, как физических, так и интеллектуальных, наталкивает на мысль о том, что катастрофическое ухудшение здоровья школьников вызывает не сама учебная нагрузка как таковая, а неправильная организация учебного процесса.
Причём нет возражений по вопросу необходимости корректировки учебной программы в плане исключения «мёртвой» информации, но в то же время нельзя искусственно суживать рамки программы, исключая из неё и большую часть культурного наследия.
Одним из вариантов изменения форм организации процесса школьного обучения является разумное, научно обоснованное сочетание и чередование интеллектуальной и физической активности учащихся.
В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. Установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность.
Очевидна необходимость поиска форм организации занятий физической культурой, способствующих реабилитации и укреплению здоровья школьников, направление в котором сейчас сосредоточены усилия учителей руководителей школы. В этой связи на первый план выступают общие идеи гуманизации, принимаемые как самые насущные, среди которых приоритетными являются идеи построения учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей и социальных ориентаций учащихся.
Физическая деятельность, только тогда будет выполнять реабилитационные и рекреационные функции, когда её характер будет соответствовать индивидуальным особенностям и склонностям детей.
Игнорирование этого факта в процессе школьного обучения, является одной из причин того, что, как свидетельствует статистика, более 80% школьников постоянно испытывают сильный психологический дискомфорт (М. Лободина 1997г.).
Неправильно организованный учебный процесс может подавить проявление индивидуальности и привести к неправильному выбору жизненного пути. «Многие ведь так и живут – в тихом отчаянии и в тоске, вечно не довольные собой».
Гуманизация образования предполагает построение учебного процесса на основе личностно ориентированного подхода, практическое воплощение, которого сопряжено с рядом трудностей, обусловленных социальными факторами.
Одним из путей практической реализации личностно ориентированного подхода, является, опробованная на практике организация занятий с учётом интересов учащихся. Т.е. введение в вариативную часть программы по физическому воспитанию разнообразных по психофизиологической направленности занятий ориентированных на различные индивидуальные особенности учащихся.
Критерием отбора для занятий тем или иным видом двигательной активности первоначально является интерес, проявляемый учащимися.
Такой критерий можно считать обоснованным, учитывая то, что интерес в значительной степени, является отображением склонностей, обнаруживающихся в ситуации свободного выбора вида деятельности. Но в дальнейшем интересы должны быть подвергнуты корреляции на основе психологической диагностики. Так как на интересы оказывают влияние не только индивидуальные особенности, но и сформированные под влиянием социальных условий, социальные ориентации, которые могут не соответствовать, а в некоторых случаях противоречить индивидуальным особенностям.
Наиболее простым методом определения соответствия избранного вида физической деятельности индивидуальным особенностям, является выявление эмоциональных переживаний. Этот психологический феномен-результат комплексного воздействия различных факторов, включая физиологические и социальные. Он отражается в психике человека посредством ощущений приятного или неприятного, удовольствия или неудовольствия (страдания).
В большинстве случаев учащиеся, выбирающие определённый вид деятельности не могут назвать конкретных причин, почему им нравится тот или иной вид деятельности. Из этого можно заключить, что склонность к определённому виду деятельности, формирующаяся под влиянием типологических особенностей, имеет полу осознанный характер и отражает безотчётное стремление человека получить удовольствие в определённом виде активности.
Организация большого разнообразия вариантов занятий требует усилий всего педагогического коллектива. Здесь и необходимость составления расписания удобного для организации занятий и организация дополнительных мест занятий (переоборудование кабинетов и рекреаций) и привлечение к работе в школе специалистов в области физического воспитания. Таким образом, приспосабливая школу для детей, а не детей для школы.
На проведение такой работы необходимы дополнительные средства. Сегодня многие родители могут помочь школе в решении материальных проблем. А так же, школа готова принять родителей и как участников учебного процесса, например, при организации занятий в спортивных секциях учителем физкультуры совместно с родителями, имеющими большой опыт участия в спортивных командах высокого класса.
Количество, организуемых секций и факультативов по физической культуре, можно значительно сократить, без ущерба в плане личностно-ориентированного подхода, если учесть, что типологические особенности должны соотноситься не с видом спорта, а с видом деятельности, так как в одном и том же виде спорта деятельность может быть различной, «в футболе деятельность вратаря существенно отличается от деятельности нападающего» (Е.П.Ильин 1979г.).
Рассмотренный подход к организации процесса физического воспитания может быть рекомендован для практического применения, так как его целесообразность обусловлена оценкой объективной реальности. Организация занятий с использованием подобного подхода в экспериментальной школе дала положительные результаты в плане формирования у учащихся глубокого интереса к процессу физического самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологически образовать неслышащего ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него положительную мотивацию к освоению жизненно важн.
На основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению мною отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии с це.
Методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредствам опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания.
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функци.
Приоритетная задача современной российской образовательной политики — создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспек.
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующи.
Источник