Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий
статья по теме
Выступление на районных педагогических чтениях «Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_podhody_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»
Выступление на педагогических чтениях
«Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »
«Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий».
Воспитатель : Баранова Нина Юрьевна
«Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий».
«…с ним ничего не страшно, никакие испытания,
его потерять – значит потерять все…»
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в нашем детском саду ведется на протяжении многих лет. В ДОУ создана оздоровительная группа для детей часто и длительно болеющих. Я второй год работаю с такими детьми . Специфика данной группы такова, что в образовательном процессе участвуют три возрастные группы детей. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения. Согласно Федеральных государственных требований содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Решению эти задач способствует использование в работе здоровьесберегающих технологий. Перечень таких технологий представлен на слайде.
Проектный метод – один из эффективных методов, благодаря которому есть возможность с интегрировать несколько здоровье сберегающих технологий. Учитывая специфику оздоровительной группы, в течение 2 лет были разработаны и реализованы проекты, связанные со здоровьесберегающими технологиями: «Здоровье и дыхание», «Я хочу здоровым быть!» Анализируя деятельность участников проектов можно всю работу разбить на несколько блоков:
Первый блок. «Давайте познакомимся» Цель этого блока обеспечить комплексный подход к обучению детей навыкам здорового образа жизни . Это теоретический раздел, в который входят беседы о гигиене, закаливании, профилактике заболеваний. Тематика занятий следующая: «Почему человек болеет», «Шиповник укрепляет наше здоровье» «Лук, да баня всё правят»
Зарождалась проблема с помощью игровой ситуации “Цветок — здоровья”- “Цветок — болезни”. Дети, заходя в группу, увидели 2 растения: одно из которых погибало. У детей возникли вопросы – почему растение может погибнуть, как сохранить растению жизнь? Дети высказывали свои предположения. Разрешить проблему помог детям Мойдодыр.
“Подождите, подождите!
Сначала со мной поговорите.
Все Чуковского читали
И меня вы все узнали.
Я – веселый умывальник
Знаменитый Мойдодыр!
Умывальников начальник
И мочалок командир”.
Он предложил детям правила личной гигиен, которые помогают человеку сохранить свое здоровье:
— содержать в чистоте свое тело;
— Мыть руки перед едой; и др.
Второй блок. «Закалять – здоровье укреплять» . При реализации данного блока проводятся тематические занятия: «Гулять – здоровье укреплять», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Итогом работы в одном из проектов — стала игра-путешествие в «Страну неболейку», во время которой дети и я, как педагог, продемонстрировали навыки и умения правильной организации воздушных и солнечных ванн в сочетании с физическими упражнениями и подвижными играми. Дети с удовольствием играли в спортивные игры «Ласточка», «Живое кольцо», «Самый меткий!», Они умело использовали упражнения на дыхание «Поиграем с носиком», «Помоги носику собраться на прогулку». Во время режимных моментов дети показывали друг другу элементы самомассажа «Волшебные ушки», «Погуляем по спинке». Игры с пальчиками помогали детям снять напряжение во время продуктивной деятельности :
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь со всеми
Никого не обойду.
Третий блок. «Уроки Мойдодыра» Обучение детей основным гигиеническим навыка — цель данного блока. Он включил в себя следующие мероприятия «На зарядку становись», «Чтоб свои родные зубки… «Гигиена тела», дети встречались с медработником детского сада, участвовали в создании выставки рисунков «Мой режим дня»: так Творилов Алеша вместе с мамой нарисовал рисунок «С добрым утром», Зобнин Павел с мамой Татьяной Георгиевной создали рисунок «На прогулку выходи». Дети приняли активное участие в инсценировке художественного произведения «Девочка чумазая»
Четвертый блок. «Мы любим играть.» Мероприятия данного блока направлены на увеличение двигательная активность детей. Этот блок включает в себя проведение в рамках проектов «Дня здоровья» и «Дня подвижных игр» . В эти дни были разучены «Подвижные игры с мячом», «Игры –хороводы», «Игры с предметами» и другие. Дети научились выбирать водящего по считалке, старались соблюдать правила игры. Главными героями игр были Кот Тимофей, Лохматый пес, Васька – кот.
Пятый блок. «Хочу все знать» Способствовал познавательному развитию дошкольников. С этой целью были проведены занятия «С утра до вечера», «Путешествие в страну Носарию», «К здоровью без лекарств», «Красота тела и души» использовался такой эффективный метод как моделирование, «Подбери спортивный снаряд» «Найди лишнее», «Что изменилось»- такие игры помогали детям классифицировать, обобщать имеющиеся знания о видах спорта, их значение в жизни человека.
Шестой блок «Наша дружная семья» Цель работы с родителями предполагала повышение уровня педагогической компетентности в вопросах здоровьесбереженья. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей использовала: буклеты Здоровье – дело пристижное», «Домашние виды спорта», «Поиграйте дома», «Внимание на осанку»
Родители совместно с детьми выполняли индивидуальные творческие задания «Все о здоровом питании» — выполнила Филипченко Полина, «Чудо с осенней грядки» — Замятин Андрей, «Лук от семи недуг» — Борзенков Матвей, «Сохрани красивую улыбку с детства» — Рябов Влад , Родители группы стараются быть нашими единомышленниками, вопросы воспитания для них стоят на первом месте. Народная мудрость гласит – «Здоровому все здорово!»
Во время проведения проектов дети проявляли любознательность, были активны в решении проблемных ситуаций, благодаря разучиванию новых подвижных игр увеличилась двигательная активность детей на прогулке и в свободное время. Эффективность проделанной работы заключалась еще и том, что дети более старшего возраста могли обучать детей более младших, происходил процесс взаимообучения.
Работа по данной проблеме была интересна и для меня, как педагога. В дальнейшем я планирую разработку новых тематических проектов, направленных на воспитание потребности к здоровому образу жизни.
Свое выступление хочется закончить словами выдающего педагога Василия Александровича Сухомлинского:
- « Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | |||||
Характеристики здоровьесберегающих технологий, используемых специалистами системы образованияОбучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед национальным образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Аспекты здоровья и здоровьесбережение младших школьников в учебном процессеПроблема здоровья населения Беларуси является одной из наиболее острых, требующих незамедлительного решения. Нарастание тревожных тенденций в состоянии здоровья населения Республики Беларусь вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы. Построение системы оздоровления в контексте здоровьесберегающих образовательных технологий учебного процесса начальной школыЕдинственная красота, которую я знаю – Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины ухудшения здоровья признаётся и влияние школьной учебной нагрузки на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых главных задач сегодняшнего дня. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка.
>> Modules Anywhere >>> —> Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространённый педагогический приём наказания домашним заданием повышенного объёма или сложности. Чаще всего, если ребёнок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности я отношусь с большой ответственностью: соизмеряю объём и сложность с возможностями ученика. Вот один из приёмов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три ученика, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряжённого трудного урока. Задавая домашнее задание, я стараюсь дать его по уровням, и ребёнок сам выбирает себе объём задания по силам. Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко Источник ➤ Adblockdetector |