Меню

Здоровье ориентированный педагогический процесс это

Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий
статья по теме

Выступление на районных педагогических чтениях «Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »

Скачать:

Вложение Размер
innovacionnye_podhody_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2 «Солнышко»

Выступление на педагогических чтениях

«Инновационные подходы в системе дошкольного образования района »

«Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий».

Воспитатель : Баранова Нина Юрьевна

«Здоровьеориентированная деятельность педагога ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий».

«…с ним ничего не страшно, никакие испытания,

его потерять – значит потерять все…»

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Работа по осуществлению здоровьеориентированной деятельности в нашем детском саду ведется на протяжении многих лет. В ДОУ создана оздоровительная группа для детей часто и длительно болеющих. Я второй год работаю с такими детьми . Специфика данной группы такова, что в образовательном процессе участвуют три возрастные группы детей. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения. Согласно Федеральных государственных требований содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. воспитание культурно-гигиенических навыков;
  3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Решению эти задач способствует использование в работе здоровьесберегающих технологий. Перечень таких технологий представлен на слайде.

Проектный метод – один из эффективных методов, благодаря которому есть возможность с интегрировать несколько здоровье сберегающих технологий. Учитывая специфику оздоровительной группы, в течение 2 лет были разработаны и реализованы проекты, связанные со здоровьесберегающими технологиями: «Здоровье и дыхание», «Я хочу здоровым быть!» Анализируя деятельность участников проектов можно всю работу разбить на несколько блоков:

Первый блок. «Давайте познакомимся» Цель этого блока обеспечить комплексный подход к обучению детей навыкам здорового образа жизни . Это теоретический раздел, в который входят беседы о гигиене, закаливании, профилактике заболеваний. Тематика занятий следующая: «Почему человек болеет», «Шиповник укрепляет наше здоровье» «Лук, да баня всё правят»

Зарождалась проблема с помощью игровой ситуации “Цветок — здоровья”- “Цветок — болезни”. Дети, заходя в группу, увидели 2 растения: одно из которых погибало. У детей возникли вопросы – почему растение может погибнуть, как сохранить растению жизнь? Дети высказывали свои предположения. Разрешить проблему помог детям Мойдодыр.

“Подождите, подождите!
Сначала со мной поговорите.
Все Чуковского читали
И меня вы все узнали.
Я – веселый умывальник
Знаменитый Мойдодыр!
Умывальников начальник
И мочалок командир”.

Он предложил детям правила личной гигиен, которые помогают человеку сохранить свое здоровье:

— содержать в чистоте свое тело;

— Мыть руки перед едой; и др.

Второй блок. «Закалять – здоровье укреплять» . При реализации данного блока проводятся тематические занятия: «Гулять – здоровье укреплять», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Итогом работы в одном из проектов — стала игра-путешествие в «Страну неболейку», во время которой дети и я, как педагог, продемонстрировали навыки и умения правильной организации воздушных и солнечных ванн в сочетании с физическими упражнениями и подвижными играми. Дети с удовольствием играли в спортивные игры «Ласточка», «Живое кольцо», «Самый меткий!», Они умело использовали упражнения на дыхание «Поиграем с носиком», «Помоги носику собраться на прогулку». Во время режимных моментов дети показывали друг другу элементы самомассажа «Волшебные ушки», «Погуляем по спинке». Игры с пальчиками помогали детям снять напряжение во время продуктивной деятельности :

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

Третий блок. «Уроки Мойдодыра» Обучение детей основным гигиеническим навыка — цель данного блока. Он включил в себя следующие мероприятия «На зарядку становись», «Чтоб свои родные зубки… «Гигиена тела», дети встречались с медработником детского сада, участвовали в создании выставки рисунков «Мой режим дня»: так Творилов Алеша вместе с мамой нарисовал рисунок «С добрым утром», Зобнин Павел с мамой Татьяной Георгиевной создали рисунок «На прогулку выходи». Дети приняли активное участие в инсценировке художественного произведения «Девочка чумазая»

Четвертый блок. «Мы любим играть.» Мероприятия данного блока направлены на увеличение двигательная активность детей. Этот блок включает в себя проведение в рамках проектов «Дня здоровья» и «Дня подвижных игр» . В эти дни были разучены «Подвижные игры с мячом», «Игры –хороводы», «Игры с предметами» и другие. Дети научились выбирать водящего по считалке, старались соблюдать правила игры. Главными героями игр были Кот Тимофей, Лохматый пес, Васька – кот.

Пятый блок. «Хочу все знать» Способствовал познавательному развитию дошкольников. С этой целью были проведены занятия «С утра до вечера», «Путешествие в страну Носарию», «К здоровью без лекарств», «Красота тела и души» использовался такой эффективный метод как моделирование, «Подбери спортивный снаряд» «Найди лишнее», «Что изменилось»- такие игры помогали детям классифицировать, обобщать имеющиеся знания о видах спорта, их значение в жизни человека.

Шестой блок «Наша дружная семья» Цель работы с родителями предполагала повышение уровня педагогической компетентности в вопросах здоровьесбереженья. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей использовала: буклеты Здоровье – дело пристижное», «Домашние виды спорта», «Поиграйте дома», «Внимание на осанку»

Родители совместно с детьми выполняли индивидуальные творческие задания «Все о здоровом питании» — выполнила Филипченко Полина, «Чудо с осенней грядки» — Замятин Андрей, «Лук от семи недуг» — Борзенков Матвей, «Сохрани красивую улыбку с детства» — Рябов Влад , Родители группы стараются быть нашими единомышленниками, вопросы воспитания для них стоят на первом месте. Народная мудрость гласит – «Здоровому все здорово!»

Во время проведения проектов дети проявляли любознательность, были активны в решении проблемных ситуаций, благодаря разучиванию новых подвижных игр увеличилась двигательная активность детей на прогулке и в свободное время. Эффективность проделанной работы заключалась еще и том, что дети более старшего возраста могли обучать детей более младших, происходил процесс взаимообучения.

Работа по данной проблеме была интересна и для меня, как педагога. В дальнейшем я планирую разработку новых тематических проектов, направленных на воспитание потребности к здоровому образу жизни.

Свое выступление хочется закончить словами выдающего педагога Василия Александровича Сухомлинского:

  1. « Я НЕ БОЮСЬ ЕЩЁ И ЕЩЁ РАЗ ПОВТОРЯТЬ: ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ТРУД ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТ ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ, БОДРОСТИ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ ИХ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ПРОЧНОСТЬ ЗНАНИЙ, ВЕРА В СВОИ СИЛЫ».

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Организация личностно ориентированного педагогического процесса – фактор сохранения и укрепления здоровья
Аспекты здоровья и здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе
Построение системы оздоровления в контексте здоровьесберегающих образовательных технологий учебного процесса начальной школы
Все страницы

Характеристики здоровьесберегающих технологий, используемых специалистами системы образования

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Н.К.Смирнов

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед национальным образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.
Озабоченность педагогической общественности в сфере образования вызывает рост внимания к здоровьесберегающим технологиям. Появились новые понятия: «ортобиотика», «эргономика», «здоровьезатратные факторы», «здоровьесберегающие технологии». Технология здоровьесбережения в образовании – это организация УВП, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются:
— обеспечение учебной мотивации;
— построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;
— недопущение форм сильно выраженного утомления.
Этого можно достичь при правильном выборе форм, методов, приемов в работе с детьми. Только нужно помнить: метод или прием, примененный с успехом в одном классе, в другом может вызвать непонимание и нанести ущерб.
В целом все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на три группы:
– технологии, выполнимые в существующих условиях;
– трудновыполнимые технологии;
– почти невыполнимые.
К здоровьесберегающим технологиям, выполнимым в существующих условиях, можно отнести:
— разнообразие и адекватность приёмов установления и поддержания контакта и педагогического общения;
— использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;
— выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;
— формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;
— проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;
— гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;
— подведение итогов урока на последних 4–5 минутах, и лучше всего – вместе с учениками и др.
Учебные занятия должны способствовать восстановлению положительной мотивации к обучению, устранению страха получить неудовлетворительную оценку и, как следствие, избежанию стрессовых ситуаций для обучающихся. Активизация познавательной деятельности на уроке приводит к снижению объема домашних заданий. Индивидуальный подход на этих занятиях направлен на своевременную психолого-педагогическую помощь учащимся, при этом, естественно, учитывается состояние физического здоровья ребенка, его индивидуальные возможности и способности.
Главной задачей школы остаётся образование. Но её необходимо решать вместе с другой важнейшей задачей – оздоровлением. Дело врачей – лечить и предохранять от болезней. Дело педагогов и самих учащихся – не вредить здоровью, а всемерно его укреплять.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время (70% дня), нередко создает для них психологические трудности. Поэтому одной из актуальных практических задач нашей школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Время обучения в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Основной гипотезой, выдвинутой при построении образовательной системы, является утверждение, что психическое и умственное развитие ребенка непосредственно связано с периодами его биологического развития.
Исходя из этого, мы понимаем, что именно в школе наиболее эффективно могут и должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья школьников.
Правильно выбранные направления развития образовательной системы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся, выравнивания нравственного здоровья (особенно пристального внимания заслуживают дети, находящиеся в социально опасном положении, дети из неблагополучных семей), поддержания комфортного психологического климата в классе и школе.
Здесь одним из наиболее важных моментов является создание методических условий, т. е. обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, воспитания и развития, использование определенных педагогических технологий. В школе доминирующим стал метод, способный обеспечить адаптацию ребенка к быстро меняющимся социальным условиям (школа, микрорайон, общество), создать необходимые предпосылки для изменения содержания образования, сконцентрировать усилия педагогов в выбранном направлении работы.
Работа нашего педагогического коллектива по формированию адаптивной образовательной системы, структурированию воспитательного процесса позволяет проводить анализ итогов, показать правильность выдвинутой гипотезы, наличия больших возможностей здоровьесберегающего пространства в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Аспекты здоровья и здоровьесбережение младших школьников в учебном процессе

Проблема здоровья населения Беларуси является одной из наиболее острых, требующих незамедлительного решения. Нарастание тревожных тенденций в состоянии здоровья населения Республики Беларусь вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях.
Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Соблюдение норм здорового образа жизни – это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы обеспечить качество жизни.
Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных информационных технологий обучения.
На основании определения Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья.
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
В условиях современного учебного процесса для педагогов определены конкретные функции, направленные на сохранение «соответствующей возрасту и полу психофизиологической устойчивости в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации».
1-я функция – обязательно использовать данные медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках;
2-я функция – с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках, внедрять в учебный процесс гигиенические требования и рекомендации, предусмотренные санитарными нормами и правилами.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения на современном этапе негативные «школьные» факторы здоровья;
— интенсификация учебного процесса;
— недостаток двигательной активности учащихся;
— несоблюдение гигиенических требований;
— перегрузка учебных программ;
— несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
— стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
— отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
— неправильное питание;
— несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
— недостаточная подготовка педагогов в процессах развития и охраны здоровья детей;
— неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.
У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:
1-е место – заболевания органов дыхания;
2-е место – инфекционные и паразитарные болезни;
3-е место — болезни нервной системы и органов чувств;
4-е место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
У подростков 15-18 лет:
1-е место – заболевания органов дыхания;
2-е место – болезни нервной системы и органов чувств;
3-е место – травмы и отравления;
4-е место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

  • Рациональное питание.
  • Оптимальная для организма двигательная активность. Движение как форма физиологической активности присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
  • Соблюдение режима дня. Особую значимость для правильной организации режима дня в любом возрасте имеют суточные колебания уровня работоспособности.
  • Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
  • Повышение психоэмоциональной устойчивости.

По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победы.
На современном этапе одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни школьника. Это касается всех аспектов существования учебного образовательного учреждения – условий обучения, питания, режима, учебно–познавательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм, учёта возрастных особенностей контингента учащихся и т. д. Сегодня известно: 40% заболеваний у взрослых были “заложены” в детском возрасте, в 5 -10 лет. Именно поэтому образовательное учреждение, работающее с детьми младшего школьного возраста, должно формировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства.

Построение системы оздоровления в контексте здоровьесберегающих образовательных технологий учебного процесса начальной школы

Единственная красота, которую я знаю –
это здоровье.

Генрих Гейне

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины ухудшения здоровья признаётся и влияние школьной учебной нагрузки на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых главных задач сегодняшнего дня. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка.
На протяжении нескольких лет я активно изучаю и применяю на практике в начальной школе здоровьесберегающие технологии. У меня сложилась определённая система использования их в работе. Вот основные вопросы по здоровьесбережению, которые я изучаю, а затем использую в практике работы.
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии.
3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Формирование навыков здорового образа жизни.
7. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
Начало учебного дня желательно отмечать организованной зарядкой. Своих ребят приучаю к тому, чтобы они сами показывали упражнения для своих одноклассников.
Начало школьного обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведёт к повышению заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительности урока. Поэтому для своих учеников я провожу комбинированные уроки с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамическая пауза, разучивание комплекса физических упражнений и другое.
Также в своей деятельности я применяю интегрированные уроки. К этой форме я обращаюсь с 1 класса: обучение грамоте и письмо, ознакомление с окружающим миром и трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение и чтение, чтение и русский язык.
Снять стресс или напряжение на уроке у учеников мне помогает игровой сюжет, который ввожу в самом начале урока. По ходу урока вношу изменения или включаю новые детали, условия. За основу беру знакомые детям сказки, мультфильмы. Например, урок начинаю с того, что говорю детям: «Мы сегодня волшебники или рыцари, которые должны освободить принцессу». В конце урока всегда выясняю, что больше всего понравилось и в какой роли дети хотели бы побывать на следующем занятии. Данная форма помогает снять напряжение, поддержать интерес к изучаемой теме, предупредить утомление, стимулирует положительные эмоции, что позволяет достичь высокой результативности урока.
Учитывая, что длительность активного внимания не превышает 20 минут, часть времени урока использую для проведения физкультминуток и физкультпауз, которые помогают уменьшить статистическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой всегда сопровождаю изменением позы ребёнка. Применяя на уроках методику профессора В.Ф. Базарного, я убедилась, что упражнения позволяют улучшить состояние здоровья детей и решают проблемы школьных патологий учащихся: у них изменилась осанка, улучшилось зрение, повысилась работоспособность, наблюдается раскрепощённость, понижается утомляемость, ребята стали более уравновешенны.
Конечно, здоровье ребёнка определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учётом работоспособности учащихся;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота);
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

>> Modules Anywhere >>> —>

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространённый педагогический приём наказания домашним заданием повышенного объёма или сложности. Чаще всего, если ребёнок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности я отношусь с большой ответственностью: соизмеряю объём и сложность с возможностями ученика. Вот один из приёмов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три ученика, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряжённого трудного урока. Задавая домашнее задание, я стараюсь дать его по уровням, и ребёнок сам выбирает себе объём задания по силам.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то нельзя надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито интеллектуально, духовно и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

Источник

Читайте также:  Физкультурные группы с группами здоровья

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector