Меню

Здоровье ориентированные педагогические технологии

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
статья на тему

Статья о психолого-педагогических технологиях здоровьесбережения

Скачать:

Вложение Размер
psikhologo.docx 21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

Под здоровьесберегающими технологиями — будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Цель — здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

• Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

• Создание благоприятного психологического климата на уроке Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2. использование проблемных творческих заданий;

3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, , проведение обучающих игр, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.

  • Педагогика сотрудничества — её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений — правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения — оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

  • Технологии развивающего обучения (ТРО)

строятся на плодотворных идеях JI. С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу JI. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть — стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).

3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз — рука».

6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

8. В технологии предусмотрено введение раздельно- параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

9. Одно из требований технологии — условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Источник

Здоровьесберегающие педагогические технологии
статья

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии

У разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Так, Н.К. Смирнов (2003) утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога. Автор пишет: понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и педагогов; здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения» (Н.К. Смирнов, 2003).

Автор определяет, что здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий Н.К. Смирнов выделяет:

— здоровьесберегающие организационно-педагогические технологии (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

— психолого-педагогические технологии (связанное с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;
  • социально адаптирующее и личностно-развивающие технологии — технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности;
  • лечебно-оздоровительные технологии (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

В.А. Деркунская (2005) также отмечает, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии, по мнению данного автора, — технологии, «направленные на сохранение, подержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья» (В.А. Деркунская, 2005). Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические технологии — технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (технология организации мониторинга здоровья дошкольников, технология организации и контроля за питанием детей, технология организации профилактических мероприятий в ДОУ, технология организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и др.);

— физкультурно-оздоровительные технологии — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (технология развития физических качеств, технология закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

  • здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения);

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни.

Таким образом, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям (технологиям, которые используются педагогами в процессе деятельности с детьми) можно отнести указанные автором группы технологий: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (используемые совместно с психологами).

По мнению A.M. Сивцевой (2007), здоровьесберегающие технологии — это «система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». По мнению В.И. Ковалько, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. A.M. Сивцова (2008) указывает, что выоор здоровьссоерегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности

педагога, а также показателей здоровья детей. Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр; гимнастика (для глаз, дыхательная и др.); стретчинг; ритмопластика; динамические паузы; релаксация;
  • технологии обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий; коммуникативные игры; система занятий из серии «Уроки здоровья»; проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия); самомассаж);
  • коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.) (A.M. Сивцева, 2008).

Т.С. Грядкина (2008) разделяет педагогические технологии формирования здорового образа жизни дошкольников на здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Автор определяет здоровьесберегающую технологию как качественную характеристику среды жизнедеятельности, здоровъеформирующую технологию — как «комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры, который понимаегся как интегральная качественная характеристика личности, проявляющаяся через состояние общественного здоровья (уровень и характер заболеваемости), физического здоровья (физическое развитие, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и подготовленность) и мотивацию к здоровому образу жизни и двигательной активности» (Т.С. Грядкина, 2008). По мнению В.К. Бальсевича здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей. К таким условиям и факторам могут быть отнесены: стимулируемое развитие двигательных качеств (особенно выносливости), развитие внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность интеграции в разные социальные группы и толерантность в общении с другими людьми.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А. А. Шульга, 2001), под которой авторы понимают «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга, 2001). Сущность данной технологии, по мнению авторов, заключается не сколько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является «не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъектно-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития» (Г.Л. Башканова, С.А. Уланова, А.А. Шульга, 2001). Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя: использование настольной конторки (для работы в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (для ситуационно-образного моделирования), офтальмотренажеров (для выполнения зрительного тренажа), наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (для переключения зрения детей с ближних целей на дальние) и др. 1

Подробное описание технологии содержится в книге: Башканова ГЛ.. Уланова СЛ., Шульга А.А. Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды II Методическое руководство для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — Сыктывкар, 2001. — 360 с.

Н.К. Смирнов (2003) выделяет секреты здоровьесберегающей педагогики и сущность каждого из них:

  • Секрет доброты, который состоит в том, что необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим;
  • Секрет успешности (в делах и в жизни вообще), который состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, в том, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы не трудна была жизнь;
  • Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства, который заключается в профессионализме всех работающих в образовательном учреждении педагогов;

их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье;

  • Секрет соответствия создаваемого задуманному — в объективном отслеживании получаемых результатов;
  • Секрет технологичности в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий;
  • Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается.

В.А. Деркунская в своих исследованиях (2005) отмечает основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:

  • гуманизации — предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса ДОУ;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — предполагает использование первичной диагностики здоровья детей, учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка — соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности;

— субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе — свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

  • педагогической поддержки — решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности);

— профессионального сотрудничества и сотворчества — профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Источник

Читайте также:  Здоровий спосіб життя виховна година
Adblock
detector