Меню

Здоровье ориентированное образование это

Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения
статья на тему

В целях созранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования. Данная статья помогает разобраться, в чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования.

Скачать:

Вложение Размер
lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_kak_resurs_zdorovesberezheniya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения

Одним из требований ФГОС является требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Главная задача: создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

В целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса возникает необходимость усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно-ориентированного образования.

В чём заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно-ориентированного образования?

В современных условиях цели образования дополняются необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию (главный здоровьесберегающий ресурс). Такое развитие предполагает:

-развитие интереса к своему «Я», к своим возможностям

-развитие потребности и способности к самоопределению, к здоровому образу жизни

-влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала

-влияние на развитие потребности и способности к регуляции своего физического состояния, разумного поведения, самооценки

Следовательно, личностно-ориентированный подход позволяет создавать максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья (физического, психо-эмоционального, нравственного, духовного) и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место.

Личностно-ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создаёт условия для развития и проявления личности обучаемых. Целью личностно-ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций:

-избирательности (способность к выбору)

-рефлексии (умение оценивать свою жизнь)

-бытийности (поиск смысла жизни и творчество)

-формирующая функция (формирование образа «Я»)

-ответственности («Я» отвечаю за всё)

-автономности личности (Освобождение от влияния многих факторов)

Итак, целевой ресурс личностно-ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа».

Комлексное, целостное здоровье личности определяется осознанной включённостью самого человека в реализацию основных функций:

-гуманитарная (физическое и нравственное здоровье, активная жизненная позиция, свобода личности). Средствами реализации являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество.

-культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования). Реализация этой функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации является установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре.

— функция социализации (определяет отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание). Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определённой культурной среде. Механизмами реализации являются сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности (в том числе и учебной)

Значит, в личностно-ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни, развивающее обучение, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровье ориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.

О каких условиях здоровьесбережения в школе идёт речь? В первую очередь о тех, которые влияют на ученика. А именно:

1. Межличностные отношения (общение с педагогами, одноклассниками, другими учащимися; микроклимат в классе; уровень авторитетности учителя в глазах детей; степень взаимопонимания и поддержки; уровень сплочённости класса).

2. Направленность и особенности организации учебного процесса (приоритетные методы преподавания; ориентация на различные способы обучения; степень учёта интересов и способностей учащихся; способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения).

3. Степень профессиональной компетентности педагога (уровень профессиональных знаний, умений, навыков; доброжелательность).

4. Материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений; обеспеченность учебной литературой, наглядными пособиями; соблюдение санитарно-гигиенических требований).

Однако, сохранение и укрепление здоровья учащегося, также как и развитие его личности, возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определённых результатов. Ответственность ребёнка за своё здоровье, за свой успех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.

Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в технологиях, используемых в личностно-ориентированном обучении (технология дифференцированного/индивидуального обучения; технология проблемного обучения; ненасильственное обучение; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения)

Урок на диалоговой основе даёт возможность педагогу превратить урок в пространство эффективного общения: информационный обмен, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся.

Эффективное применение технологий личностно-ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

Источник

Статья: «Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования»
статья по теме

В настоящее время система образования функционирует в условиях перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie_kak_prioritetnoe_napravlenie_sistemy_obrazovaniya.docx 34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования

Гиль Анна Сергеевна

Синькевич Вера Фадеевна, заведующий отделом научно-методического и информационного сопровождения ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

В настоящее время система образования функционирует в условиях перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам [6].

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Согласно стратегии ФГОС ОО второго поколения предметом пристального внимания педагогических коллективов становится создание комфортной внутришкольной среды как системы условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье младшего школьника, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения

здоровья и валеологизацию образования, М.М. Яловенко понятие здоровьесбережения рассматривает как ценность, систему, процесс, результат [8, с.8].

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная [2, с.64].

Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.

Согласно утверждениям педагогов В.Ф. Базарного, Е.А. Ямбурга, В.К. Крючкова, М.М. Безруких успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся.

Структурными составляющими общего комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника. Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно — коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образования [7, с.12].

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе — это удовлетворение потребности в получении новой информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, дифференцированием заданий для разных групп учеников, индивидуальной поддержкой отдельных ребят [5, с.34].

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно — пространственными условиями внутришкольной среды. Нередко говоря о здоровье, на первый план выдвигают его физическую составляющую, выражающуюся в уровне физического развития ребенка, степени его заболеваемости на тот или иной момент, забывая о социально-психологических и духовно-нравственных компонентах. В результате не формируется комплексная система оценки уровня здоровья учащегося, которая охватывала бы все его составляющие [4, с.154].

Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания. Понимая «здоровье» как целостность, разные авторы и научные коллективы предлагают различные модели его интерпретации:

• Трехкомпонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) — первое определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

• Четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) — второе определение ВОЗ. Практически преломлено в опыте В.Ф. Базарного [1, с.93].

• Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнеобеспечения), использующих возможности искусства, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения [3, с.24].

В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:

1. Физический — согласованная работа органов и систем;

2. Психоэмоциональный — способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;

3. Интеллектуальный — способность работать с информацией;

4. Личностный — самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;

а) половой аспект Я (модель поведения);

б) взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;

6. Духовный — стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).

Основной установкой становится сегодня — сохранение здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации [1, с.145].

1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома» /М.Ф.Базарный. – М.: Аркти. – 2005. – 176 с.

2. Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования /В.П. Бузунов. — М.: — 2002. — С. 252

3. Науменко // Педагогика. -2005. — № 6.- С.12-29.

4. Проект Минобразования «Школа, содействующая здоровью». — М., 2003. — 34 с.

5. Самыгин С.И. Психология управления /С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- Ростов н /Д, — 2009. — 505 с.

6. Усова А.В. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года — новый этап в развитии образования, его плюсы и минусы /А.В. Усова // Наука и школа. — 2011. — №2. — С.2-6.

7. Шайхуллина, Р.М. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе /Р.М. Шайхуллина // Начальная школа . – 2010 .-№7. — С.23-45.

8. Шклярова О. В. Здоровьесберегающие принципы в организации образовательного процесса /О.В. Шклярова // Школа Здоровья. — 2010. — №8.- С.5-13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. .

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений.

Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений.

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на .

•Цель исследовательской работы:• Корректировка технологического режима производства картона для плоских слоёв гофрокартона (лайнера) при переработке макулатуры, на• АО «К.

Доклад на ЦМК 2015-2016 Личностно-ориентированное обучение.

Патриотическое воспитание — это неотъемлимая часть воспитания современной молодёжи.

Источник

Читайте также:  Концепция охраны здоровья здоровых людей
Adblock
detector