Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
Уроки 9 — 10
Здоровье органов чувств
Содержание урока
Практические работы
Практические работы
Практическая работа
Цель: научиться проводить гимнастику для глаз.
Задание: выполните упражнения.
Комплекс упражнений № 1
1. Поочерёдно направляйте взгляд влево — прямо, вправо — прямо, вверх — прямо, вниз — прямо; повторите это упражнение без задержки до 10 раз.
2. Проделайте глазами круговые движения, поочерёдно то по часовой стрелке, то против часовой стрелки. Вначале быстрее, потом медленнее.
3. Посмотрите сначала на кончик носа или на близко расположенный предмет, затем вдаль (повторите несколько раз). Это упражнение можно делать на счёт: при счёте 1—2 взгляд на близкий предмет, при счёте 3—7 взгляд переводится вдаль, при счёте 8 снова возвращается к близкому предмету.
4. Сосредоточьте взгляд на кончике карандаша на расстоянии 30 см от глаз; несколько раз отводите карандаш от себя, а потом возвращайте обратно.
5. Выполните массаж век, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам. (Можно и так: закрыв глаза, начинайте поглаживать веки подушечками пальцев от висков к переносице.)
6. Прикройте глаза на одну минуту, представьте, что вы погружаетесь в темноту, потом откройте глаза.
Комплекс упражнений № 2
1. Смотрите прямо перед собой в течение 2—3 секунд, затем на 3—4 секунды опустите глаза. Повторите 10 раз.
2. Посмотрите вверх, опустите глаза вниз, посмотрите влево и вправо. Повторите 3—4 раза.
3. Подняв глаза вверх, проделайте ими круговые движения сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Повторите 3—4 раза.
4. Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд, потом откройте их на 3—5 секунд. Повторите 4—5 раз.
Обратите внимание и запомните!
Систематическое выполнение этих упражнений поможет вам сберечь зрение.
Медицинская страничка
Если в глаз попала соринка.
Глаз — очень чувствительный орган. Крошечное насекомое или песчинка, попав в него, могут вызвать неприятные ощущения. Если в глаз попала соринка, попросите кого-нибудь из взрослых её вынуть. Если взрослых поблизости нет, действуйте следующим образом:
• хорошо вымойте руки;
• промойте глаз большим количеством воды таким образом, чтобы вода стекала от носа к виску: сложите руки лодочкой, как при умывании, наполните их водой, поднесите к лицу (на расстояние 3—5 см) и слегка плесните воду в глаз. Старайтесь, чтобы он был открыт. Повторите эти действия несколько раз. Или сделайте по-другому: наберите в ладони воду (лучше кипячёную), наклоните лицо в воду. Поморгайте глазами прямо в воде.
• если соринка не вымывается, оттяните перед зеркалом веко и посмотрите, что попало в глаз. Когда соринка отчётливо видна и находится около века на поверхности слизистой оболочки глаза, можно осторожно её вынуть смоченными в воде ватной палочкой или ватным диском;
• если соринка не видна, прикройте глаз чистым носовым платком и идите к врачу. Найдите любого сопровождающего — соседа, старшего брата или сестру. Обязательно позвоните кому-нибудь из родителей.
Обратите внимание и запомните!
Нельзя тереть повреждённый глаз — этим вы загоняете соринку вглубь, и её труднее будет вынуть. Нельзя пользоваться ничем, кроме ватной палочки или ватного диска.
Следующая страница Сохраняем зрение
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс
Уроки 9 — 10
Здоровье органов чувств
Содержание урока
Сохраняем зрение
Сохраняем зрение
Вспомните:
Сколько органов чувств у человека? Какую роль они играют в восприятии человеком окружающего мира?
Знате ли вы себя?
Ответьте на вопросы.
1) Вы долго занимаетесь, напрягая зрение (например, за компьютером без дополнительного освещения). У вас устали глаза. Как вы поступите? Выберите ответ:
а) подойду к окну (выйду на балкон, на улицу), несколько минут буду смотреть вдаль, на зелёный лес (парк, поле) или на голубое небо;
б) прилягу на диван, полежу несколько минут с закрытыми глазами;
в) проделаю комплекс специальных упражнений: закрыв глаза, буду совершать ими движения слева направо и справа налево, а также круговые;
г) ничего не буду делать.
Оцените себя. Выбрав ответы «а», «б», «в», вы поступили правильно. Если же вы ничего не делаете, значит, не бережёте своё зрение. Начните выполнять эти упражнения прямо с сегодняшнего дня!
2) Бывает ли, что вы часто щуритесь, вам кажется, что предметы не отчётливо видны? Если замечаете за собой подобное, это повод обратиться к врачу. По всей видимости, у вас начинает снижаться острота зрения и развивается близорукость.
Оцените себя. Давно ли вы были у глазного врача (окулиста)?
Обратите внимание и запомните!
Зрение нужно проверять регулярно, не реже одного раза в год, даже если вас ничего не беспокоит.
Задание
Прочитайте текст и выскажите своё мнение о причине описываемого явления.
В Японии, стране, лидирующей в области высоких технологий, 90% населения страдает близорукостью, а среди аборигенов Австралии и Новой Зеландии близорукость встречается лишь у 5%. Но как только выходцы из этих стран попадают в Японию, в течение нескольких лет близорукость появляется у 60% из них.
Следующая страница Практические работы
Источник
Урок здоровья на тему «Органы чувств» (5-й класс)
Разделы: Биология
Класс: 5
Задачи: расширить знания обучающихся об органах чувств, познакомить с правилами гигиены и доступными методами профилактики различных заболеваний.
Оборудование: на доске таблица «Органы чувств», на столах обучающихся заранее подготовленные листы, которые заполняются по ходу урока (см. Приложение 1), карточки (см. Приложение 2), раздаточный материал для практических работ.
Ход урока
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
---|---|
1. Дети садятся по местам. | 1. Организационный момент. Ребята сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. |
Ответ ученика: Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. | |
Запись на раздаточных листах темы урока: «Органы чувств» и определения: Анализаторы – органы чувств. | Тема сегодняшнего урока «Органы чувств». В науке органы чувств называются анализаторы. Запишем. |
2. Дети отгадывают. | О каких органах пойдёт речь на уроке вам подскажут загадки, которые вы должны отгадать.
Глаза – органы зрения – можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 80% всей информации мы получаем с помощью зрения, например о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них. Благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством. [5] |
Просмотр фрагмента видеофильма «Анатомический атлас «Зрение». | Природа заботливо охраняет орган зрения. Посмотрим фрагмент видеофильма о зрении. |
Ответ ученика: Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Брови отводят стекающий со лба пот. | Вопрос после фильма: Какой вспомогательный аппарат есть у наших глаз? |
Одна из важных характеристик зрения – это острота зрения. Она снижается в результате длительного напряжения глаз, в результате чего могут возникнуть различные нарушения зрения. Например, в школьные годы близорукость. [1] | |
Несколько учащихся читают стихотворение: Глаз поранить очень просто, | Чтобы сберечь свое зрение, нам надо соблюдать правила гигиены. О них вам сейчас расскажут наши ребята. |
Ученики вместе с учителем проверяют свою посадку за рабочим столом. А затем выполняют зрительную гимнастику. К этим правилам мне хотелось бы добавить ещё вот что. Обязательно обратить внимание на необходимость проверять расстояние от глаз до книги или тетради. Для этого ученик должен поставить руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснуться виска. Между краем стола и грудью должен проходить кулачок. Надо помнить, что стол должен стоять так, чтобы свет падал слева. Через каждые полчаса чтения или письма, необходимо делать перерыв, посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз. Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Вывод: глаза – самые важные органы чувств. Необходимо соблюдать очень простые правила гигиены, чтобы сохранить свое зрение. | |
3. Дети отгадывают. | Отгадайте еще одну загадку: Слух, как и зрение, обогащает наше восприятие мира, разнообразит жизнь. Слышит человек при помощи ушей. А зачем человеку два уха? Они обеспечивают надёжность слуха. Потеря слуха – большое несчастье, поэтому слух надо беречь. |
Дети читают по раздаточным листам по цепочке памятку «Гигиена слуха», учитель комментирует. | |
4. Дети отгадывают. | Отгадайте еще загадку:
Язык – орган вкуса. Чувство вкуса тоже необходимо для человека. Если мы ненароком возьмём в рот что-нибудь несвежее, язык тотчас это почувствует. Вкусовые чувствительные клетки воспринимают сладкое, горькое, соленое, кислое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. |
На ученических столах карточки с рисунками. Ответ ученика: Кончик языка чувствителен к сладкому; края – к кислой и соленой пище; основание – к горькому. | Давайте по рисункам (карточки на столах) определим чувствительность языка к вкусу и пищи. [3] |
Выполнение практической работы. | Выполним практическую работу. |
Ответ ученика: Сначала я не почувствовал вкуса, так как не было слюны. | А) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него кусочек сахара. Что вы ощутили в первые мгновения? |
Запись наблюдений в тетради: Без запаха пищи ее вкус почти не ощущается. Вкус определяется при помощи нескольких чувств: зрения, обоняния, вкуса. | Б) Определите сначала с зажатым, а затем с открытым носом вкус ломтика картофеля, яблока и лука, не разжевывая их. Проделайте то же самое с открытым носом, разжевывая пищу. Какая разница во вкусовых ощущениях? Наблюдения запишите. [4] Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. Работая совместно, они как бы предупреждают нас: «Это вкусно» или «Опасно. Не ешь». Язык как и другие органы чувств, «требует» к себе бережного отношения. Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем вкуса, поэтому горячую пищу употреблять не рекомендуется. Курение тоже притупляет чувство вкуса. Вывод: язык определяет вкус пищи и её доброкачественность. Помогает нам в переработке пищи во рту. Без языка невозможна нормальная человеческая речь. |
5. | Продолжая наш разговор об органах чувств, поговорим еще об одном нашем помощнике… Это… нос. Зачем человеку нос? Что бы определить его функции выполним практическую работу. |
Выполнение практической работы. | |
Ответ ученика: Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож. | Для чего человек должен обладать способностью чувствовать запахи? |
Еще для чего нужен нос? Очень опасно зимой дышать ртом. Почему? Дышать нужно через нос. В каналах носа много кровеносных сосудов и протекающая по ним кровь согревает проходящий воздух. То есть нос работает как печка. Так же нос является фильтром, потому что в носу имеются реснички, очищающие воздух от пыли. | |
Запись загадки в тетради: Согревает как печка, Очищает, но не фильтр, Сторожит, но не сторож. | Давайте попробуем сочинить загадку про нос по опорным словам и вопросам: Что делает? Как?
Через нос мы дышим, в носу воздух очищается от пыли и согревается. Мы различаем в окружающем нас мире множество запахов. Нос имеет каналы, соединяющие его с горлом и ухом. Поэтому нужно знать, что при заболевании одного из этих органов может воспалиться и другой. Зимой мы подвержены простудным заболеваниям. Насморк самое распространенное из них. При насморке мы не ощущаем запахов и это очень неудобно. У человека с насморком меняется речь. |
Рассказ ученицы с демонстрацией комнатных растений: 1. Отличное средство от насморка комнатные растения – каланхоэ или алоэ. 2. Можно резать и нюхать лук и чеснок. | А сейчас Вера расскажет о народных средствах лечения от насморка. |
Физкультпауза. (проводится стоя) | Хорошим профилактическим средством является массаж точек у крыльев носа, переносице, потирание под носом. Давайте его разучим.
Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты. [6] |
Запись вывода в тетради. | Делаем вывод: глаза, уши, нос, язык – это органы чувств, наши умные помощники. Для чего человеку необходимы здоровые органы чувств? Они позволяют нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. Подведение итогов урока. |
Литература:
- Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. и др. Биология. Человек. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005.
- Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. Сборник заданий по биологии для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. – М.: Мнемозина, 1996.
- Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч. 2. – Саратов, «Лицей», 1997.
- Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2008.
- Цой Р.Д. Здоровье на кончиках пальцев. – Т.: Медицина, 1990.
Источник