Меню

Здоровье окружающая среда студент

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Существует множество факторов, которые могут неблагоприятно повлиять как на физическое, так и на психическое здоровье молодежи. К таким факторам можно отнести: экологическую обстановку, экономический фактор, состояние здоровья выпускников школ, некачественную медицинскую помощь, высокий уровень тревожности и др. Образовательная среда вуза также может являться дополнительным фактором, влияющий на состояние здоровья студентов [3].

Обучение в университете — сложный и достаточно длительный процесс, который характеризуется рядом особенностей и предъявляет высокие требования к пластичности психики и физиологическим функциям молодых людей. При поступлении в высшее учебное заведение у студентов происходит нарушение жизненного стереотипа. Начальный период обучения играет существенную роль для адаптационно-компенсаторных механизмов. От него во многом зависит дальнейшее самочувствие студента.

Влияние образовательной среды на здоровье студентов можно выразить через процесс адаптации. Под адаптированностью понимают уровень приспособления человека к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Многие молодые люди, поступившие в вуз, попав в новые условия обучения, испытывают большие психологические и физические перегрузки, которые постепенно могут отразиться на их самочувствии. Процесс адаптации в той или иной степени можно наблюдать у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе, а не только у студентов – первокурсников.

Адаптация в высшем учебном заведении – это освоение существующих норм и правил вуза, взаимодействие студентов в учебной группе, с преподавателями и сотрудниками вуза [4].

Анализ литературных источников позволяет выделить три основные формы адаптации студентов: дидактическая, социально–психологическая и профессиональная. Под дидактической адаптацией понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Социально-психологическая адаптация — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. Профессиональная адаптация определяет формирование профессиональной направленности личности, т.е. целеустремленное, активное приспособление индивида к характеру и содержанию будущей профессиональной деятельности.

Особое место в качестве фактора, влияющего на здоровье студента, занимает экзаменационная сессия. Экзамены — наиболее трудный и ответственный период в жизни студента. Активная умственная деятельность, сопровождается высоким нервно-эмоциональным напряжением, нередко приводящим к переутомлению, раздражительности. Кроме того, во время экзаменационной сессии значительно сокращается мышечная активность, что в сочетании с эмоциональными перегрузками отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья. Данный период характеризуется тем, что студент начинает испытывать эмоциональное напряжение еще за несколько дней до начала сдачи экзаменов и продолжает его испытывать на протяжении всего времени вплоть до окончания сессии [2].

Во время экзаменационного периода у студентов возникают симптомы хронического эмоционального стресса, который может формировать у них предпатологическое состояние. Кроме того, подобные эмоции у студентов затрудняют целенаправленную умственную работу. Эмоциональный стресс всегда сопровождается более или менее значительными внешними двигательно-пантомимическими и вегетативно-эндокринными изменениями.

Необходимо отметить, что большое значение в учебный период имеет вегетативная устойчивость организма, она отражает способность организма стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе и образовательной. Вегетативная устойчивость положительно влияет как на состояние здоровья студента, так и на результаты учебно-познавательной деятельности, тогда как вегетативная лабильность (неустойчивость) приводит к формированию различных заболеваний.

Следует уделить внимание психическому состоянию молодых людей, уровню их тревожности, так как этот фактор в значительной степени позволяет оценить комфортность социальной среды.

Таким образом, учебная деятельность студентов, сопровождаемая особенностями учебы в вузе на протяжении всего периода обучения, может оказывать существенное влияние на состояние здоровья студентов. Необходимым условием успешной деятельности студента является создание образовательной среды, способствующей укреплению физического и психического здоровья.

Список литературы:

Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 572-575.

— URL https://moluch.ru/archive/91/19414/ (дата обращения: 27.02.2018).

Багнетова Е.А., Кавеева И.А., Сафонова В.Р. Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся Среднего Приобья и Зауралья // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 51-54.

Венцова Т.Б. Образовательная среда высшей школы и здоровье студентов// Т.Б.Венцова [Электронный ресурс]. — URL: http://pandia.ru/text/77/193/31007.php (дата обращения: 27.02.2018).

Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 240 с. — (Бакалавриат).

Гордашников В.А. Состояние социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у студентов – первокурсников // В.А. Гордашников [Электронный ресурс]. — URL:

Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования /Социальные науки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. — № 4. — С. 197-202.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ВЛИЯНИИ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Проблема сохранения и укрепления здоровья в современном мире стоит достаточно остро. В веке высоких технологий здоровье человека подвергается большому воздействию. В результате технической деятельности изменяются параметры биосферы, обеспечивающие возможность жизни на Земле. Человеческая жизнь невозможна без природы и окружающей среды. Организм человека неразрывно связан с компонентами биосферы – насекомыми, животными, растениями и т.д., то есть организм человека входит в круговорот веществ в природе и подчиняется его законам.

Загрязнение окружающей среды всегда было источником заболеваний. Потребляя все большее количество разнообразных веществ, люди с древних времен окружают себя отбросами и нечистотами. В результате формируется биотическое окружение человека, которое приводит к размножению разнообразных микробов, клещей и т.д. Применение сильных дезинфицирующих средств, ядов, приводит к изменению и загрязнению окружающей человека среде [1].

По мнению О. Н. Яницкого, природные экологические аспекты патологий человека связаны в основном с географическими факторами распространения человека и болезней.

В зависимости от определенных причин факторы делятся на 3 категории:

1. Причиной нарушения нормальной работы организма и возникновения болезней могут быть абиотические факторы среды какой-либо природной зоны. Примером могут служить: горные болезни, ультрафиолетовое излучение, разные формы рака.

2. Географические факторы также влияют на различные нарушения, связанные с питанием, в котором отсутствуют незаменимые компоненты. Например, это такие заболевания как авитаминоз, анемия, дефицит йода.

3. Происхождение и распространение многих заболеваний связаны с биотическими компонентами окружающей среды: всевозможные паразитические организмы, их переносчики, вирусы, бактерии и т.д.

Чтобы укреплять и сохранять здоровье необходимо знать об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состояния окружающей среды и т.п.) с целью предотвращения возможных патологии [5].

Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 80-х гг. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, и выделили 4 основные группы. На основе этого в 1994 году Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом: генетические факторы – 50%, состояние окружающей среды – 20%, медицинское обеспечение – 15%, условия и образ жизни – 15%.

Данное соотношение было в те времена достаточно четким, ведь люди советской эпохи активно занимались спортом, вели в основном здоровый образ жизни, и технически Россия только начала развиваться. В наше же время, спустя 30 лет все поменялось [3].

Проведенное анкетирование студентов ПГСГА (55 респондентов) показало, что на вопрос: «Какие факторы в большей мере, по Вашему мнению, влияют на здоровье человека в РФ?», ответы определились следующем образом: генетические факторы – 50%, состояние окружающей среды – 40%, медицинское обеспечение – 5%, условия и образ жизни – 5%.

Можно констатировать факт, что мнения студентов несколько отличаются от оценки экспертов ВОЗ, несколько преувеличивают влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Хорошо, если бы такое отношение привело к реальным действиям по защите окружающей среде, ведь будущее создается нынешним поколением. Как факт, студенты уменьшают влияние фактора «условия и образ жизни», снимая с себя ответственность за свое индивидуальное здоровье, повышая долю фактора «состояние окружающей среды» (ответственность за состояние окружающей среды, в глобальном смысле, не зависит от деятельности данных респондентов – учащейся молодежи).

Читайте также:  Здоровье детей у курящих отцов

В тоже время студенты ПГСГА предлагают рекомендации по защите индивидуального здоровья организма от влияния неблагоприятных факторов окружающей среды:

• формирование здорового образа жизни с раннего детства;

• безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

• правильное питание – в рацион должны входить овощи и фрукты, а также правильное соотношение белков, жиров и углеводов;

• отказ от употребления алкоголя, табака и наркотиков;

• активно заниматься спортом, ведь движение – это жизнь;

Таким образом, противостояние неблагоприятным факторам окружающей среды, студенты видят в изменении (улучшении) условий и образа жизни. Они предполагают, что только при соблюдении всех принципов здорового образа жизни можно сохранить индивидуальное здоровье и снизить влияние состояния окружающей среды.

1. Коренев Ю. Е. Состояние здоровья населения в разных по функциям типах городов. – М.: Наука, 1990. – С. 167-173.

2. Сидоренко Г. И., Крутько В. Н. Сохранение здоровья нации // Экологическая альтернатива. – М.: Прогресс, 1990. – С. 760-795.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., №7-ФЗ (в ред. 2004). – М.: Книга сервис, 2005. – 48 c.

4. О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2006 // Экологический вестник Дона. – Ростов н/Д, 2007. – 300 с.

5. Яницкий О. Н. Производство социально-экологического знания. Статья 1: В поисках нормальной модели // Общественные науки и современность. – 2006. – № 5. – С. 130-147.

Источник

Основные составляющие среды обитания студента

Экологическая обстановка в мире, рост заболеваемости и снижение работоспособности людей. Важность оздоровления, физического воспитания студентов и принципы экологической безопасности. Роль здравоохранения и составляющие среды обитания человека.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 09.08.2010
Размер файла 31,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение
  • 1. Проблема здоровья студента
  • 2. Основные составляющие среды обитания студента
  • 3. Физическая культура студента
  • 4. Принципы экологической безопасности для студентов
  • Заключение
  • Список литературы

Введение


Сегодняшняя студенческая молодежь во многом будет определять будущее нашей страны. Физическое воспитание студентов является делом государственной важности и направлено на гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Особое место занимает оздоровительная направленность студенческой жизни. Здоровье необходимо — сохранить на долгие годы профессиональной деятельности.

Научные работники всего мира признали, что сегодня они не способны преодолеть нашествия хронических неинфекционных заболеваний, если серьезно не заняться проблемой наилучшей пропаганды здорового образа жизни, ведь лечение этих болезней дает, в лучшем случае, ограниченный эффект вторичной профилактики и поглощает значительную часть бюджета. Формирование здорового образа жизни — это сложный, долговременный процесс. Его механизм в Российской Федерации до сих пор еще не отработан для функционирования в оптимальном режиме [10].

1. Проблема здоровья студента

Человек в течении всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды — от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов в здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение.

В настоящее время, когда медицина победила многие эпидемические инфекционные заболевания, роль здравоохранения в предотвращении заболеваний современного человека несколько снизилось.

Профилактика же заболеваний зависит от многих причин, далеких от медицины, начиная с социально-экономической политики государства и кончая собственным поведением человека.[9]

На здоровье и продолжительность жизни оказывают влияние индивидуальные приспособительные реакции каждого члена общества с его социальными и биологическими функциями в определенных условиях.

Здоровье — это естественная жизненная ценность, занимающая верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей в системе категорий человеческого бытия. Здоровье занимает важное место в системе ценностей студенческой молодежи, осознается ими, формируя достаточно устойчивые ценностные ориентации, но в то же время социальные факторы показывают всю противоречивость поведения студентов. [6]

Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности.

Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменения содержания кислорода в воздухе, влажность и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды, и за границей предела этот фактор неизбежно будет оказывать угнетающее влияние на здоровье человека.

Организм человека отвечает различными расстройствами на отрицательное воздействие окружающей среды. Адаптация, или приспособление к условиям существования, — одно из важнейших свойств живой материи. Условно можно выделить следующие типы адаптации: физиологическую, социальную, биологическую.

Человек является частью природы, и на него, как на любой живой организм, действуют все факторы окружающей среды. С изменением окружающей среды изменяется функциональное состояние организма, гомеостаз устанавливается на новом уровне, адекватном для конкретных условий, что и является физиологической адаптацией.

Помимо природных факторов, на человека постоянно действует комплекс социальных факторов, связанных с условиями его жизни и деятельности в обществе. Человеку приходится постоянно к ним адаптироваться.

Состояние здоровья человека определяется его адаптационными резервами. Физиологическую адаптацию рассматривают как устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма в измененных условиях существования. Адаптация — фазовый процесс, связанный с конкретными специфическими и неспецифическими механизмами и развивающийся на основе взаимодействия регуляторных систем. [4]

Обучение в высшей школе — сложный и длительный процесс, предъявляющий высокие требования к пластичности психики и физиологии молодых людей. Наиболее эффективым средством повышения адаптивности является спорт и физическая культура. Регулярная физическая тренировка активизирует так называемый «метаболический котел», акивизирует вспомогательные вегетативные системы, синхронизирует работу всех систем. При этом важнейшим фактором эффективности физической тренировки как средства повышения адаптационных возможностей является регулярность, адекватность физических нагрузок. [9]

Динамическое развитие общественного производства, ускорение научно-технического прогресса требует от человека мобилизации физических и интеллектуальных сил. Никогда раннее ускорение темпов жизни, сопровождающиеся минимизацией физических нагрузок студентов, не приводили к такому росту нервно-психических заболеваний, стрессов, ухудшению их здоровья. При всех успехах медицины здоровье человека зависит, прежде всего, от него самого, его образа жизни, активности в сфере физической культуры, однако двигательной активности должное внимание уделяют незначительная часть будущих специалистов.

2. Основные составляющие среды обитания студента

Здоровая окружающая среда является основным условием удовлетворения жизненных потребностей студента, в том числе и занятиями физическими упражнениями. Все цели экономического развития общества должны быть согласованы и скорректированы с учетом экологических ценностей и потребностей человека, а также связаны с экологической безопасностью среды обитания будущего специалиста. Любые загрязнители среды обитания, действующие отрицательно на его организм, наносят ему непоправимый ущерб.

Наша среда обитания — это дом, в котором мы живем, ВУЗ, в котором учимся, это одежда, которую мы одеваем на себя, это предметы, которыми себя окружаем и которыми пользуемся. А также это информационный мир и наше архитектурное окружение, это реклама и транспортные коммуникации.

Среду обитания человека можно условно разделить на:

1) информационную среду, которую можно считать фильтром внешних впечатлений, связанной с наличием большого количества видео — и словесной информации;

Читайте также:  Цвет для здоровье человека

2) минимальную среду или биологическую потребность человека. К ним относятся и необходимые для человека условия: безопасность, тепловой, акустический, электромагнитный комфорт, состав воздуха, не приводящий к физиологическим или генетическим аномалиям, не загрязненная и не угрожающая здоровью человека питьевая вода, а также сбалансированность питания и экологическая чистота продуктов питания;

3) экологическую среду — это вся природная среда, окружающая человека как в природных экосистемах, так и в условиях городского и сельского существования [3].

Компоненты среды обитания определяются структурой человека и, соответственно, потребностями и интересами, лежащими в основе индивидуальной активности.

Исходя из структуры личности, основными компонентами студенческой среды обитания выступают:

· область телесного существования, решающая проблемы биотического функционирования;

· область психической (в широком смысле) деятельности студентов, связанная с эмоционально-волевой активностью человека;

· область разумной деятельности, включающая в себя, в том числе, формальную и неформальную учебную деятельность;

· область духовной деятельности.

Каждый из компонентов обозначенной среды обитания обеспечивает формирование у студентов соответствующей культуры: телесной, душевной, разумной и духовной. Особое место в структуре личности студента, исходя из характеристик его возрастной группы, отводится физической культуре.[7]

Экологическая среда обитания студента является источником «стрессовых» воздействий. Это прежде всего абиотические физические и химические факторы, воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушением светового, шумового, вибрационного режимов, а также уровнем электромагнитных и радиоактивных излучений.

Шум и вибрация относятся к акустическому загрязнению окружающей среды. Человек — один из объектов этого воздействия. Шум и многие другие природные и антропогенные факторы окружающей среды в определенных дозах неизбежны и иногда даже необходимы для жизненного фона и обеспечения его безопасности. Шелест листвы успокаивает человека, а шум на дорогах позволяет человеку определять движение автомобиля, его тип и скорость. Превышение допустимых норм физического воздействия шума вызывает болезненную реакцию, снижает трудоспособность, приводит к нервным, психическим, раковым, сердечно-сосудистым заболеваниям. От чрезмерных шумовых воздействий страдает не только человек, но и окружающая его природа, включая животных и растения.

Огромное количество различных бытовых веществ, которые буквально наводили нашу повседневную жизнь, помимо известных преимуществ, при неосторожном обращении могут представлять и определенную опасность не только для здоровья человека, но и для его жизни, поскольку многие из них в основном или частично состоят из токсичных веществ.

Питание — экологический фактор, воздействующий на обмен веществ и строение тела человека. Проблема питания студентов общеизвестна: студенты как правило не придерживаются определённого режима питания, горячей и жидкой пище предпочитают бутерброды, чипсы, шоколадные батончики, приёмы пищи носят нерегулярный характер, качество употребляемых продуктов питания зачастую оставляет желать лучшего. Всё это рано или поздно неизбежно приводит в лучшем случае к гастритам.

Отдельной темой для обсуждения является проблема вредных привычек: регулярного употребления слабоалкогольных напитков, курения и т.п.

Посещение молодёжью дискотек, ночных клубов оказывает негативное влияние на биоритмы студентов, что вызывает нарушения биоритмов, хронические недосыпания, усталость и т. п.

Данные факторы при систематическом и комплексном действии неизбежно нарушают обмен веществ и наносят значительный вред здоровью студента.

Сегодня особенно актуален вопрос экологии информации. В существующем переизбытке информационных сообщений студенту ориентироваться довольно трудно, но в то же время необходимо. При этом «лишняя» информация (например рекламные сообщения) неизбежно воспринимаются психикой, что приводит к так называемым информационным перегрузкам. Информационный «мусор» является фактором стресса.

Растущая политическая и экономическая нестабильность в обществе, усугубляющаяся социальная дифференциация, неблагоприятная экологическая обстановка, неполноценное питание, гиподинамия и гипокинезия, избыточное потребление алкоголя и фармакологических препаратов, большие психо-эмоциональные нагрузки, рост безработицы, отсутствие гарантий на полноценный отдых и медицинское обслуживание — все эти факторы оказывают негативное влияние на качество жизни человека, подрывают его здоровье, являясь частью его среды обитания.

Состояние здоровья студента динамично, потому что оно постоянно меняется в связи с изменением условий окружающей среды.

Здоровье — это не только отсутствие болезни, но и способность организма и личности быстро и своевременно приспособиться к изменяющимся социально-психологическим и природно-экологическим условиям. Границы, внутри которых возможно приспособление к определенным условиям, составляют основу глобального процесса взаимодействия организма, среды и являются «экологическим пределом» процессов жизнедеятельности.

Здоровье студента определяется не только генетическими механизмами, но и условиями в которых он живет. Экологические опасности подстерегают его со стороны самых разных явлений как природных стихийных бедствий, так и техногенных. [9]

3. Физическая культура студента

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении» в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. [7]

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления, спортивные вечера и т.д.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. [9]

В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, то есть совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его обшей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура является важным качеством личности и условием предпосылки эффективной будущей профессиональной деятельности. Она определяет показатель культуры будущего специалиста, характеризует его сознательное самоопределение. В дальнейшем на разных этапах жизненного пути из множества ценностей он избирает, осваивает те, которые для него наиболее значимы.

Неотъемлемой частью физической культуры является спорт. В нём человек стремится расширить границы своих физических возможностей.

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения слова disport — игра, развлечение. В зарубежной литературе с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение. [3]

Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических психических и нравственных качеств человека.

«Спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих тренировках и занятиях одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.

Читайте также:  Темы для статей про здоровье

Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся.

Спорт выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления» и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. Многогранность современного спорта требует ввести разделение его на массовый и спорт высших достижений. Массовый спорт позволяет миллионам людей совершенствовать свои физические качества, укреплять здоровье, продлевать творческое долголетие и, что очень важно в современных условиях, противостоять отрицательным воздействиям окружающей среды на организм человека.

К массовому спорту молодежь приобщается уже в школьные годы, а затем в студенческом коллективе. На сегодняшний день задачи физической культуры реализуются в ВУЗах не полностью.

Спорт высших достижений или большой спорт отличается от массового возможностью достижения максимальных результатов на спортивных соревнованиях. Личное достижение спортсмена становится достоянием коллектива, общества, страны. Спорт высших достижений позволяет проверить функционирование всех систем организма человека, которые проявляются в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека.[7]

4. Принципы экологической безопасности для студентов

Сегодня необходимо формировать у студентов комплексные знания, связанные с теоретическими, методическими и организационными основами здорового образа жизни, навыками самостоятельной организации досуга, с использованием средств физической культуры и спорта.

Чем лучше поставлено неспециальное физкультурное образование в дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях, семьях, тем эффективнее будет формироваться потребность в занятиях физическими упражнениями и у студента, а, значит и более эффективно будет решаться проблема сохранения и укрепления его здоровья [1]. Поэтому все усилия по его укреплению должны перемещаться из сферы лечения и связанных с ним учреждений здравоохранения в область физкультурного образования личности и рекреации.

Существующие проблемы современной молодежи выдвинули задачу оптимизации ее досуга за счет включения в его содержание двигательной активности. С осознанием будущими специалистами, того, что его жизнедеятельность составляют труд и досуг, новая физическая рекреация приобретает иную социальную направленность. Не утрачивая своего первоначального предназначения оздоровления человека, восстанавливать истраченные им при труде силы, двигательная активность в свободное время, наполняет его новым содержанием. Обогащается и новыми функциями, она становится способом и результатом гармонизации биологического и социального в сущности человека.

Основные принципы экологической безопасности для студентов заключаются в следующем:

1. Владея приемами оценки и прогноза ожидаемых экологических прогнозов, обусловленных природными и антропогенными факторами, студент должен четко знать когда, где и в каких безопасных экологически чистых зонах можно заниматься физической рекреацией, а следовательно правильно выбирать тропы здоровья, где можно заниматься терренкуром, бегать трусцой, различными видами физических упражнений, велоспортом.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических условий и нормативности при анализе воздушной среды и других показателей в спортивном зале или в прилегающей рекреационной зоне парка, лесопарка;

3. Умение научно обосновать экологический оптимум, соответствующий среде обитания жизни студента, который обеспечит ему хорошее здоровье, высокую трудоспособность и долголетие.[2]

Следовательно, здоровье студента, его физическое состояние во многом зависит как от выполнения физических упражнений, так и от соблюдения им различных принципов экологической безопасности, и от соблюдения режима дня, учебы, отдыха, питания, а также от других объективных и субъективных факторов.

Будущие специалисты сегодня зачастую достаточно четко понимают, что такое экологически чистая среда обитания человека, какое отрицательное действие оказывают антропогенные факторы на окружающую среду. Они четко знают, что использование основных принципов экологической безопасности заключается в проведении досуга в экологически чистых и безопасных для человека зонах, общении с природой, чтобы не ухудшать своего здоровья и поддерживать в тонусе свой организм. Однако, несмотря на это многие студенты пренебрегают такими видами отдыха, выбирая в качестве формы проведения досуга тусовки в ночных клубах. Во время учебы в высшем учебном заведении необходимо регулярное проведение мониторинга за ходом овладения знаниями, умениями и навыками.

Некоторые специалисты говорят сегодня о том, что необходимо формировать у студентов профессиональный подход к использованию физической рекреации и после окончания вуза с учетом специфики его профессиональной деятельности.[9]

Заключение

В рамках значительного изменения тенденций социально-экономического развития, существенную роль имеет усиление внимания к «качеству» человека и «качеству его жизни». Здоровье студента относится к числу глобальных проблем современности, в которой наибольшее обострение противоречий: издержки цивилизации не могли негативно не отразиться на состоянии здоровья современного человека.

Общество вступило в противоречие с природой. Организм человека отвечает различными расстройствами на отрицательное воздействие окружающей среды. Последнее устраняется использованием возможностей физических упражнений как средства повышения сопротивляемости организма студента окружающей среде, повышения его резервных возможностей.

Таким образом, развитие общей, а в частности экологической и физической культуры студентов являются важным условием организации и оптимизации экологической среды обитания студентов, а следовательно, сохранения их здоровья и профилактики заболеваний.

Список литературы

1. Журавлев В.А., Зайцев В.П., Зайцева Н.В. Природные факторы оздоровления и физическая рекреация: Учебн. пособие /Под ред. В.П.Зайцева.- Харьков, 1999.- 72с.

2. Зайцев В.П. Управление здоровьем студентов в образовательном пространстве технологического университета // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн. тр. №1.- Харьков, 2005.-С.85-90.

3. Коробкин, В.И. Экология человека. — М., 2000.- 299 с.

4. Королев А.А. Медицинская экология.- М., 2003. — 189с.

5. Москаленко В.Ф. Здоровый образ жизни: теория и практика // Охрана здоровья. — 2002. — №2.- С.4-6.

6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учеб. для вузов. — М., 2004.- 624с.

7. Пальцев, М.А. Образование и здоровье студента // Высшее образование. — 2002. — № 11. — С.36 — 40.

8. Суворов Г.А. Физические факторы и стресс // Медицина труда и промышленная экология. — 2002.-№ 8.- С. 1-4.

9. Тычин И.И. Проблемы адаптации и здоровья студентов // Физическое воспитание в ВУЗе: Сб. научн. тр. МГУ.- М., 2002.- С. 7 — 11.

10. Экологический риск — М., 2005. — 167с.

Подобные документы

Понятие здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Культура здоровья в обществе. Проблема сохранения и укрепления здоровья: здоровый образ жизни, благоприятная среда обитания, рациональное питание — его составляющие.

презентация [234,6 K], добавлен 03.02.2010

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Формирование здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 28.07.2012

Индивидуальное здоровье, его сущность, проявление. Классические теории и концепции питания. Роль и функции белков, жиров и углеводов в организме человека. Оздоровительное действие физических упражнений. Этапы формирования физического здоровья ребенка.

шпаргалка [34,0 K], добавлен 10.01.2011

Гипотезы возникновения, изучение строения вируса и среды обитания ВИЧ-инфекции. Способы предотвращения заражения человека при половом контакте, наркоманов и детей ВИЧ позитивных родителей. Профилактика ВИЧ-инфекции при проведении медицинских манипуляций.

презентация [2,5 M], добавлен 01.01.2016

Биоиндикаторы как организмы, присутствие, количество или интенсивность развития которых служит показателем каких-либо естественных процессов или условий среды обитания. Механизм и особенности их действия, методика определения. Расчет суточных доз.

презентация [868,7 K], добавлен 19.05.2015

Система социально-гигиенического мониторинга для управления здоровьем населения Западной Сибири. Потенциальные факторы риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Ханты-Мансийском автономном округе и их влияние на медико-санитарные последствия региона.

автореферат [710,4 K], добавлен 21.11.2011

Факторы, влияющие на здоровье человека по данным Всемирной Организации Здравоохранения. Составляющие здорового образа жизни. Влияние курения на организм человека: легкие, мозг, внутренние органы. Последствия вдыхания табачного дыма для беременной и плода.

реферат [4,2 M], добавлен 20.05.2015

Источник

Adblock
detector