Меню

Здоровье обучение развитие ребенка

Физическое воспитание ребенка

Физическое развитие и рост напрямую связаны с физическим воспитанием ребёнка. Заниматься с ребенком необходимо с самого рождения, чтобы он вырос здоровым и крепким человеком.

Физическое воспитание включает в себя укрепление здоровья и физическое развитие, выработка интереса к ежедневным занятиям физической культуры, и, конечно же, развитие положительных черт личности – нравственных, волевых, моральных.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей ставит перед собой три основные задачи:

1. В основе физического воспитания лежит оздоровительная задача, направленная на укрепление жизненных сил и возможностей тела, а также укрепление функций организма. Благодаря занятиям физическими упражнениями и спорту улучшается здоровье, совершенствуется тело и повышается работоспособность детей.

Все системы организма ребенка при рождении несовершенны, функции всего организма слабы, именно поэтому дети чаще взрослых болеют. В связи с этим так важно заниматься укреплением здоровья посредством физического воспитания. Кости, связки и суставы нуждаются в особом внимании и развитии, так как именно они защищают спинной и головной мозг, а также внутренние органы от повреждений.

У детей, а у малышей особенно, мышцы очень ослаблены, именно поэтому необходимо уделять достаточное время для развития всех групп мышц. Окружающий мир полон постоянно меняющихся нагрузок, и укрепление сердечно-сосудистой системы способствует приспособлению к таким изменениям.

Родители должны научить ребенка правильному дыханию, так как ритм дыхания у детей легко нарушается и очень неустойчив. Кожа, которая охраняет внутренние органы, также нуждается в защите, поэтому следует сохранять ее от повреждений и активно развивать ее функции.

Физические упражнения способствуют укреплению нервной системы, развитию эмоционального торможения, благодаря им развиваются все органы чувств и совершенствуются различные нервные процессы.

Особое место в физическом воспитании занимает закаливание, именно оно способствует развитию терморегуляции и повышает сопротивляемость организма окружающей среде.

2. Физического воспитания детей позволяет решить ряд образовательных задач. Благодаря физическим упражнения ребенок не только приобретает необходимые двигательные навыки, развивает физические качества, но и приобретает правильную осанку и учится навыкам гигиены.

Занятия спортом знакомят детей с окружающей средой и физическими процессами, происходящими в природе. Езда на велосипеде и на лыжах позволяет узнать больше о силе ветра, а плавание знакомит ребенка с рядом свойств воды.

Ребенок, выполняющий физические упражнения верно, развивается активнее, а грамотно сформированные двигательные навыки и умения экономят его силы. Прочно сформированные физические навыки помогают в непредвиденной обстановке, в играх.

От взрослых необходима помощь ребенку в обучении основным элементам спортивной гимнастики, спортивных игр. Если ребенок будет знать, как играть правильно и полезно для здоровья, он полюбит физические упражнения.

Физические качества необходимо развивать с самого рождения. Ловкость, умение держать равновесие, выносливость, формирующиеся в процессе занятий спортом, помогут достичь результатов и в повседневной жизни. Красивая осанка, умение правильно держать себя и управлять своим телом обеспечивают стабильное и правильное функционирование внутренних органов и организма в целом.

От формирования привычек личной гигиены зависит крепкое здоровье, поэтому этой части физического воспитания необходимо уделить особое внимание. Дети должны знать о пользе гигиены, физических упражнений, о методике их проведения.

3. Воспитательная задача физического воспитания заключается в развитии у ребенка правильного понимания того, для чего необходимо уделять время физическим упражнениям изо дня в день, а также строго соблюдать режим дня. Необходимо рассказать ему, что занятия спортом и постоянность в их выполнении помогут ему укрепить здоровье и улучшить эмоциональное состояние.

Такие положительные черты характера, как умение организовать свою деятельность, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность формируются не только в процессе обучения и общения, но и во время физических занятий, построенных по всем правилам.

Физическое воспитание позволяет развить такие важные и необходимые для взрослой жизни нравственные качества, как справедливость, чувство команды, бережное отношение к вещам. Быть смелым, настойчивым, уверенным в своих силах учат занятия спортом.

Лучше воспринимать новые знания и запоминать их помогают стабильная деятельность нервной системы, работа которой стабилизируется в процессе физических занятий.

Здоровый ребенок с здоровым телом проще ориентируется в окружающем мире, а поэтому может познавать новое быстрее и проще. Это не может не сказаться на умственном развитии ребенка.

Заряд положительных эмоций, которые дети получают во время занятий физическими упражнениями, очень благотворно влияют на весь организм и обеспечивают быстрое и прочное формирование всех необходимых для жизни двигательных умений и навыков.

Эстетическое воспитание также невозможно без физического, так как во время занятий спортом ребенок учиться понимать и правильно оценивать красоту человеческого тела, поз, движений.

Источник

Как вырастить здорового и счастливого ребенка: советы педиатра молодым родителям

Когда стоит прекращать грудное вскармливание, чем опасен отказ от прививок и сколько раз в день нужно проветривать комнату? На эти и другие вопросы, которые часто волнуют молодых мам и пап, отвечает один из ведущих педиатров Москвы.

Читайте также:  Урок по биологии охрана здоровья

Как правильно кормить ребенка, опасны ли прививки для его здоровья и можно ли самостоятельно вылечить болезнь при помощи народных средств — эти и другие важные вопросы часто волнуют молодых родителей. Многие из них, руководствуясь собственными представлениями о том, что полезно и что вредно для малыша, совершают ряд серьезных ошибок. Заведующая педиатрическим отделением детской городской поликлиники № 39 столичного Департамента здравоохранения Олеся Сергеичева дает пять важных советов мамам и папам детей до семи лет.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

«Дело в том, что именно в течение первых лет жизни происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, формируется его иммунитет. Грудное молоко содержит все питательные вещества, необходимые для здорового роста. Также в нем находятся антитела, защищающие младенцев от распространенных детских болезней. Ни одна смесь, даже очень хорошего качества, не может полноценно заменить грудное молоко», — говорит Олеся Сергеичева.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

Делайте прививки вовремя

Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.

«К сожалению, сейчас молодые родители следуют тенденции отказываться от прививок. Некоторые считают, что вакцинация вызывает осложнения, а инфекционное заболевание, если оно вдруг появится, всегда можно вылечить. Однако это не так. Современные вакцины безопасны для здоровья ребенка, а отказ от прививок подвергает опасности не только здоровье, но и жизнь малыша», — объяснила Олеся Сергеичева.

Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет. Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови. В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.

Региональный календарь детских профилактических прививок

Откажитесь от самолечения

Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.

Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.

Не создавайте дома стерильную среду

Попытка защитить ребенка любым способом от всех бактерий, микроорганизмов и вирусов — еще одна крайность, к которой часто прибегают родители. Малыша стараются поместить в стерильную среду. Родители не открывают окна в квартире, проводят ежедневные уборки с чистящими и дезинфицирующими средствами, не разрешают ребенку гулять и так далее. По мнению врача-педиатра, в таких условиях у детей не развивается иммунитет, ведь организм просто не умеет противостоять внешним угрозам. В итоге ребенок, растущий в стерильной среде, оказывается более уязвим к болезням.

«Необходимо помнить, что температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть плюс 23 градуса по Цельсию, для детей в возрасте от одного до трех месяцев — плюс 21 градус. Оптимальная температура в помещении, где находятся малыши от трех месяцев до года, составляет 20 градусов, а там, где живут дети старше одного года — плюс 18», — поясняет Олеся Сергеичева.

Новорожденным необходимо в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослым. Поэтому проветривать квартиру или комнату нужно часто — четыре-пять раз в день по 10–15 минут.

Читайте также:  Цинк для здоровья женщины как принимать

Не стоит забывать и о закаливании ребенка. Обтирание, купание или обливание прохладной или холодной водой, а также продолжительные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе помогают детскому организму противостоять болезням. Главное — соблюдать основные правила:

— не начинать закаливание во время болезни;

— постепенно повышать интенсивность и продолжительность процедур;

— закаляться регулярно, без перерывов и круглый год;

— закаливание лучше проводить в игровой форме.

Не заменяйте совместный досуг гаджетами

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

«Не стоит надеяться, что гаджет сможет дать ребенку больше, чем общение с мамой и папой. Ведь он недополучает внимания и родительского тепла, постепенно погружается в виртуальную реальность, что в итоге может привести к нервным расстройствам. Кроме того, постоянное лежание или сидение на диване с электронным устройством не лучшим образом отразятся на осанке и зрении ребенка. Несмотря на всю занятость, стремление заработать и обеспечить детям лучшее будущее, советую родителям все же находить время на совместный досуг. Это могут быть подвижные игры, прогулки или просто беседы», — говорит Олеся Сергеичева.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

В Москве работают 40 детских городских поликлиник. Там не только оказывают квалифицированную медицинскую помощь, но и рассказывают мамам и папам, как правильно заботиться о детях, прививать им полезные привычки и формировать для них здоровый образ жизни.

Сегодня медицинские услуги для детей стало проще и удобнее получать благодаря порталу mos.ru. Так, например, родители могут записать онлайн к доктору одного или нескольких детей одновременно. Для этого надо воспользоваться электронной услугой «Запись на прием к врачу, отмена и перенос записи».

Кроме того, родителям больше не нужно приходить в медучреждение и лично писать заявление, чтобы ребенок наблюдался и получал медпомощь в поликлинике. Прикрепить ребенка к детской поликлинике или детской стоматологической поликлинике можно удаленно.

Источник

Здоровьеформирующее образование и развитие детей дошкольного возраста

лидия акентьева
Здоровьеформирующее образование и развитие детей дошкольного возраста

Здоровьеформирующее образование и развитие детей дошкольного возраста.

“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”

Здоровье детей — одно из высших ценностей общества. А здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве. Сейчас очень трудно найти абсолютно здорового человека, а тем более ребенка.

Здоровье подрастающего поколения не только в руках государства, но и родителей, педагогов. Родители и педагоги совместно прививают детям любовь к спорту, здоровому образу жизни, отучают их от вредных привычек, если такие появляются.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

Здоровьеформирующий педагогический процесс в нашем детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

К основным направлениям оздоровительнойдеятельности в нашем детском саду мы относим:

• организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:

— формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;

-целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;

-способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого -ребенка, развитие его адаптационных возможностей;

— проведение одного занятия на свежем воздухе;

-в течение летнего оздоровительногопериода проводится работа по —закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босохождение.

-постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности

Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:

занятия по валеологии

диагностика физического развития;

система профилактических оздоровительных мероприятий;

игры на свежем воздухе;

совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

спортивные праздники; развлечения, досуги;

Читайте также:  Здоровье это главное богатство классный час

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду,мы опираемся на принцип единства взаимодействия:

Родители ребёнок педагог.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Часто родители имеют недостаточный уровень знаний в области воспитания привычек к здоровому образу жизни, особенно если сами не всегда придерживаются его. И таких людей, к сожалению, пока большинство. Стандартизация школьного и дошкольного образования в области формирования установок на здоровый образ жизни, конечно, способствует улучшению здоровья нации, но процесс этот затруднён, если семейное воспитание будет оставаться на прежнем уровне. Большинство родителей рассматриваю понятие здоровье, только как отсутствие заболеваний, не учитывая, что здоровье физическое невозможно без психического и социального благополучия. Готовность к здоровому образу жизни формируется прежде всего в семье, где с раннего возраста родители должны показывать ребёнку важность ежедневной заботы о своем здоровье, помогать ему овладевать искусством укрепления здоровья. В этой трудной и очень ответственной родительской функции очень важно не просто направлять деятельность ребёнка, но вести его за собой, а иногда и рядом с собой. Невозможно заставить быть здоровым, можно только увлечь, показывая собственным примером, как здоровье улучшает качество жизни.Здесь велика роль традиций: проведение выходных дней на природе, активный отдых, общие увлечения, турпоходы. Немалую роль играют традиции в питании, очень важен отказ от посещения предприятий Макдональдса, которым часто родители балуют ребёнка в награду за успехи. Привычка к вкусовым качествам пищи, воспитанная в детстве, становится залогом здорового питания для человека.

В совместной же работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала анкетирование). Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», «Киндербол», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений.

В нашем городе делается все, что может, чтобы здоровье несовершеннолетних было крепким,а именно: все дети могли бы в любое время получить медицинскую помощь, имели бы возможность активно заниматься спортом. Власти организовывают всевозможные мероприятия (соревнования, кроссы, ГТО и т. п.). Победители этих соревнований получают призы, поощрения. Детям вручаются премии и награды за победу в спортивных соревнованиях. Дети и родители очень любят играть в футбол, хоккей, киндербол, подвижные игры.Интересно наблюдать за ними во время игры: люди удивительно сближаются друг с другом, поддерживают друг друга в трудную минуту, подбадривают разочарованного товарища, шутят. Во время игры улучшается психическое и физическое состояние. Конечно, наши дети интересуются и другими видами спорта, но командные игры им нравятся больше всего.

Таким образом, проводимая нами здоровьеформируемая работа с детьми и родителями позволяет нам надеяться, что совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении, дети в школе будут продолжать вести активный и здоровый образ жизни.

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000.

2. Алябьева Е. А.Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003.

3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

4.«Безопасность жизнедеятельности» Сидоров А. И.М: «Кнорус» 2007 год

5.Большая детская энциклопедия М: «Просвещение» 1997 год.

6.«Социологические исследования» под ред. П. А.Виноградова М: Новое время 1998 год.

Источник

Adblock
detector