Здоровье — основа эффективного обучения
статья по физкультуре по теме
« Физические управжения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство не заменит физическийх упражнений» Анджелло Моссо, итальснский физиолог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_kak_osnova_effektivnogo_obucheniya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье-основа эффективного обучения
Здоровье — богатство, которым нужно распоряжаться рационально и умело. Здоровье является бесценным достоянием не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. От него зависит полноценная семейная жизнь, карьера, творческое долголетие, здоровье будущего потомства. К сожалению, во многих случаях мы пренебрежительно относимся к собственному здоровью, многие не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой, норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубным привычкам(курению, алкоголю, наркотикам), активно укорачивают свою жизнь.
Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, т.е.от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в дошкольные годы и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.
Что входит в само понятие «здоровье» ?
Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье- это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, т.к. оно направлено на оценку статистической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выбирать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.
В современном научном понимании «здоровье школьника» включает комплекс признаков:
1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно — сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);
2) гармоническое физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
5) отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с полным выздоровлением.
Понятие «здоровье детей и подростков» и его комплексная оценка разработаны Всесоюзным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи в 1982 г.
Исследования НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России выявили функциональные отклонения здоровья у 52-65%, пониженную сопротивляемость болезням у 30%, отклонения в физическом развитии у 12-25% учащихся с 1 по 11-й классы общеобразовательных школ.
Обобщенные данные Министерства здравоохранения свидетельствует о том, что половина детей, поступивших в 1-ый класс, имеют функциональные отклонения здоровья, а 2/3 выпускников школ — хронические заболевания.
В России 25,3 млн. детей школьного возраста. Их зрелость перед поступлением в школу снизилась в 2 раза (!), уровни учебной нагрузки в школах завышены ( в гимназиях и лицеях до 8 раз !). Уровни физической активности учащихся в 2,3 раза ниже минимально необходимых. что обуславливает снижение мышечной силы на 18% и жизненной емкости легких на 15%. В результате за последние10 лет число детей, страдающих сколиозом, выросло в 10 раз, болезни легких, ухо-горло-нос и часто болеющих (ОРЗ,ОРВИ, ..) — в 8 раз.
К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с.
Объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой ст.
Родительское собрание «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».
Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и дела.
Здоровье педагога-важный ресурс успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель может воспитывать отвественное отношение к личному здоровью окружающих людей у ребёнка.
Учитель, способный эффективно преодолевать профессиональные кризисы, справляться со стрессовыми ситуациями, открыт людям и миру. Здоровье учителя — категория не столько медицинска.
В статье говорится о социально-психологических механизмов и процессов, которые делают взаимодействие в группе эффективным инструментом обучения. Повышение мотивации учебной деятельности в процес.
Источник
Родительское собрание «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».
материал на тему
Родительское собрание «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_zdorove_uchashchihsya_kak_osnova_effektivnogo_obucheniya.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».
Цель – рекомендации родителям по формированию у учащихся здорового образа жизни.
1. Информация о предварительной успеваемости за I четверть. Одним из условий успешного обучения является подготовка домашнего задания. Проведённое анкетирование (приняли участие 22 ученика) по вопросу значимости домашнего задания в учебно-воспитательном процессе показало следующие результаты:
1.Какое количество времени в день ты тратишь на выполнение д/з?
1, 5 — 2 часа – 15 уч. 30 мин. – 1 уч.
40 – 45 минут – 5 уч. 20 мин. – 1 уч.
2. На подготовку каких д/з ты тратишь времени больше, чем на все остальные?
Русский язык, математика, литература, история, немецкий язык, английский язык.
3. Причины, почему на д/з этих предметов тратишь времени больше, чем на все остальные?
— сложные задания (математика)
— объёмные задания (русский язык, литература)
— большие параграфы (история)
— перевод текста со словарём (иностр. языки)
4.Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь у кого-нибудь?
нет или иногда уточняю у одноклассников — 10
5. Ты делаешь д/з самостоятельно?
иногда обращаюсь за помощью к маме или старшим сёстрам — 3
6. Проверяют ли взрослые выполнение тобой д/з?
7.Всегда ли ты доволен оценкой за д/з?
8.С каким настроением ты выполняешь д/з?
с хорошим, с желанием – 12
быстрее сделать его – 5
устою в школе и тогда не хочется делать д/з — 3
9.Всегда ли ты записываешь д/з?
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь д/з перед уроком у своих товарищей?
Таким образом, одной из серьёзных причин снижения качества знания в целом по классу и уровня усвоения учебного материала группой обучающихся является недостаточное внимание к домашнему заданию. Рекомендации: 1. Соблюдать режим дня. 2. Контролировать запись домашнего задания в дневнике. 3. Создавать благоприятную атмосферу для решения сложившихся проблем.
2. Здоровье учащихся как основа эффективного обучения.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни отдельных семей приводят к снижению здоровья детей. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессе обучения.
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех: и семьи, и школы, и государства. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Остановимся на некоторых серьезных проблемах, которые влияют на здоровье детей подросткового возраста.
1.Режим дня — важное условие психологического и физического здоровья детей. Должно быть рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий. Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Желательно включать физические нагрузки в течение дня. Наказание лишением прогулки недопустимо. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку. Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих моментов (телевизор, музыка, разговоры). Полтора-два часа свободного времени подросток может использовать для занятий по интересам. Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках. Важна домашняя работа подростка, которая станет важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка, как полноправного члена семьи. Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Систематическое недосыпание, просмотр фильмов ужасов перед сном или многочасовые компьютерные игры могут привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
2. Правильное питание—основа здорового образа . Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети обедали в школе. Однако вместо здоровой пищи можно увидеть, что дети пьют кока-колу (с успехом заменяет бытовую химию: активный ингредиент кока колы — фосфорная кислота) и едят чипсы или сухарики (входят пищевые синтетические добавки — Е), которые реально могут принести вред. Кроме того, алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни (в момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас). В школьной столовой детям предлагается полезная пища, в том числе фрукты, овощи, рыба.
3. Вредные привычки (курение, пьянство, наркомания). В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики. Главными воспитателями, наставниками и примером для ребенка являются родители. На эту тему мы будем говорить постоянно.
4. Компьютерная зависимость.
Основные вредные факторы, действующие на подростка за компьютером:
— сидячее положение в течение длительного времени (напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда у детей — сколиоз. Малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению).
— воздействие электромагнитного излучения монитора (большой вред приносит и частые разговоры и игры на мобильном телефоне);
— утомление глаз, нагрузка на зрение;
— перегрузка суставов кистей;
— стресс при потере информации.
Игромания, интернет-зависимость влияют на психику подростка. Он становится раздражительным, отрешённым. Важно, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера. Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном; не должен работать на компьютере более 1,5 — 2 часов; через каждые 20 — 30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв; не должен работать на компьютере более 1,5 — 2 часов. Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике. Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать в каком клубе он бывает и с кем там общается.
Результаты анкетирования учащихся «Отношение подростков к своему здоровью» ( приняли участие 25 учеников).
- По мнению подростков на здоровье человека влияют следующие факторы:
Источник
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников.
статья по теме
Выступление на ШМО о необходимости сохранеия здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье учащихся как основа эффективного обучения. Теория сохранения здоровья младших школьников
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
Здоровье в обществе в последние годы начинает занимать одно из первых мест в иерархии потребностей человека. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.
Актуально также воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности при сочетании с валеологическим образованием каждого человека, начиная с самого раннего возраста, и просвещение родителей в области строительства здоровья детей и подростков в семье.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
- Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья — я могу ;
- для психического — я хочу ;
- для нравственного — я должен .
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное состояние и резервные возможности организма;
- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50% ? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. Ведь не секрет, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье) и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Под работоспособностью понимают способность человека развивать максимум энергии и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т. е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.
Это облегчает работу мыслительного аппарата ребенка, снижает утомление в динамике дня и способствует успеху в освоении учебного материала.
Необходимо учитывать и индивидуальные особенности учащихся. Ситуативная тревожность разрушает динамику мозга. Ребенок становится рассеянным, и уровень усвоения знаний падает.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими отклонениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Работоспособность зависит от ряда факторов:
- психофизилогия личности учащегося:
- время реакции на сигнал, с
- память,
- внимание,
- скорость переработки информации;
- функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т. д.);
- возраст и год обучения;
- социально-бытовые;
- воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
- психологический климат, совместимость, нейротизм;
- режим дня;
- методология;
- учебный фактор.
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т. д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он “работает на резервах организма”
Внешние факторы могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении ученика к обучению и в общении с одноклассниками.
И такой фактор, как воздушно-тепловой режим , в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума , он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.
Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы.
Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики — сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.
Под влиянием интенсивной или длительной учебной работы у детей возникает и развивается утомление, т.е. наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма. Это отражается в ухудшении количественных (объем работы) и качественных (ошибки) показателей умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности некоторых органов и систем.
Сам процесс утомления — это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов, к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости — задача сложная и решение ее должно быть комплексным — педагог, семья, коллектив школы.
Утомление нарастает постепенно и в основном проявляется на последних уроках. У школьников начальных классов утомление нарастает в значительной степени уже к третьему — четвертому уроку.
УТОМЛЕНИЕ — это нормальный физиологический процесс, который выполняет определенную защитную роль в организме и предохраняет его отдельные физиологические системы от перенапряжения.
Различают две фазы утомления:
I фаза проявляется признаками возбуждения, повышенной двигательной активностью, дефицитом внимания (это охранительное возбуждение является защитной реакцией организма).
II фаза в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может проявляться в сильном перевозбуждении или вялости, сонливости (указывает на резкое напряжение ЦНС, напряженное охранительное торможение).
В охране здоровья ребенка важно не исключение утомления как такового, а его профилактика или отдаление на более поздние сроки, чтобы не допустить переутомления, поскольку переутомление не является нормальным физиологическим состоянием, оно занимает промежуточное положение между нормой и патологией, т.е. между здоровьем и болезнью, предрасполагает к не
Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению — длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8—12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15—25 минут.
На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.
- ослабление активного торможения — потягивание, отвлекаемость;
- ослабление процессов возбуждения — снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости, переутомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень, и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:
- 1-я часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,
- 2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,
- 3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.
Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую часть отводит на опрос домашнего задания.
Фазу вырабатывания можно сократить ситуацией игры.
Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.
Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.
Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.
Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют физкультминутки. В 1-х классах в 1-ю четверть рекомендуется проводить физминутки дважды за урок на 10—15-й и 25—30-й минутах. Во время проведения физкультминуток желательно осуществлять дополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность физкультминуток — 40—60 секунд.
Источник