Урок – практикум. Имя прилагательное. Здоровье.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок способствует формированию ключевых компетенций. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Новые знания основываются на уже имеющиеся. В течение урока используются разнообразные формы и методы (например, интеграция с другими изучаемыми дисциплинами, групповая работа, работа с различными источниками информации, методы формирования контроля и взаимоконтроля и другие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prilagatelnye_.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока русского языка для 4 класса.
Тип урока: урок – практикум. Имя прилагательное. Здоровье.
Урок способствует формированию ключевых компетенций. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Новые знания основываются на уже имеющиеся. В течение урока используются разнообразные формы и методы (например, интеграция с другими изучаемыми дисциплинами, групповая работа, работа с различными источниками информации, методы формирования контроля и взаимоконтроля и другие).
Цель: развивать умения правильного употребления прилагательных в устной и письменной речи.
1) предметные: обогатить знания о здоровье, его роли в жизни людей;
2) метапредметные: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый материал; формировать способность составлять текст по заданному плану; добывать информацию из различных источников;
3) личностные: развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в группе; прививать положительное отношение к учебному предмету, прививать навыки здорового образа жизни.
— памятка по самооцениванию;
— памятка правил работы в группах;
Дети садятся за парты, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
— Ребята, а вы запомнили какие мы? Что объединяет все эти слова?
— Что вы знаете о прилагательных?
-Я желаю Вам хорошего рабочего настроя, удачи!
2. Введение в тему урока
— Работать вы будете в группах. Давайте вспомним, правила поведения в группе.
Правила работы в паре или в группе.
- Работать должны все на общий результат.
- Один говорит – другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял – переспроси.
- Для ответа назначьте выступающего.
1 задание: Расшифруйте слово. Для этого вычеркните те буквы, которые повторяются три раза.
— Что за слово получилось?
— Как понимаете лексическое значение слова ЗДОРОВЬЕ?
Ученик зачитывает значение слова из словаря С.И. Ожегова .
ЗДОРОВЬЕ — правильная , нормальная деятельность всего организма, его полное физическое и психическое благополучие.
В тетради – здоровье
Как думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Не только о здоровье, но и продолжать упражняться правильно употреблять в речи и на письме имена прилагательные.
3. Применение интерактивного метода « Мозговой штурм»
— А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что наше слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова, слова могут принадлежать к разным частям речи. У любого магнита есть положительный полюс и отрицательный. Какие слова притягивает наш магнит? Запишите в тетрадь.
— Какие прилагательные притянул положительный полюс? Отрицательный?
— Что общего между этими словами ? (прилагательные среднего рода, ед. числа) Почему? (относятся к слову здоровье)
— Как вы думаете, когда человек стал задумываться о своем здоровье?
— С давних времен человек задумывался над тем, как сохранить свое здоровье, народная мудрость отражалась в пословицах, поговорках.
И мы с вами много изучали поговорок и пословиц про здоровье
— выполним следующее задание, у вас на партах деформированные пословицы, которые вам необходимо собрать и вставить пропущенные окончания. От чего зависят окончания прилагательных?
В здоров__ теле – здоров__ дух.
Воздух, солнце и вода – наши лучш__ друзья.
Каменн___ сердцу здоровым не быть.
Крепк__ здоровье на базаре не купишь.
— Какие пословицы у вас получились. Докажите окончания.
— Назовите пословицу, где прилагательное употреблено в переносном смысле? (каменное сердце)
— Как понимаете смысловое значение этой пословицы?
— Выпишите последнюю пословицу. Сделайте синтаксический разбор предложения. Один ученик у доски. Самооценивание.
— Конечно, движение, спорт, ежедневная зарядка и постоянная тренировка помогают вам быть здоровыми. А как нам помогают в оздух, солнце и вода?
— Каждая группа подбирает прилагательные к одному из существительных. Каждый член команды называет слово, все записывают.
— Проверка по группам. 1 группа – солнце, 2- воздух, 3 – вода. Что объединяет прилагательные в каждой группе? Они все одного рода. Почему? Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? Женского? Среднего?
Все на земле тянется к солнцу. Я предлагаю вам потянуться к солнцу, взять у него светлую, добрую энергию, пропустить через свое тело и вытолкнуть из себя всю отрицательную энергию, дурные мысли.
Не только в оздух, солнце и вода помогают нашему здоровью, но и улыбка. Ученые доказали, сто смех продлевает жизнь человека.
Игра «буква потерялась»
В этом задании нужно изменить одну букву в словосочетаниях или убрать лишнюю, чтобы получились названия известных сказок.
«Нежная королева» Г.Х. Андерсен
«Серебряное корытце» П. Бажов
«Серая лейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Гладкий утенок» Г. Х. Андерсен
«Смоляной бачок» русская народная сказка
«Красная тапочка» Ш. Перро
Что объединяет все названия сказок?
Вы уже умеете определять род и число прилагательных. Давайте определим!
Назовите прилагательные женского рода, мужского, среднего.
От чего зависит род и число прилагательного? (от существительного, к которому оно относится). Что еще можно определить у прилагательного? Падеж.
- Составление синквейна. Работа в группах.
Урок подходит к концу. Мне хочется предложить вам следующее творческое задание.
Я предлагаю вам составить синквейн по теме ЗДОРОВЬЕ.
-На парте у вас памятка с алгоритмом составления синквейна.
( Дети работают в группах. После выполнения задания выслушиваются все синквейны)
Какие прилагательные вы использовали? Что их объединяет.
Какую тему мы сегодня определили на урок? Добились ли и что для этого делали? Что для себя вы выяснили на уроке?
( пожелание здоровья всем участникам урока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления .
Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. .
Урок-практикум из курса «технология» 1 класс. Изготовление игрушки-мобиле из бумаги и картона.
Урок – практикум по математике перспективная начальная школа 3 класс.
Данное мероприятие было проведено на заседании МО с педагогами начальной школы. На семинаре были раскрыты вопросы по физическому и психическому здоровью младших школьников.
Презентация к уроку №8 из раздела «Природа летом» (В.Бианки «Неслышимка»).
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи.
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 54. Способы образования имён прилагательных
Вопросы, рассматриваемые на уроке
- способы образования имён прилагательных.
- делать разбор по составу имён прилагательных;
- оценивать результаты своей деятельности.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Способы образования имён прилагательных видео-урок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разберите по составу несколько имён прилагательных.
бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый
Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.
Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.
Проверьте себя по эталону:
Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.
- От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.
- Распределите имена прилагательные в три столбика.