Меню

Здоровье обеспечение у дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога — дефектолога
материал по теме

В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx 22.04 КБ

Предварительный просмотр:

об использовании педагогом – дефектологом Левченко Г.А. здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей.

В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать малышей к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Создание комфортных условий на занятии.
  4. Индивидуально – дифференцированный подход.

В своей дефектологической деятельности мною используются разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого — педагогического, но и общего развития ребенка в целом.

При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы:

— принцип соответствия возрастным нормам;

— принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— принцип систематичности и последовательности;

— принцип индивидуального подхода;

— принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

— принцип чередования нагрузок и отдыха;

— принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

В своей практической деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия стараюсь разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты:

  1. Развитие мелкой моторики .

Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.

Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн» и т.д.; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.

Су – джок терапия — это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.

На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.

Я активно использую в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-снятие фактора тревожности;

-стимуляция двигательных функций;

-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-растормаживание речевой функции;

-развитие чувства ритма, темпа, времени;

-развитие мыслительных способностей и фантазии;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-нормализация просодической стороны речи.

Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.

От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.

Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативнои в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:

— развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;

— улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);

— обогащение положительной эмоциональной сферы;

— корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

— снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.

Педагог – дефектолог _____________________________ Левченко Г.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно — гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний.

В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога&quot.

В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога .

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога.

Источник

Здоровье обеспечение у дефектолога

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Особенности деятельности дефектолога в детском саду и школе.

Статья:

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Источник

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
doklad.docx 32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы учителя-дефектолога

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог — это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. (слайд1)

Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.

  1. Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
  2. Составление индивидуальных комплексных программ;
  3. Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
  4. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  5. Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы: (слайд 3)

  1. Диагностическое
  2. Коррекционное
  3. Аналитическое
  4. Консультативно-просветительское
  5. Организационно-методическое

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.

Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий.

Консультативно — просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи впедагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов

Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

Диагностическое направление работы : (слайд 4)

  • первичное дефектологическое обследование;
  • систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
  • проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа: (слайд 5)

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих занятий
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов

предшествующего развития и обучения;

  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально– личностной сферы;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно- развивающих занятий.

Аналитическая деятельность и профилактика: (слайд 6)

  • системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
  • создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
  • профилактика перегрузок обучающихся.

Консультации для родителей по вопросам организации безопасной

развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной

деятельности ребенка: (слайд 7)

  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
  • помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;

Организационно-методическое направление : (слайд 8)

  • подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
  • участие в мероприятиях;
  • оформление необходимой соответствующей документации.

Таким образом, в своей работе по основным направлениям учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса,

содержание которого определяется характером взаимодействия со всеми участниками учебной деятельности.

И очень важно знать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами развития, необходимо обратиться к специалистам за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Читайте также:  Стихотворения про здоровье для дошкольников
Adblock
detector