Меню

Здоровье нездоровье болезнь ребенка

Опасные детские заболевания

Любая болезнь, даже самая безобидная и протекающая в легкой форме, может привести к развитию очень тяжелых осложнений и патологических состояний. Чаще всего это происходит из-за того, что родители самостоятельно лечат ребенка без должной диагностики и знаний.

Это приводит к затяжному течению болезни, снижению иммунитета и развитию тяжелых форм и осложнений данных патологических процессов. Приведем примеры заболеваний, которые при несвоевременном и неверном лечении могут привести к очень печальным последствиям для здоровья и жизни ребенка.

Грипп

Грипп — заболевание, которое очень часто встречается у детей, и вначале не вызывает какого-либо опасения. Как отмечают специалисты клиники “Санмедэксперт”, в ослабленном организме вирус гриппа способен инициировать развитие тяжелой пневмонии (воспаления легких), серозного менингита (воспаления мозговых оболочек), энцефалита (воспаления мозгового вещества) или вирусного миокардита (воспаления сердечной ткани). Вовлечение в инфекционный процесс головного мозга и сердца ставит под угрозу жизнь ребенка.

Ветрянка

Ветряная оспа – это детское инфекционное заболевание, которое характеризуется высыпаниями на коже ребенка. У большинства детей течение относительно благоприятное и вызывает формирование стойкого иммунитета, который не дает заболеть этой болезнью повторно. Но при присоединении бактериальной инфекции кожи (пиодермии), а также в случае геморрагической и некротической формы болезни развиваются тяжелые осложнения:

  • инфекционно-токсический шок,
  • поражение сердца,
  • поражение головного мозга.

Корь – это вирусная инфекция. После 2 недель инкубационного периода она проявляется характерными кожными высыпаниями (экзантемой). В запущенных случаях корь может вызвать коревую пневмонию, менингит и энцефалит, а также сопутствующие бактериальные осложнения. Эта вирусная инфекция способна приводить к отиту и, как следствие, к потере слуха у ребенка.

Краснуха

Краснуха — это вирусная инфекция, которая может вызвать развитие артрита. К тому же, нередко она становится причиной тромбоцитопенической пурпуры и нарушения нормального свертывания крови.

Коклюш

При этом заболевании дыхательных органов могут развиваться сильные приступы кашля. Они становятся причиной острой нехватки кислорода вплоть до появления судорог и впадения в кому.

Гепатит А

Это заболевание, которое также именуется как болезнь Боткина, поражает клетки печени, что может привести к развитию таких тяжелых осложнений, как печеночная недостаточность, кровоточивость и энцефалопатия. Заражение происходит пищевым путем (через плохие продукты питания) или контактно-бытовым путем (через посуду).

Аллергия

Явления аллергии связаны с извращенной реакцией иммунной системы на специфические антигены, попадающие в организм ребенка. Главная опасность – это развитие анафилактического шока из-за критического падения давления, отека Квинке (отека гортани и нарушение дыхания), а также тяжелых реакций на лекарственные препараты в виде синдрома Лайелла (генерализованного поражения кожи), которые могут стать фатальными.

Менингит

Менингит – это воспалительное поражение оболочек головного мозга, которое вызывают бактерии. При несвоевременном лечении менингит способен приводить к тяжелым необратимым последствиям для головного мозга. Наиболее опасен серозный менингит, потому что до сих пор не существует препаратов, способных уничтожать конкретный вирусный возбудитель.

Пневмония

Пневмония — это инфекционно-воспалительный процесс в легочной ткани. У детей он возникает на фоне респираторного заболевания, которое осложняется вторичной бактериальной инфекцией. Само по себе заболевание протекает тяжело, может вызывать общую интоксикацию, дыхательную недостаточность и сепсис.

Свинка (паротит)

Эпидемический паротит – это заболевание, которое поражает околоушные слюнные железы и способно приводить к гибели клеток поджелудочной железы и яичек у мальчиков. Поэтому с перенесенным паротитом часто связывают развитие сахарного диабета и бесплодия во взрослом возрасте. Специалисты клиники “Санмедэксперт” советуют обратиться к врачу, если вы заметили припухлость за ушами у ребенка.

Как предотвратить появление опасной инфекции?

Современная медицина способна справиться почти со всеми детскими инфекционными заболеваниями. Однако родители должны следить за соблюдением профилактических мер. К ним относятся:

  • своевременная вакцинация от вирусных заболеваний согласно календарю прививок;
  • соблюдение правильного режима дня и рационального питания;
  • соблюдение личной гигиены;
  • достаточная физическая активность, закаливание;
  • своевременное и правильное лечение всех заболеваний.

Если внимательно следить за здоровьем ребенка, своевременно водить его на профилактические осмотры и выполнять все рекомендации врачей, вероятность осложнений стремится к нулю.

Источник

Будьте здоровы, или Как выжить в бесконечном цикле детских болезней

Для родителей нет более тревожной и непредсказуемой ситуации, чем болезнь ребенка. Сезон гриппа и ОРВИ, адаптация к детскому коллективу и другие испытания инфекциями проверяют на прочность родительские нервы и благоразумие. Как остаться разумно мыслящим и действующим, если дети болеют часто, – читайте в колонке журналиста и мамы четырех детей Анны Кудрявской-Паниной.

Признаюсь как на духу: я никогда не думала, что так действительно бывает, что дети могут болеть бесконечно, что одна ОРВИ может плавно перетекать в другую, что на них могут наслаиваться бактериальные инфекции и так далее и тому подобное. Дети с зелеными соплями до колен казались мне чем-то гротескным и ненастоящим. Так мне казалось до тех пор, пока в бесконечный цикл детских болезней не втянулась и моя семья.

Удивительно, но факт: я не помню, чтобы мои старшие дети, которым сейчас уже за двадцать, так болели, как сейчас это вытворяет мой третий ребенок – трехлетняя дочь, щедро награждая по ходу пьесы принесенной из детского сада заразой и младшую годовалую сестру, и обоих родителей.

Мне вообще наивно казалось, что она будет болеть даже меньше старших брата и сестры. Почему? Ну, во-первых, потому, что они в основном болели детскими инфекциями – ветрянкой, краснухой и так далее, от которых в те годы не было прививок (а сейчас обе мои младшие девочки уже привиты от этих вирусов), а в остальном были почти абсолютно здоровы. А во-вторых, потому, что до детского сада мой третий ребенок почти не болел – пара легких ОРВИ за три года жизни не считаются. В общем, в детский сад прошлой осенью пошла здоровая девочка, а там началось то, что началось.

Читайте также:  Электромагнитное облучение для здоровья

Дольше пяти дней подряд она пока не продержалась ни разу. Первым вирусом для нас стал экзотический Коксаки, дальше одна ОРВИ сменяла другую, и если бы это были только сопли до колен. Нет, мой ребенок кашлял как каторжанин, потом у нее случился острый отит, потом дело дошло до гнойного и до первых антибиотиков в жизни. А сопли? Ну, сопли – это вечные ценности, конечно, они тоже имели место.

Параллельно с этим в начале января отца моих младших детей тоже угораздило принести домой какой-то жуткий аденовирус, которым переболела вся семья. Ко всем привычным явлениям типа кашля, насморка и боли в горле в этот раз добавился почти неубиваемый конъюнктивит. В общем, к началу февраля мне стало казаться, что выхода из этого круга инфекций у нас нет. Прямо скажем, выглядела ситуация довольно уныло. Уж на что мы с мужем нетревожные родители и то в какой-то момент осознали, что где-то в глубинах сознания у обоих уже начинает мигать красная лампочка с надписью alarm. Правда, через несколько дней мы оказались у правильного врача (объясню позже), и режим тревоги отключился, надеюсь, надолго.

Что позволило нам продержаться так долго, не впадая в панику и искушение затаскать детей по врачам? И что дает силы и дальше относиться к этому почти спокойно? Несколько простых правил.

Речь идет в первую очередь о вакцинации. Я знаю, что для многих становится откровением, что можно прививать ребенка сверх нацкалендаря. А следуя этому правилу – раз можно, значит, нужно. Я давно не вступаю в полемику с антипрививочниками, тема для меня изучена и закрыта, доказательной базы в пользу вакцинации более чем достаточно, и я на стороне науки, коллективного иммунитета и в первую очередь здоровья своих детей.

В мире и так миллион болезней, от которых не защититься, было бы глупо и просто преступно не воспользоваться возможностью обезопасить детей от того, от чего возможно. Это только кажется, что детские болезни безобидны. Подумаешь, ветрянка, несколько прыщиков. Ну даже если было бы именно и только так, то все равно зачем эти прыщики ребенку? А потом ветрянка может переноситься ужасно тяжело, в будущем вызывать опоясывающий лишай, а ее осложнением может стать ветряночный энцефалит. И так с любой детской болезнью.

Прививки действительно работают. Да, у вакцинированного ребенка остается небольшая вероятность заболеть. Так, моя средняя привитая дочь, подхватившая ротавирус в полтора года, проболела всего полдня, пока вся семья не могла встать на ноги несколько дней. Совершенно точно привитый ребенок перенесет заболевание намного легче и без тяжелых осложнений. Среди привитых не бывает смертельных исходов. И это более чем важно. Хотите меньше тревожиться о здоровье ребенка? Вакцинируйте его.

Правило второе: найдите врача, который вас не запугает, а вселит уверенность. Конечно, олимпийское спокойствие доктора, которое он вселит и в вас, должно подкрепляться высоким профессионализмом. И тут я обеими руками голосую за доказательную медицину и ее приверженцев. Если вы считаете, что от врача нужно обязательно уходить с пачкой рецептов и назначений, вам будет тяжело перестроиться.

«За что я платил деньги, если мне сказали, что ничего делать не надо?!» – очень частая претензия к доказательным докторам. А они между тем правы, большинство вирусных инфекций и сопровождающих их явлений не требуют лечения. Максимум, что вы можете и должны делать при ОРВИ, – это сбивать температуру, если она доставляет ребенку дискомфорт, давать ему достаточно питья, увлажнять воздух в помещении и проветривать его, сохраняя прохладу.

Бегите от докторов, которые назначают миллион ненужных и травмирующих нервную систему ребенка обследований по любому чиху, от тех, кто лечит вирусные инфекции фуфлоферонами и антибиотиками на всякий случай, от тех, кто рекомендует гомеопатию. Это красные флаги, которые должны заставить вас усомниться в компетентности специалиста. Кроме того, что вы потратите деньги, время и нервы на все это, вы запросто можете навредить ребенку и физически, убивая раз за разом иммунитет ребенка антибиотиками, например, и психологически, взращивая в нем невротика и ипохондрика.

А визиты к врачам нужны, чтобы исключить начало действительно серьезных заболеваний или определиться со схемой лечения, если дело действительно не ограничилось банальной ОРВИ.

Правило третье: пользуйтесь телемедициной и другими возможностями экстренной связи с врачами в крайних случаях. Да, это те случаи, когда что-то нехорошее и пугающее случается в самое неподходящее время. Есть ситуации скоропомощные, и тогда, конечно, вы позвоните в неотложку. Но бывают и другие, когда до скорой еще не дотягивает, но что-то сильно тревожит родителя.

Нужно связаться с врачом, который подскажет, можно ли дождаться очной встречи или нужно предпринимать что-то немедленно. Сейчас телемедицина в России только начинает развиваться, но уже есть приложения, которые позволяют связываться с врачами в любое время суток. Есть возможности и для экстренного вызова специалиста на дом. Все это, безусловно, стоит денег. Но если у вас нет под рукой контакта врача, которому вы доверяете и который готов отвечать на ваши вопросы в любое время, то это выход.

Фото: ТАСС/Виктор Драчев

Правило четвертое: просвещайтесь. Все равно вы уйму времени проводите в интернете, почитайте полезное, подпишитесь в соцсетях на педиатров – лидеров мнений и врачей узких специальностей. Не читайте страшилки, не ведитесь на громкие заявления шарлатанов или паникеров, мыслите критически. Купите книги Бутрия или Катасонова, почитайте Комаровского. Поверьте, после этого вы измените отношение к болезням детей.

Правило пятое: слушайте свою интуицию. Вы родитель. Никто не знает вашего ребенка и в здравии, и в болезни лучше вас. Прислушивайтесь к себе. Если вас что-то беспокоит, хотя все кажется нормальным, значит, нужно сделать то, что снимет эту тревогу.

Читайте также:  Ответственность за здоровье ребенка несет родитель

Можем ли мы избежать болезней? Нет. Но мы можем минимизировать риски: привить от того, от чего можно привить, мыть руки и лицо, приходя из людных мест. Мы не можем отменить адаптацию к детскому саду и те самые пресловутые постоянные сопли.

Главное – помнить, что все это ничего не значит в плане будущего здоровья ребенка, хоть семь ОРВИ он перенесет за год, хоть семнадцать. А если и значит, то только то, что он как раз сейчас в борьбе с этими соплями и укрепляет свой иммунитет. А если вам вдруг стало тоскливо и грустно от бесконечных болячек, возьмите те деньги, на которые вы раньше бы накупили тьму бесполезных лекарств, возьмите на них любимых фруктов и завалитесь вместе с сопливым ребенком смотреть его любимый мультик.

Источник

Частые болезни ребенка – результат семейных проблем?

Самые частые болезни у детей — результат ли проблем в семье? Рассказывает детский психолог Екатерина Мосина.

Наши друзья с портала krokha.ru выяснили у детского психолога Екатерины Мосиной, может ли частая заболеваемость ребенка зависеть от стрессовой реакции на семейные проблемы.

Сильные эмоциональные потрясения и невозможность психологически переработать их влечет за собой так называемый уход в болезнь. Как показывает практика, ключевую роль в возникновении психосоматических заболеваний у малыша играют неудовлетворенные потребности в любви и внимании родителей, непринятие или подавление его как личности.

Симптомы болезни как отражение психологического неблагополучия

Фиксация на самой болезни или ее симптомах дает подсказку детскому психотерапевту, с чем может быть связана психологическая проблема маленького пациента и что следует изменить родителям.

Частые простуды, ОРВИ (сниженный иммунитет) – сниженный жизненный потенциал, невыраженный гнев, злость, отсутствие положительных эмоций и увлечений, желание освобождения, усталость от борьбы.

Заболевания кожи (дерматиты, нейродермиты, псориаз) – нарушение границы личности и качества контакта с миром и близкими людьми, в первую очередь – с мамой. Чрезмерное навязывание «заботы» или недостаточный телесный контакт с малышом (формальный, холодный). Множество запретов, отношение к ребенку как к «солдату», авторитарный стиль воспитания в семье.

Бронхиальная астма – «подавленный всхлип», незащищенность, страхи, блокировка эмоций и невозможность их выразить, бесправность, отсутствие самостоятельности и свободы в выражении себя. Возможность свободно дышать (значит быть живым) связана со стихией воздуха – с зоной личностной свободы. В семьях же с такими пациентами часто можно встретить мать, которая очень опекает ребенка; находится в слиянии с ним (говорит «мы» вместо «я и он»); постоянно тревожится за его жизнь; ребенок чувствует очень сильное чувство вины из-за постоянных конфликтов родителей.

Пиелонефрит – напряженная обстановка в семье, унижение со стороны родителей или взрослого противоположного пола (например, если девочку унижает отец, а мальчика – мать или воспитательница в детском саду). Часто так дети реагируют на развод родителей. Болезни мочеточника – обида на родителей, неумение прощать. У девочек – чрезмерная привязанность к отцу, противоречивые чувства к нему, у мальчиков – к матери.

Гастрит – невыраженная агрессия, гнев. Невозможность что-либо «переваривать» – человека, тяжелую ситуацию или негативное чувство. Долгое нахождение в состоянии неопределенности, неверие в светлое будущее.

Тест для родителей

Как понять, что затяжные простуды или хроническая болезнь ребенка – это психологический «якорь»? Ответьте себе честно на несколько вопросов. Лучше записать ответы на бумаге.

1. Проанализируйте, что происходило в семье на момент начала заболевания малыша? С каким событием в семье или жизни ребенка это может быть связано?

2. Почему ребенку выгоднее болеть, чем быть здоровым? Что он может получить от родителей только тогда, когда болеет?

Например, родительское внимание, любовь, заботу, увидеть свою ценность для них и т. д.

Ребенок с помощью болезни может «удерживать» родителей от расставания, ведь он любит обоих и хочет, чтобы они всегда были рядом. Возможно, любовь между несколькими детьми в семье распределяется в пользу младшего, а старшему недостает родительского тепла и участия. Что остается ему делать? Как легально получить жизненно необходимое внимание? Есть простой способ – заболеть.

3. Какую психологическую выгоду от заболевания ребенка вы получали на момент начала болезни и, возможно, продолжаете получать сейчас?

Этот вопрос звучит как провокационный. Трудно признать, что болезнь ребенка может приносить родителю какую-то выгоду. Дело в том, что эта выгода чаще всего неосознаваемая. Но нужно постараться в этом разобраться. Так как именно выгода является основным «якорем», препятствующим выздоровлению.

«Якори» могут быть разными. Например, мама болеющего ребенка может позволить себе по объективной причине быть несчастной, жертвой, как можно дольше не отпускать от себя малыша, а значит контролировать его жизнь и не проживать свою. Такое «слияние» зачастую компенсирует неудовлетворенность от жизни с мужем или от личной нереализованности. В этом случае женщина полностью сосредотачивает свое внимание на ребенке, переносит на него всю свою заботу и любовь, по сути, живет за него, делает его несамостоятельным и неспособным противостоять трудностям. Эту мамину «теорию» ребенку приходится подтверждать – он начинает болеть. Круг замыкается. Как его разорвать?

4. Спросите себя, что вы будете делать, если ребенок станет здоровым? Как изменится ваша жизнь? Какие перспективы появятся у вас и у ребенка?

Искренне ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, какой «якорь» удерживает ребенка в состоянии болезни и над чем нужно поработать самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Как психологически настроить ребенка на здоровье

Творческое пространство для самовыражения. Полезной в данном случае может быть лепка из глины. Глина – это особый материал, способный быстро залечивать раны. Глина позволяет переделывать вещь то количество раз, которое необходимо, до момента полного удовлетворения результатом.

Читайте также:  Категории здоровья для службы фсин

Закройте поверхность, на которой будет творить кроха, полиэтиленом или клеенкой. Предоставьте в его распоряжение различные материалы для рисования (карандаши, гуашь, пастель, уголь), а также различные форматы бумаги. Основное правило – не давать оценок получившимся рисункам и работам. Основная установка: «Все, что делает мой ребенок, – прекрасно».

Метод подробно описан в книге известного профессора психотерапии Бориса Зиновьевича Драпкина «Терапия материнской любовью». Автор сравнивает тело ребенка с сосудом, внутренним резервуаром, который должен быть наполнен материнской любовью. Если маминой любви ребенку не хватает, то резервуар опустошается, а ребенок начинает болеть – тело кричит о своих проблемах. Метод основан на том, что мама воздействует на подсознание ребенка с помощью позитивных внушений во время его сна. Это требует серьезной работы от мамы, но есть достаточное количество научных исследований, подтверждающих эффективность метода.

Образ болезни и образ здоровья

Важно, чтобы ребенок был активно включен в процесс собственного выздоровления. Для этого можно использовать технику трех рисунков. Первый рисунок будет на тему «Моя болезнь». Спросите малыша: «На что похожа твоя болезнь?» Затем пусть он нарисует этот образ. Часто на рисунке «Моя болезнь» можно увидеть темные цвета и заболевшего грустного персонажа, к примеру слоненка. Затем скажите: «Ты знаешь, от тебя самого очень многое зависит, помоги слоненку стать здоровым. Нарисуй, как он побеждает эту болезнь. Что он для этого должен сделать?» Иногда требуется дополнительно ввести сказочного помощника, например фею или волшебника, которые имеют магические возможности. Третий рисунок будет про здорового и жизнерадостного слоненка: «Теперь твой герой здоров. Нарисуй, какой он стал уверенный и сильный!» Часто на третьем рисунке ребенок изображает героя более крупным, присутствует много насыщенных ярких красок, что говорит об активизации внутренних сил и ресурсов ребенка для выздоровления.

Вам понадобятся воздушные шарики (3–5 шт.), на полненные гелием, и маркеры. Выберите открытое пространство на улице – сквер или парк. С помощью маркеров вместе с ребенком нарисуйте на шариках образ, отражающий болезнь, от которой малыш хочет избавиться. Каждый шар может олицетворять симптом болезни. Нарисуйте на шарике глаза, нос, рот, используя весь шар как лицо. Придумайте вместе с ребенком, кто кем будет. Шарик «Кашель», «Плохое самочувствие», «Боль» и т. д. Может быть, сам малыш подскажет вам, с чем еще он готов расстаться, расписав один-два шара на свое усмотрение. Затем ребенок по одному отпускает шарики в небо. В процессе отпускания проговорите волшебные слова (ребенок повторяет за взрослым): «Пусть . навсегда покинет (имя ребенка), улетит высоко-высоко, а (имя ребенка) будет здоров!» Чем больше ребенок вовлечен в процесс рисования и отпускания, тем лучше. Техника подходит для детей от 5 лет.

Библиотерапия, или лечение чтением

Отличным подспорьем для выздоровления может стать чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок, оказывающих профилактический или терапевтический эффект (К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Куприн «Девочка и слон», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», А. Барто «Я лежу, болею, сам себя жалею», мультфильм «Бегемот, который боялся прививок»).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что чем более стабилен ребенок эмоционально, тем лучше его организм сопротивляется болезни. Поэтому ведите правильный образ жизни, прививайте малышу здоровые привычки, мыслите позитивно, чаще обсуждайте с ребенком его будущее, верьте в него. И будьте здоровы!

Случай из практики

За психологической помощью обратилась Татьяна – мама Даши, ученицы 1-го класса. Диагноз: хронический пиелонефрит, ночной энурез. В семье есть второй ребенок – девочка-подросток. Три года назад из семьи ушел отец девочек. Ушел со скандалом, к другой женщине. Отношения стали разлаживаться уже на момент беременности, муж был против второго ребенка. Татьяна надеялась, что рождение еще одного ребенка спасет брак. Но развод все-таки состоялся.

К папе ездила только старшая дочка, младшую он приглашал крайне редко. Татьяна была вынуждена много работать, винила себя, что мало видит детей и не смогла удержать их отца. Осталась сильная обида на мужа, и нормального спокойного разговора, когда он приезжал за детьми, не получалось.

На момент начала терапии Даша уже около двух лет спала в подгузниках. На диагностике у девочки были выявлены множественные страхи, застенчивость и повышенная тревожность, сниженное настроение, она фантазировала о том, чтобы папа и мама наконец начали жить вместе. Первоначально Даша пропускала наши встречи из-за частых болезней, тело сопротивлялось переменам.

Долгое время в работах девочки не появлялось мужских фигур, она их всячески избегала. Стало понятно, что это реакция на неопределенность отношений с отцом, на затянувшийся конфликт между родителями, в который бессознательно была вовлечена Даша. Девочка скучала по отцу, нуждалась в его тепле и поддержке. Но любить папу – означало «не любить маму», а «мама так страдает по его вине». Параллельно мама прорабатывала свою обиду на мужа (и в целом на мужчин), постепенно шел процесс прощения, проживания боли и отпускания.

Я работала с этой семьей около полутора лет, включая несколько индивидуальных сессий с отцом девочки. И мама, и дочка за это время сильно изменились – девочка заметно подросла и окрепла, стала самостоятельнее, а мама стала жизнерадостной, сменила имидж. Папа стал больше интересоваться жизнью младшей дочери, приглашал обеих девочек в гости или на отдых. Пиелонефрит перешел в стадию ремиссии, а энурез прошел совсем уже через полгода от начала терапии. Теперь Дашино утро было «сухим» и радостным.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Adblock
detector