Заболевания, которые помешают попасть в вуз
помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
- Автор:
- Арина Косарева
- Эксперт портала
- Дата публикации:
- 15.01.2021
-
Знали ли вы о том, что не поступить можно не только из-за низких баллов на ЕГЭ, но и из-за медицинских противопоказаний при приёме в вузы и на работу? Рассказываем, о каких сферах идет речь и с какими заболеваниями путь в них закрыт.
Перечень медицинских противопоказаний при приёме в вузы и на работу
Где искать информацию?
Согласно Постановлению Правительства, в России существует как минимум 30 направлений подготовки высшего образования, на которые нельзя попасть без обязательного медицинского осмотра. К этим направлениям относятся:
Список врачей, которых абитуриенту необходимо посетить, можно найти на сайте приемной комиссии вуза:
На сайте приемной комиссии выбранного вуза ищите файл, в названии которого есть словосочетание «медицинский осмотр».
Медицинские противопоказания при работе с людьми
Медицинская сфера, педагогика, работа с продуктами питания — все это подразумевает взаимодействие с людьми. Это значит, что врач, учитель или повар должен быть здоров, чтобы не заразить ни взрослого, ни тем более ребенка.
К заболеваниям, с которыми не стоит идти в медицину, образование или питание, относятся:
- Бактериальные заболевания: брюшной тиф, дизентерия;
- Сифилис и другие инфекции, передающиеся половым путем (ИППП);
- Разные формы туберкулеза;
- Кожные и паразитарные заболевания: педикулез, лепра.
Полный список можно найти в Приложении № 2 к Приказу Министерства здравоохранения. Этот документ рассчитан на сотрудников разнообразных учреждений, однако вузы ссылаются на него во время приёмной кампании.
Медицинские противопоказания при работе на технической специальности
К техническим специальностям можно отнести строительную, горнодобывающую сферы, промышленное производство, управление транспортом. Эти направления требуют точности, внимательности и крепкого здоровья, чтобы не навредить ни окружающим, ни себе.
Абитуриент не сможет поступить на техническую специальность, если на медицинском осмотре обнаружатся следующие заболевания:
- Снижение слуха;
- Плохое зрение;
- Нарушения функции вестибулярного аппарата;
- Проблемы с дыхательной системой;
- Грыжа;
- Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Полный список медицинских противопоказаний при приёме на работу можно также найти в Приложении № 2 к Приказу Министерства здравоохранения.
Медицинские противопоказания при работе в МВД и обороне
Полицейские, спецназ, военные имеют право носить оружие, а значит, они как минимум должны быть психически здоровы. Их здоровье должно быть идеальным, чтобы гарантировать безопасность людей.
С такими болезнями нельзя получить образование в вузах при МВД:
- Кишечные заболевания;
- Туберкулез;
- Лепра;
- ВИЧ, сифилис и другие инфекции, передающиеся половым путем (ИППП);
- Болезни крови;
- Заболевания эндокринной системы;
- Психические расстройства и расстройства личности;
- Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
- Сосудистые заболевания;
- Травмы головного и спинного мозга.
Источник
Что такое надомное обучение и кому оно подойдёт
Как школы организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на дому, как перейти на надомное обучение и можно ли не делать этого, если не хочется.
Что такое надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса на дому или в медицинском учреждении. Оно предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу.
Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Школа выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором.
Кто может перейти на надомное обучение
В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ. Как правило, надомное обучение организуется для детей-инвалидов, а также детей, имеющих временные или постоянные проблемы со здоровьем.
Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:
- злокачественных новообразований (онкологии);
- заболеваний системы кровообращения (например, сердечной недостаточности I и II степени, нарушения свёртываемости крови);
- заболеваний эндокринной системы (при сахарном диабете I типа и других);
- психических расстройств и расстройств поведения (шизофрении, синдрома де ла Туретта и других);
- заболеваний нервной системы (например, ДЦП, эпилепсии и прочих);
- заболеваний глаз (глаукома, отслойка и разрывы сетчатки);
- других серьёзных диагнозов.
Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения.
Как осуществляется надомное обучение
Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок. Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.
Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.
Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.
В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения:
- По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
- По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы.
Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.
Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.
Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.
Как перейти на надомное обучение
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:
- В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112).
- Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.
Директор школы должен издать приказ, утверждающий:
- перечень предметов,
- количество часов обучения в неделю,
- ответственный педагогический персонал,
- место проведения обучения,
- периодичность аттестации в течение года.
После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу.
Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ.
Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.
Плюсы и минусы надомного обучения
У надомного обучения есть ряд преимуществ:
- Это бесплатно.
- Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации.
- Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями.
Но есть также и ряд серьёзных недостатков:
- Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
- Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно.
- В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.
- Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.
Отличия надомного и семейно-домашнего обучения
Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Рассмотрим, в чём сходства и различия этих понятий.
Общим для надомного и семейного обучения является тот факт, что ребёнок получает образование вне стен школы.
При этом надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования — это способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы. А главное — без медицинских показаний перейти на надомное обучение нельзя.
Семейное образование — самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и так далее.
Благодаря гибкости, семейное образование может стать эффективной альтернативой надомному. Ведь право учиться не посещая школу имеют все дети, вне зависимости от состояния здоровья, и для этого не требуются специальные разрешения. Достаточно известить о своём желании органы власти и выбрать школу для прохождения аттестаций.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» работает по дополнительной общеобразовательной программе. Учеником нашей школы может стать любой ребёнок, прошедший входное тестирование.
Расписание занятий достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Уроки начинаются не раньше 10 утра — можно выспаться и настроиться на учёбу. Занятия проходят в режиме онлайн, но если ребёнку требуются перерывы и более медленный темп подачи информации, их можно смотреть в записи или снизив скорость воспроизведения.
Домашние задания выполняются при помощи клавиатуры и компьютерной мыши. Для заполнения форм с развёрнутыми ответами можно пользоваться голосовым вводом или экранной клавиатурой.
Чтобы понять, подойдёт ли вашему ребёнку наш формат обучения, воспользуйтесь неделей бесплатного доступа. Вы сможете посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и узнать, как устроена наша платформа.
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Влияние здорового образа жизни на обучение в вузе
Здоровый образ жизни обеспечивает гармоничное развитие и укрепление здоровья человека. Он благоприятно влияет на все сферы жизни, в том числе на обучение. Особенно важным для студентов его делает то, что по данным российских исследований ещё до поступления в вуз 60-70% из них имеют хронические заболевания, которые могут мешать учебному процессу.[1]
Согласно Большой советской энциклопедии, образ жизни – понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Соответственно, здоровый образ жизни – это такой образ жизни, который обеспечивает создание условий, в которых организм может работать максимально эффективно. На образ жизни влияют множество факторов, от наследственности до исторической эпохи, но всё же самым главным остаётся сам человек. Выбор здорового образа жизни очень важен, так как он определяет не только её продолжительность, но и её качество.[2]
Понятие «здоровый образ жизни» включает множество составляющих, а на его выбор влияет множество факторов, как биологических, так и социальных.
Цель работы: Изучить влияние здорового образа жизни на обучение в вузе.
Выявить какой образ жизни студента можно назвать здоровым.
Определить факторы формирования здорового образа жизни у студентов.
Проанализировать влияние здорового образа жизни на обучение в вузе.
Согласно данным ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% от наследственности, на 20% от состояния окружающей среды и на 10% от развития системы здравоохранения.[3] Основными составляющими здорового образа жизни называют правильное питание, занятия физической культурой и спортом, правильное распределение режима дня. В режим дня входит, в том числе, регулярное выполнение одних и тех же действий в одно и то же время. Это не только делает человека более дисциплинированным, но и позволяет его организму работать более эффективно. По мнению специалистов в области физической культуры, одним из главных аспектов здорового образа жизни является двигательная активность.
Здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.
Из контекста определений понятия «здоровый образ жизни» следует, что в него вкладывают смысл способа организации жизни человека, направленного на профилактику болезней и укрепление здоровья. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.[4]
Здоровый образ жизни – один из возможных вариантов жизни человека в целом. Образ жизни рассматривается как присущий данному человеку способ жизненной активности.
Понятие «образ жизни», в том числе «здоровый образ жизни» не следует отрывать от понятия «образ мысли», под которым понимается человеческое мировоззрение.
Здоровый образ жизни можно рассматривать как характеристику активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья, а также как характеристику ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение вредных для здоровья привычек.
В понятие «здоровый образ жизни» заложено смысловое содержание, ориентирующее на достижение человеком здоровья – соматического, психического, нравственного. Под соматическим здоровьем понимается биологическое здоровье, физическое состояние организма, под психическим – душевное благополучие, а под нравственным – возможность реализовать свои нравственные качества, соответствующие требованиям морали.[4]
Так, биологическое здоровье определяется степенью саморегуляции организма и гармонией физических процессов. Личностно-психологическое здоровье характеризуется как стратегия жизни, обусловленная степенью мотивации на деятельность по поддержанию физического и психического здоровья. Социальное здоровье определяется самочувствием человека или уровнем его социально-психологической защищенности, выступает как мера социальной активности, которая проявляется через деятельное отношение к миру, к себе, к своему физическому состоянию.
Традиционно говорят о трех видах деятельности: трудовой, учебной (познавательной) и игровой.[4] В зависимости от этапа жизненного пути один из этих видов деятельности становится для человека основным. В данном случае рассматривается здоровый образ жизни у студентов.
При опросе студентов 1-2 курсов ответы на вопрос, «какие факторы являются обязательной составляющей здорового образа жизни?» распределились следующим образом: наследственность – 33,7%; окружающая среда – 32,4%; образ жизни – 21,6%; медицина – 7,4 %.
При этом благоприятными факторами студенты называют сон – 25,6 %, питание – 12,1 %, отдых – 17,5 %, психическое благополучие – 10,8 %, гигиена – 12,1 %, физическая культура –20,2 % .
Неблагоприятными факторами студенты считают следующие: недостаточное время сна — 25,60 % респондентов, дефицит времени — 21,60 %, недостаток движений — 16,20 %, физическое перенапряжение — 7,40 %, курение — 10,60 %, алкоголь — 8,10 %, несоблюдение гигиенических требований — 4,08 %,
Большинство участвующих в анкетировании студентов оценивают свое здоровье, как среднее — 60,8 %, выше среднего оценивают свое здоровье — 21,6 %, как высокое оценивают свое здоровье — 17,5 % респондентов. О физиологических функциях органов и систем органов своего организма знают — 45,9 %, частично знают — 54,1% респондентов. О профилактике нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха знают — 59,4 %, частично знает — 43,2 %. О профилактике и лечении простудных заболеваний знают — 89,1%, частично знают — 10,8 %. Умеют оказать первую помощь при кровотечениях и травмах — 60,8%, не смогут оказать помощь — 39,1%.
Владение методами самоконтроля: пульсометрией владеют 59,4% респондентов, не умеют использовать этот метод самоконтроля 40,5 %. Провести оценку своего физического развития умеют 59,4% респондентов, не умеют оценивать свое физическое развитие 40,5 % опрошенных. Провести оценку своей физической подготовки умеют 39,1% респондентов, не умеют проводить оценку своей физической подготовки 60,8 %.
При этом хронические заболевания имеют — 43,2 % респондентов: гастрит — 24,3 %, панкреатит — 8,1 %, бронхит — 7,4% респондентов; нарушение осанки имеют 16,2 %, сколиоз 10,8 %, нормальное состояние позвоночника у 72,9 % респондентов.
Вредные привычки. Курят 33,7 % респондентов, из них девушки — 10,8 % респондентов, юношей — 22,9%; курят одну сигарету в день- 14,8% , 2 — 3 сигареты в день — 3,7 %, 4-5 сигарет в день 0% опрошенных. Употребляют алкоголь: 1 раз в месяц — 32,4% респондентов, 2 раза в месяц -14.8 %, 3 раза в месяц — 10,8% ,не употребляют алкоголь — 41,8 % респондентов.[3]
Анализ показал, что не все студенты знают об индивидуальных особенностях своего организма, из-за чего не могут построить рациональный режим жизни, в полной мере соответствующий биологическим особенностям. Студенты не владеют методами оценки уровня своего здоровья, не могут оценить свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Родители не ориентируют своих детей на сохранение и укрепление здоровья, во многих семьях отсутствует мотивация на здоровую жизнедеятельность. Нередки случаи, когда родители не осуждают и даже косвенно поддерживают возникновение у детей вредных привычек, таких как употребление алкоголя и курение. Таким образом, результаты опроса показывают, что необходимо давать студентам больше информации о здоровом образе жизни.
Соблюдение ЗОЖ обеспечивает человеку не только долгую жизнь, но и достаточное материальное благополучие за счёт высокой работоспособности и сокращения расходов на медицинские вмешательства.
Стремление вести здоровый образ появляется не само по себе, но формируется воздействия окружающих людей.
Пропаганда здорового образа жизни должна быть ориентирована на появление у личности понятия о здоровом образе жизни, и возникновение желания вести его.
Исходя из приведённых выше данных опроса, немногие студенты владеют информацией о функционировании своего организма, хотя большинство из них знакомы с понятием здорового образа жизни и его основными составляющими. Важно понять причины, по которым это происходит, и выявить факторы, влияющие на выбор студентами здорового образа жизни.
В рамках исследования, проведённого в республике Татарстан, были изучены мнения студентов относительно мотивов, побуждающих их к ведению здорового образа жизни. Студентам было предложено ответить на вопрос, что могло бы побудить их начать вести здоровый образ жизни. Более половины отметили, что таким импульсом могло бы стать увеличение количества свободного времени (52,2%). Вторым по популярности мотиватором является возможность увеличения веса в случае отсутствия физических нагрузок (43,6%). Третьим по значимости фактором является материальный: более трети опрошенных студентов стали бы вести активный образ жизни, если бы была возможность посещать бесплатные групповые занятия в государственных учреждениях (37,1%). Чуть менее трети опрошенных полагают, что к ведению активной жизни их могло бы побудить ухудшение состояния здоровья из-за появления гиподинамии (30%) и влияние друзей (29,5%). Около четверти опрошенных в числе важных факторов отметили желание измениться ради любимого человека (23,8%). Мотивирующая информация о пользе физкультуры могла побудить студентов к большей активности лишь в 13,5% случаев. Наименее эффективными мотиваторами являются, согласно полученным данным, телевизионные программы с демонстрацией упражнения вроде «Утренней гимнастики» (5,7%) и примеры активной жизни знаменитостей (4,6%). Полученные данные коррелируют с результатами исследований ЗОЖ московских студентов: причинами, препятствующими ведению здорового образа жизни, они назвали недостаток времени (39%), слабую силу воли (23%), отсутствие необходимых условий (16%), нехватку денег (12%).[1]
В рамках другого исследования студентам был задан вопрос, какие факторы мешают им вести здоровый образ жизни. Состояние экологии назвали 91%, вредные привычки – 45 %, большую нагрузку на учебных занятиях – 41%, недостаток средств на поддержания здоровья – 32%, низкий уровень пропаганды здорового образа жизни – 23%, современный темп жизни – 17%, низкий уровень медицинского обслуживания – 14%, наследственность – 13%, большая нагрузка по физическому воспитания – 5%.
На вопрос, какие факторы учебного процесса оказывают наиболее негативное влияние, студенты называют следующие: большая продолжительность занятий – 37% , большая умственная нагрузка – 33,9%, неудобное расписание – 32%, слабая материально-техническая база – 27%, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия аудиторий – 24,1%. Другие факторы называли 18% студентов, затруднились ответить 3% студентов. [5]
Ещё один опрос показал, что заниматься своим здоровьем большинству студентов мешает отсутствие сильной мотивации – 18,9 %. На второе место ставят недостаток времени – 20,1%, на третьем месте оказывается отсутствие условий – 14,8 % , на четвертое место студенты поставили недостаток знаний о ЗОЖ – 7,4 %, на пятом месте оказались материальные затруднения – 12,1 %, на шестом стоит отсутствие интереса – 10,8 %, на седьмом оказалось мнение студентов, что болезни им не грозят – 9.5%.[3]
Можно обратить внимание на то, как часто студенты указывают на отсутствие мотивации и желания.
Большое влияние на ведение здорового образа жизни оказывает информация о состоянии здоровья. Согласно данным опроса, считают себя здоровыми – 62,1 % респондентов; считают себя не здоровыми – 37,8 % респондентов, задумываются о здоровье – 14,8 % респондентов; иногда задумываются о здоровье – 62,1 %, не задумываются о здоровье – 22,9 %.[3]
Ведение здорового образа жизни является долгосрочным обязательством, но начать допустимо с малого. Сначала необходимо продиагностировать себя, посетив врача. Затем дать оценку своей двигательной активности, начать вести дневник питания, следить за своим эмоциональным состоянием.
Физическая активность является основным фактором здорового образа жизни. Если физические нагрузки будут отсутствовать – это приведет к нездоровому образу жизни, что может проявляться в ожирении, слабости, отсутствии выносливости и общем плохом состояния здоровья, которое может способствовать развитию болезни. Физические упражнения, которые выполняются регулярно, могут помочь предотвратить ишемическую болезнь сердца, инсульт, диабет, ожирение, высокое кровяное давление.
Не менее важно нормализовать душевное состояние. Для этого необходимо спать достаточное количество времени, выделять время на отдых и хобби.
Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту человека, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
Высшие учебные заведения заинтересованы в повышении успеваемости студентов. Для этого регулярно проводятся мероприятия, призванные пропагандировать здоровый образ жизни, а значит, улучшение состояния организма и рост работоспособности.
Обучение в вузе – это, как правило, напряженное время, в которое студент не только овладевает профессиональными навыками, но и развивается как личность. Поэтому успешность в этот период очень важна. Обязательная её предпосылка – крепкое здоровье.
Согласно ряду научных исследований, один из главных факторов успеха в учебной деятельности – ведение студентами здорового образа жизни.[6]
Отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой и соблюдение других правил здорового образа жизни улучшают работу всех систем организма, снижают нагрузку на него и, следовательно, позволяют больше сил тратить на образование.
Так, курение значительно ослабляет нервную и сердечно-сосудистую систему – системы, наиболее сильно влияющие на способность обрабатывать информацию, выдерживать интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки.
Ещё одна распространённая вредная привычка – употребление алкоголя. Наибольший вред он, как правило, наносит нервной системе. Значительно падает способность воспринимать информацию, ухудшаются координация и память, психологическое состояние становится нестабильным. При употреблении алкоголя могут появиться необратимые ухудшения когнитивных способностей.
Наркомания – опаснейший вид зависимости, который уничтожает личность человека и значительно снижает его интеллектуальные способности. Она не совместима не только с успешным обучением, но и с усвоением самой простой информации, получаемой в быту.
Отсутствие вредных привычек значительно повышает шансы быть здоровым и успешным, но только этого недостаточно. Необходимы, в том числе, физические нагрузки, которые укрепляют сердце и сосуды, способствуют улучшению работы всех систем организма. Более того, физические упражнения часто улучшают эмоциональное состояние и, следовательно, работоспособность.
Здоровое питание не менее важно для развития интеллектуальных способностей. Так, одни из важнейших витаминов – витамины группы B , с детского возраста влияют на развитие мозга и его способность воспринимать информацию. Правильное питание позволяет получать эти и многие другие витамины и укреплять своё здоровье. Например, в мясе и мясных продуктах, злаках содержатся витамины B 12, B 1, B 2, B 6. Правильное питание с разумным использованием пищевых добавок позволяет организму получать все необходимые вещества и развиваться. Без правильного питания невозможно говорить о здоровом образе жизни. [7]
Как уже было указано выше, обязательными компонентами здорового образа жизни являются постоянный контроль за состоянием своего здоровья, регулярные занятия физической культурой и спортом, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, закаливание, рациональное питание, соблюдение гигиенических норм.
Согласно проведённым исследованиям, важность здорового образа жизни для успешного обучения понимают не только специалисты в области биологии и медицины, но и сами студенты.
Среди студентов 1–3 курсов медицинского факультета был проведён опрос, целью которого было выявить отношение студентов к здоровому образу жизни как к важному фактору успешности их обучения и выяснить, насколько учащиеся готовы вести его.
Результаты показали, что 55,8% опрошенных студентов считают ведение здорового образа жизни залогом успешного обучения в вузе, 33,7% так не считают и 10,5% затруднились ответить на данный вопрос. В опросе было предложено семь составляющих здорового образа жизни. При этом 62,3% студентов считают наиболее важным для успешного обучения фактором занятия физической культурой и спортом, 25,7% отдают предпочтение соблюдению режима дня, 7% – отказу от вредных привычек, 5% – контролю над состоянием своего здоровья. Стоит отметить, что соблюдение режима питания и санитарно-гигиенических норм не указал ни один респондент.
При этом 80,6% студентов предполагают, что они ведут здоровый образ жизни. Тем не менее, большинство из них уточняет, что соблюдают правила здорового образа жизни только частично. Систематическим укреплением своего здоровья занимается очень малое количество студентов, а 19,4% опрошенных имеют вредные привычки, от которых не могут избавиться, хотя желают этого.
Отношение к спорту у обучающихся оказалось различным: 72% девушек считают, что занятий физической культурой в вузе достаточно для поддержания здоровья, при этом среди разных видов физической активности большинство предпочитает аэробику. Только 28% студенток говорят о необходимости дополнительных занятий и называют нагрузку, получаемую на занятиях физической культурой, недостаточной.
Отношение к спорту у юношей оказалось иным. Большинство (70,3%) в качестве средств физического воспитания предлагают волейбол (24,5%), футбол (18,7%), баскетбол (15,9%) и упражнения на тренажерах (11,2%). Согласно данным опроса, только 21,5% участвовавших в опросе юношей занимаются физической культурой вне учебного процесса. Большинство (52,7%) отмечает, что делает это нерегулярно, по возможности, около четверти (25,8%) молодых людей ссылаются на нехватку времени для таких занятий. При этом 31,2% студентов хотели бы заниматься физкультурой три раза в неделю, а 28,1% респондентов устраивают двухразовые занятия. За одно занятие физкультурой в неделю выступили 29,5%.
Основной причиной, мешающей студентам вести здоровый образ жизни, 62,3% респондентов называют большую нагрузку на учёбе и необходимость совмещать её с работой, 25,7% – лень и только 12% указали отсутствие потребности в поддержании своего здоровья.[8]
Согласно результатам опроса, можно выявить следующие закономерности: большинство студентов полностью осознают важность здорового образа жизни и его взаимосвязь с успешностью обучения. Многие студенты стремятся вести здоровый образ жизни, хотя выполняют не все его требования. Большинство студентов поддерживает необходимость занятий физической культурой в вузе, и даже выступает за три занятия в неделю. Основой причиной, которая мешает вести здоровый образ жизни, респонденты назвали большие нагрузки на учёбе и на работе.
Здоровым можно назвать такой образ жизни, который способствует укреплению и оздоровлению организма как физически, так и эмоционально. Его обязательные компоненты – физические нагрузки, правильное питание, отсутствие вредных привычек, соблюдение санитарно-гигиенических норм.[9]
Основными факторами, которые влияют на выбор здорового образа жизни, являются количество нагрузок, наличие мотивации, в том числе желание выглядеть эстетично, пример близких людей и материальные возможности. Например, студенты говорят, что стали бы более активно заниматься спортом при наличии абонемента в спортивный зал.
Влияние здорового образа жизни на обучение в вузе неоспоримо. Он позволяет лучше усваивать информацию, повышает эффективность работы и трудоспособность, способствует профилактике возникновения заболеваний.
Человек, ведущий здоровый образ жизни, часто более успешен в учебной деятельности, чем тот, кто этого не делает. О таких наблюдениях говорят не только специалисты в области медицины, но и сами студенты, участвующие в опросе о здоровом образе жизни.
Однако, несмотря на то, что студенты осознают важность сохранения и укрепления своего здоровья, большинство из них не соблюдает все требования здорового образа жизни. Основной причиной этого респонденты называют большие нагрузки и отсутствие времени, а также отсутствие сильной мотивации.
Успешность ведущих здоровый образ жизни студентов объясняется минимизацией негативного воздействия на их организм, достаточным количеством полезных веществ и, следовательно, повышенной устойчивостью к нагрузкам, в том числе учебным.
Источник