Урок окружающего мира во 2 классе «Здоровье — наше богатство»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок разработан по программе «Начальная школа XXI век» Окружающий мир» . Урок вызвал живой интерес, позволил привлечь внимание учащихся к идее о необходимости ведения здорового образа жизни. Он отвечал на многие «зачем?» и «почему?», которые в этом возрасте часто задают дети. Этот урок ориентирован не на запоминание учениками информации, а на активном участии самих школьников в процессе его изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okr.mir_.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» МО Динской район
Предмет: окружающий мир
УМК: «Начальная школа XXI век»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: «ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО»
Учитель: Колесникова Юлия Юрьевна
Цель : научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний о гриппе, способствовать применению их в повседневной жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
- осознание ценности собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность;
- понимание необходимости вести профилактику гриппа ;
- стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- усвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- создание условий для проведения опытов, используя простейшее лабораторное оборудование.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование сознательного отношения к своему здоровью;
- рассказ о путях попадания микробов в организм человека;
- знакомство с основными правилами личной гигиены;
- анализ результатов наблюдений;
- формирование умений делать выводы;
- формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Оборудование: — мультимедийный проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма «Ох и Ах», конверты с заданиями для каждой группы, лупа, мыло, полотенце, портфолио здоровья учащегося начальной школы.
1.Самоопределение к деятельности.
-Доброе утро, ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку: « Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев
-Ребята, а чтобы прорастить семена, какие должны быть условия?
Посмотрите на экран, вам улыбается солнышко, а теперь вы повернитесь друг к другу — улыбнитесь, как улыбается это солнышко, и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла
-Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной:
2. Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, зачем у нас сегодня столько гостей?
-Как мы должны работать на уроке?
-Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Ох и Ах»
-Ребята, что же случилось с Охом?
— А как вы догадались?
-Ребята, как вы думаете, может ли Ох находиться с нами в классе?
Вывод: КОГДА ЧЕЛОВЕК БОЛЕН – ЭТО ПЛОХО ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.
-Давайте поможем Оху выздороветь.
-Подберите слово противоположное слову БОЛЕЗНЬ . Работаем в группах
У вас на партах лежат красные конверты, в них слова: БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ, НАШЕ.
-Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? Составьте из данных слов предложение. (СЛАЙД)
Тема нашего урока:
ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО.
Мы сегодня с вами поговорим о здоровье. А почему этот разговор нам необходим? Ответить на этот вопрос нам поможет наш учебник.
Работа в группах: в учебнике на стр.27 есть задание – «соберите» слова в пословицу: богатство, здоровье, первое.
Какую цель мы поставим?
3.Постановка учебной задачи.
-А вот какие задачи мы будем решать сегодня на уроке, вы должны определить сами. В жёлтых конвертах задачи.
Ваша цель- выбрать лишь те, которые будут отвечать теме нашего урока.
- От чего зависит здоровье человека?
- Что такое здоровье?
- Какие бывают секреты здоровья?
- Выяснить, чем отличаются цветковые и хвойные растения.
- Уметь находить на глобусе экватор, Северный и Южный полюсы.
- Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом? (СЛАЙД)
4.Открытие нового знания.
-Не испугались таких трудных задач? Почему?
-Ребята, сделайте предположение, какие могут быть секреты здоровья? В этом нам поможет следующее задание. У вас на столе лежат зеленые конверты, а в них задания.
1 группа — (учащиеся со средним уровнем знаний и мотивации) выбрать продукты питания, которые полезны при заболевании (в конверте картинки: чипсы, конфеты, чеснок, колбаса, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс)
2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний и мотивации) – Откройте учебник стр.28-29. Рассмотрите рисунки и назовите причины возникновения болезней у людей.
3 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний и мотивации) – придумать такие ситуации, которые могут показать, где и как человек может простудиться.
-Ребята, нам пришло письмо. (СЛАЙД)
-Кто мог написать это письмо, о чём он хотел рассказать?
— Как вы догадались, что у него грипп?
— А что это за заболевание? Как можно заразиться этим вирусом?
— Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным.
Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия.
— А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?
-Да, действительно, вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества — токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает.
— Как вы думаете, а раньше люди болели гриппом?
А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб — вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.
-А как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы этот вирус не попал в организм человека?
— Ребята, а разве кто-то из вас не моет руки? Проведем опыт. Умеете ли вы правильно мыть руки? (СЛАЙД)
— Мне нужно по 1 человеку из группы:
1 ребёнок споласкивает руки и не вытирает,
2 ребёнок — моет руки и вытирает их полотенцем,
3 ребёнок — моет тщательно руки со всех сторон и вытирает их.
-Кто из ребят правильно вымыл руки?
— Посмотрим, при помощи лупы, чисты ли ваши руки?
— Ой, ой, ой сколько микробов.
Что же нам делать? Как убить микробы и не заболеть гриппом?
Нам помогут в этой нелегкой задаче весёлые доктора, которые
у нас в гостях. Послушаем, что они нам посоветуют.
(СЛАЙД, картинки 4-х «говорящих» докторов)
— Доктор №1. Чтобы не заболеть гриппом, следует проводить профилактические процедуры. За один два месяца до эпидемии рекомендуется сделать прививку против вируса гриппа. Обращайтесь в поликлинику. Прежде всего, надо мыть руки! Да-да, чаще всего, вирусная инфекция «цепляется» именно с грязью – 90% всех случаев заболеваний приносились с улицы на руках и просто не смывались. Обязательно промывайте нос каждый вечер специальными растворами, которые можно купить в аптеке, например, «Аква Марис» или «Физиомер». А еще для этого можно использовать обычную минералку – «Ессентуки» № 4 или № 17. Если же общались с больным, то сразу же после промойте нос раствором обычного хозяйственного мыла.
Доктор №2. Когда вы вечером приходите из школы или других общественных мест, где вы могли иметь контакт с больными гриппом, в первую очередь тщательно вымойте руки с мылом. Затем высморкайтесь и намыленными пальцами изнутри протрите ноздри. Вирус гриппа мыла боится.
Доктор №3. Не стоит забывать и о методах народной медицины, проверенных на протяжении многих веков.
Пожалуй, главным природным «препаратом» для профилактики гриппа можно считать чеснок, который употребляется не только вовнутрь, но и наружно. Используйте его в пищу при каждом удобном случае, а тарелочку с очищенным чесноком поставьте возле своего рабочего места. Также употребляйте в пищу, фрукты и ягоды, которые в большом количестве содержат витамин С. Это шиповник, чёрная смородина, брусника, клюква, лимоны, апельсины.
Доктор №4. Регулярно проводить влажную уборку (желательно с применением дезинфицирующего средства).
Рекомендуется часто проветривать помещение.
Использовать во время эпидемии гриппа марлевую повязку.
Вести здоровый образ жизни.
Разминка «Веселый зоопарк».
— Откройте свое портфолио здоровья на стр.29. Прочитайте основные правила здоровья. Ваша задача – выполнить рисунок «Здоровый человек»
-Вот еще несколько советов, которые помогут вам выполнить задание:
-Как помочь себе и близким, если уже заболел?
6. Обобщение и закрепление.
-Какая была тема нашего урока?
-Достигли ли мы цели и задач, которые ставили в начале урока?
-Зачем нужны те знания, которые получили на сегодняшнем уроке?
-Интересно, а воспользовался ли Ох нашими советами, давайте посмотрим.
-А сейчас давайте проведем тест «Можете ли вы заболеть?»
Самооценка « Могу ли я заболеть?» (СЛАЙД)
-Сделал ли ты прививку от гриппа?
-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?
-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?
-Занимаешься ли ты спортом?
-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?
-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?
-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?
-Закаляешься ли ты?
-Ты весёлый, жизнерадостный человек?
Обработка результатов — если вы выбрали менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни.
— Ребята, а чтобы вы не забыли правила защиты от простудных заболеваний, вам помогут информационные буклеты.
-У вас у каждого на партах ладошки. Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя много полезного — поднимите ладошки вверх.
А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- опустите ладошки вниз.
-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы.
(на доске запись: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев .
Сидят за партами, слушают учителя.
Солнце, тепло, уход…
Поворачиваются друг к другу и произносят слова.
-Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра,
Если будет трудно, я тебе помогу.
-Чтобы мы показали все свои знания.
— Активно, тихо, дружно.
Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»
— Теплая одежда, чихает, больное горло, грелка.
ЗДОРОВЬЕ — НАШЕ БОГАТСТВО.
Учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 1 часть стр.27
Работа в группах.
ЗДОРОВЬЕ — ПЕРВОЕ БОГАТСТВО.
-Научиться сохранять и укреплять своё здоровье.
-От чего зависит здоровье человека?
-Что такое здоровье?
-Какие бывают секреты здоровья?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?
Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух.
Обобщающие ответы групп. 1 группа: чеснок, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс. 2 группа: не соблюдение режима дня, нужно ежедневно проветривать помещение, мыть руки с мылом; 3 группа: в театре, в магазине и т.д.
«ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ВАЖНОМУ ВОПРОСУ» Конверты с письмом, раскрывают и читают сначала про себя, затем вслух.
-Отравляет наш организм.
— Дети делают предположения.
Надеть на лицо защитную маску, принимать витамины, противовирусные препараты, в целях профилактики, мыть руки.
Смотрят, анализируют, доказывают, делают вывод.
Источник
Конспект классного часа на тему «Здоровье — наше богатство», 2 класс
специалист в области арт-терапии
Классный час по направлению «Здоровый образ жизни»
с применением информационного подхода
Тема «Здоровье – наше богатство»
2 класс, учитель Сладкова И. А.
Тема: «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ».
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.
развивать умение общаться друг с другом ;
развивать у детей потребность в здоровом образе жизни;
закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения.
игровые и здоровьесберегающие технологии.
Словарные слова: посылка, режим дня, эксперимент, витамины, микробы.
Звучит музыка «Песенка о здоровье..»
Учитель: Здравствуйте, сегодня на классный час, для вас, пришла посылка. Вы наверное знаете что это такое –посылка (от сл. послать).В посылку упаковывают вещь и посылают её по почте.
— Давайте посмотрим, от кого она.
— Вот это да! Ведь она от Айболита! Интересно, что в ней! Как вы думаете ребята ?
Дети: Может быть лекарства.
Учитель: Вместе с посылкой было музыкальное письмо, только без адреса. Вы хотите его послушать?
Дети: Очень хотим!
Учитель: Давайте послушаем это письмо смотрим на слайд 1.
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Постарайся позабыть про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
Учитель: А вы хотите быть здоровыми? А зачем?
Дети: Чтобы хорошо учиться, заниматься в кружках и секциях, быть сильными и красивыми.
Учитель: Да, вы правы. И сегодня тема классного часа «Если хочешь быть здоров». Она посвящена нашему ЗДОРОВЬЮ. Вы должны мне помогать: отвечать на мои вопросы, показать свои знания и умения все то, что вы знаете о здоровье. Если вы будете хорошо отвечать на мои вопросы ,в конце классного часа, я вам открою секрет этой посылки и мы увидим что там.
— Есть много причин, чтобы не болеть. Но самая важная причина – это жизнь. Жить долго, успеть выучиться, сделать много приятного и полезного для себя и других людей. И, конечно, для своей страны. Значит надо сохранить своё здоровье. А как же это сделать, ребята?
Дети: Заниматься спортом, больше находиться на свежем воздухе, есть много витаминов, соблюдать правила гигиены.
Учитель: Ребята, вы видите, как много для этого надо? Как всё успеть выполнять каждый день? Что мы должны соблюдать?
Дети: Надо соблюдать режим дня (слайд 2).
Учитель: Режим дня — это, когда чередуются различные виды деятельности : учеба, отдых, труд, питание, сон. Если вы правильно чередуете труд и отдых, то ваш организм будет меньше ощущать усталость, а значит, останется здоровым.
— С чего каждый человек должен начинать свой день?
Дети: С зарядки.(Делают под музыку зарядку)
Учитель : Для чего делают зарядку?
Дети: Для того чтобы проснуться, зарядиться энергией (слайд 3).
Учитель: Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, согревает наше тело, добирается до головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, мы чувствуем себя сильными и здоровыми.
— Решил один мальчик стать самым сильным и попытался поднять тяжёлую гирю (слайд 4).
Но ничего у него не вышло. Тогда ему сказали, что он мало каши ел. При чём тут каша?
Дети: Для того чтобы стать сильным, надо хорошо есть.
Учитель: А что вы едите, чтобы стать сильными и здоровыми?
Дети: Суп, сосиски, картошку, салат и т.д.
Учитель : А чипсы с газировкой вы разве не любите?
— Давайте посмотрим, что происходит в нашем желудке, когда мы пьём газировку и едим всё подряд.
ЭКСПЕРИМЕНТ ( попытка что-то сделать)
Возьмём бутылку газированной воды и бросим в неё разноцветное драже из красивого пакета. Вода из бутылки незамедлительно начнёт извергаться в виде пены.
— Если мы будем продолжать такие эксперименты над собой, наш желудок обидится и заболит.
ИГРА «ВРЕДНО — ПОЛЕЗНО» (слайд 6) .
Разделить продукты питания на вредные и полезные.
ИТОГ ,учитель : Какие продукты , мы должны кушать?
Дети: Полезные -фрукты, ягоды, рыбу, молоко.
Учитель : Чего должно быть много в пище, чтобы она стала полезной?
Учитель: Витамины- органические вещества необходимые для нашего организма. Не зря витамины называют «Алфавит здоровья». Только при чём тут алфавит? Потому что названия витаминов состоят из одной буквы. Например, А, В и т.д. Из них можно составить свой алфавит.
Учитель: Каждый витамин выполняет определённую работу (слайд 7).
А – отвечает за рост (слайд 8).
В – улучшает работу органов (слайд 9).
С – укрепляет здоровье (слайд10).
D – укрепляет кости (слайд 11).
Учитель: Кто из вас болел в этом году? Почему это произошло?
Дети: Заразились, простыли и т.д.
Учитель: В наш организм попали микробы (маленькие , маленькие организмы, которые переносят болезни) (слайд 12).
Как они проникли в наш организм?
Дети: Не проветривали комнату, не всегда мыли руки, не защищали свой организм от микробов.
Учитель: Позовём на помощь Мойдодыра (слайд 13) .
Где грязнуля? Покажите,
К умывальнику ведите.
Будем дружно отмывать
И микробы разгонять!
«От простой воды и мыла у микробов тает сила».
(На экране появляются предметы: зубная щётка, зубная паста, мыло, мочалка, расчёска).
ИГРА «Личные — общие» (слайд 15) .
Разделить предметы на две группы: в первую – предметы общего пользования, во вторую – личные.
зубная щётка зубная паста
носовой платок книга
расчёска
мочалка игрушки
Учитель : Молодцы! Но бороться с микробами и болезнями нам помогут звуки. Хотите узнать, как?
1)если у вас болит горло, надо превратиться в комара и спеть его песню (руку положить к горлу зззззззззззз);
2)когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетке жжжжжжжж);
3)а когда устали и болит голова, слушаем шум моря (сссссссссссссссс).
ИГРА «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ» (на доске) .
Всем даёт здоровье молоко коровье.
Здоровые зубы – здоровые люди.
Чистота – залог здоровья.
Кто аккуратен, тот людям приятен.
Учитель: А теперь ещё раз вспомним, что нужно для здоровья. Выполним тест (слайд16-19)
Сколько раз в день надо чистить зубы:
Что вредно для зубов:
1)морковь; 2)сахар; 3)яблоко.
Какой предмет относится к личной гигиене:
1)шампунь ; 2)мыло; 3)расчёска.
День нужно начинать:
1)с зарядки; 2)с завтрака.
Игра «ДА – НЕТ» . — Отвечайте хором!
Учитель: Я решила всё-таки отдать вам посылку за такую активную работу и хорошие знания! (В посылке фруктовый сок).
Источник