Меню

Здоровье населения ставропольского края

Здоровье населения ставропольского края

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны и территориального образования. В настоящее время система здравоохранения России находится в процессе модернизации, при этом развитие и функционирование территориальных (региональных и муниципальных) систем здравоохранения характеризуются наличием кризисных моментов. Система оказания медицинской и лекарственной помощи населению отражена на рисунке.

По мнению ВОЗ, главными критериями оценки эффективности деятельности системы здравоохранения являются:

• состояние здоровья населения: ожидаемая продолжительность жизни, смертность, инвалидность и др.;

• образ жизни населения: распространенность табакокурения, алкоголизма, ожирения и др.;

• удовлетворение обоснованных нужд населения: права человека, самостоятельность в принятии решения, право на конфиденциальность, ориентированность на пациента (внимательность медицинского персонала, чистота в медицинских организациях и адекватное питание, социальная поддержка, возможность выбора);

• справедливость в оплате медицинской помощи и равенство в доступности медицинской и лекарственной помощи (оплата основана на доходах, а не на рисках).

В последние годы в здравоохранении РФ происходят весьма существенные изменения, в первую очередь, в структуре управления и объемах финансирования, что сказывается на качестве медицинской и лекарственной помощи. В связи с этим представляет интерес изучение состояния здравоохранения на региональном уровне.

Целью исследования явилось проведение SWOT-анализа системы функционирования здравоохранения в Ставропольском крае.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явилась система здравоохранения Ставропольского края. Источниками информации служили данные, предоставленные Министерством здравоохранения и территориального управления Росздравнадзора Ставропольского края. Для получения достоверных эмпирических данных и их обобщения применялись методы социологии медицины: анкетный опрос, методы группировки, сравнения, контент-анализ, системный подход, компаративный и структурно-функциональный анализ.

Функционирование системы здравоохранения

Результаты исследования и их обсуждение

С целью выяснения мнения населения Ставропольского края о состоянии системы здравоохранения в регионе в 2009–2012 гг. был проведен социологический опрос 750 человек. Распределение ответов респондентов представлено в таблице.

Таким образом, при изучении мнения жителей края о состоянии здравоохранения установлено, что число респондентов, оценивших его, как «удовлетворительное» и «плохое» уменьшилось, и в сторону улучшения состояния склоняются большее число опрошенных, оценив его как «хорошее».

Мнение респондентов о состоянии здравоохранения Ставропольского края, %

«В каком состоянии сейчас находится здравоохранение в Вашем регионе?» ( %)

«В какую сторону изменяется положение дел в системе здравоохранении в месте Вашего проживания?» ( %)

Остается без изменения

Основными задачами здравоохранения Ставропольского края являются:

• недопущение снижения объемов и качества медицинской и лекарственной помощи;

• обеспечение эффективного использования накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки;

• сосредоточение финансовых и других ресурсов на развитии наиболее важных направлений здравоохранения, включая федеральные целевые программы.

Для решения поставленных задач основным направлением должна стать структурная перестройка отрасли в условиях рыночной экономики с целью обеспечения населения края общедоступной, качественной медицинской и лекарственной помощью.

Социально-экономическая нестабильность в крае привела к тенденции роста депопуляции населения и демографическому старению, широкому распространению различных групп заболеваний, основными из которых являются болезни органов дыхания, травмы и отравления, заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни мочеполовой системы. При этом стабильно растет инвалидизация и смертность, основными причинами которых являются болезни системы кровообращения и новообразования.

В последние годы в крае отмечается снижение числа стационарных и амбулаторных медицинских организаций, ФАПов, изношенность технологического оборудования, низкая степень обеспечения больничными койками и непродолжительность пребывания на них, дефицит медицинских кадров, в первую очередь, молодых врачей-специалистов различного профиля. Установлено, что структура сети МО не соответствует федеральным нормативам. Все это сказывается на качестве медицинского обслуживания населения края.

По результатам анализа демографических показателей, структуры смертности и заболеваемости населения, состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения, их кадровой обеспеченности и системы финансирования, законодательного регулирования позволяют сделать вывод о необходимости модернизации системы здравоохранения края с целью улучшения качества и медицинского обслуживания населения. В 2011 г. нами был проведен SWOT-анализ развития здравоохранения края, который показал следующее:

Сильные стороны системы здравоохранения (S):

• наличие широкой лечебной сети, обеспечивающей этапность оказания медицинской помощи (92 больничных и 131 амбулаторно-поликлиническая организация);

• проведение эффективной профилактической работы краевого регионального здравоохранения в части активной прививочной компании по гриппу;

• проведение диспансеризации работающего населения (40 844 человека);

• значительное число аптечных организаций в крае (свыше 1353 аптечных организаций);

• сохранение социальных функций в государственном фармацевтическом секторе (298 аптечных организаций);

• уникальная бальнеологическая зона и санаторно-курортная база (более 103 здравницы);

• относительно высокий профессиональный уровень медицинского персонала (в медицинских организациях и санаторно-курортных учреждениях края трудятся доктора и кандидаты медицинских наук);

Читайте также:  Документы для росгосстраха по здоровью

• реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и краевых целевых программ: «Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2010–2012 годы» (утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. № 249-п), «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2010–2014 годы» (утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 сентября 2009 г. № 250-п); «Неотложные меры по профилактике и борьбе с Крымской геморрагической лихорадкой в крае на 2009–2011 гг.» (утверждена Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 марта 2009 г. № 71-п);

• сформирована система поддержки отрасли за счет федерального (945059 тыс. руб.), краевого (13670,2 тыс. руб.) и муниципального бюджетов в рамках действующих целевых программ;

• собственная учебная база, включающая высшие (2) и средние медицинские учебные заведения (более 10);

• система научно-практического взаимодействия в виде широкого распространения клинических больниц, центров, отделений.

Слабые стороны (W):

• недостаточное развитие реабилитационной сети в крае;

• слабая и устаревшая материально-техническая база медицинских организаций;

• низкая доступность специализированной медицинской и лекарственной помощи для населения (в первую очередь сельских жителей);

• недостаточное финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

• низкая доля финансирования всего здравоохранения края от валового регионального продукта (3,2 %);

• недоукомплектованность медицинских организаций специализированным персоналом (нехватка медицинских кадров составляет 27 %);

• наличие медицинских объектов в режиме долгостроя;

• недостаточная профилактическая работа в отношении различных групп заболеваний;

• несовершенная нормативно-правовая база и отсутствие льгот для аптечных организаций не позволяют оказывать в полной мере государственную поддержку и социальные функции.

• внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе имеющихся медицинских организаций;

• гибкое реагирование лечебной сети на изменения конъюнктуры на рынке медицинских услуг;

• прогнозирование регионального рынка медицинских услуг;

• соответствие оказания медицинской помощи федеральным стандартам;

• развитие информационно-коммуникативных технологий;

• межведомственное взаимодействие с целью расширения использования имеющейся санаторно-курортной базы региона;

• создание государственных учреждений здравоохранения в виде высокоэффективных межрайонных многопрофильных стационаров для обеспечения населения всеми основными видами стационарной помощи;

• повышение доступной медицинской и лекарственной помощи для сельского населения в виде общеврачебных практик, на базе лечебной инфраструктуры и созданных ФАПов.

• отток медицинских кадров в более привлекательные отрасли и территории;

• дефицит бюджетного финансирования;

• повышенные миграционные процессы вне зависимости от материально-технической и кадровой обеспеченности лечебной сети;

• рост жалоб граждан на снижение качества оказания медицинской и лекарственной помощи, включая реализацию отдельных программ;

• критический износ основных фондов здравоохранения вследствие недостаточного финансирования прежде всего на уровне муниципальных образований;

• увеличение разрыва между требованиями по выполнению современных стандартов в медицинских организациях и объёмами их финансирования;

• усиление различий между территориями в пределах края по объему и качеству оказания медицинской и лекарственной помощи.

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить существующие проблемы в области здравоохранения Ставропольского края в настоящее время, которые объединены в 6 групп:

1. Отсутствие необходимой законодательной базы, а именно законов, регулирующих деятельность государственной, муниципальной и коммерческой систем здравоохранения.

2. Разобщение деятельности многих государственных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья как на федеральном уровне, так и региональном уровнях.

3. Острый дефицит бюджетных ассигнований и неадекватная работа системы ОМС, вызванные кризисными явлениями в системе финансирования отрасли.

4. Отрицательная динамика демографических процессов в крае.

5. Недостаточная работа по профилактике заболеваний за исключением вакцинации от гриппа.

6. Коренные преобразования в системе оказания медицинской помощи, связанные с местным самоуправлением субъектов РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости проведения реформ в области здравоохранения края, основными целями которых должны являться:

• создание условий для соблюдения предоставленных гарантий по оказанию медицинской и лекарственной помощи населению;

• формирование многоуровневого здравоохранения с сохранением лидирующих позиций государственного участия;

• увеличение объемов и изменение порядка финансирования медицинской отрасли;

• повышение терапевтической эффективности с учетом фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики в медицинских организациях;

• повышение конкурентоспособности государственной системы здравоохранения;

• обеспечение защиты прав пациентов на получение качественной медицинской и лекарственной помощи.

Одним из наиболее важных механизмов в решении указанных проблем является совершенствование системы управления в здравоохранении. В первую очередь необходимо разграничить полномочия по управлению между федеральными органами, органами власти субъектов и муниципалитетами. Кроме того, нужно восстановить принцип «подотчетности» органов и учреждений здравоохранения за результаты своей деятельности перед населением и местными органами власти, а также управленческую вертикаль. В основе направления реформы здравоохранения должна быть предусмотрена и реформа подготовки медицинских и фармацевтических кадров, включая повышение престижности профессий и их социальную защищенность. Таким образом, реформирование здравоохранения на региональном уровне должно включать комплекс мероприятий с участием органов власти Ставропольского края и их муниципальных образований, заинтересованных в совместном решении гарантированного обеспечения населения качественной медицинской помощью и лекарственными препаратами.

Читайте также:  Тренинги здоровья для дошкольников

Рецензенты:

Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского филиала Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск;

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры УЭФ ФПО Пятигорского филиала Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск.

Источник

Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае

Дата публикации: 06.06.2020 2020-06-06

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Беляева, В. А. Тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае / В. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71373/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Ключевые слова: бюджет, здравоохранение, медицинская помощь, федеральное финансирование.

Уже в течение четырнадцати лет в Ставропольском крае продолжается реализация национального проекта «Здоровья», а с 2019 г. национального федерального проекта «Здравоохранение» [2], что позволило снизить многие негативные факторы, которые вызваны дефицитом недофинансирования данной сферы в 1990-х гг. Продолжает развиваться первичная медико-санитарная помощь и высокотехнологичные методы лечения. Наблюдается положительная динамика реализации программы формирования здорового образа жизни.

Основные объемы медицинской помощи обеспечиваются в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения. Однако именно это звено перестало выполнят свои функции из-за деградации участковой системы и тотального старения медицинской техники и оборудования. За шесть лет в эту сферу было вложено 950 млн. рублей, закуплено 2,5 тыс. единиц современного оборудования для диагностики различных заболеваний. Предпринятые меры позволили увеличить на четверть посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений Ставропольского края (до 57 тыс. пациентов в смену). Уровень выявляемости заболеваний онкологического, урологического характера, системы кровообращения возрастает в настоящее время на 1 % в год, что связано с высокой оснащенностью лечебно-профилактических учреждений.

Стабилизирована численность и размер оплаты труда медицинского персонала, который имеет первичный контакт с больными. Однако, в настоящее время кадровые проблемы сохраняются, например, высока доля пенсионеров (более 24 %). То есть следует решать проблему укомплектованности медицинских учреждений кадровыми ресурсами выпускниками медицинских ВУЗов. Еще оной проблемой является социальная незащищенность медработников. Те мероприятия, которые планируются на государственном уровне, связанные с введением льгот на оплату коммунальных услуг в сельской местности, выдача единовременного пособия молодым врачам в размере 1 млн.руб., приехавшим туда на работу, способствуют решению данной проблемы и позволят добиться положительного эффекта. Руководителям муниципальных городских округов следует обратить внимание на решение жилищных проблем медицинских работников, чтобы избежать увеличения дефицита кадров сфере здравоохранения [3, с. 141].

За 9 месяцев 2019 г. за счет федерального финансирования были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи более чем на 331 млн. руб., что выше показателя 2018 г. на 30 %. За счет этих средств было закуплено медицинское оборудование и лекарственные средства, а также направлены на стимулирующие выплаты врачам.

Одним из важных направлений развития сферы здравоохранения Ставропольского края является квотирование 20 высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВПМ) в федеральных клиниках страны. Это операции на открытом сердце, нейрохирургические, онкологические, офтальмологические, хирургические вмешательства высокой степени сложности, экстракорпоральное оплодотворение. Это позволило в 2018–2019 гг. получить высокотехнологичную медицинскую помощь 8874 пациентам.

В федеральной программе оказания ВПМ с 2007 г. участвует Ставропольский краевой клинический центр организации специализированных видов медицинской помощи, которому за счет федерального финансирования выделяются квоты по ортопедии и травматологии, нейрохирургии и сердечно-сосудистой хирургии. За 2019 г. клиническим центром осуществлено 110 оперативных вмешательств.

Финансирование ВМП с 2015 г. было передано в систему ОМС, что позволило краевым учреждениям здравоохранения повысить ее доступность для жителей края. Однако снова возникает проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Уже сегодня отдельные центральные клиники предлагают сотрудничество в целевой практической подготовке врачей на собственных базах и это следует больше пользовать.

В Ставропольском крае реализуется программа иммунопрофилактики, в рамках Национального календаря прививок и проекта «Здоровье». В частности, это касается иммунизации детей и взрослых жителей края. Например, в течение последних пяти лет против гепатита «В» 750 тыс. человек. В 2017–2018 гг. по вине федеральных структур возникала неритмичная поставка вакцин, но даже в таких условиях краевая медицина снизила заболеваемость взрослого населения в возрасте до 55 лет в 3 раза, а среди детей — в 7,5 раза.

Читайте также:  Ted talks здоровье подкаст

Важным фактором, используемым для оценки состояния общественного здоровья и раннего выявления заболеваний является дополнительная диспансеризация работающего населения. В крае наработана и эффективно применяется практика организации медосмотров в ходе диспансеризации и охват населения ежегодно составляет порядка 100 % от запланированного. В частности, в текущем году досрочно выполнили план-график лечебно-профилактические учреждения Андроповского, Георгиевского ГО, Грачевского, Минераловодского ГО, Предгорного, Туркменского, Шпаковского районов.

Как показывают результаты медосмотров, практически здоровыми признаются 20–25 % осмотренных, 25–27 % граждан имеют те или иные факторы риска возникновения заболеваний, а у 60 % граждан в результате медосмотров выявляются различные заболевания и им проводят дополнительные обследования и назначают лечение. Безусловным фактом остается то, что часть экономически активного населения не проходят диспансеризацию и ограничивает обращаемость за медицинской помощью [4, с. 454]. Это привело к тому, что у половины трудоспособного населения не своевременно устанавливаются различные патологии, что приводит к инвалидизации и преждевременной смертности.

Сердечно-сосудистая патология лидирует среди причин смертности трудоспособного населения. Для снижения данного негативного фактора в крае успешно реализуется целевая программа, в рамках которой созданы Ставропольский региональный сосудистый центр, первичные сосудистые отделения в Ессентуках, Невинномысске, Пятигорске и Ставрополе. Появление данных медицинских учреждений позволило повысить эффективность оказания специализированой медицинской помощи жителям края без обращения в краевые структуры здравоохранения. За последние два года в сосудистом центре и отделениях оказана своевременная помощь более чем 13 тыс. пациентам с диагнозами инсульта и инфаркта. В ближайшее время планируется создать сосудистые отделения в таких городах края, как Буденновск, Кисловодск и Светлоград.

За последние годы в Ставропольском крае активно развиваются 1 травмоцентр первого уровня, 2 — второго уровня и 5 — третьего уровня, которые имеют возможность оказать первую медицинскую помощь в течение 20 минут после ДТП, благодаря наличию восьми оснащенных необходимым оборудованием реанимобилей. Однако возможности реанимобилей используется не полностью из-за нехватки в штатах травмоцентров третьего уровня анестезиологов-реаниматологов.

Получили развитие и службы крови, которым в рамках федерального финансирования было выделено 186 млн. руб. Эти средства направлены на создание мобильных (выездных) пунктов по заготовке донорской крови, а также на приобретение необходимой техники для создания единой федеральной информационной базы по донорству.

Таким образом, уже сейчас можно отметить и сильные и слабые стороны реализации проекта. Так, к слабым сторонам моно отнести вопрос целевой подготовки медицинских кадров; размещение центров в действующих поликлиниках, которые не обладают достаточными площадями; не все ЛПУ обеспечивают необходимые результаты работы созданных в них центров и др.

В рамках выполнения Федерального закона № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] продолжается перевод здравоохранения с клинических на профилактические рельсы. Продолжает развитие наркологическая служба края в диагностическом и реабилитационном направлении. Были выделены средства из краевого бюджета на ремонт помещения в размере 8,7 млн. руб. под размещение в г Пятигорске реабилитационного наркологического центра. А 20,7 млн.руб. из федерального бюджета были направлены на покупку медицинской техники и оборудования на оснащение краевого клинического наркологического диспансера и реабилитационного наркологического центра.

В рамках реализации федеральных программ в области здравоохранения в Ставропольском крае удалось частично решить проблемы оснащения медучреждений новым оборудованием и автотранспортом. В 2017–2019 гг. федеральное финансирование для этих целей составило более 1,6 млрд. руб. В текущем году планируется прибрести 4845 единиц оборудования и медицинской техники, что практически втрое больше показателей 2019 г.

Таким образом, развитие здравоохранения в Ставропольском крае имеет положительный эффект, однако для дальнейшего его развития необходимы дополнительные ресурсы для вывода отрасли на уровень современных требований.

1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.05.2020).

2. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

3. Тимербулатова Л. И. Приоритетные направления государственной политики в сфере здравоохранения // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 140–142. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45887/ (дата обращения: 26.05.2020).

4. Редько А. А. О нерешенных проблемах российского здравоохранения // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. — № 2. — С. 453–456.

Источник

Adblock
detector