4.1. понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность
4.1. понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность
В современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «здоровье» часто сводится к следующим формулировкам:
1) здоровье — это отсутствие болезней;
2) здоровье и норма — понятия тождественные;
3) здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.
Общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней, дефектов развития, несчастных случаев, уровня смертности. Таким образом, до сих пор медицина и ее теория остаются во власти патологии. Крайне мало таких индексов, показателей, которые отражали бы качество и количество собственно здоровья — личного и общественного.
В настоящее время наряду с давно существующей теорией патологии развивается новая теория, теория здоровья — санология — валеология (Ю.П.Лисицын).
Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей (Ю.П.Лисицын, Н.М.Амосов и др.). Среди множества показателей и определений можно выделить следующие:
Ресурсы здоровья это морфо-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки, отдых и т.д.).
Потенциал здоровья — это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).
Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Здоровье человека может рассматриваться в различиях аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизиологическом и других. Основными предпосылками для этого является то, что нельзя определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в которой постепенно все большее влияние занимают социальные факторы. Их роль за весь период разбития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку, форме. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке основа к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения и изложенное нами в первой главе учебника: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей качество социальное. В связи с чем для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания, в том числе питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
Однако в медико-социальных исследованиях группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья традиционно принято использовать следующие индикаторы или группы показателей:
1. Медико-демографические показатели.
2. Показатели заболеваемости.
3. Показатели инвалидности.
4. Показатели физического развития населения.
Когда мы говорим о социальной обусловленности здоровья, то имеем в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска, т.е. факторов, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и тем самым способствует развитию патологии (см. гл. 1).
Источник
Понятие здоровья, его социальная обусловленность
Существует множество определений здоровья (на данный момент более 300), но нельзя утверждать, что существует такое, которое бы удовлетворяло основную массу исследователей в различных странах и могло бы стать основой для измерения здоровья населения.
Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде (С. Я. Чикин, 1979). Известный кардиохирург Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма. Полное определение дает А. Г. Щедрина (1989): «Здоровье — это целостное, многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетической программы в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» (Щедрина А.Г., 1989). Наибольшее распространение при изучении здоровья получило определение здоровья, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения — ВОЗ (WHO: The first ten years of the world. — Geneva, 1958, p. 459): здоровье рассматривается не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного душевного и социального благополучия.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить об укреплении или ослаблении здоровья в зависимости от возраста, профессиональной деятельности, среды обитания, социальных условий жизни, психоэмоционального состояния и т. д.
При анализе состояния здоровья выделяют 3 его категории:
1. Индивидуальное здоровье — когда речь идет здоровье конкретных людей.
2. Групповое здоровье — когда речь идет о здоровье нескольких людей или сообщества.
3. Здоровье популяции (нации) — когда речь идет о населении, проживающем на определенной территории (в городах, сельской местности), либо обо всем населении.
Здоровье человека как индивидуума — состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие- либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное здоровье оценивается по следующим признакам:
Общественное здоровье является производным от здоровья индивидуумов, его формирующих, однако не является их простой суммой. Оно оценивается по медико-статистическим и демографическим показателям. Это характеристика общества как социального организма. Это экономический потенциал общества, фактор, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Общественное здоровье — здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности, при определяющем значении общественно-политического и экономического строя и зависящих от него условий коллективной жизни (труд, быт, отдых, питание, уровень образования и культуры и т. д.).
Основными показателями здоровья населения являются:
· показатели заболеваемости и распространенности болезней
· показатели инвалидности и инвалидизации.
· показатели физического развития населения.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
• физический — отражает уровень функционирования организма, его органов и систем, уровень их резервных возможностей;
• психоэмоциональный — характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, эмоции, способ их выражения;
• интеллектуальный — то, как человек усваивает информацию, использует ее; ведь от эффективности поиска и накопления нужной информации зависит развитие личности и ее адаптация в окружающем мире;
• социальный — осознание личности и взаимодействие с окружающими (общение и сверстниками, коллегами, учителями, родителями и др.);
• личностный — самореализация (ценности, карьеризм, альтруизм);
• духовный — отражает суть человеческого бытия. «Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосердным. Старайся поступать во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее — добрых дел ко благу людей» (Марк Аврелий).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Социальная обусловленность общественного здоровья и факторы, его определяющие, их классификация. Модель социальной обусловленности здоровья.
Социальная обусловленность общественного здоровья — это комплекс факторов, характеризующих образ и условия жизни субъектов, социальную организацию на уровне общества, локального сообщества и социальной микросреды, влияющий на состояние и динамику общественного здоровья.
Социальная обусловленность подразумевает объективную зависимость состояния здоровья, отношений и поведения людей в сфере здоровья от системы социального неравенства, социальных типов культуры, социальных стереотипов и устойчивых наборов социальных ролей в локальном сообществе.
4.
Медико-социальные аспекты образа жизни населения. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на образ жизни. Меры по модификации образа жизни. Роль участкового врача в формировании здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
К основным направлениям формирования ЗОЖ относятся:
1) безопасные условия труда;
2) социальный оптимизм, высокий культурный уровень;
3) медицинская активность;
4) экологическая активность;
5) физическая активность;
6) рациональное, сбалансированное питание;
7) устроенность быта, хорошие семейные отношения;
8) здоровая наследственность;
9) другие факторы.
Помимо указанных направлений необходимо еще различать два аспекта формирования ЗОЖ:
1) создание и развитие позитивных для здоровья условий;
2) преодоление или уменьшение факторов риска.
Наиболее важные факторы риска — пониженная масса тела, небезопасный секс, высокое артериальное давление, потребление табака и алкоголя, отсутствие чистой воды, антисанитарные условия, слабая гигиена.
Выделяют управляемые (модифицируемые) и неуправляемые (немодифицируемые) факторы риска.
•Управляемыми считают факторы риска, степень выраженности которых может быть снижена медикаментозными и немедикаментозными воздействиями (это артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, курение и др.).
•Неуправляемые факторы риска не поддаются коррекции (это возраст, пол).
Меры по модификации образа жизни
- Отказ от вредных привычек.
- Снижение веса.
- Повышение физической активности.
- Увеличение потребления пищи растительного происхождения и снижение – животных жиров и поваренной соли.
- Учиться справляться со стрессовыми ситуациями, снимать психо-эмоциональное напряжение.
Участкрово-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больныз проводится при посещеничх больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плвне . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
5.
Укрепление здоровья населения. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Виды медицинской профилактики по отношению к населению: индивидуальная, групповая, популяционная. Роль и место участкового врача в работе по укреплению здоровья населения.
В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит:
- Оздоровление продуктов массового потребления;
- Санитарный контроль над чистотой окружающей среды;
- Запрещение курения в общественных местах;
- Проведение вакцинаций и диспансеризаций;
- Предоставление профилактических оздоровительных услуг.
В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.
Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Третичная профилактика
Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию
Современные взгляды на профилактику и диспансеризацию с учетом оценки состояния здоровья, пола индивидуума и определение факторов уровней риска.
●индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;
●групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
●популяционная(массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительскую работу на обслуживаемой поликлиникой территории. ЭТа работа проводится в двух направлениях : работа с больными и родственниками при посещенияз на дому ,работа с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях больного на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) И психологическом плане . На основе полученных данных , в зависимости от домашнего уклада жизни, семейных традиций и привычек принимаются меры для устранения или смягчения факторов ,отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
Источник