2. Здоровье населения, его социальные и биологические закономерности.
Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов”. Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.
3. Социальные факторы и здоровье.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
Источник
Здоровье населения это социально биологическое явление
7. Проблема соотношения социального и биологического в здоровье населения.
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.
1. Предмет и методы изучения общественного здоровья и здравоохранения.
Предметом изучения ОЗЗ является влияние на здоровье населения общественных закономерностей, образа жизни, социальных условий и факторов и т.д.
Основная задача — глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разработать эффективные мероприятия по устранению вредного влияния среды.
Задачи ОЗЗ: 1) изучение состояния и тенденций общественного здоровья с целью его сохранения и укрепления.
2) разработка теоретических и методологических основ анализа общественного здоровья
3) разработка и внедрение в практику здравоохранения новых эффективных организационныхформ и методов оказания помощи
4) научныеобоснования и рекомендации по совершенствованию и повышению экономической эффективности медицинской помощи
5) обоснование и прогнозирование потребностей организаций и учреждений в медицинских кадрах
6) научное обоснование и внедрение управленческих инноваций
7) обоснование системы гигиенического обучения и воспитания населения
Статистический (или санитарно-статистический) позволяет:
а) количественно измерить показателями здоровье населения и деятельность медицинских учреждений;
б) выявить влияние факторов на здоровье;
в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий, и экономических;
г) позволяет оценить динамику показателей здравоохранения и прогнозировать их;
д) выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения.
Исторический – знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.
Методэксперимента и моделирования (организационного эксперимента) врача, процедур и т.д( для разработки рациональтных форм и методов работы).
Метод экономических исследований дает установить влияние экономики на ЗО и наоборот.
Метод экспертных оценок.Суть: определение косвенным путем тех или инных коэфициентов . непосредственное получение которых по ряду причин не представляется возможным( не достаточно научных знаний). Эксперты – авторитеты в обл. мед науки и практики.
Социологический (или медико-социологический). Получение информации непосредственно от населения,.напр.:— определить отношение представителей разных групп населения к своему здоровью —-выявить особенности образа жизни , с которым связано состояние здоровья
—решать вопросы научной организации труда, времени разных групп мед раб.
Медико-географический.(изучение явлений в разных территориальных зонах, региональных особенностей).
Системный.(разработка логической модели, ее математическое выражение, и оценка ожидаемых результатов).
6. Законодательство по здравоохранению России, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Закон о здравоохранении определяет государственную политику в области охраны здоровья граждан, а также правовые социально-экономические и организационные основы системы здравоохранения. Состоит из 13 разделов и 64 статей. Этот закон перерабатывается.
– общие положения (8 статей).
– принципы государственной политики в области охраны здоровья населения:
а)доступность медицинской помощи и фармацевтического обеспечения;
б)профильная направленность здравоохранения;
в)приоритетное медицинское обслуживание детей и матерей;
г)под контроль профессиональной деятельности медицинских работников органами здравоохранения;
д)ответственность государственных органов власти и управления за состоянием здоровья граждан;
е)равные возможности развития медицинских учреждений независимо от форм собственности и принадлежности;
ж)экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в сохранении здоровья граждан;
з)участие общественности и граждан в охране здоровья.
-обеспечение права граждан на здоровье:
б)укрепление материально-технической базы учреждений;
г)создание для человека благоприятной среды обитания;
д)возможность пользоваться лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями;
е)создание условий для занятия физкультурой и спортом;
-право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
-обязанность и ответственность граждан в охране здоровья.
–полномочия органов государственной власти и управления, предприятий в области охраны здоровья (ВС, МЗ, Совет Министров)
-финансирование здравоохранения. Финансирование осуществляется из расчета на одного жителя (10% ВВП). Источники средств на здравоохранение:
Внебюджетные средства местных органов власти;
Доходы от хозяйственной деятельности медицинских учреждений;
Фонды медицинского страхования;
Иные источники, не запрещенные законодательством.
–медико-санитарное обследование больных, представляющих социальную опасность (tbs, ВИЧ);
–Охрана материнства и детства;
–Донорство, трансплантация органов и тканей;
– Права, обязанности медицинских и фармацевтических работников;
Гарантии медработников и социальная защита
вмешательство в еятельностьмедработниковзапрещена
медработники имеют право пользоваться служебным транспортом или личным в служебных целях.
льготы на установление телефона медикам занятым экстренной помощью.
в сельской местности бесплатные квартиры.
фиксирование 8% от бюджета и 3,6 из фонда зарплаты
Зарплата врача без категории д.б.= средней зарплате служащего промышленности (не прошла).
Зарплата мед. фарм. работников регулируется правом РБ ,исходя из зарплаты других отраслей.
Закон о правах ребенка
Он базируется на конвенции ООН. Закон определяет правовой статус ребенка как субъекта . Состоит из 5 разделов 37 статей.
Границы действия закона – 0…18 лет.
В законе констатируется:
ребенок – семья (по достижению 10 лет ребенок может выбрать родителя для проживания);
ребенок и общество (если нет 15 лет, то религиозные обряды могут проводится с согласия родителей).
Трудовой договор с ребенком может заключаться с 14 лет. К самостоятельному труду – с 16 лет. Ребенок (достигший 15 лет) имеет право жить самостоятельно при наличии условий и материальной поддержки
8. Современные проблемы отечественного здравоохранения и перспективы его развития.
Недостаточные взаимопонимание и представления о качестве у различных структур (производителей, потребителей медицинской помощи и инвесторов).
Недостаточное правовое регулирование вопросов качества (законы, подзаконные акты и механизмы реализации).
В организационной структуре значительный акцент сделан на контролирующие учреждения. Нет четкой системы взаимодействия между структурами, осуществляющими внешний и внутренний контроль качества.
Нет комплексной оценки КМП. Трудно сопоставить данные.
Нет совершенной системы подготовки стандартов.
2. Н.А.Семашко — основоположник советской социальной гигиены
Семашко Николай Александрович 1874, с. Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии, — 18.5.1949, Москва], советский партийный и государственный деятель, один из организаторов сов. здравоохранения, академик АМН СССР (1944) и АПН РСФСР (1945). Член Коммунистической партии с 1893. Родился в семье педагога. В 1891 поступил на медицинский факультет Московского университета; с 1893 член марксистского кружка. В 1895 за участие в революционном движении был арестован и сослан на родину под гласный полицейский надзор. В 1901 окончил медицинский факультет Казанского университета, работал врачом в Орловской и Самарской губернии. С 1904 работал в Нижегородском комитете РСДРП; во время революционных событий 1905 один из организаторов забастовки на Сормовском заводе, за что был вновь арестован. В 1906 эмигрировал в Швейцарию (Женева). В августе 1907 делегат на Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала от Женевской большевистской организации. В 1908 вместе с большевистским заграничным центром переехал в Париж, где до 1910 работал секретарём Заграничного бюро ЦК РСДРП; активно участвовал в работе Партийной школы в Лонжюмо (1911). На 6-й (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП (1912) Семашко выступил с докладом по вопросу о страховании рабочих. В 1913 участвовал в социал-демократическом движении в Сербии и Болгарии; в начале 1-й мировой войны 1914—18 был интернирован. Вернувшись в сентябре 1917 в Москву, был избран от фракции большевиков председателем Пятницкой районной управы. Делегат 6-го съезда РСДРП (б). Участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания в Москве, организовал медицинскую помощь его участникам. После Октябрьской социалистической революции 1917 Семашко — заведующий медико-санитарным отделом Моссовета; с июля 1918 до 1930 первый нарком здравоохранения РСФСР. Под руководством Семашко Николай Александрович успешно проводилась работа по борьбе с эпидемиями, заложены основы советского здравоохранения, созданы системы охраны материнства и младенчества, охраны здоровья детей и подростков, сеть научно-исследовательских медицинских институтов. В 1921—49 профессор, заведующий кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 — 1-й Московский медицинский институт). В 1930—36 на работе во ВЦИК — член Президиума, председатель Деткомиссии, которой была поручена борьба с беспризорностью, руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях. В 1945—49 директор института школьной гигиены АПН РСФСР и одновременно (1947—49) — института организации здравоохранения и истории медицины АМН СССР (с 1965 ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко Николай Александрович). Инициатор создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927—36 главный редактор Большой медицинской энциклопедии. Первый председатель Высшего совета по делам физической культуры и спорта (с 1923), председатель Всесоюзного гигиенического общества (1940—49). Делегат 10, 12—16-го съездов ВКП (б). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
3. Первые декреты советского правительства по здравоохранению
С 1917 года в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей.
24 января 1918 г. — декрет СНК РСФСР об объединении медицинских коллегий всех Комиссариатов в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране. Председателем Совета стал Винокуров. 16-19 июня 1918 г – состоялся Всероссийский съезд Медико – санитарных отделов Советов. Обсуждались проблемы здравоохранения : «об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад Сысина), «О страховой медицине» (доклад Русакова и Линдова).
11 июня 1918 г СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н. А. Семашко, его заместителем — 3. П. Соловьев, в состав коллегии НКЗ вошли: В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. П. Голубков, П. Г. Дауге, Е. П. Первухин.
На местах создавались медико –санитарные отделы Советов, кот. Проводили проводили решения центральных органов в области здравоохранения на своих территориях.
Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, как в войсках , так и среди гражданского населения. На железнодорожном и водных станциях организовывались санпропускники.
22 декабря 1917г – декрет ВЦИК «О страховании на случай болезни», который обязывал больничные кассы оказывать застрахованным- рабочим, служащим и членам их семей- бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся.
В декабре 1918г была национализирована вся аптечная сеть, в наркомздраве был организован фармацевтический отдел.
1924г- специальные декреты СНК РСФСР «О мерах по борьбе с малярией», «Об обязательном оспопрививании», «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации»
4. Период становления государственной системы отечественного здравоохранения.
С 1917 года в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей, что обеспечивалось государственным руководством и финансированием служб здравоохранения и медицинской науки.
Тяготы революции, гражданская война, разруха, голод, несовершенная организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активное работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.
В октябре 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел во главе с М. И. Барсуковым . Этому отделу поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим.
В июле СНК был создан Народный комиссариат здравоохранения. Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н. А. Семашко.
Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, как в войсках , так и среди гражданского населения. На железнодорожном и водных станциях организовывались санпропускники.
22 декабря 1917г – декрет ВЦИК «О страховании на случай болезни», который обязывал больничные кассы оказывать застрахованным- рабочим, служащим и членам их семей- бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся.
В декабре 1918г была национализирована вся аптечная сеть, в наркомздраве был организован фармацевтический отдел.
Особенно остро в эти годы ощущался недостаток врачей и другого медицинского персонала. В связи с новыми условиями, задачами и содержанием советской медицины, а также привлечением в учебные заведения нового студенчества — детей рабочих и крестьянской бедноты, была проведена реформа медицинского образования. Стали открываться новые медицинские факультеты университетов. Особую роль в реорганизации медицинского образования сыграли кафедры социальной гигиены, способствующие внедрению профилактических начал в медицину, изучению социальных проблем медицины.
К концу этого периода наметились некоторые тенденции к улучшению состояния здоровья населения: сократилась заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, общая смертность снизилась, постепенно стала расти продолжительность предстоящей жизни
75. Аборт как социально-гигиеническая проблема.
Биоэтические дилеммы, связанные с беременностью также активно обсуждаются во многих странах. Дискуссии по аборту приобретают не только этическую, правовую, философскую, медицинскую, но и политическую окраску. Сегодня большинство представителей медицинской профессии являются сторонниками более либеральных взглядов на аборт. Искусственный аборт всегда представляет собой узел противоречий, сталкивающих интересы неродившегося ребенка и интересы жизни, здоровья, свободы выбора матери. По мере развития законодательства стали вводиться специальные положения, разрешающие аборт не только для спасения жизни матери, но и в случае угрозы ее здоровью. Появилась тенденция определять как сугубо медицинские показания, так и медико-социальные, а иногда даже и социально-экономические.
В нашей стране аборт разрешен с 1955 г. Статья 36 «Основ законодательства» (1993) предоставляет право «каждой женщине самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины независимо от срока беременности». . Всемирная медицинская ассоциация в 1970 г. приняла документ (Декларация Осло), где формулируются медицинские, социальные и моральные условия допустимости аборта. Таким образом, в нашей стране общественное и врачебное мнение формировалось односторонне: запрет является большим социальным злом. В настоящее время необходимо осознать многомерность этой проблемы: имеет ли эмбрион право на жизнь, имеет ли он право не быть убитым, как и другие человеческие существа? Когда начинается человеческая жизнь? Правомерен ли аборт в определенный момент беременности, даже если бы плод в этот момент получил человеческую жизнь? Наряду с правами матери сделать выбор по своему усмотрению и в соответствии с личностными ценностями, в чем состоят права отца, несогласного с решением женщины? Имеет ли право врач отказаться от производства аборта в силу своих убеждений?
Источник