4.1. понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность
4.1. понятие здоровья, его оценка, социальная обусловленность
В современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «здоровье» часто сводится к следующим формулировкам:
1) здоровье — это отсутствие болезней;
2) здоровье и норма — понятия тождественные;
3) здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.
Общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней, дефектов развития, несчастных случаев, уровня смертности. Таким образом, до сих пор медицина и ее теория остаются во власти патологии. Крайне мало таких индексов, показателей, которые отражали бы качество и количество собственно здоровья — личного и общественного.
В настоящее время наряду с давно существующей теорией патологии развивается новая теория, теория здоровья — санология — валеология (Ю.П.Лисицын).
Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей (Ю.П.Лисицын, Н.М.Амосов и др.). Среди множества показателей и определений можно выделить следующие:
Ресурсы здоровья это морфо-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки, отдых и т.д.).
Потенциал здоровья — это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.).
Баланс здоровья — выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Здоровье человека может рассматриваться в различиях аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизиологическом и других. Основными предпосылками для этого является то, что нельзя определить здоровье и болезнь вообще, а следует говорить о здоровье и болезни людей. А это обязывает подходить к человеку не только как к биологическому, животному организму, а существу биосоциальному. Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в которой постепенно все большее влияние занимают социальные факторы. Их роль за весь период разбития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, свойственной только человеку, форме. Биологическое в человеке всегда опосредуется социальным. Проблема соотношения социального и биологического в человеке основа к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории.
Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения и изложенное нами в первой главе учебника: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». В документах ВОЗ неоднократно указывалось, что здоровье людей качество социальное. В связи с чем для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует следующие показатели:
1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
2. Доступность первичной медико-социальной помощи.
3. Охват населения медицинской помощью.
4. Уровень иммунизации населения.
5. Степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
6. Состояние питания, в том числе питания детей.
7. Уровень детской смертности.
8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
9. Гигиеническая грамотность населения.
Однако в медико-социальных исследованиях группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья традиционно принято использовать следующие индикаторы или группы показателей:
1. Медико-демографические показатели.
2. Показатели заболеваемости.
3. Показатели инвалидности.
4. Показатели физического развития населения.
Когда мы говорим о социальной обусловленности здоровья, то имеем в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее воздействие на него социальных факторов риска, т.е. факторов, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и тем самым способствует развитию патологии (см. гл. 1).
Источник
2.1.4. Обусловленность здоровья населения
Схема здоровья населения и влияния на него социальных и природных условий и факторов
Состояние здоровья в целом зависит от:
— биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;
— природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;
— состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);
— социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;
— состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;
— многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др. (см. рис. 3.).
Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни — труда, быта, пи- тания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.
При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие усло- вия и факторы, сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье. Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.
Рис. 3. Состояние здоровья населения и влияющие на него условия и факторы.
Здоровый образ жизни и его формирование.
Формирование навыков здорового образа жизни
Существуют два направления формирования здорового образа жизни:
Создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
Преодоление, уменьшение факторов риска.
Закаливание
Закаливание следует начинать с детства. Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19 градусов — теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, личных интересах и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В классе на уроке природоведения учителю вполне уместно и полезно обсудить с детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь интересные примеры из жизни выдающихся людей.
Режим труда и отдыха
Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Для ребенка важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в «долгий ящик».
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений — на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
Источник
Понятие здоровья, его социальная обусловленность
Существует множество определений здоровья (на данный момент более 300), но нельзя утверждать, что существует такое, которое бы удовлетворяло основную массу исследователей в различных странах и могло бы стать основой для измерения здоровья населения.
Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде (С. Я. Чикин, 1979). Известный кардиохирург Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма. Полное определение дает А. Г. Щедрина (1989): «Здоровье — это целостное, многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетической программы в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» (Щедрина А.Г., 1989). Наибольшее распространение при изучении здоровья получило определение здоровья, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения — ВОЗ (WHO: The first ten years of the world. — Geneva, 1958, p. 459): здоровье рассматривается не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного душевного и социального благополучия.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить об укреплении или ослаблении здоровья в зависимости от возраста, профессиональной деятельности, среды обитания, социальных условий жизни, психоэмоционального состояния и т. д.
При анализе состояния здоровья выделяют 3 его категории:
1. Индивидуальное здоровье — когда речь идет здоровье конкретных людей.
2. Групповое здоровье — когда речь идет о здоровье нескольких людей или сообщества.
3. Здоровье популяции (нации) — когда речь идет о населении, проживающем на определенной территории (в городах, сельской местности), либо обо всем населении.
Здоровье человека как индивидуума — состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие- либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное здоровье оценивается по следующим признакам:
Общественное здоровье является производным от здоровья индивидуумов, его формирующих, однако не является их простой суммой. Оно оценивается по медико-статистическим и демографическим показателям. Это характеристика общества как социального организма. Это экономический потенциал общества, фактор, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Общественное здоровье — здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности, при определяющем значении общественно-политического и экономического строя и зависящих от него условий коллективной жизни (труд, быт, отдых, питание, уровень образования и культуры и т. д.).
Основными показателями здоровья населения являются:
· показатели заболеваемости и распространенности болезней
· показатели инвалидности и инвалидизации.
· показатели физического развития населения.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
• физический — отражает уровень функционирования организма, его органов и систем, уровень их резервных возможностей;
• психоэмоциональный — характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, эмоции, способ их выражения;
• интеллектуальный — то, как человек усваивает информацию, использует ее; ведь от эффективности поиска и накопления нужной информации зависит развитие личности и ее адаптация в окружающем мире;
• социальный — осознание личности и взаимодействие с окружающими (общение и сверстниками, коллегами, учителями, родителями и др.);
• личностный — самореализация (ценности, карьеризм, альтруизм);
• духовный — отражает суть человеческого бытия. «Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосердным. Старайся поступать во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее — добрых дел ко благу людей» (Марк Аврелий).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник