«Беречь, как зеницу ока»: что это значит
Иносказательное выражение «беречь, как зеницу ока», которое употребляется в речи, в качестве совета оберегать что-то, как самую значимую ценность, имеет весьма древние корни.
Впервые эта фраза встречается на страницах библейской книги Второзаконие, а именно в той части данного ветхозаветного тома, где повествуется о деяниях пророка Моисея. Строка, в которой отмечено, как Господь опекал еврейский народ во время его хождения по пустыне, гласит: «Он его защищал, заботился о нём, словно зеницу ока берег».
Вся сложность понимания этого библеизма заключается в том, что звучащие в ней слова дошли до нас в первоначальной церковнославянской форме: «зеница» — не что иное, как зрачок, а «око»- глаз. Иными словами фразеологизм «беречь, как зеницу ока» можно перевести как «беречь, как зрачок глаза».
Испокон веков зрению придавалось огромное значение, поскольку считалось, что в глазах отражается душа, которая связывает человека с Богом. Глаза выступали в роли одной из главенствующих ценностей в повседневной, общественной и религиозной жизни человека.
Потеря зрения в прямом смысле означала физическую беспомощность, а в переносном — жизнь во тьме без возможности видеть свет божий. Этим объясняется жестокий древний обычай выкалывания глаз врагам, обреченных таким образом на телесные и духовные муки.
В современном лексиконе оборот «беречь, как зеницу ока» ассоциируется с необходимостью изо всех сил сохранить нечто важное, что имеет для человека такое же решающее значение, как зрачок для глаза.
Источник
Особенности фразеологизма «беречь как зеницу ока»
Как сказать человеку, чтобы тот был осторожен и аккуратен? Можно, естественно, услышать обыкновенные фразы наподобие «береги себя», «будь внимателен». Помимо этого, можно услышать фразу «беречь как зеницу ока». Что бы это могло значить? И почему данная фраза так часто используется в разговорной речи?
Разбор фразы
Слово «око» — церковнославянский архаизм, как всем известно, являющийся синонимом слова глаз. Чтобы понять, что собой являет зеница, нужно обратиться к анатомии человеческого глаза. В повседневной речи мы называем зеницу зрачком, ведь это слово уже устарело и вышло из нашего лексикона. Поскольку эти слова относят к древним, их практически невозможно услышать в речи современного человека по отдельности.
Этот фразеологизм имеет давнее происхождение. Его можно встретить даже на страницах Библии, в молитве царя Давида к Богу о защите от противников: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыл Твоих Ты покроешь меня», в Псалтири и песне Моисея.
Примеры ситуативного использования
Для любого человека возможность видеть является одним из наиболее важных чувств восприятия окружающего мира. Лишиться зрения или повредить его — очень страшно, ведь оказаться в темноте — то же, что и оказаться в безысходности. В древние времена именно зрение давало возможность человеку оставаться в живых и бороться за свое существование. Если вновь заглянуть на страницы былых времен, можно узнать, что ранее глаза выкалывали вследствие ужасного порока, преступления или греха.
«Беречь как зеницу ока» — оберегать со всей внимательностью и со всей заботливостью, трепетно относиться к чему-либо. Несколько примеров употребления данного фразеологизма:
- Ребенку вручают письмо от погибшего дедушки, написавшего послание внуку задолго до своей смерти. Получая конверт, ребенок слышит фразу: «Береги это письмо, словно зеницу ока». Как дитя воспримет значение этой фразы? Естественно, что нужно хранить эту вещь как настоящую драгоценность и сокровище.
- Берегут таким образом и старые фотокарточки, дающие возможность человеку вернуться в былые времена, ощутить те же переживания, радость или другие чувства. Потеряв их, потеряется величайшая ценность — память о пережитых моментах.
Нематериальное часто является величайшей ценностью. Но можно ли использовать этот фразеологизм, говоря о материальной драгоценности? Несомненно, можно. Небольшой пример: разговор между двумя друзьями. Один из них на некоторое время отправляется в отпуск и просит присмотреть за своим имуществом — квартирой:
— Макс, здравствуй! Я собираюсь в отпуск послезавтра, ты сможешь приглядывать за моей квартирой, пока я в отъезде? Меня волнует сохранность вещей, я недавно купил плазменный телевизор и дорогой ремонт сделал.
— Привет! Без проблем, я могу проконтролировать.
— Вечером я к тебе заеду, передам ключи от дома, а ты береги их как зеницу ока.
— Не переживай, твое имущество будет под моим пристальным надзором и охраной.
На разных этапах жизненного пути это слово воспринимается по-разному:
- маленькому ребенку ценна его плюшевая игрушка;
- подростку — его новый телефон или компьютер;
- взрослому человеку — дом, автомобиль, драгоценные украшения.
Об источниках фразеологизмов вы узнаете из этого видео.
Особенности использования в речи
Несмотря на то, что иные фразы, взятые из Библии, являются официальными и формальными, представленную фразу не следует употреблять во время серьезных переговоров или на других встречах формального толка. Однако в домашней обстановке употребление этой фразы только приветствуется, и ваши близкие прекрасно поймут, что вы хотите донести. У них не возникнет вопроса по поводу значения ваших слов.
До нас такие крылатые высказывания доходят через родственников или литературу. Появлением в современной речи таких фраз мы обязаны писателям и поэтам прошлых веков, ведь они сохранили и донесли до нас мудрость через столетия. По этой причине следует чаще употреблять фразеологизмы в повседневной речи, разбавлять стандартный лексикон культурными выражениями былых времен, дарить им возможность существовать и украшать родной язык.
Видео
Что такое фразеологизмы и как они используются в повседневной жизни, вы узнаете из этого видео.
Источник
Откуда пошло выражение «беречь, как зеницу ока»
Содержание статьи
- Откуда пошло выражение «беречь, как зеницу ока»
- Происхождение слова ок (okay)
- Что такое «зеница ока»
Источник выражения
Как и многие другие поговорки и устоявшиеся обороты в русской речи, выражение «беречь, как зеницу ока» имеет происхождение в христианском Священном Писании — Библии. Это выражение мы находим в книге Второзаконие в 32 главе. Глава представляет собой поэтический текст — песнь Моисея, и изобилует различными художественными образами, характерными для этого жанра.
В контексте всей главы речь идет о том, как Господь тщательно оберегает Свой народ: «В пустыне нашел Он этот народ, средь воющей пустоты, в глуши. Он его защищал, заботился о нем, словно зеницу ока берег» (Втор.32:10). Подобное выражение встречается в Псалтири: «Как зеницу ока меня храни, и в тени Твоих крыл укрой» (Пс.16:8).
Исторический смысл выражения
Прежде всего нужно отметить, что зеница — это старославянское слово, означающее — зрачок. В Священном Писании нередко Богу приписываются образы характерные для человека. Глаза в библейском понимании часто отождествляются со светильником для тела, ведущим его в жизненном пути (Матф. 6:22), с водным источником, истекающим водой во время плача (Плач 1:16), слепые от старости глаза сравниваются с угасающей лампой.
Человек в древнем мире боролся за выживание со стихиями природы, и ему для этого нужно было крепкое здоровье, прежде всего хорошее зрение. Человек, лишенный зрения становился абсолютно беспомощным. Поэтому люди всегда хранили глаза от различных опасностей в виде песчаных бурь, от орудия противника и т. п.
Среди ближневосточных культур, таких как филистимляне, аморреи, вавилоняне была распространена практика выкалывания глаз военнопленным или как уголовное наказание преступникам. Таким образом человек лишенный глаз не только лишался силы, но и претерпевал суровое мучение. Так, известному библейскому персонажу — богатырю Самсону, филистимляне выкололи глаза, и он уже был способен лишь выполнять функции тяглового животного, вращать по кругу мельничный жернов.
Источник
«Береги глаза, как зеницу ока»
Проектная работа «Береги глаза, как зеницу ока!» посвящен одной из самых актуальных проблем современности — проблеме сохранения зрения человека.
Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз
Задачи:
- Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
- Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.
Тип урока: Защита проекта
Вид урока: Урок-презентация
Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.
Оборудование: мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.
В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта:
- Сбор и обработка информации по данной теме.
- Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
- Изучение способов сохранения зрения.
Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель:
Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!
(Дети здороваются с гостями.)
Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)
II. Основной этап. Формирование новых знаний.
1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: «Будь здрав», позже – «Будь здоров», ещё позже – «Здравствуйте». Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)
– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)
– Кто такой офтальмолог? (ответы)
Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.
Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)
Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) — совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.
Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)
– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.
Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)
- Как устроен глаз – орган зрения.
- Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
- Будем учиться беречь глаза.
2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)
Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.
Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)
Ученик 1: Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.
Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.
Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.
3) Внутреннее строение глаза (Слайд)
Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)
Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.
В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.
Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.
Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.
Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.
Предметы в глазах отображаются перевернутыми.
После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.
Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.
И мы видим то, на что смотрят наши глаза.
За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».
Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.
III. Физминутка для глаз по Базарному.
IV. Продолжения формирования знаний
Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.
Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.
Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)
Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.
Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)
Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую»передышку» во время выполнения домашних заданий.
Десятиминутный «подвижный» перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).
Ученик 8: 6) Значительное место должна занимать витаминная диета (слайд)
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.
V. Практическая работа
Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.
(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)
VI. Продолжения формирования знаний
Учитель: Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога.
Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.
(Ученицы читают стихи)
Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!
Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!
Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.
Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?
Ученик 10: (слайд) в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:
- наследственная предрасположенность;
- наличие болезней;
- характер питания;
- условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
- окружающая среда и другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.
VII. Заключительный этап
Итог урока. Выводы.
Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)
Глаз имеет сложное строение.
Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!
Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.
- Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На этой вот странице: - Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза. - Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят. - Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).
Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.
Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)
Упражнения для глаз
«Если Ваши глаза устали»:
- Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
- «Стрельба глазами». Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
- Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.
«Для профилактики нарушения зрения»:
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
- Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.
Источник