Меню

Здоровье молодежи социальный аспект

Здоровье молодежи социальный аспект

Научно-технический прогресс, являясь результатом социального развития, несет в себе как новые возможности для современного человека, так и вызовы для государства. При этом современная скорость распространения информации обусловливает высокую интенсивность изменений в обществе. В данном аспекте повышение качества и уровня жизни во многом зависит от эффективности принятия управленческих решений, то есть от качества человеческого капитала. В свою очередь для государства сегодня становится актуальной своевременная подготовка квалифицированных специалистов, готовых к открывающимся возможностям и вызовам. Однако современная система образования, изменяясь согласно возникающим условиям, вносит некоторые коррективы в образовательный процесс. Законы рыночной экономики, отражаясь в поведении молодежи, существенно меняют сегодня педагогический подход к организации процесса обучения. В повседневной деятельности также видоизменяются риски для здоровья и факторы, влияющие на него. Стоит отметить, что в текущей ситуации демографического кризиса, который переживает наша страна [1], здоровье молодого поколения становится социальным феноменом, требующим особого внимания как государственных, так и общественных институтов.

В данном ракурсе для качественной подготовки будущих специалистов педагогическое сообщество должно учитывать несколько аспектов: во-первых, неотъемлемость классической формы воспитания и образования, направленной на гармоничное развитие личности [2], во-вторых, субъективные проявления в поведении обучающихся, отражающие свойства темперамента и личностные качества, в-третьих, объективные факторы, влияющие на систему образования, такие как глобализация мирового пространства и геополитическая обстановка в мире.

Целью исследования являются анализ факторов, влияющих на здоровье обучающейся молодежи, их описание, научное обоснование и систематизация в педагогическом аспекте.

Материалы и методы исследования. В статье используются теоретические и эмпирические методы исследования. Осуществляется анализ термина «здоровье» и понятия «здоровый образ жизни». Проводится систематизация факторов, влияющих на здоровье обучающихся, и определяется их воздействие на образ жизни молодежи в социально-педагогическом аспекте. Представлены результаты анкетирования студентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина (1-й курс, 17–18 лет) на предмет потребности в здоровом образе жизни.

Результаты исследования и их обсуждение. В предыдущей работе [3] мы сделали акцент на том факте, что сохранение здоровья молодых людей зависит прежде всего от их образа жизни и субъективных привычек. В текущем исследовании проанализируем, попытаемся систематизировать и теоретически обосновать как субъективные, так и объективные факторы, влияющие на здоровье обучающихся. Для того чтобы обозначить круг исследования, проведем анализ рассматриваемых в данной работе терминов. Здоровье, представляя собой совокупность физического, психического и социального благополучия, понимается и определяется учеными в различных аспектах [4]. Философия рассматривает духовную часть человека, психология изучает проявления психики, медицина дает определение функциональных систем организма. Разные социальные категории тоже могут понимать его в своей трактовке. Например, для детей и подростков здоровье – это в большей степени отсутствие болезни и боли. В зрелом возрасте – это ресурс жизненных сил, свобода от зависимостей и необходимый запас энергии для полноценной жизни. В более старшем возрасте речь идет о сохранении ранее накопленного потенциала. Мы остановимся на собственном определении. Здоровье обучающегося – это ресурс жизненных сил, позволяющих субъекту взаимодействовать с внешней средой, развиваясь при этом и оказывая влияние на окружающий мир. В данном аспекте следует отметить, что здоровье, являясь субъективным качеством взаимодействия с окружающей средой, недостаточно ценится молодыми людьми в связи с особенностями организма и нехваткой жизненного опыта, а принципы здорового образа жизни часто игнорируются. И это несмотря на общеизвестный факт, что окружающая среда, экология, наследственность и медицинское обслуживание в своей совокупности оказывают такое же действие на здоровье субъекта, как и его образ жизни [5]. Следовательно, состояние здоровья зависит прежде всего от поведения молодого человека. Опираясь на изложенное выше, мы считаем, что данный перечень факторов, безусловно, требует уточнения в аспекте текущей ситуации и в плане их взаимодействия в системе образования.

Заранее разделяя факторы, определяющие состояние здоровья, на три группы, обозначим их как субъективные, социально-педагогические и объективные. Далее последовательно их проанализируем и постараемся зафиксировать результаты. К субъективной группе факторов можно отнести способности и задатки молодых людей, проявляемые в рамках образовательного процесса, также это особенности темперамента и личностные черты, функциональные возможности организма. Разберем их подробнее. Состояние здоровья молодых людей определяет их физические способности и влияет на сам результат обучения, а в дальнейшем – и на профессиональное становление. При этом необходимые физические качества для поддержания здоровья, такие как общая выносливость, гибкость, тренируются в процессе занятий развивающими упражнениями. Между тем следует учитывать тот факт, что обучающиеся имеют различный уровень здоровья на момент поступления в образовательную организацию. При этом они распределяются на основные медицинские группы и на специальные, то есть физическая нагрузка, регламентированная учебной программой, у них различна. В данном случае ответственность за состояние здоровья распределяется между субъектами образовательного процесса, но при этом отсутствует четкая система, гарантирующая положительный результат. Разберем данный факт на примере высших учебных заведений. Предмет «Физическая культура» в вузе отвечает как за физическую подготовку студентов, так и за предупреждение негативных явлений в процессе обучения. При этом данные явления могут быть как стихийным проявлением вредных привычек у молодых людей, так и уже сформированными зависимостями, то есть систематизированным поведением, что было рассмотрено нами на примере феномена социальных практик в предыдущей работе [6]. Попадая в новую социальную среду, молодые люди, с одной стороны, могут быть подвержены общественному влиянию своих ровесников, причем с риском для своего здоровья, с другой – благодаря специфике личностных качеств сами могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на группу. В данном случае мы можем обозначить это явление как социальный фактор, к конкретизации которого мы вернемся позже. Отметим, что здоровье обучающихся вуза в данном случае находится под контролем преподавателя, что уже является объективным фактором внешнего влияния, но все-таки недостаточным для гарантии положительного результата. Для того чтобы молодые люди самостоятельно укрепляли и сохраняли свое здоровье, необходима их осознанная и активная жизненная позиция, достижение чего становится возможным в процессе становления здорового образа жизни. Данный фактор является уже субъективным и был ранее рассмотрен нами в другом аспекте. Проанализируем его.

Читайте также:  Здоровое питание здоровье всей семьи

Как процесс личностного роста и развития становление здорового образа жизни у обучающихся имеет свою структуру и составляющие, зафиксированные нами в предыдущей работе [7]. Сохраняя логику рассуждений, остановимся на их кратком описании. Ценностно-мотивационный, информационно-содержательный и индивидуально-деятельностный компоненты, взаимодействуя между собой, обеспечивают результат процесса становления здорового образа жизни у субъекта. Уровень их сформированности у молодых людей обусловливает процесс самостоятельного сбережения здоровья во время обучения. Стоит отметить, что для получения положительных результатов деятельность, способствующая формированию перечисленных компонентов, должна быть систематизированной и осуществляться регулярно. Это уже объективный социально-педагогический фактор, к которому мы вернемся позже. Анализируя механизм становления здорового образа жизни у студентов, отметим, что ценностно-мотивационный блок формируется в процессе эмоционального взаимодействия обучающихся во время проведения круглых столов, дискуссий и мастер-классов. Информационно-содержательный компонент развивается на лекциях и консультациях. Индивидуально-деятельностный компонент является результатом высокого уровня знаний и активности субъекта, требует при этом навыков организации и планирования.

Стоит отметить, что сам процесс организации педагогическими работниками этапов становления здорового образа жизни для обучающихся зависит от многих составляющих. Среди них: материальное обеспечение вуза, климат в коллективе и управленческом звене, уровень финансирования, отношение общественных и государственных органов к образовательной организации. В свою очередь обозначим дополнительные факторы, оказывающие положительное влияние на процесс становления здорового образа жизни у обучающихся. Это фактор доступности мест для организации двигательной активности, фактор наличия мест для организации режима здорового питания, которые мы можем объединить в общем блоке: инфраструктура образовательной организации.

Подведем промежуточный итог наших рассуждений.

Итак, ценность здоровья обучающихся выражается в субъективной ценности физического психического и социального благополучия для самого молодого человека, в ценности здоровья молодежи для общества как демографического ресурса и в ценности здоровья современного молодого поколения для государства как залога успешного преодоления демографического кризиса.

В данном аспекте систематизированный процесс по сохранению и укреплению здоровья обучающейся молодежи становится актуальным именно сегодня, поскольку последствия демографического кризиса обусловили дефицит трудоспособных молодых людей репродуктивного возраста, а в научной сфере достаточно исследований для построения механизма активного здоровьесбережения в системе образования. Стоит отметить, что мировоззрение молодых людей сегодня формируют как окружающая среда, система государственной власти, само общество, так и образовательная организация. Учитывая изложенное, отметим, что одной из важнейших функциональных задач образовательной организации любого уровня является обеспечение необходимых условий для мотивации обучающихся в сфере здоровьесбережения и оптимизации их деятельности в данном направлении. Популяризация идеологии здорового образа жизни среди обучающихся должна стать одной из основополагающих идей системы образования. Именно поэтому при формировании у обучающихся потребности в сохранении и укреплении здоровья необходимо участие не только общественных и государственных органов, но и педагогов образовательных организаций всех уровней [8]. При этом педагогическое сообщество должно воспитывать в молодых людях не только грамотность в вопросах здоровья, но и саму потребность в здоровом образе жизни. Для достижения положительных результатов в данной области процесс обеспечения необходимых условий сохранения здоровья обучающихся должен учитывать особенности их духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического развития [9, с. 336], следовательно, быть многогранным и междисциплинарным. Нужно также понимать, что при возникновении потребности, например, в двигательной активности необходимо обеспечить ее своевременное удовлетворение, о чем мы говорили выше. Стоит отметить, что при организации режима двигательной активности среди молодежи неотъемлемой частью является фактор развития и совершенствования спортивных учреждений по своей доступности и актуальности [10, с. 659]. Близко расположенные от образовательной организации бассейны, стадионы и тренажерные залы как площадки для регулярных самостоятельных занятий должны своевременно удовлетворять потребность молодых людей в двигательном режиме. Физкультурно-оздоровительная деятельность в них при этом должна быть направлена на развитие популярных в молодежной среде видов спорта и систем фитнеса.

Для полноты исследования мы провели опрос среди студентов Поволжского института управления имени П.А. Столыпина на предмет субъективной ценности здоровья и потребности вести здоровый образ жизни (рис. 1). Использовались тест М. Рокича и модернизированная авторская анкета «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни». По результатам анкетирования 100 студентов 1-го курса мы получили следующие результаты: 30% респондентов считают здоровье приоритетной ценностью и ставят собственное здоровье и здоровье семьи на 1-е место, 60% учащихся определяют здоровье как второстепенную ценность и 10% студентов ставят здоровье на 3-е место либо не указывают его в первой тройке вовсе.

Рис. 1. Результаты опроса студентов 1-го курса на предмет ценности здоровья

При этом по результатам анкетирования (рис. 2) среди опрошенных студентов считают необходимым вести здоровый образ жизни 38%, не задумывались об этом 56%, а 6% считают это не нужным для себя в настоящий момент. Самостоятельно и регулярно занимаются двигательной активностью 30% респондентов, 34% обучающихся редко уделяют этому внимание, а 36% не занимаются самостоятельно вовсе. У 40% опрошенных имеются те или иные вредные привычки, у 60% они, по их мнению, отсутствуют.

Рис. 2. Отношение студентов к здоровому образу жизни

Опираясь на изложенное выше, попробуем систематизировать факторы, оказывающие влияние на здоровье обучающихся, и вкратце описать их влияние (таблица).

Факторы, оказывающие влияние на здоровье обучающихся

Источник

Особенности социального здоровья современной молодежи.

Укрепление и сохранение здоровья молодежи – это важнейшая задача государственной политики в сфере здравоохранения, так написано в Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 года. Важность этой задачи заключается в том, что на фоне низкого уровня безопасности среды для проживания в нашей стране и социально – экономической нестабильности существует вероятность ухудшения состояния социального здоровья молодежи.[31]

Читайте также:  Психологическое здоровье семьи презентация

Молодежь реализует интеллектуальные, репродуктивные, профессионально – трудовые, нравственные и социокультурные функции общества. Как правило, она активно реагирует на процессы, происходящие в обществе. Поскольку более 20 лет в нашем социуме происходят различные социальные изменения, и вместе с этими изменениями поменялись экономические, половые, культурные, нравственные и идеологические отношения, то возможны и изменения в социальном здоровье молодежи.

Социальное здоровье и социальное самочувствие являются показателями реакции молодежи на социальные изменения, которые неоднозначны в условиях постоянных преобразований общества. Когда общество перешло на рыночную экономику произошёл определенный сдвиг в представлениях о ценностях, поведении различных групп населения и в первую очередь, молодежи. Молодое поколение все чаще стремится к освоению новых ценностей и стандартов поведения, но они не всегда соответствуют их состоянию социального здоровья.[32]

Очень важно изучать социальное здоровье молодежи, ведь данная социальная группа имеет определенную стратегическую значимость. От показателя социального здоровья молодежи зависят темпы модернизации в России, моральные и нравственные особенности общества. Молодежи характерны проблемы, связанные с социальной активностью, а именно с социальной адаптацией, мобильностью. Именно социальная активность позволяет молодежи занять достойное место в обществе.[33]

В социологическом подходе главной характеристикой социального здоровья молодежи является поведение, которое способствует адаптации молодых членов общества к меняющимся социальным условиям в обществе. Оно должно не нарушать общественный порядок.[34]

У социального здоровья современной молодежи много различных особенностей. В качестве примера можно выделить неформальное общение. Оно выступает помощником в сложных жизненных обстоятельствах, так как это общение позитивно влияет на психическое состояние молодого человека, тем самым поддерживает социальное здоровье.

Социальное самочувствие так же является особенностью социального здоровья молодежи. Согласно В. Бурко, «социальное самочувствие молодежи – это реально функционирующее сознание и поведение данной социально – демографической группы, в котором проявляется эмоционально – комфортная оценка индивидом, социальной группой уровня удовлетворения социальных потребностей, а также своего положения в сравнении с другими индивидами, социальными группами. » [35] .

Социальное самочувствие является субъективной стороной социального здоровья, поскольку включает в себя внутренние личностные переживания, личный и групповой опыт адаптации к новым условия молодежи.[36]

Характеризуя социальное самочувствие молодежи, социологи Ю. Зубок и В. Чупров отмечают, что «восприятие и оценка молодым человеком своей жизненной ситуации осуществляется им в рамках усвоенных социальных ценностей и норм в соотнесении с жизненными идеалами, ожиданиями, планов на будущее и этим предопределяют эмоциональный фон и волевой импульс, характеризующие самочувствие. В социальном плане индивидуальные самочувствия группируются в типичные социальные установки, обеспечивающие регуляцию социального поведения индивида и групп» [37] .

По мнению Т. Масловой, по положительным эмоциям молодого человека, можно судить о его социальном самочувствии, данные эмоции определяются удовлетворенностью различными сферами жизни, в особенности уровнем дохода, семьей, учебой, общим состоянием социального здоровья. [38]

Таким образом, к характеристикам социального здоровья молодежи можно отнести поведение, способствующее социальной активности, неформальное общение, социальное самочувствие. Благодаря социальной активности молодежь может занять достойное место в обществе. Неформальное общение, благоприятно влияет на психологическое состояние молодого человека. Показатели социального самочувствия характеризуют уровень социального здоровья.

Под влиянием гендерного фактора так же определяются особенности социального здоровья современной молодежи. В современном обществе молодежь социально адаптируется и социализируется в условиях нестабильности, неравенства (преимущества или лишения, связанные с распределением богатства, престижа, власти, то есть с атрибутами социальной иерархии), ослабления общих норм, которые должны следить за поведением в области здоровья и смягчать неравенство, влияние данного фактора увеличивается, гендерные различия видны более четко.[39]

Гендерный индикатор основан на том, что важность имеют не физические или биологические различия между полами, а социокультурное значение, которое общество придает данным разницам.[40]

Существует ряд социокультурных факторов, благодаря которым формируются гендерные различия молодых людей в отношении к своему здоровью и определении социального здоровья. Это такие факторы как: экологические, исторические, социально – экономические, поведенческие, психологические. На характеристики социального здоровья молодежи влияет гендерная социализация — процесс изучения правил поведения, норм, социальных установок в соответствии с представлениями о роли, положении и предназначении мужчин и женщин в социуме.[41]

По мнению Н. Римашевской, гендерный фактор является главным структурный фактором, определяющий социальное здоровье. Гендер при взаимодействии с такими показателями, как возраст, род занятий, образование, материальное и семейное положение влияет на социальное здоровье человека. «Он отражает материально-экономическое и символическое положение женщин и мужчин в социальной иерархии, их опыт, определяющий их жизнь. Асимметрии в положении женщин и мужчин проявляются не только в различной подверженности рискам для здоровья (уязвимость в отношении наследственных заболеваний), но также фундаментально – в их способности и возможности управлять собственной жизнью, справляясь с рисками, и влиять на сохранение и укрепление своего здоровья» [42] .

Итак, гендерный фактор влияет на особенности социального здоровья молодежи из-за нестабильности и неравенства социализации и социальной адаптации. Гендерные различия молодых людей определяются в отношении к своему здоровью и определении социального здоровья. Гендер указывает не только на материально – эконмическое положение, но и на подверженность рискам для здоровья, способность влиять на сохранение и укрепление его.

Социальное здоровье молодежи с точки зрения своей природы имеет, ценностный, познавательный, поведенческий и чувственный аспекты. Ценностный аспект связан с устройством оценки и самооценки молодого человека, познавательный связан с познанием окружающей социальной действительности, поведенческий – касается поступков молодого человека, направленных на самосохранение или на саморазрушение социального здоровья, а чувственный аспект связан с эмоциональными реакциями и отношениями к различным ситуациям в жизни. [43]

Ценностный аспект социального здоровья выражается в сравнении существующих у молодых людей сведений и представлений об обществе и о самих себе с собственными желаниями и интересами, он связан с оценкой и самооценкой. К сожалению, не всегда соответствуют ценностные и социальные ориентации молодежи с ценностной системой общества.[44]

Читайте также:  Крупная авария повлекшая за собой человеческие жертвы ущерб здоровью людей либо уничтожение объектов

В самооценке проявляется индивидуальный характер социального здоровья молодого человека, так как характер и величина самооценки зависят от личных способностей человека давать оценку собственным деяниям, поступкам и желаниям. Самооценка может выступать основным устройством для формирования индивидуальной стороны социального здоровья — социального самочувствия.[45]

Медицинская активность является еще одной особенность социального здоровья современной молодежи. Медицинская активность является одним из показателей, который определяет поведение молодого человека, направленное на сохранение его социального и физического здоровья. Ю. Лисицин был первым, кто описал данную категорию. Под медицинской активностью он понимает — позитивное отношение к здоровью, выполнение различных медико-социальных указаний, соблюдение социально-гигиенических установок и других видов деятельности людей, относящихся к здоровью. По Ю. Лисицыну, социальное здоровье выявляет определенное состояние социума, при котором каждому члену общества дана возможность соблюдать здоровый образ жизни. [46]

К пониманию категории медицинской активности относится осознание молодым человеком всей важности такой ценности как здоровье. Молодежь должна сохранять и укреплять свое здоровье еще до ухудшения физического и социального самочувствия.

Труд и условия труда современной молодежи так же являются особенностями, которые влияют на социальное здоровье. Часто труду молодежи сопутствуют стрессовые ситуации во время зачетов и экзаменов, это может негативно сказаться на социальном здоровье молодежи. Слишком большие нагрузки в учебной деятельности молодежи в условиях повышения профессиональной информации, подлежащей изучению, значительно сказываются на образе жизни молодежи.[47]

К особенностям социального здоровья молодежи можно отнести социальную адаптацию. Г. Коротько и Н. Данилова под социальным здоровьем молодежи понимают, наилучшую адаптацию к общественным условиям. Молодой человек во время процесса социализации формирует адаптивные умения и от соответствия этих умений зависит эффективность и успешность его адаптации к постоянно меняющимся условиям общественной среды. Ситуации, которые нарушают данное соответствие, нарушают, и социальное здоровье. [48]

Итак, к ранее выделенным особенностям социального здоровья молодежи можно добавить самооценку, медицинскую активность, труд и условия труда, социальную адаптацию. В самооценке проявляется субъективный характер социального здоровья. По уровню самооценки мы можем судить о самочувствии молодого человека. Суть медицинской активности заключается в осознании молодежью важности такой ценности как здоровье и выполнение различных указаний и установок, относящихся к здоровью. Труд может по-разному сказываться на социальном здоровье, в зависимости от нагрузок и стрессовых ситуаций. Качество социальной адаптации зависит от соответствия адаптивных умений и навыков общественным условиям.

Согласно А. Сухареву существуют определенные социально-экономических проблемы, которые способствуют негативному влиянию на социальное здоровье молодых людей. К данным проблемам можно включить: рост количества стрессовых ситуаций в жизни молодых людей, понижение материального благосостояния жизни многих семей, несбалансированное питание, увеличение негативных воздействий, связанных с экологией на организм молодого человека, снижение качества медицинского обслуживания. [49]

Преобразования в системе образования негативно сказались на состоянии социального здоровья молодых людей, так как данные изменения во многом не учитывали возможности современных обучающихся. Молодежь подвержена большими психическими и интеллектуальными нагрузками во время учебы, при этом она находится в состоянии низкой двигательной активности и постоянной нехватки сна, и отдыха. Еще на состояние социального здоровья может отрицательно сказываться низкий уровень оснащения материальной базы образовательных учреждений.[50]

Согласно социологическому исследованию В. Кучмы и Л. Сухаревой, за период обучения в школе социальное здоровья детей и подростков подвергается отрицательному воздействию. Во время завершения обучения в школе, до 80% старшеклассников из-за состояния здоровья имеют проблемы с выбором профессий, лишь 50-70% молодых людей годны к военной службе, более 80% девушек имеют хронические болезни. [51]

Социальное здоровье молодежи связано и с демографическими особенностями. А. Верещагина утверждает, что в нашей стране происходит кризис института семьи. Семья уже не способна выполнять те социальные функции, которые она выполняла ранее. Во время изменений института семьи произошли и перемены во всех сферах семейных отношений и семейного поведения, это сказывается на социальном благополучии и социальном здоровье молодежи. Автор пишет, что: «в ходе трансформационных социальных процессов наблюдаются явления такого характера, как снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни» [52] .

Отсутствие устойчивых социальных ориентиров, так же является фактом, непосредственно влияющим на социальное здоровье молодежи. Уже более 20 лет в жизни молодежи отсутствует фактор социальной предопределенности в жизни. Теперь молодой человек сам несет ответственность за свою жизнь и лишь ему выбирать какой она будет. Часто выбор жизненного пути определятся не способностями и интересами молодежи, а конкретными обстоятельствами. Не каждый молодой человек способен приспособиться к данным общественным отношениям, что сказывается на его социальном здоровье.

Как видим, к особенностям социального здоровья молодежи относятся и определённые негативные условия. Это постоянный рост стрессовых ситуаций; понижение материального благополучия в семьях; нерациональное питание; плохое состояние окружающей среды; снижение качества медицинского обслуживания; преобразования в системе образования, не учитывающие возможности обучающихся; не выполнение семьей, как социального института, полного набора своих функции; отсутствие фактора социальной предопределенности в жизни.

Таким образом, к особенностям, влияющим на социальное здоровье молодежи мы можем отнести поведение, способствующее социальной активности, неформальное общение, показатели социального самочувствия (уровень самооценки), гендерные различия, медицинскую активность, труд и условия труда, социальную адаптацию, семейные отношения, отсутствие устойчивых социальных ориентиров (социальная не предопределённость), особую болезненную реакцию на социально – экономические изменения.

Источник

Adblock
detector