Если работа подорвала здоровье
План действий для работника при получении профессионального заболевания
Работа во вредных условиях труда нередко провоцирует развитие некоторых заболеваний, имеющих специфический характер. Такие заболевания получили обозначение профессиональных. Конечно, о негативном влиянии определенных профессий на здоровье и продолжительность жизни людей знали ещё в далекой древности, но впервые, скажем так, официально о профессиональных заболеваниях заговорили в XVII веке. Известен, например, фолиант «О болезнях ремесленников» того периода за авторством Рамаццини Бернардино.
На сегодняшний день в нашей стране Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 (в редакции от 06.02.2001) «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров» установлен список профессиональных заболеваний. В данный перечень включены группы заболеваний вызываемых воздействием:
- химических факторов (вредных веществ);
- промышленных аэрозолей (прежде всего, пылей);
- физических факторов (радиация и неионизирующие излучения, вибрация, шум, высокая температура воздуха, повышенное атмосферное давление и др.);
- физических перегрузок и перенапряжением (в этой группе большой букет заболеваний от заболеваний опорно-двигательного аппарата до варикозного расширения вен на ногах и неврозов);
- биологических факторов (микроорганизмы и т.п.).
Кроме указанных групп, к профессиональным болезням могут относиться аллергические заболевания, различные новообразования (опухоли и лейкозы).
Профессиональные заболевания развиваются постепенно, исподволь, как правило, на это уходят годы или десятилетия (отчасти в их незаметности для человека с точки зрения негативных проявлений и заключается главная опасность). В один совсем не прекрасный момент работник понимает, что визита к врачам не избежать, что-то у него со здоровьем «не то». Как быть если возникают подозрения, что профессиональная деятельность и ухудшение здоровья непосредственно связаны между собой? Попробуем составить упрощенный алгоритм, пожелав при этом нашим читателям, чтобы он имел для них исключительно теоретический аспект…
Итак. Работник обратился с жалобами к своему участковом терапевту или профильному врачу-специалисту. В случае острых профессиональных заболеваний (в основном, это отравления) труженик и без своего желания может сразу оказаться на больничной койке.
Как может и будет складываться общение с врачом – сказать сложно, здесь, как повезет. Грамотный и настоящий врач сам поинтересуется условиями труда и попробует сформулировать гипотезу о причинно-следственных связях, если для этого будут основания. Например, подозрения о профессиональном заболевании явно обоснованно, если пациент жалуется на снижение остроты слуха, при этом выясняется, что работает он в кузнечном цехе. Увы, всё чаще некоторые отечественные эскулапы уподобляются современным российским чиновникам, которые славятся своей некомпетентностью, тупостью и равнодушием к проблемам людей. Тогда придется инициативу брать в свои руки. В помощь работнику Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний». Для начала просим медиков провести проверку возможной причинной связи трудовой деятельности и возникшим заболеванием.
Здесь необходимо сделать оговорку. Такая проверка может иметь определенные шансы на успех, если специальной оценкой условий труда (СОУТ) установлено, что пациент, он же работник, трудится во вредных условиях (3 или 4 класс условий труда). К сожалению, мы вновь и вновь сталкиваемся с этой пресловутой СОУТ. Если благодаря ей работник лишился «вредности», шансы доказать связь профессиональной деятельности и ухудшение состояния здоровья, увы, невелики. С точки зрения современной российской бюрократической системы всё просто: если условия труда относятся к оптимальным или допустимым – причём здесь работа и проявляющиеся болезни? Здоровый образ жизни надо было вести самому и/или вашим родителям, а лучше – дедушкам с бабушками…
Предположим, медики в поликлинике или больнице всё же поставили работнику предварительный диагноз по одному из профзаболеваний. Тогда лечебное учреждение должно уведомить в течение трёх дней об этом факте местное подразделение Роспотребнадзора (если имело место отравление, то на это отводится не более суток).
Соответствующие структурные подразделения Роспотребнадзора (Центр гигиены и эпидемиологии), получив такое уведомление, обращается к работодателю работника с требованием предоставить информацию о санитарно-гигиенических условиях труда работника (на это им отводится две недели или сутки при отравлении работника).
После того, как информация от работодателя санитарными врачами будет получена, она передаётся в лечебное учреждение, которое, в свою очередь, направляет работника на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение (центр профессиональной патологии). На это лечебному учреждению отводится ещё месяц. Кстати, если полученная санитарно-гигиеническая оценка условий труда не позволяет однозначно предполагать наличие причинно-следственных связей между работой и болезнью, лечебное учреждение все равно обязано направить работника на обследование.
Ещё важный момент. Работника с полученной от работодателя санитарно-гигиенической характеристикой условий труда обязательно ознакомят в том же лечебном учреждении. Если он с ней будет не согласен (например, работодатель «расписал» какие у работника согласно СОУТ замечательные условия труда, а на самом деле на рабочем месте – ад кромешный), этот документ можно и нужно оспорить в течение месяца в вышестоящих структурах Роспотребнадзора или в суде (для обращения в суд даётся трехмесячный период). В апелляции необходимо обязательно указать на недостаточность, неполность и необъективность результатов СОУТ и просить о проведении дополнительных исследований.
Центр профессиональной патологии, где пройдёт обследование работник, составляет медицинское заключение. Во многих случаях оно основывается на окончательном диагнозе − хроническое профессиональное заболевание работника. В таком случае учреждение, подготовившее данное заключение, в трёхдневный срок предоставляет этот документ работнику, а также направляет извещения в Роспотребнадзор, в Фонд социального страхования, работодателю и в учреждение здравоохранения, направившее пациента.
При остром профессиональном заболевании, т.е. при отравлении, всё происходит быстрее, без привлечения центра профессиональной патологии. Получив из Роспотребнадзора через сутки характеристику санитарно-гигиенических условий, лечебное учреждение само ставит диагноз об остром профессиональном заболевании и далее действует аналогично центру профессиональной патологии в случае выявления профзаболевания.
Ну, что ж, как это ни прискорбно, но профзаболевание у работника выявлено (правда, еще обиднее, если оно необоснованно, во всяком случае, с точки зрения работника, не будет подтверждено). Что делать дальше?
Собственно, дальнейшие действия и работника, и работодателя, и всех иных заинтересованных сторон схожи с действиями при получении травмы на производстве.
Прежде всего, получив заключение, следует обратиться в своё местное учреждение медико-санитарной экспертизы для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Это желательно сделать как можно быстрее.
Работодатель же в течение 10 дней с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза принимает меры к созданию комиссии по расследованию случая профессионального заболевания. Сроки расследования не регламентируются, поскольку могут потребоваться дополнительные исследования, но, понятно, что они должны быть проведены в разумные сроки. Задача комиссии –установить обстоятельства и причины профессионального заболевания. Комиссия также вправе определять и степень виновности заболевшего работника (в процентах), если грубая неосторожность с его стороны способствовала наступлению заболевания (например, если работник постоянно или систематически нарушал, требования инструкций по охране труда, игнорируя применение средств индивидуальной защиты).
По результатам расследования после его завершения в трёхдневный срок составляется Акт о случае профессионального заболевания. Один экземпляр обязательно передаётся работнику.
С данным Актом, результатами заключения медико-санитарной экспертизы и рядом других документов (перечень аналогичен списку, рассмотренному нами в публикации, посвященной теме производственной травмы) работник должен обратиться в свое местное отделение Фонда социального страхования для получения гарантированных ему законом страховых выплат. Напомним, ещё раз, что требования, условия, последовательность действий и предполагаемый результат при обращении в Фонд социального страхования аналогичны случаю получения производственной травмы.
И. Викторов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Источник
Здоровье мое было подорвано
«Внутренний стержень» писателя Бальмонт почувствовал лишь при близком общении со Шмелевым-человеком. Начиная с 1926 года лето и осень нескольких сезонов они провели рядом, в Капбретоне, и в 1930 году Бальмонт не без основания назвал свою статью о писателе «Шмелев, которого никто не знает» (Сегодня. 1930. № 345). В октябре 1933 года он написал статью «И. С. Шмелев (Ко дню его 60-летия)» для газеты «Последние новости», где дал проникновенную характеристику его творчества, подчеркнув главное: «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев — самый русский». И далее обосновал свой взгляд подробно: «Шмелев великолепно изучил народный язык и душу русского крестьянина, русского работника. Когда он рассказывает о прежней Москве, о себе, о своих странствиях по России, о своей жизни во Владимирской губернии и в далеких краях русского Севера, это упоительная радость погружения в великолепную стихию русского языка. Эта особенная русскость Шмелева, сказывающаяся во всех его произведениях, создала ему большую славу не только в России». Поэт отметил, что его книги близки ему «чарами русской природы» и тем, что в них «устои, уставность исконной русской жизни, крепкий земной дух и устремленность русской души к праведному, к Божьему» — в этом «неизменное очарование и светлые достоинства писателя Шмелева».
В разные годы Бальмонт посвятил Шмелеву до двух десятков стихотворений, среди них «Неупиваемая Чаша», «Написавшему „Лето Господне“». В разных архивах хранится множество его писем писателю, в одном из них он называет Шмелева «милым, родным, Ваничкой, братом». Значение личности и творчества Шмелева для Бальмонта было велико. «С ним помнишь, что Россия вновь будет Россия», — отмечал поэт в очерке о Шмелеве в 1933 году. Взаимоотношения Бальмонта и Шмелева в эмиграции обстоятельно освещены в книге К. М. Азадовского и Г. М. Бонгард-Левина «Константин Бальмонт Ивану Шмелеву. Письма и стихотворения. 1926–1936» (М., 2005).
Шмелев укреплял Бальмонта в его стремлении вернуться к исторически сложившимся устоям русской жизни, а у писателя русские устои прочно связаны с православием. Не случайно, при всем «многобожестве» Бальмонта в его стихах, посвященных Шмелеву, появляются стихотворения с названиями «Алтарь», «Подвижники Руси» и особенно показательное в этом смысле стихотворение «Церковь» (1930), в центре которого — православный храм (а не вообще храм, часто встречающийся у Бальмонта):
Строку Бальмонта «Душе одна в беде есть радость — Церковь!» могли бы повторить многие его современники, прошедшие через богоискательство, поклонение кумирам, идолам и под конец жизни пришедшие «с ношей грусти» в Церковь.
В последнем письме Екатерине Алексеевне от 28 декабря 1933 года Бальмонт писал о себе: «Какой я сейчас? Да все тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю, сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество — это вечная молодость. В этом мы одинаковы с тобой, мой милый Черноглаз. Бородка моя, правда, беловата и на висках инея довольно, но все еще волосы вьются и русые они, а не седые. Мой внешний лик все тот же, но в сердце много грусти».
Всё же кажется, что Бальмонт здесь несколько «прихорашивается». В действительности «вечной молодости» уже не было, здоровье было подорвано и многолетним пристрастием к вину (мемуаристы-эмигранты уверяют, что он пьянел от одной рюмки), и постоянной нуждой последних лет, и тоской по родине, и творческой невостребованностью, и всей тяжестью изгойного существования. Здесь и надо искать причины той депрессии, которая то сжимала его, то отпускала. В светлые моменты он запомнился тем, кто с ним встречался, необычайно интересным собеседником, поражавшим колоссальными знаниями из разных областей науки и искусства, умением увлекательно, вдохновенно рассказывать о своей жизни. Именно в такой момент просветления однажды застала Бальмонта Марина Цветаева, навестив его в Кламаре, — об этом она рассказала в «Слове о Бальмонте». В Кламаре Цветаева и Бальмонт довольно часто встречались. В сущности, оба они были одиноки в эмигрантской среде, не сжились с ней.
Весной 1935 года депрессия у Бальмонта переросла в тяжелейшую болезнь нервно-психического характера с проявлениями бреда и фантастических видений, что иногда сопровождалось приступами буйного помешательства. Елена и Нюша отчаянно боролись с его болезнью, обращались к разным врачам. Для лечения пришлось распродавать всё, что можно, даже книги, любовно собиравшиеся поэтом, а их было порядочно, на двенадцати языках.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Любовные истории
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Екатерина Останина Любовные истории
Введение. Любовь – поиски вечной гармонии
Что такое любовь, каждый решает для себя сам. Однако следует признать, что это чувство на самом деле вовсе не является тем, чем большинство людей привыкло его считать – страстью, совместной жизнью или сексом. В высшем понимании слова любовь – это высокое искусство. Если мы возьмем за отправную точку именно это положение, то далее придется признать, что, как всякий вид искусства, любовь требует большого знания и приложения конкретных, иногда даже изнуряющих усилий.
Если же предположить, что любовь не более чем приятное чувство, то надо целиком положиться на случай и ждать удачи, как у моря погоды. Может быть, когда-нибудь вам и повезет. Какую предпосылку выбрать вам – зависит только от ваших склонностей и представлений о жизни, но нам кажется более предпочтительной первая предпосылка.
Наверное, каждый признается, хотя бы в глубине души, что считает любовь смыслом своей жизни. Нет на планете такого человека, который бы не жаждал любви всем своим существом. Недаром так много пишется книг и снимается фильмов, где основным стержнем повествования является любовь. В мире существует бессчетное множество поклонников телесериалов о счастливой и несчастной любви и предельно простых любовных песенок. Однако в то же время вряд ли кто-нибудь всерьез задумывается о том, что любви, как и всякому искусству, необходимо учиться. В чем же причина такого явления и что значит для людей проблема любви?
Оказывается, психологами доказано, что большинство людей хотят быть любимыми, но мало кто считает себя обязанным уметь любить. Главное, чтобы по отношению к самому объекту возникало чувство любви. Это настолько сильное желание, что идти к этой цели люди способны многими путями и при этом проявлять завидную изощренность. Устойчивое мужское представление о любви заключается в следующем: чтобы быть любимым, нужно приобрести определенный социальный статус, который включает в это понятие силу и богатство. Что же касается женщин, они полагают, что главным для успеха на любовном поприще является внешняя красота, в связи с чем надо быть привлекательными, следить за своим лицом, телом и одеждой. Помимо этого, и мужчины и женщины полагают, что непременными условиями для того, чтобы нравиться, служат также хорошие манеры, способность поддержать интересный и непринужденный разговор, скромность, непритязательность до поры до времени и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Надо сказать, что аналогичные приемы используются и в том случае, когда человеку требуется приобрести в обществе определенный вес, добиться дружбы влиятельных людей и обрести полезные связи. Таким образом, можно сделать вывод, что умение вызывать любовь в субъекте достигается путем соединения общей приятности и сексуальной притягательности.
На самом деле проблема любви состоит в особенностях самого объекта, а не в его способностях. Обычно считается, что любить – это очень просто. Гораздо труднее найти того субъекта, который может быть достоин любви, или вызвать чувство любви у этого субъекта. Вероятно, причина в таком отношении коренится в социальных условиях общества на каждом конкретном этапе его развития. Например, если мы рассмотрим Викторианскую эпоху, то в те времена любовь не относилась к разряду глубоко личных и тем более спонтанных переживаний. Основой общества считался брак, который обуславливался взаимным соглашением между семьями. Таким образом, социальная значимость выступала на первый план, а любовь, как предполагалось, должна была развиваться уже после того, как брак заключен. Подобное положение дел считалось разумным и естественным. На смену этой жесткой социальной позиции пришло понятие романтической любви, которое закрепилось на долгие десятилетия. В Соединенных Штатах Америки считается, что нельзя полностью исключить договорную природу брака, однако даже большинство американцев желает ощутить романтическую любовь, естественным продолжением которой станут брачные узы.
Что же касается нашего времени, то его основной чертой является всепоглощающая идея взаимовыгодного обмена и жажда приобретения. Современный человек чувствует себя по-настоящему счастливым лишь тогда, когда смотрит на витрины магазинов и понимает, что все это при желании он сможет купить. Таким же образом оцениваются и окружающие человека люди. Мужчина или женщина не рассматриваются противоположным полом как личность; они такой же товар, повышающий социальный статус и способствующий удовлетворению естественных потребностей. Таким образом, это прежде всего добыча. Именно таковыми являются друг для друга мужчины и женщины. Упаковка же этого товара и есть внешние данные, от которых зависит, насколько популярным будет сам товар. Эта упаковка – как физическая, так и духовная – меняется в зависимости от времени и моды. Так, в 1920-х годах считалось, что женщина весьма привлекательна, если она чрезмерно общительна, сексуальна, курит и пьет. В то же время в современном обществе все больше превозносится идеал скромной и обаятельной хозяйки мирного домашнего очага. Мужчина в начале XX столетия был привлекателен в том случае, если не скрывал агрессивности, настойчивости и честолюбия. Главное достоинство современного мужчины – в его способности к дружескому сопереживанию, в общительности и терпимости к взглядам женщины.
Помимо этого, объект любви должен обладать таким свойством, как досягаемость. Здесь главенствует принцип личной выгоды. Объект любви представляется желанным с социальной точки зрения, однако он должен проявлять чувства к субъекту и сам желать его. Поэтому любовь возможна только в том случае, когда два человека понимают, что представляют друг для друга наилучший товар из всего огромного разнообразия, имеющегося на рынке. Не стоит считать данное положение циничным, поскольку в межличностных, в том числе и любовных, взаимоотношениях работают те же принципы, которые управляют свободным рынком.
Есть еще одно обстоятельство, вернее, заблуждение, благодаря которому люди считают, что любви учиться не следует. Они обычно смешивают первоначальное состояние влюбленности и постоянное пребывание в любовном состоянии, что далеко не одно и то же. При первом интимном соприкосновении происходит своего рода чудо, поскольку в этот момент два совершенно чужих друг другу человека позволяют исчезнуть той естественной преграде, которая разделяет всех.
В связи с этим данный момент первого сближения и воспринимается как самое незабываемое и волнующее переживание для людей, прежде изолированных от любви. Особенно остро воспринимается чудо взаимного сближения, когда оно начинается с интимной близости. В то же время именно такая любовь, на первом этапе которой произошло физическое сближение, по своей сути очень недолговечна. По мере того как двое людей начинают все больше узнавать друг друга, чудо физической близости и полового удовлетворения утрачивается. Начинается антагонизм, далее появляется чувство разочарования и, наконец, двое влюбленных признаются, что у них произошло всего лишь «затмение», вариант временного помешательства. В данном случае «затмение» свидетельствует вовсе не о силе чувств двух людей, а о глубине их предшествующего одиночества.
Вряд ли на свете есть еще что-то, что дается так же трудно, как любовь. Достаточно вспомнить хотя бы, какие огромные надежды, страстные ожидания вкладывают люди в это понятие. В то же время вряд ли что-либо терпело крушение с таким же завидным постоянством, как любовь. Если бы нечто подобное происходило в какой-либо сфере деловой жизни, то любой мало-мальски здравомыслящий человек отказался бы от такого явно неперспективного дела. Хотя возможен и иной вариант: люди постарались бы досконально изучить столь сложный предмет, чтобы в дальнейшем избежать возможных неудач и разочарований. Сложность любви состоит в том, что проанализировать причины неудач здесь практически не представляется возможным, а значит, нужно ограничиться лишь исследованием самого смысла любви.
Поэтому примем за основу, что искусство любить равноценно искусству жить. Стало быть, любви нужно учиться, как и любому другому виду искусства, которое нам нравится, – пению или музыке, слесарному ремеслу или строительству.
В связи с этим, как и в изучении любого искусства, в искусстве любви нужно выделить два этапа – теорию и практику. Так, врачом не становятся после того, как тщательно познают анатомию и природу болезней. Потребуется еще много практических навыков, чтобы они слились и составили единое целое с полученными знаниями. Только в этом случае возникнет интуиция, которая и составляет основу любого мастерства, в том числе и любовного. Помимо этого, существует еще один небольшой, но очень важный нюанс: для человека не должно существовать чего-либо более важного, чем область его искусства. Это – универсальный принцип и для слесаря, и для писателя, и для хорошего любовника. К сожалению, несмотря на то что в людях жива неистребимая жажда любви, они признают гораздо более важными иные ценности – деньги, власть, социальный статус, престиж. Поэтому вся человеческая энергия направлена на достижение этих конкретных целей, а на обучение искусству любви времени уже не остается.
Так что же такое любовь? Теоретическая часть этого искусства должна начинаться с проблем самого человеческого существования. Такое чувство, как нежная привязанность, наблюдается даже у животных. Но у них это всего лишь инстинктивная природа, что же касается человека, то у него обнаруживаются только рудименты этих инстинктов. Люди по своей натуре находятся в постоянном поиске гармонии. Человек – это жизнь, способная осознать саму себя, окружающую реальность, определенность прошлого и неопределенность будущего, единственной определенностью которого является смерть. Человек осознает себя как отдельное и, в сущности, очень одинокое существо, которое не по своей воле появляется на свет и не по своей воле умирает. Он понимает, что умрет раньше или позже тех, кого он любит, и это тоже, мягко говоря, не утешает. Человек постоянно ощущает свою беспомощность перед стихийной силой природы и социальными силами. Такое существование невыносимо, поскольку похоже на тюрьму. Однако от этого человек не становится безумным, потому что может находить выход из этой тюрьмы, объединяясь в какой-либо форме с существующей реальностью и окружающими его людьми.
Состояние отторгнутости очень страшно. Оно не позволяет владеть миром (людьми, вещами), зато делает беспомощным. Впервые подобное состояние отторгнутости испытали Адам и Ева после того, как были изгнаны за непослушание из райского сада. Они впервые осознали, насколько далеки друг от друга, насколько чужды они друг другу. В раю между ними не было любви. Об этом свидетельствует тот факт, что Адам обвинял свою подругу, вместо того чтобы принять вину на себя, как подобает влюбленному мужчине. Осознание чуждости, думается, и явилось основным источником чувства тревоги и стыда. С тех пор главной задачей человека стала потребность покинуть тюрьму своего одиночества, чтобы не впасть в безумие, поскольку только в состоянии человеческого безумия мир сам перестает существовать.
Во все времена оставался актуальным этот вопрос: как же обрести единение с миром? В древности он решался с помощью поклонения животным и принесения человеческих жертв, в Средневековье – аскетическим отречением или милитаристскими захватами и практически всегда – любовью к Богу и человеку.
Среди всех этих типов слияния желание межличностного единения – одно из самых мощных. Только благодаря ему могут находиться вместе представители человеческого рода, общество, семья. Без любви люди не смогли бы прожить даже одного дня. Однако что мы должны понимать под словом «любовь»? Ответ на этот вопрос может быть как зрелым, так и незрелым. При этом незрелая форма любви может быть названа скорее симбиозом. Такой симбиоз наблюдается в случае беременности, когда мать питает и защищает плод, но в то же время и ее жизнь становится богаче благодаря будущему ребенку. Однако это – сфера физиологии, что не исключает ее присутствия и в сфере психологии.
Психологический симбиоз – это мазохизм, при котором преувеличивается сила того, кому индивидуум отдает себя в безраздельное подчинение, будь то Бог или человек. Мазохист лишен проблемы принятия решений. Он никогда не бывает одинок и никогда не является независимым. Мазохистская любовь аналогична древнему идолопоклонству. Можно сказать, что такой человек даже не родился по-настоящему.
Источник