Меню

Здоровье младших школьников осанка

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.
статья по зож

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_pravilnoy_osanki_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_v_protsesse_vospitatelno-obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста в процессе воспитательно-образовательной деятельности.

Формирование правильной осанки важный аспект укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Осанка привычное, непринужденное положение тела человека во время стояния, сидения и в движении. При хорошей осанке тела мышц, которые удерживают позвоночник в правильном положении, умеренно напряженные, голова и туловище держатся ровно, плечи на одном уровне и несколько отведены назад, спина прямая, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые. У детей младщего школьного возраста осанка еще не сформирована окончательно.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до семи –восьми лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен. Поэтому при неблагоприятных условиях внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются следующими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи выдвинуты вперед и т.д., что в будущем может привести к искривлению позвоночника. По этим причинам выявления начальных форм нарушений осанки и их профилактика эффективные именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей младшего школьного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, лордоза. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Виды неправильной осанки:

1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

2. Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

3. Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

Признаки правильной осанки:

-Плечи развёрнуты и отведены назад;

-Лопатки не выпирают;

-Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

-Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

-Голова держится прямо;

Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека.

На формирование правильной осанки влияют множественные факторы.

К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, » калачиком «, и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у младших школьников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

Профилактика мер предупреждения нарушения осанки в школьном учреждении должна проводиться в двух направлениях : создание необходимых гигиенических условий ( систематическое проветривание помещения, оптимальное освещение, удобная мебель, соответствующие росту детей, строгое соблюдение режима дня и т.д.) и проведение целенаправленной воспитательной работы, в этом случае является решающим фактором. Проведение на высоком методическом уровне занятий физкультурой, утренней зарядки, подвижных игр, прогулок, во время которых школьники активно двигаются, физкультурных минуток во время уроков,позволяет успешно решить эту задачу. На протяжении всего школьного возраста детей надо учить правильно сидеть на стуле за партой, стоять и ходить, соблюдая хорошей осанки, спать в надлежащей позе т.д.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школьное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Источник

Формирование правильной осанки в начальной школе и ГПД
опыты и эксперименты (1 класс)

Введение

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_osanki_v_gpd.docx 20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Формирование правильной осанки в начальной школе и ГПД

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизни человека. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте , особенно в периоды ускоренного роста скелета детей, поскольку, сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера. А также, вредные, приобретенные привычки. Привычка стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести, а особенно, портит осанку неправильная поза при письме и чтении.

Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом. Этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию невротических состояний.

У младших школьников (детей 6-10 лет, осанка еще очень неустойчива, а они большую часть дня проводят в школе и многие исследователи приходят к единому мнению, что именно школа может и должна быть местом профилактики и формирования осанки).

Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Прежде чем, приступить к основным требованиям воспитания правильной осанки, хотелось сообщить: «Какая же должна быть осанка» . Правильная осанка характеризуется следующими признаками — прямое положение туловища, развернутые плечи, приподнятая голова, немного втянутый живот и когда все части тела расположены симметрично относительно оси позвоночника.

Правильная посадка во время занятий играет большую роль в формировании правильной осанки. Для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. А наши предки заставляли своих детей правильно сидеть с помощью палки-аршина, которую вставляли под локти за спину. Отсюда и поговорка: «Сидит, как аршин проглотил» .

Но в течение учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся, снижается их внимание, работоспособность. Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления, ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног. Утомившись, учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают туловище влево или вправо и т. п. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки.

Например, противостоять утомлению на учебных занятиях помогают физкультминутки, а также комплекс упражнений для позвоночника:

1. И. п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений, руки опущены вдоль туловища). Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

2. Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

3. Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5-10 раз.

4. Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

5. Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

6. То же с другой стороны.

7. Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.

8. Само массаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5-7 минут.

Но самое главное условие для осанки это физические упражнения, которые укрепляет мышцы. Именно поэтому они необходимы детям школьного возраста для правильного формирования осанки.

Формы физического воспитания школьников:

1. Физическое воспитание в школе: — урок физкультуры 3 раза в неделю; — гимнастика перед уроками; — подвижные игры на перемене.

2. Внешкольные формы физического воспитания: — занятия в спортивных секциях; — участие в спортивных соревнованиях.

3. Прогулки и игры на воздухе.

Немаловажную роль играет нахождение ребенка в группе продленного дня. Можно каждый день уделять время для профилактики в формировании правильной осанки физкультурном или спортивном зале, после уроков в школе.

Ниже приведены основные упражнения для укрепления осанки

Очень полезна растяжка «Вис» — висеть на турнике или шведской стенке не касаясь, пола столько, сколько сможете удержать свой вес. Выполнение «виса» поможет растянуть позвоночник, снимет его зажимы.

1. Упражнения у стены.

Ребенок встает спиной к стене и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь) . Пусть ребенок, не меняя этого положения :

– сделает несколько шагов вперед, в сторону, опять вернется к стене и примет исходное положение (далее и. п.) ;

– присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторит приседание, сделав шаг вперед, и вернется в исходное положение;

– стоя у стены, поднимает руки вперед, вверх, в стороны;

– поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперед, грудь западает, позвоночник сгибается.

2. Упражнения лежа.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки в стороны.

– на счет раз – ребенок должен прогнуться, поднимая руки, ноги, туловище и голову вверх;

– на счет 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

– на счет 4 – он должен принять и. п.

И. п. ребенка – лежа на животе, руки вверх.

– на счет 1 – ребенок прогибается, поднимая голову, руки, туловище и ноги вверх;

– на счет 2-3 – выполняет одновременные скрестные движения руками и ногами;

– на счет 4 – принимает и. п.

– прогибаться в спине, поднимая поочередно противоположные руки и ноги- левая нога с правой рукой и наоборот.

– лечь на спину, руки положить вдоль тела. Ноги на полу, согнуты в коленях под прямым углом. Плавно поднимать таз над полом, стараться удерживать бедра и туловище на одной линии.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребенка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200 – 300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребенок держит мешочек на голове :

– он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол, лабиринт из двух-трех стульев;

– отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение;

– встать на скамеечку и сойти с нее 15 – 20 раз

4. Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

– ребенок встает поперек гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны.

– переносит тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки;

– положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга. Постоять на палке с мешочком на голове;

– то же на доске шириной 15 – 30 сантиметров, положенной на гантели.

5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

И. п. – стать прямо, ноги врозь :

– положить ладони на лопатки (локти вверху) ; развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

– сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

– Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток :

наклониться вправо и влево;

– повернуться в одну, затем в другую сторону;

– перенести палку над головой вперед, затем назад. Руки в локтях не сгибать.

—встать прямо, руки согнуть в локтях и держать на уровне груди. Поворачивать корпус в разные стороны, выпрямляя руку в сторону разворота, как бы пытаясь дотянуться до стены. Поворот вправо — левая рука, поворот влево — правая рука. Получается «Скрутка» .

Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включать в комплекс занятия или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 6 – 10 лет поначалу не должно превышать 6 – 8 раз.

В заключение, хотелось бы сказать, поддержание правильной осанки, требует систематичности и повторяемости. И постоянно контролировать положение тела у себя, и у школьников.

Источник

Читайте также:  Магический чай для здоровья
Adblock
detector