Сохранение и укрепление здоровья
Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.
Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.
Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.
Основные факторы, влияющие на здоровье:
— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);
— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);
— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);
— психофизиологические.
Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.
Способы сохранения и укрепления здоровья
Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.
Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.
Факторы отрицательно влияющие на здоровье:
- курение и злоупотребление алкоголем;
- неправильное питание;
- наркотики;
- частое употребление лекарств;
- условия труда, вредные для здоровья;
- стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
- неблагоприятные материально-бытовые условия.
Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.
В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.
Способы сохранения здоровья человека:
- оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
- закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
- периодическое очищение организма;
- отказ от химических препаратов;
- цигун – китайская система оздоровления организма;
- йога;
- ароматерапия;
- морская вода и горный воздух.
Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.
Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.
Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:
— Борьба с допингом в Российском спорте:
Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».
Источник
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Оксана Валерьевна Немолочнова
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей
Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей нашей в группы.
Воспитатель:Немолочнова О. В
Из нашего личного опыта.
В поиске эффективных мероприятий по укреплению здоровья детей в условиях ДОУ — стремимся создать условия для полноценного физического и психического здоровья детей, помочь им освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Для решения этой проблемы мы поставили перед собой:
Цель: обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи: Совершенствовать систему формирования навыков ЗОЖ, формы профилактики заболеваемости детей.
закреплять представления о полезных привычках, укрепляющих здоровье;
способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно –гигиенических навыков;
развивать качества необходимые будущему школьнику: самостоятельность, выносливость, умственную работоспособность, эмоционально-волевую сферу;
формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
При формировании культурно — гигиенических навыков используем игровые приемы, дидактические игры, художественные произведения, которые способствуют развитию самостоятельности в самообслуживании.
Утренняя гимнастика направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Подвижные игры для детей являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, помогают ребенку получить правильное развитие, обучают жизненным ситуациям, как следует поступать в тех или иных случаях, развивает мораль, помогает ребенку открывать для себя новый для него мир.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
В процессе игр создаются благоприятные условия и совершенствования моторики детей, формирование нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физ. минутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.
Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить риск заболевания, укрепить свое тело физически, добавить энергии и сил.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливание в общем комплексе гигиенического режима может оказать заметное влияние на его здоровье.
Дыхательная гимнастика очень полезна для организма детей. да и вообще для людей всех возрастов! Она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы.
Развитие гармонично развитой личности невозможно без участия родителей. Поэтому родители и воспитатели должны объединять усилия в воспитании и развитии ребёнка. Организация досуговых мероприятий с активным участием родителей – замечательное сотрудничество. Такие мероприятия объединяют, сплачивают родителей с детьми, родителей с педагогами, родителей с родителями, создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей
В своей работе с родителями мы стараемся донести: как важно сохранять и укреплять здоровье детей.
Источник
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
План
мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» с целью повышения качества образования на 2018-2019 учебный год
1. Диагностика, коррекция и развитие учащихся
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся школы
Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья
Мониторинг состояния здоровья учащихся
в течение учебного года
Организация занятий специальной группы для занятий физической культурой
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проведение подвижных перемен и игр на свежем воздухе
в течение учебного года
кл. рук. 1-4 кл, учителя, физкультуры
Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся
в течение учебного года
2. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
Поддержание в общеобразовательном учреждении надлежащих санитарно-гигиенических условий
Зам. директора по АХЧ,
Соблюдение воздушного и светового режима в школе
Зам. директора по АХЧ,
Обеспечение школы школьной мебелью (парты, столы, стулья ученические) в соответствии с возрастными биологическими особенностями детского организма и функциональным назначением
по мере необходимости
Управление образования, администрация школы
Регулярное проведение объектовых тренировок
в течение учебного года (по графику)
Зам. директора по безопасности
Оформление листков здоровья в классных журналах
Организация горячего питания
3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий
Реализация профилактической программы «Все цвета, кроме черного».
Проведение тематических занятий по правилам ЗОЖ
Проведение акции «Здоровье – твое богатство»
Зам. директора по ВР, кл. рук.,
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни
Создание на школьном сайте тематической страницы «Здоровье»
Зам. директора по ВР, отв. за сайт
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры
4. Оздоровительно- профилактическая работа
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера)
Проведение Дня здоровья
Зам. директора по ВР
Работа спортивных секций
Руководители спортивных секций
Организация летней оздоровительной кампании
Зам. директора по ВР
4.1 Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Районная Спартакиада школьников.
декабрь, февраль, май
Соревнования среди допризывной молодежи.
Проведение Легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Каширские известия».
Проведение районного легкоатлетического пробега
Слет-соревнование «Школа безопасности»
зам. директора по безопасности
«Веселые старты» Спартакиада среди школьных команд
Участие обучающихся в массовых районных мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ
в течение учебного года
зам. директора по ВР
Развитие материально-технической базы образовательного учреждения в части приобретения спортивного, медицинского оборудования
5. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»
Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков
Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.
зам. директора по ВР
Проведения добровольного диагностического экспресс-тестирования
зам. директора по ВР
6. Работа с родителями.
Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся («Профилактика асоциальных явлений», «безопасность на дорогах»).
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Приглашение на родительские собрания медицинских работников
зам. директора по ВР
Организация индивидуальных консультаций для родителей
Выступление на родительских собраниях
зам. директора по ВР,
зам. директора по безопасности
Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях
Источник