Учебник Математика 3 класс Моро часть 2
53. 2. Реши с объяснением. 456 + 252 690+ 188 23 + 338 3. Коля купил 3 тетради по □ р. и 2 альбома по □ р. Сколько денег он заплатил? Дополни условие и реши задачу. 4 В театральной кассе было 480 билетов. Кассир продал билеты на 5 спектаклей, по 16 билетов на каждый. Сколько ещё билетов осталось в кассе? Составь задачу, обратную данной, и реши её. 5. 54:9-13 72:8-11 8- 8:4 9- 9:3 48:2-18:9 64:8 + 84:4 326-1 754-0 6. Найди, не вычисляя, наименьшее произведение. Щ РЕБУСЫ: 21* ★ Ш2 V 12 -2 Ил h 2) 3 • 12 П1+++ — 3)2 2-12 Вычисли. 528 + 190 246 + 85 84 + 276 4 71 ш РЕ БУСЫ: * * 71 • 6- 2 = 5* Составим алгоритм вычитания трёхзначных чисел. Надо вычислить разность 637 — 273. Объясняй так: Пишу: . . Вычитаю единицы: . . Вычитаю десятки: из 3 дес. нельзя вычесть 7 дес. Беру 1 сот. из 6 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6.) 1 сот. и 3 дес.— это 13 дес. Из 13 вычесть 7, получится 6. Продолжи объяснение. 1. Объясни, как выполнено вычитание. 2. Вычисли, используя запись столбиком. 306-262 635-283 162-81 560- 128 3. Вычисли и выполни проверку. 246 ^ 364 384- 159 505-465 4. 864-357 610-200+ 10 44:11 — 17 160-48 620-200 + 20 80:16-9 735 + 65 630-200 + 30 72:8-11 5. Узнай, на сколько единиц и во сколько раз одно из этих чисел больше другого: 51 и 17, 72 и 4, 95 и 19, 60 и 15. 6. В книжном шкафу было 120 книг. Когда детям выдали книги, в шкафу осталось 56 книг. На сколько больше книг выдали, чем осталось? 7. Реши уравнения. х+ 18 = 78 21 -х=15 х-13 = 91 х:5 = 20 Вычисли. Выполни проверку. 926— 180 258 ^57 ——————1 72 ——————— Виды треугольников 1. 2. 3. Будем учиться различать треугольники по длине их сторон. Измерь стороны треугольника 1 и сравни их длины. Измерь и сравни стороны треугольника 4. Объясни, почему такие треугольники называют разносторонними. Найди и выпиши номера треугольников, у которых равны хотя бы две стороны. Треугольники, у которых равны две стороны, называют равнобедренными. Среди равнобедренных треугольников есть такие, у которых равны все три стороны. Это равносторонние треугольники. Найди их номера в своей записи и подчеркни. 6*16:8:4 90:5*4:2 15*4:5*4 6*16:(8:4) 90:5*(4:2) 15*4:(5*4) При выпечке хлеба из 10 кг ржаной муки получается 14 кг хлеба. Сколько килограммов припёка получается? 1) Сколько килограммов муки надо взять, чтобы получилось 28 кг припёка? 2) Сколько килограммов хлеба получат из этой муки? Вычисли и выполни проверку. 423- 148 351 -284 630-347 186-93 4. Зм5см05мЗсм 4мО 870 см О 10 м 60 см 398 см О 550 мм Проверочные работы, с. 74, 77. 73 ЛАБИРИНТ:. -W-4-M4- :п+п=52 ___ 328 + 295 640+ 180 56:8-1 425-282 510-390 56:(8- 1) 1) Сумма двух чисел 648. Одно из чисел 265. Найди разность этих чисел. 2) Разность двух чисел 156. Одно из чисел 127. Найди сумму этих чисел. В двух театральных кассах было 705 билетов. Когда из первой кассы продали 267 билетов, в ней осталось 123 билета. Сколько билетов было в каждой кассе сначала? На 6 одинаковых пар детских ботинок расходуют 24 дм^ кожи. Сколько квадратных дециметров кожи нужно на 18 пар таких ботинок? Найди ошибки в вычислениях и запиши правильное решение. 22 = 2 9=11 12 = 3 1) Сумма двух чисел больше одного из них на 12 и больше другого на 18. Найди эту сумму. 2) Вычитаемое меньше уменьшаемого на 32. Найди разность. Рассмотри рисунок и выпиши номера: 1) разносторонних треугольников; 2) равнобедренных треугольников. Подчеркни номера равносторонних треугольников. 57 3=19 72 12 = 6 44: 75 25 = 5 88 8=10 99: 80 20 = 40 98 7=17 96: 74 СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ГОТОВИМСЯ к ОЛИМПИАДЕ 1. Восстанови пропущенные цифры и числа. 2*-3=*5 *8-П = *4 7*:П = 1* Найди все решения. 2. Восстанови пропущенные цифры в делимом и пропущенные числа в остатке так, чтобы остаток был наибольшим из возможных для каждого делителя. 6*: 7 = 8 (ост. □) 8*:9 = 9 (ост. □) *9:6 = 9 (ост. □) *1:8 = 8 (ост. □) 3. Садовник рассадил 90 луковиц тюльпанов на 3 клумбы: большую, среднюю и маленькую. На среднюю клумбу он посадил в 2 раза больше луковиц, чем на маленькую, а на большую — столько же, сколько на маленькую и среднюю вместе. Сколько луковиц тюльпанов на каждой клумбе? 4. Начерти ломаную из трёх звеньев так, чтобы её длина была равна 12 см, а второе звено было на 2 см длиннее первого и на столько же сантиметров короче третьего. 5. 1) При делении одного и того же числа на 5 и на 9 получаются одинаковые частные, но при делении на 5 получается остаток 4, а деление на 9 выполняется без остатка. Какое число делили? 2) При делении одного и того же двузначного числа на 13 и на 14 получаются одинаковые частные, но при делении на 13 получается остаток 8, а при делении на 14 — остаток 4. Какое число делили? jOiiiCV ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ 2. Масса первого советского искусственного спутника Земли 83 кг, а масса второго спутника Земли 508 кг. На сколько килограммов масса второго спутника больше массы первого? 3. У Алёши 3 альбома с марками на тему «Космос». В одном альбоме у него □ марок, а в двух других альбомах по 40 марок в каждом. Сколько всего марок у Алёши? Вставь пропущенное число и реши задачу. 4. За три дня Музей космонавтики посетили 140 школьников. В первый день было проведено 4 экскурсии по 15 человек, во второй — 2 такие экскурсии. Составь разные выражения, используя эти данные, и объясни, что они означают. 5. Сколько палочек надо переложить, чтобы из одной фигуры получить другую? ———————‘ 76 ‘——————- 6. 1) Во время игры «Поле чудес» Оля набрала 540 очков, Маша — на 120 очков меньше, чем Оля, а Коля — столько очков, сколько Оля и Маша вместе. Сколько очков набрал Коля? 2) Рассмотри таблицу и скажи, какие призы мог выбрать Коля: управляемая машина — 110, шагающая кукла — 120, электронная игра — 200, лыжи с палками — 270, роликовые коньки — — 300, велосипед — 650. 7. 456- 184 527-519 731 -403 166 + 334 292 + 468 440 f 196 360-60-30 670- 10-70 720-200 + 50 8. Найди сумму, разность, произведение и частное чисел: 24 и 3; 83 и 1; 48 и 2. 9. Сравни уравнения каждой пары; сравни их решения. X-3=120 х+ 90= 160 75*х=75 х:3=120 х-90= 160 75 + х=75 77 РЕБУСЫ: □W] 10. к весеннему севу надо отремонтировать 80 тракторов и 50 автомашин. В январе прошли ремонт 36 тракторов и 28 автомашин, в феврале — 40 тракторов и 21 автомашина. Объясни, что означают выражения. 36 + 40 80-36 80-36-40 28 + 21 50-28 (36+ 28)-(40+ 21) 11. В авторемонтной мастерской 90 рабочих: 72 слесаря, механиков в 6 раз меньше, чем слесарей, остальные — электрики. Сколько . ? 12. Запиши выражения и вычисли их значения: 1) Сумму чисел 63 и 12 уменьшить в 3 раза. 2) Разность чисел 39 и 18 умножить на 4. 3) Из числа 750 вычесть частное чисел 12 и 3. 4) К числу 420 прибавить произведение чисел 9 и 6. 13. Выполни вычисления. 187 + 75 540 + 30 17*4:2 42 850-86 540+ 300 28*3:4 60 238 + 93 540 + 330 18*5:3 90 14*26 12*14 15*13 14. Квадратный лист бумаги со стороной 2 дм разрезали на пять равных частей прямоугольной формы. Найди площадь одной части. Реши задачу двумя способами. ——————-1 78 ——————— 15. Начерти в тетради такие фигуры и найди площадь каждой части, закрашенной: 1) жёлтым цветом; 2) синим цветом. 16. В саду посадили 96 яблонь, а слив на 64 дерева меньше. Во сколько раз больше посадили яблонь, чем слив? 17. 84:12 54:18 78:26 42*2-42 4*15 ь15 6*13-13 80: (4+ 76) 96-64:4 (96-64): 4 56 63 70 8*7 9*5 10 18.6 см 8 мм О 7 см 2 мм 8 дм 2 см О 6 дм 8 см 9м5дм09м5см 400 см О 4 дм 19. 1000-400*2 (700+ 13)+ 200 80:2 + 600 (800+ 47)-500 30:6*20 (400 ^ 68)+ 300 (170-110):5 (100-8): 4 84: (230-218) 20. Не вычисляя, скажи, в каком уравнении каждой пары значение х будет больше. 1) х+25 = 40 х-28 = 50 90-х=42 х+25-60 х-28 = 49 90-х=52 2) х*3 = 84 х:5 = 9 96:х=6 х*3 = 72 х:5=11 96:х=4 Проверь, решив уравнения. 21. В большую бочку входит □ вёдер воды, а в маленькую — в 3 раза меньше. Из каждой бочки взяли по 3 ведра воды. Дополни условие и составь по нему различные выражения. _ ПРОДОЛЖИ РЯДЫ ЧИСЕЛ: I I м ^ □а-п ф 16 20 24 28 □ □ □ 28 35 42 49 □ □ □ 79 . . ‘ • V,.— K.J V’ ^ ^ СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ПОМОГАЕМ ДРУГ ДРУГУ СДЕЛАТЬ ШАГ К УСПЕХУ Верно? Неверно? Первый ученик читает высказывание. Второй определяет, верно оно или нет, и даёт правильный ответ, если данное высказывание неверно. После высказывания с номером 5 ученики меняются ролями. 1. Если число 340 увеличить на 20, то получится 520. 2. Разность чисел 860 и 400 равна 460. 3. Число 600 меньше, чем 700, на 100. 4. Если число 980 уменьшить на 30, то получится 650. 5. Сумма чисел 170 и 300 равна 470. 6. Число 400 больше, чем 300, на 1 сотню. 7. Уменьшаемое 9 сотен, вычитаемое 3 сотни, разность 600. 8. Если в окошко равенства □ + 60 = 400 поставить число 240, то оно станет верным. 9. 8 сотен больше, чем 3 десятка, на 770. 10. Если в окошко поставить число 500, то неравенство 970 — □ > 370 станет верным. 11. Если в окошко каждой записи поставить число 700, то все записи станут верными: 840-D 960 0-50 = 650 исла от 1 до Умножение и ДЕЛЕНИЕ ■ Что узнаем. Чему научимся • Узнаем приёмы устного умножения и деления и алгоритмы письменного умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число. • Научимся применять их при вычислениях и выполнении проверки этих действий. ЯЯ в л^шашшввл п. 11ВЮ 32 6 ; _ 5* *1* * 1 2rk 807 ‘438 u_____ 1) 7*8 T I 1_^] 2) 9 . 8 . 6 3) 8 • 9 • lO J iiiijejq® :=Ш Приёмы устных вычислений Узнаем, как выполняют умножение и деление трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. Умножение и деление в этих случаях нужно заменить действиями с сотнями и десятками. Например: 180*4 = 720 потому, что 18 дес.*4 = 72 дес. 900:3 = 300 потому, что 9 сот. = 3 = 3 сот. 1. Сравни выражения в каждом столбике и вычисли их значения. 8:2 20*5 23*4 48:3 98:2 800:2 200*5 230*4 480:3 980:2 2. Вычисли с устным объяснением. 260 + 30 300*3 840:2 10:5 790-80 400:4 560:4 1 000:5 3. Лыжник прошёл 200 м. Это составило пятую часть всей дистанции. Чему равно расстояние от старта до финиша? 4. Из куска ткани можно сшить 12 детских плащей, расходуя на каждый по 2 м. Сколько плащей для взрослых выйдет из этого куска, если расходовать по 4 м ткани на каждый плащ? 5. 900-(600- 100):5 150 + 50*4 + 6 0*305 (900-600)- 100:5 880-720:8*9 0:305 6. Стороны шестиугольника ABCDEF равны. Найди и выпиши названия: 1) разносторонних треугольников; 2) равнобедренных треугольников; 3) всех тупых углов. 7. Сравни произведения и, не вычисляя, скажи, какое из них больше. Вычисли. 600:2 140*3 82 720:4 Вспомни, как можно разными способами умножить сумму на число и разделить сумму на “ число. Закончи вычисления с объяснением. 240-3 = (200 + 40)-3= 960:3 = (900 + 60):3 = 203*4 = (200 f 3) • 4 = 960:6 = (600 + 360): 6 = 1. Вычисли с устным объяснением. 303*2 120*4 42:3 560:4 205*3 230*3 420:3 840:7 2. Уменьши в 10 раз числа: 560, 690, 700. Полученные числа увеличь на 100. 3. Ежедневно на поливку грядок расходовали утром 6 вёдер воды, а вечером 9 вёдер. Сколько вёдер воды израсходовали на поливку грядок за неделю? Реши задачу двумя способами. 4. Дедушка купил 5 одинаковых пакетов с картофелем, общая масса которых 15 кг. Витя помог дедушке и донёс 2 пакета. Сколько килограммов картофеля нёс Витя? 5. На сколько минут дольше длится игра в футбол, чем в баскетбол, если в игре в футбол 2 тайма по 45 мин, а в игре в баскетбол 4 тайма по 10 мин? 6. 1) Выпиши названия всех треугольников с общей вершиной А 2) Найди среди этих треугольников равносторонний и подчеркни его название. 7. На двух полках книг было поровну. С верхней полки сначала взяли 2 книги, а затем на неё поставили 8 книг, а на нижнюю полку поставили 4 книги. На сколько больше книг стало на верхней полке, чем на нижней? Вычисли. 92:4 920:4 170*5 83 1Г\ □ □ □ □ L СРАВНИ 1 I ТпЛОШАЛИ 3 (РАШЕН [-ФИГУР: HI з1) с- — ггп 1 п Z bs Z 1 X J 1 к Ё ■ т 1. гп □ □ г □ □ д — — t 5 А — МАГИЧЕСКИЕ-КВАДРАТЫ:-[ Вспомни, каким способом находят частное при делении двузначного числа на двузначное: 90 = 30 = 3 потому, что 30*3 = 90. Рассуждая так же, объясни решение: 800:200 = 4. Вычисли с устным объяснением. 100:50 800:400 600:200 1 000 = 500 240:3 + 7*2 640:8-4*5 0*28 = 4 240 = (3 + 7)*2 640 = (8-4)*5 1*28 = 4 Расставь скобки так, чтобы равенства стали верными. 15 + 75-25:5 = 25 72:9*8-1=0 Найди уравнения, которые решены неправильно, и реши их. 768-х= 700 х+10=190 х-380 = 100 х= 768-700 х=190+10 х= 380- 100 х=68 х=200 х=280 В одну столовую привезли 40 банок огурцов, по 5 кг в каждой, а в другую — 50 банок, по 3 кг в каждой. Объясни, что означают выражения: 5*40 + 3*50 5*40-3*50 Что больше: 1) одна третья часть суток или 9 ч; 2) одна четвёртая часть года или 4 месяца? Стороны шестиугольника ABCDEK равны. Найди и выпиши названия шести разносторонних треугольников и четырёх равнобедренных. Есть ли среди равнобедренных треугольников равносторонние? Заполни магические квадраты и сравни их. Вычисли. 900:300 270=90 560=80 ^ 84 ^ Будем учиться различать треугольники по видам их углов. ,В Е Т I ‘с ^^ к м Рассмотрим чертёж. В треугольнике АВС все углы острые. Такой треугольник называют остроугольным. В треугольнике DEK есть прямой угол. Такой треугольник называют прямоугольным. В треугольнике ОМТ есть тупой угол. Такой треугольник называют тупоугольным. 1. Начерти прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. Обозначь их буквами. 2. Сравни задачи и реши их, записывая каждое действие отдельно: 1) В первом куске было 24 м ткани, а во втором — на 8 м меньше. Из второго куска сшили одинаковые платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько сшили платьев? 2) В одном куске было 24 м ткани, а в другом — на 8 м меньше. Из всей этой ткани сшили одинаковые платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько сшили платьев? 3. Составь задачу по выражению (45 + 35): 5. 4 18*7 106-7- 107-6 180- 120*5:6 17*8 203*4-204*3 210- 140*5:7 19*6 150*6- 160*5 240- 160*5:8 5. Проверь деление с остатком и выполни вычисления правильно. 28 5 96 44 39М2 78 30 6 88 2 24|Т 72 2 8 15 6 Выпиши номера остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников. 85 Замени число 720 суммой таких двух слагаемых, чтобы каждое легко было разделить на 4, на 3, на 6, на 2. Образец: 720:4 = (400 + 320): 4. 6-130 4-240 3-170 840 650 880 2 » 580 5+170 4-200 Реши задачу разными способами: Три бригады рабочих заасфальтировали 700 м шоссе. Сколько метров заасфальтировала первая бригада, если вторая и третья бригады заасфальтировали по 230 м? 1) Разбей эти равнобедренные треугольники на 2 группы. Запиши номера треугольников, которые войдут в первую и вторую группы. 2) Назови номера прямоугольного и тупоугольного треугольников. Сумма трёх слагаемых равна 860. Первое слагаемое 150, третье слагаемое в 3 раза больше, чем первое. Чему равно второе слагаемое? ^ 86 г СТРАНИЧКИ для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ 1. В соревнованиях участвовали семьи, в каждой папа, мама и дети. 80 человек представляли семьи с тремя детьми, 60 человек — с двумя детьми. Сколько семей с двумя детьми и сколько семей с тремя детьми участвовали в соревнованиях? Сколько всего семей приняли участие в соревнованиях? Сколько мальчиков и сколько девочек участвовали в соревнованиях? Определи, какие вопросы подходят к данному условию. Реши задачи. Для ответа на какие вопросы данных не хватает? 2. Кто какое место занял на соревнованиях по прыжкам в длину, если Кирилл прыгнул на 2 м 70 см и его прыжок был на 4 дм длиннее прыжка Бориса, а прыжок Глеба был на 30 см короче прыжка Кирилла? 3. На соревнованиях по прыжкам в высоту Дима прыгнул на 90 см, Коля — на 1 м 2 см, а Алёша — на 98 см. Кто из мальчиков прыгнул выше всех? На сколько сантиметров выше прыгнул Коля, чем Дима? 87 N н i . П L (ЬмичкА: Л 901 :б Jml 1Ж* 4 в :3 J+80I «LL 1 J II Приёмы письменных вычислений Если устно выполнить умножение трудно, то его ВЫПОЛНЯЮТ, используя письменные приёмы. Объясни вычисления: 34*2 = (30 I 4)-2= = 30*2 I 4*2 = 60 1 8 = 68 234*2 = (200 f 30 i 4)*2 = = 200*2 ь 30*2 I 4*2 = = 400 + 60 + 8 = 468 Удобно записать решение столбиком, используя знак X, и умножать сначала единицы, потом десятки. а затем сотни. 2J4’ ТЪ 1. Запиши решение столбиком и выполни умножение с объяснением. 123*3 433*2 122*4 212*3 221*4 2. 483 + 257 820- 164 15*8:3 6* 16:8-2 621 + 199 9*9-59 30*8:2 6* 16:(8-2) 356 + 207 408-262 60*6:3 4* 15:5*4 I 3. Купили 5 рулонов плёнки, по 20 м в каждом. Хватит ли этой плёнки на 4 теплицы, если на каждую идёт 16 м плёнки? 25 м плёнки? . Вставь пропущенные знаки действий, чтобы выражение имело указанное значение. 75 О 15 О 5 = 0 72 О 9 О 2=10 48 О 48 О 6 = 40 64 О 17 О 2 = 98 36 О 6 О 6=1 56 О 9 О 6 = 2 . Как можно взвесить: 1) 800 г масла, если есть по одной гире в 1 кг, 500 г и 200 г; 2) 3 кг черешни, если есть по одной гире в 5 кг и 2 кг; одна гиря в 2 кг? Вычисли. 224*2 113*3 т 88 I Составим алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное. Объясни, как вычислили произведение 325*3. Объясняй так: ^:з2й
77 8 6 7Т Пишу: . . Умножаю единицы: 5*3=15, 15 ед. — это 1 дес. 5 ед.; 5 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю и прибавляю его к десяткам после умножения десятков. Умножаю десятки: 2*3 = 6. К 6 дес. прибавляю 1 дес., который получен при умножении единиц: 6 ^ 1 = 7, пишу 7 под десятками. Умножаю сотни: 3*3 = 9. Пишу 9 под сотнями. Читаю ответ: 975. 1. Реши с объяснением. 446*2 283*3 151*7 79*3 92*6 2. На экскурсию поехали 100 школьников. В большой автобус сели 40 школьников, а остальные — поровну в 3 маленьких автобуса. Сколько школьников было. ? 3. 382 f 478 706-321 140*6:4 120*3:4 218-5*1 439-0*3 (6 t 0)*7 9:9 f99 4 Начерти отрезок, третья часть которого равна 12 мм; 3 см. 5. В инкубаторе в каждую коробку для выведения цыплят положили по 100 яиц. Сколько цыплят уже вывелось в трёх коробках, если в первой осталось 48 яиц, во второй — 20, а в третьей — 22 яйца? 6. Бревно длиной 10 м нужно распилить на 10 равных частей. Чтобы отпилить одну часть, требуется 3 мин. Сколько времени уйдёт на выполнение всей работы? ЗАПИШИ ПРОПУЩЕННЫ1 ЧИСЛА: Вычисли. 78 * 5 417*2 89 172*4 4 Реши с объяснением. 152*4 87*5 8*62 3*283 Запиши уравнения и реши их. 1) Неизвестное число разделили на 8 и получили 120. 2) На какое число нужно разделить 81, чтобы получить 3? 3) Какое число нужно умножить на 4, чтобы получить 76? В четырёх больших пакетах лежат груши, по 20 в каждом, а в трех маленьких пакетах — по 5 груш в каждом. Сколько всего груш . ? Поставь вопрос, чтобы задача решалась так: 20*4-5*3. 116*6 436 + 280 90 + 854 420- 120 = 3 492*2 725+ 175 612-97 280 + 60*2 Выпиши названия равносторонних треугольников. В М N Л, ,До А Периметр равностороннего треугольника 24 см. Чему равна длина каждой его стороны? При выпечке хлеба из 3 кг пшеничной муки получается 660 г припёка. Сколько припёка получается из 2 кг такой муки? 1) Когда произведение может быть равно множителю? Когда оно может быть меньше одного из множителей? 2) Может ли сумма двух чисел быть меньше одного из слагаемых? 3) Может ли разность быть больше уменьшаемого? 345*2 354 + 96 50 + 124 84:12*7 1 90 ^ 1. Узнай, что больше и на сколько: произведение чисел 151 и 6 или произведение чисел 161 и 5? 2. Сторож дежурит сутки. Сколько часов ему осталось дежурить, если от начала его дежурства прошла только четвёртая часть суток? 3. Сколько рублей сдачи должен получить Юра со 100 р., если он купил 2 пакета кефира по 12 р. и 1 пакет молока за 10 р.? 4 Найди частное и остаток, используя значение первого выражения в каждом столбике. 23 23 23 5. Рассмотри выражения. Найди устно их значения. 172 *(347-346) 86- 11 -86 2-(999 н 1)-0 78-9 н 78 720:8-(32-8-8-32) 69-7 + 31 -7 190-(199-5-5-199)- 10 95-8 + 95-2 6. Догадайся, из какого куска проволоки (1 сделали каждый треугольник. Найди периметры этих треугольников. 84 12 76 4 69: 85 12 77 4 79: 94 12 79 4 90: Узнай, что больше и на сколько: сумма чисел 595 и 304 или их разность? 91 Объясни вычисления: 64:2 = 60:2 14:2 = = 30 + 2 = 32 864:2 = 800:2 + 60:2 + 4:2 = = 400 + 30 + 2 = 432 ‘R 3 1 ‘ HL * |-1 — 1 1 1 1 ! Выполняя деление, рассуждай так: 864 — это 8 сот. 6 дес. 4 ед. Делю сначала сотни, потом делю десятки и, наконец, делю единицы. Выполни деление, записывая решение столбиком. 936:3 486:2 848:4 555:5 На старом станке токарь изготовил 96 деталей за 6 ч, а на новом станке — за 4 ч. На сколько деталей больше он стал изготавливать за 1 ч? У мальчика 40 значков на тему «Спорт». Это седьмая часть всех его значков. Сколько всего значков у мальчика? Периметр квадрата 28 см. Найди длину одной его стороны и площадь. 875-496 563 + 289 602 + 398 840:4 960:3 720:4 276*2 148*3 320*3 48 32 28 6*70 4*90 7*60 Масса 8 мешков картофеля 400 кг. Сколько таких мешков потребуется, чтобы засыпать в них 500 кг картофеля? Как разделить этот циферблат на 6 участков любой формы, чтобы сумма чисел, попавших на каждый участок, была одинаковой? 814-306 850:5 180*4 54:9*20 п 92 г Составим алгоритм письменного деления трёхзначного числа на однозначное. 11 1 и Разделим 748 на 2. Делю сотни — сотен 7. Делю: 7 на 2. В частном будет 3 сот. Умножаю: 3*2 = 6. Разделили 6 сот. Вычитаю: 7-6=1. Осталось разделить 1 сот. Делю десятки — 1 сот. и 4 дес. — это 14 дес. Делю: 14:2 = 7. В частном будет 7 дес. Умножаю: 7*2=14. Разделили 14 дес. Вычитаю: 14-14 = 0. Остатка нет. Десятки разделили все. Делю единицы — единиц 8. Делю: 8:2 = 4. В частном будет 4 ед. Умножаю: 4*2 = 8. Разделили 8 ед. Вычитаю: 8 — 8 = 0. Остатка нет. Единицы разделили все. Читаю ответ: 374. 1. Объясни решение: 856:4. 2. Реши с объяснением. 968:4 496:2 655:5 3. Найди длину стороны квадрата, периметр которого 76 см. 93 г t1 > 4. 1) Реши задачу. В праздничном концерте выступал школьный хор. Ребята построились в 3 ряда. В каждом ряду по 12 девочек и по 6 мальчиков. Сколько всего детей в хоре? 2) Используя решение предыдущей задачи, узнай, на сколько в хоре меньше мальчиков, чем девочек. Во сколько раз мальчиков меньше, чем девочек? 5. Выпиши и реши те уравнения, в которых неизвестное находят делением. х*6= 120 5*х= 150 420-х=210 х:6=120 х:5= 150 26*х=78 6. Найди на каждом чертеже все треугольники. Запиши названия: 1) разносторонних треугольников; 2) равнобедренных треугольников. Подчеркни названия равносторонних треугольников. Вычисли и проверь: 729 + 85, 583 — 94. 1 94 г Будем учиться выполнять проверку деления умножением. 1, Объясни, как выполнены деление и проверка. tt а 2. Вычисли и сделай проверку. 892:4 546:2 429:3 847:7 3. Выпиши в один столбик уравнения, которые решаются умножением, а в другой — те, которые решаются делением. Реши уравнения. х*18 = 90 х:12 = 7 14-х=56 84:х=2 72:х= 12 26*х=52 23*х=92 х*15 = 60 4. Если идти по прямой, то от дома до моста 120 шагов, длина моста 80 шагов, а от дома до магазина 240 шагов. Сделай схематический чертёж и узнай, каким может быть расстояние от магазина до моста, если дом, мост и магазин находятся на одной улице. 5. Вычисли и сделай проверку. 368 + 256 756-348 267+ 128 859-427 6. В машину погрузили 9 бидонов с молоком, по 40 л в каждом. Когда часть молока отвезли в детскую больницу, в машине осталось 4 бидона. Сколько литров молока отвезли в больницу? Реши задачу разными способами. 7. Найди разными способами площади данных фигур. Вычисли: 816|А- Выполни проверку. ——————— 95 ——————- 1 1 1 fll If i 1 и НАЧЕР И 1. Найди и объясни ошибки в вычислениях, запиши правильное решение. РАСКРАСЬ:- г А О 975I5 5 И75 846 6 3 2712 74814 4 И62 47 24 24 45 21 24 25 3 8 25 3 8 0 6 0 6 0 2. Вычисли и сделай проверку. 992:4 741:3 864:4 845:5 3. Вычисли и проверь вычитанием. 348 + 537 246 + 327 453+ 174 621 +297 4. За день мимо станции прошло 12 пассажир- ских поездов, а товарных — в 2 раза больше. На сколько больше прошло товарных поездов, чем пассажирских? 5. На одной машине привезли 200 ящиков слив, а на другой — на 50 ящиков больше. Сколько килограммов слив привезли на каждой машине, если в каждом ящике по 4 кг слив? 6. а 80 60 120 210 160 270 160 0 в 10 10 4 3 4 3 2 7 а* в а : 6 7. Какое число делится без остатка только на 1 и на 7? 8. Назови хотя бы одно двузначное число, кото- рое делится без остатка на все данные числа: 2, 3, 5, 10._________________________________ Проверочные работы, с. 86, 87. ——————-1 96 ‘———————— Знакомство с калькулятором Калькулятор — это простейшее электронно-вы-числительное устройство для выполнения арифметических действий с числами. Числа вводятся в калькулятор с помощью нажатия клавиш с цифрами от О до 9. Четыре клавиши на калькуляторе обозначают арифметические действия: | + | — сложение, I — I — вычитание, | х | — умножение, | : | — деление. Для выполнения арифметического действия с двумя числами, например для нахождения суммы чисел 9 + 7, необходимо: 1) ввести первое слагаемое, нажав клавишу | 9 | (на табло высветится «9»); 2) указать выполняемое действие, нажав клавишу I + I (на табло продолжает светиться «9»); 3) ввести второе слагаемое, нажав клавишу | 7 | (на табло высветится «7»); 4) нажать клавишу | = | (на табло высветится результат). После этого прочитать и, если нужно, записать результат, затем нажать клавишу сброса | С | (очистить табло). ——————-‘ 97 ’—————— сложение вычитание _ умножение^ деление равенство Q сброс 70 58 45|l000 35 713 999 1. Проверь, умеешь ли ты пользоваться калькулятором, решая примеры из таблиц сложения и умножения. 2. Найди с помощью калькулятора значения следующих выражений: 1) суммы 741 +239; 2) разности 853 — 465; 3) произведения 138*6; 4) частного 756:4. 3. Выполни действия, а затем сделай проверку, используя калькулятор. 186 + 428 986:8 146*5 703-593 191 *5 348:4 4. Догадайся, какое действие нужно выполнить с числами 495 и 165, чтобы получить 660, 330. Проверь себя вычислениями на калькуляторе. 5. Используя калькулятор, найди площадь прямоугольника со сторонами 1 дм 8 см и 4 дм 3 см. Больше или меньше 8 дм^ площадь этого прямоугольника? На сколько квадратных сантиметров меньше? 6. 1) Проверь, являются ли занимательными рамки 1 и 3. 2) Заполни пропуски в рамках 2 и 4 так, чтобы они стали занимательными. В день рождения Игорю подарили 1 000 р. на развлечения. Игорь пригласил друга в парк аттракционов. Посчитай, хватит ли друзьям этих денег, чтобы побывать на аттракционах: «Вираж», вход на него 140 р., «Автодром» — 120 р., «Колесо обозрения» — 165 р. и карусель «Ромашка» — 70 р. Проверь вычисления, используя калькулятор. ^ 98 ^ что УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ 1 * * * d'» 4^768 \ic -к -к V к S г л И L у ш 4 W РЕБУСЫ: □ г -xf— * \4 5 5 I 10. 484+ 165 840+ 102 806-724 670-263 529 + 321 209+ 197 356- 186 122-122 11. Найди значения выражения с^З, если с = 15, с=18. с=36, с= 150, с =300. 12. 193*3 118*5 884:4 843:3 82*4 429:3 528:2 765:5 13. Определи, чему равен х, не вычисляя. 9+х=9 9:х=1 х*9 = 9 9-х=0 х-0=15 х:12 = 0 19-х=0 х+17=17 14. Реши уравнения. 38 + х=84 х-24 = 56 72-х=39 х*18 = 72 х:16 = 6 69:х=23 15. Сумма двух чисел равна 90. Одно из них в 2 раза больше другого. Что это за числа? 16. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см. Сравни площади этих фигур. 17. Сколько рейсов надо сделать на автопогрузчике, чтобы перевезти 64 коробки с бананами и 32 коробки с апельсинами, если за один рейс автопогрузчик может перевезти 4 коробки? Реши задачу разными способами. 100 18. Расставь скобки, чтобы равенства были верными. 72:12:2*3 = 36 64- 16:4:2 = 56 19. 123 4 84 258 I 123 256- 169 725-91 121*7 439*2 754:2 852:3 20. На трёх этажах гаража стояло 280 автомашин. На втором этаже 100 автомашин, на третьем — 60. Сколько автомашин стояло на первом этаже? Составь и реши задачу, обратную данной. 21. В феврале завод выпустил 380 холодильников, в марте — на 20 холодильников больше, чем в феврале, а в апреле — на 50 холодильников меньше, чем в марте. Сколько холодильников было выпущено в апреле? 22. Найди значения выражений удобным способом. 3*(270:9)*0 54*9146*9 25*4- 19*4 210*4-4*210 72* 10-72*9 80*5-75*0 23. С 190 4 208 к 3 2 С -к 240 360 208 d 280 400 п 7 10 100 dm 100 95 0 24. Туристы съедают каждый день по 5 банок консервов. Сколько банок консервов туристы съедят за неделю? На сколько дней им хватит 55 банок? 101 Г л •1^ л Ьт, 1 1 Л >А( 1ЕРТИ :кРА СРАВНИ -ПЛОЩАДИ ФИГУР: 25. 250 + 250*2 (250+ 250) *2 (480 + 120):3 60 + 90:10*3 60 + 90:(10*3) 120-80:4*5 26. Реши уравнения устно. х-48 = 0 125:х=125 84-24 + 48:6 84-(24 + 48):6 100 — 64 f 36 : 4 х*59 = 59 27. За 3 стула заплатили 420 р., а за 2 кресла — 560 р. На сколько рублей кресло дороже стула? Во сколько раз стул дешевле кресла? 28. Сравни уравнения каждой пары. Сравни их решения. х*4=160 10 + х=510 80:х=5 х:4=160 10*х=510 80-х=5 29. Запиши пропущенные наименования единиц измерения. 1 . = 1000 . 1 . = 100 . 1 . = 10 . 1 . = 60 . 1 . = 24 . 1 . = 12 . 30. На улице построили 2 дома, по 50 квартир в каждом, и 3 дома, по 30 квартир в каждом. Сколько всего квартир в этих домах? 31. 120 + 180:2*5 120+ 180: (2 *5) (120+ 180):2*5 750-(150-50): 5 750- 150-50:5 (750- 150-50): 5 32. Поставь скобки, чтобы равенства стали верными: 100-24:2 = 38 300 + 20*3:10 = 96 360:6 + 3 = 40 420:10-4:2 = 35 32*2-2 = 0 4* 120- 120:6 = 0 33. Запиши названия прямоугольных, тупоугольных и остроугольных треугольников. ^ 102 Что узнали, чему научились в 3 классе? Нумерация 1. Назови число, следующее при счёте за числом 99; 100; 299; 409; 1 000. 2. Назови число, предшествующее при счёте числам: 400, 350, 900, 891, 1 000. 3. Что обозначает каждая цифра в записи чисел: 603, 637, 376, 608, 680, 600? 4 Запиши число, которое состоит из: 1) 3 сотен, 2 десятков, 5 единиц; 2) 9 сотен и 8 единиц; 3) 10 сотен. 5. Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе: 807, 560, 347, 900? 6. 809 О 908 360 О 350 844 О 900 680 О 670 925 О 923 309 О 310 7. Запиши самое большое однозначное число и самое маленькое трёхзначное число. 8. Запиши каждое из следующих чисел в виде суммы разрядных слагаемых: 784, 608, 290, 304, 750, 809. Сложение и вычитание 1. Объясни, почему верны равенства. 76 + 345 = 345 + 76 26 + 0 = 26 18-0= 18 6+ 18 + 2 = 6 + 20 0+ 19= 19 0 Ю = 0 2. Реши уравнения, не вычисляя. х+15=15 18-х=18 х-27 = 0 ——————‘ 103 !——————— ГОЛОВОЛОМКА; 3. Уменьшаемое Вычитаемое Разность 16 12 30 25 Слагаемое 12 16 Слагаемое 23 8 Сумма 50 90 4. Закончи каждый вывод и приведи примеры: Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то . . Если к разности прибавить вычитаемое, то . . Если из уменьшаемого вычесть разность, то . . S. Объясни, как выполнена проверка сложения и вычитания. — 1) 348 615 2) 431 256 431
^267 267 175 -^175 256 615 348 256 431 175 6. 1) Закончи каждый вывод: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо . Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо . Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо . 2) Объясни решение уравнений и проверку. 38 + х=72 х-56 = 40 90-х=42 х=72-38 х=56 + 40 х=90-42 х=34 х=96 х=48 38 f 34 = 72 72 = 72 96-56 = 40 40 = 40 90-48 = 42 42 = 42 7. Реши с устным объяснением. 1) 46 + 3 100-36 380 + 5 37 + 20 87 + 9 458-50 2) 80 + 70 390 + 50 170-80 8. Реши и выполни проверку. 24 36 38 47 56 29 60 44 104 ^ 275 123 800-200 960-40 430-60 568 209 Умножение и деление 1. Объясни, почему верны равенства. 7-14=14-7 (6 + 7)-5 = 6-5 + 7*5 (18 + 24):6= 18:6 + 24:6 28*1=28 49*0 = 0 0:17 = 0 2. Множитель Множитель Произведение 72 42 Делимое 54 63 Делитель 9 8 Частное 6 7 3. Закончи каждый вывод и приведи примеры: Если произведение разделить на один из множителей, то получится . Если делитель умножить на частное, то получится . Если делимое разделить на частное, то получится . 4. Объясни, деления. 32*3 = 96 75:5 = П как выполнена проверка умножения и 96:32 = 3 □ *5 = 75 96:3 = 32 75:0 = 5 5. 1) Закончи каждый вывод: Чтобы найти неизвестный множитель, надо Чтобы найти неизвестное делимое, надо . Чтобы найти неизвестный делитель, надо . 2) Объясни решение уравнений и проверку. х*24 = 72 х:18 = 5 51:х=17 х=72:24 х=18*5 х=5М7 х=3 х=90 х=3 3*24 = 72 90:18 = 5 51:3= 17 72 = 72 5 = 5 17= 17 3) Реши уравнения, не вычисляя. х*18=18 х*24 = 0 36:х=1 х:1 = 17 —————‘ 105 I——————— Г Г OJ 1C 1 1 1В( 1 i Э7 0 1 ! м 1 -■ 6. Проверь, хорошо ли ты знаешь таблицы умножения и деления: 1) Вспомни, какие числа получаются при умножении 2, 3, 4 и т. д. на числа от 1 до 9, и продолжи ряды чисел. 5, 10, 15, . 2, 4, 6, . 8, 16, 24, . 3, 6, 9, . 7, 14, 21, . 4, 8, 12, . 6, 12, 18, . 9, 18, 27, . 2) Объясни, как можно, используя таблицу умножения, найти частные. 54:9 32:8 56:7 18:2 3) Произведением каких двух однозначных множителей можно заменить числа: 64, 32, 63, 48, 27, 18, 24, 36, 56, 81? 4) Проверь, можешь ли ты правильно решить примеры каждого столбика за 2 мин (записывай только ответы). 4-3 6: 2 7*8 27 3 6*5 12 4 3-6 56 8 9*7 36 9 7-7 15 5 6*8 42 6 8-9 64 8 2*9 25 5 4*5 36 6 8*4 24 3 9*3 81 9 9*5 32 4 5-8 12 3 7. Вспомни, как можно умножить сумму на число, и реши с устным объяснением. 27-4 = 20 *4+ 7*4= 32-3 = П-П + П*П = 18*5=П*5 + П*5= 17*4=П*П + П*П = 8. Вспомни, как можно разделить сумму на число, и реши с устным объяснением. 46:2 = 40:2 + 6:2= 84: 7 = □ : 7 +. 96:3=П:3 + П:3= 96:4=П:4 + . —————— 106 ‘——————— Правила о порядке выполнения действий Вычисли значения выражений. 1) 45 + 27:3- 12 100- 10*9-8 90-36:3*2 84:4*3 + 2 17 + 16*3*0 5*5 + 75:5 17*3 + 2*10 80-5*2:10 72:6 + 6*5 2) 24 + (72-42):3 70-(64-4):2 64:4 + (68-40):2 68:(4^64)*1 (77-42):7-1 6*(15-12):2 Задачи 1. Составь и реши задачи в одно действие, в вопросе которых были бы слова «Сколько всего «Сколько в обеих. », «Сколько ос- талось . », «На сколько . больше, чем «На сколько . меньше, чем . ». .?», 2. Составь и реши такие задачи в одно действие, в условии которых есть слова «На . больше, чем . », «На . меньше, чем . ». К каждой задаче сделай схематический рисунок или схематический чертёж. 3. К Новому году купили 30 ёлочных шаров жёлтого, синего и красного цвета. Жёлтых шаров было 10, синих — 6. Сколько было красных шаров? 4. Список литературы, рекомендованной ученикам для чтения летом, включает 28 книг. Сколько книг Коля уже прочитал раньше, если ему осталось прочитать летом 16 книг? 5. В классе поздравляли тех, кто родился в апреле. У Оли день рождения 27 апреля, у Кати — на день позже, у Маши — на 5 дней раньше, чем у Кати, у Вити — на 16 дней позже, чем у Оли. Кого из этих детей поздравят в следующем месяце? (В апреле 30 дней.) ———————‘ 107 !———————— Г — п О- fl> (k 1 Г/1Д 1 1 1 1 1 1 4—-6 6 — 9 8 —► 12 1 I 1U ► !_1 12 —□ . -1 14—□ 1 ^ i 1# i i 1 6. Составь задачи, которые решаются так: 1) (45 -8)+45; 2) 8*4+8; 3) 17*3+9*4. Найди ответ к каждой задаче. 7. В мастерской за 5 дней сшили 15 костюмов, поровну во все дни. Сколько таких костюмов при той же ежедневной выработке сошьют в мастерской за месяц (23 рабочих дня)? Составь задачу, обратную данной, и реши её. 8. Чтобы сшить дочке свадебное платье, мама купила 6 м красивой ткани и заплатила за неё 960 р. Узнай цену одного метра этой ткани. Составь 2 задачи, обратные данной, и реши их. 9. Составь и реши задачи в одно действие на умножение и деление, в вопросе которых были бы слова «Во сколько раз . больше, чем . », «Во сколько раз . меньше, чем . », «Сколько стоит вся покупка?», «Сколько . купили?», «Найди цену одного предмета». 10. Составь и реши задачи в одно действие на умножение и деление, в условии которых есть слова «В . раз больше, чем . », «В . раз меньше, чем . », «Купили по . р.», «Масса . . кг», «Купили . за все . заплатили . р.». 11. Составь по данным выражениям задачи, в которых надо узнать стоимость покупки или сдачу, которую получит покупатель. 2*15 + 5 14*2 + 3*6 (5 + 4)* 10 20-3-6 50-(30+ 16) 100-40*2 12 16 30 3*4 8*10 6*8 108 ^ Геометрические фигуры и величины 1. Начерти отрезки такой же длины, как отрезки АВ и CD. С. 1) Узнай, во сколько раз отрезок АВ длиннее отрезка CD. 2) Узнай, на сколько сантиметров отрезок CD меньше отрезка АВ. 2. Найди длину ломаной ABCD. 3. Найди периметр каждой фигуры. Проверь, есть ли среди этих фигур прямоугольник. Начерти такой же прямоугольник в тетради, обозначь его буквами. Найди площадь этого прямоугольника. 4. Начерти квадрат со стороной 3 см. Найди его площадь и периметр. 5. Вспомни единицы длины и площади. 1 м = □ дм 1 см = □ мм 1 дм^ = □ см^ 1 дм = □ мм 1 м = □ см 1 дм = □ см 109 — © — п )с — А ПРОВЕРИМ СЕБЯ — и ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕКСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Задания базового уровня 1. Восстанови пропущенные числа. 786, 787, 788, . . . 792. 2. 460 + 320 84: 7 100 — 56: (38 — 30) 780 -650 3*19 96-48:8*6 3. Вычисли и проверь. 495 659 245 376 4. В 8 одинаковых бочонках 72 кг мёда. Сколько мёда в 10 таких же бочонках? 5. Папе 30 лет, а сыну 6 лет. Во сколько раз папа старше сына? 6. Найди периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см. 7. Найди площадь квадрата со стороной 5 дм. Для тех, кто выберет более сложные задания. Задания повышенного уровня 1, Определи, по какому правилу составлен числовой ряд, и восстанови пропущенные числа. 638, 648, 658. 698 2. 1) 430 + □= 570-70 96: □= 6 240 + 130= 0-20 □•15= 75 2) Поставь скобки так, чтобы стало верным равенство 300 — 4*90 — 40= 100. 3. G78 ■*■405 69D 54D 1G8 □28 4. За 5 одинаковых по цене открыток заплатили 70 р. Сколько таких открыток можно купить на 98 р.? 5. В двух одинаковых по массе корзинах 28 кг яблок, а в одном пакете — 2 кг. Во сколько раз корзина с яблоками тяжелее, чем пакет с яблоками? 6. Периметр прямоугольника равен 18 см, а длина одной его стороны равна 4 см. Найди длину другой стороны этого прямоугольника. 7. Площадь квадрата 36 дм^. Найди длину его стороны и вырази её в сантиметрах. Латинский алфавит Т—!—I—!—t—I—!—Г ■ Аа — di ’ ВЬ — Сс — цэ . Dor — дэ ■ Ев — е ‘ Ff — эф . Gg — гэ ‘ Hh — ха ■ // — и ’ Jj — жи . Кк — ка — и — эль ■ Мт — эм Nn — эн . Оо — о ■ Рр — пэ Од — ку Рг — эр Ss — эс Гг — тэ \Uu — у . W — вэ \Nw — дубль-вэ ■ Хх — икс ’ Yy — игрек — Zz — зет ОГЛАВЛЕНИЕ ЧИСЛА от 1 до 100 Умножение и деление (продолжение) . 3 Внетабличное умножение и деление . 4 Деление с остатком . 26 ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 Нумерация . 41 Единицы массы . 54 Сложение и вычитание . 65 Приёмы устных вычислений . 66 Приёмы письменных вычислений . 70 Виды треугольников . 73 Умножение и деление . 81 Приёмы устных вычислений . 82 Приёмы письменных вычислений . 88 Знакомство с калькулятором . 97 Что узнали, чему научились в 3 классе? . 103 Учебное издание ——— Серия «Школа России» Моро Мария Игнатьевна Бантова Мария Александровна Бельтюкова Галина Васильевна Волкова Светлана Ивановна Степанова Светлана Вячеславовна Ш|^М МАТЕМАТИКА 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций В двух частях Часть 2 Центр начального образования Редакция естественно-математияеских предметов Руководитель Центра М. К. Антошин Заведующий редакцией О. А. Подымова Редактор Т. В. Бука Ответственный за выпуск Т. Ь Бука Художественный редактор И. Н. Васильев Художники Д В. Валенцова, В. И. Полухин, £ Я Сапогова, Н. И. Ситников, С А. Репьёв Вёрстка Г. В. Дорониной, Л П. Ролевой Технический редактор С Я Терехова Корректор О. В. Крупвнко Налоговая льгота — Общсроссийскмй классификатор продукции СЖ OOS-93 —953000. Итд. лиц. Серив ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 07.10.14. Формат 84×108 Vk Бумага офсетная. Гарнитура ТехтВоокС. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 6,83. Тираж зкэ. Заказ Мт Открытое акционерное обтцество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва. 3-Я проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано в филиале «Тверской полиграфический комбинат детской литературы» ОАО «Издательство «Высшая школа» 170040, Тверь, проспект 50 лет Октября, 46. Тел.: +7(4822) 44-85-98. Факс:+7(4822) 44-61-51 ^occV^’^ Математика %
Источник