Меню

Здоровье людей основа благополучия

Здоровье людей основа благополучия

Под физическим здоровьем понимается физическое благополучие, наилучшее протекание физиологических процессов, наличие резервных возможностей организма, приспособление к изменениям в окружающей среде, а так же рост, развитие и функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы, отсутствие заболеваний и дефектов. Физическое здоровье – это уровень развития органов и организма в целом (процесс изменения и становления, формирования функциональных и морфологических свойств организма на протяжении всех жизни), подготовленность к выполнению физических нагрузок. Душевное благополучие достигается благодаря ориентации, морали, мышлению и познанию человеком окружающего мира. Социальное здоровье – это взаимоотношение человека с обществом и природой, его умение приспосабливаться в различных средах; это мера его социальной активности, трудоспособности и востребованности в обществе. Социальное благополучие складывается под влиянием окружающих человека людей: родственников, друзей, коллег, знакомых и многих других. Помимо трех перечисленных составляющих здоровья есть такие, как эмоциональное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Они не менее важны для достижения хорошего здоровья[1].

Только если в человеке гармонично сочетаются все компоненты здоровья, можно говорить о благополучии личности. Физическая культура – это не только средство физической подготовки и укрепления здоровья, а прежде всего сфера взаимодействия, социального сотрудничества и гуманистического сближения людей. Цель физической культуры – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, формирование ценностей, способствующих сознательному совершенствованию своей телесной и духовной природы[2].

Получается, чтобы чувствовать себя здоровым и являться таковым, недостаточно обладать хорошей генетикой и не иметь каких-либо заболеваний. Необходимо регулярно заниматься спортом, правильно питаться (избегайте тех продуктов, которые оказывают влияние на настроение, не употребляйте вредную пищу и напитки, не забывайте про режим), периодически проходить медицинское обследование, избегать депрессий. Не забывайте чаще общаться с людьми, которым вы рады; в свободное время занимайтесь тем, что вам по душе; и не забывайте расслабляться. Так же не стоит забывать про окружающую среду, которая влияет на здоровье не только отдельных людей, но и на все общество.

Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей, играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции[3].

Здоровье общества целиком и полностью зависит от благосостояния каждого из его членов. А уже забота о собственном здоровье – это непосредственная обязанность каждого из нас.

Источник

Доклад «Здоровьесберегающие технологии – понятие и общая характеристика»
материал

1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.

2. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции.

3. Классификация здоровьесберегающих технологий.

Слайд 3.

1. Здоровье как основа благополучия человека и общества.

Здоровье – основа формирования личности. Здоровье по праву является одной из основных ценностей человека. Оно представляет собой важную составляющую счастья. Здоровье человека составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую человек добивается успехов в работе, в других сферах жизни.

Охрану здоровья членов общества можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии эффективно работать, вести полноценную социальную жизнь и приносить пользу обществу и государству.

Читайте также:  Люди зарабатывают деньги при этом теряют здоровье

Охрана здоровья человека – одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

Слайд 4. В уставе Всемирной организации здоровья 1948 г. здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».

Сохранение здоровья зависит не только от генетики человека, но и от социально-экономических, экологических, педагогических факторов, от образа жизни, питания, наличия или отсутствия вредных привычек. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.

Слайд 5. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Здоровый образ жизни и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни человека во многом зависит от личностных и морально-волевых качеств человека, от его личного выбора. В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Зачастую у людей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, люди не готовы к ограничениям, которые несет в себе здоровый образ жизни. Выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий. Поэтому, общество и государство должны формировать культуру здорового образа жизни и здоровьесберегающее поведение людей с помощью целенаправленных воздействий, которые можно отнести к здоровьесберегающим воздействиям и здоровьесберегающим технологиям.

Слайд 6. Формирование здорового образа жизни – задача не только самого человека, но и государства. Наряду с медицинским и педагогическим аспектами здорового образа жизни существуют политико-административный, правовой, экономический и другие аспекты формирования здорового образа жизни. Сохранение здоровья зависит не только от генетики человека, но и от социально-экономических, экологических, педагогических факторов, от образа жизни, питания, наличия или отсутствия вредных привычек. Здоровье человека зависит, прежде всего, от образа жизни.

Слайд 7. Т.о., общество и государство должны формировать культуру здорового образа жизни и здоровьесберегающее поведение людей с помощью целенаправленных воздействий, которые можно отнести к здоровьесберегающим воздействиям и здоровьесберегающим технологиям.

В настоящее во многих государствах мира появилось представление о том, что здоровый образ жизни необходимо формировать с помощью целой системы мероприятий. Практические, технологические аспекты формирования здорового образа жизни изучает дисциплина «Здоровьесберегающие технологии».

Слайд 8. 2.Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их функции

Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата.

В технике, в промышленности технологии связаны с производственной деятельностью людей и позволяют получить продукцию с заданными параметрами.

В медицине это – все разрешенные к применению методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, а также технические средства, медикаменты и т.д., способствующие эффективному оказанию медицинской помощи, имеющие своим основным результатом лечение тех ил иных заболеваний.

В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса (при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В медицине технологии лечения описываются в протоколах лечения тех или иных заболеваний, а также в конкретных методиках.

Читайте также:  Вреден ли утюг для здоровья

Слайд9. Под здоровьесберегающими технологиямив широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий – формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) появилось в сфере педагогики. До сих пор это понятие воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить образовательные учреждения для осуществления важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Понятие «Здоровьесберегающие технологии» применяются в настоящее время не только в сфере педагогики, но и в сфере здравоохранения и в других сферах государственной политики охраны здоровья граждан. В сфере здравоохранения применение здоровьесберегающих технологий направлено на профилактику различных неинфекционных и инфекционных и заболеваний, риск возникновения которых связан с образом жизни людей.

Слайд 10. Функции здоровьесберегающих технологий:

— Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

Информативно — коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

Диагностическая: заключается в мониторинге здоровья индивидов в конкретных учебных и профессиональных коллективах, обеспечивает инструментально выверенный анализ состояния здоровья человека и подбор необходимых технологий здоровьесбережения.

Рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

— Интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Цели, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и зоровьеформирующих технологий:

— разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

— разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

— формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

— реализация индивидуальных оздоровительных программ;

— овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их в практической деятельности;

— познание индивидуальных особенностей организма;

— приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере;

— создание информационного поля по проблеме здоровьесбережения.

— создание условий для повышения профессионального уровня в овладении знаниями как теоретическими, так и практическими в области охраны детства, здоровьесберегающего сопровождения, внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательную систему образовательного учреждения формирование умений по адаптированию некоторых здоровьесберегающих технологий к конкретным сферам общественной жизни.

Слайд 11. Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Слайд 12. 3. Классификация здоровьесберегающих технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Слайд 13. 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) – технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно — гигиенической деятельности. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению ПСУ и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья ПСУ, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся, или работников с проблемами здоровья. Создание в стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и ПСУ, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. — тоже элементы этой технологии.

Читайте также:  Академический отпуск по состоянию здоровья сроки

Слайд 14. 2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Спортивные залы и секции могут и должны создаваться также на предприятиях и в организациях.

Слайд 15. 3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это — и обустройство пришкольной или придомовой территории, зеленые растения в классах и в квартирах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

Слайд 16. 4. Социальные здоровьесберегающие технологии (СЗТ). Социальные здоровьесберегающие технологии связаны с различными видами социальной работы по формированию здорового образа жизни

Слайд 17. 5. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность ПСУ по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в системе соцразвития отвечают их руководители.

Слайд 18. 6. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Основы здорового образа жизни необходимо формировать еще в детском возрасте, на уровне детских садов и школ. Необходимо обеспечивать человека объективной обобщенной систематизированной информацией о здоровом образе жизни, о факторах, которые вредят, или, наоборот, способствуют его формированию. Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Слайд 19. Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Слайд 20. Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Перед педагогом, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Источник

Adblock
detector