Меню

Здоровье личное или общее дело

Здоровье – дело не только личное, но и общественное

По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт алкоголизм в возрасте до 14 лет. Низок уровень физической подготовки. А ведь это будущее поколение России.

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.

Западное общество создало систему неприятия и отчуждения всего того, что мы называем «нездоровым образом жизни». Курение, употребление алкоголя, ожирение да просто нездоровый внешний вид расцениваются как пороки и вызывают сугубо отрицательную реакцию не только в общественном мнении, но и в работодательных структурах. На Западе за пристрастие к пиву или из-за невинной привычки покурить можно лишиться престижной работы.

Сейчас и в России многие работодатели выдвигают свои требования к состоянию здоровья своих работников, но больше это проявляется в частных структурах.

У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Наример, на уроках ОБЖ в школе можно затрагивать многие темы здорового образа жизни.

Дети должны научиться правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за всё, включая собственное здоровье и благополучие. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип “потребителя своего здоровья” и начать заботиться о себе.

Источник

Приверженность ЗОЖ—личное дело каждого

В ноябре-декабре 2018 года ОНФ при помощи мобильного приложения «Народный контроль» провел опрос россиян на тему приверженности здоровому образу жизни (ЗОЖ). Тема опроса была выбрана в соответствии с одной из главных целей развития России , которая была определена президентом страны в майском указе,—это повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024-му и до 80 лет к 2030 году. Для ее достижения необходимо в первую очередь увеличить количество граждан, ведущих здоровый образ жизни, в том числе довести до 55% долю людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, и сформировать систему мотивации к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

В опросе приняло участие почти 4600 человек. Из них 19% ответили, что твердо придерживаются здорового образа жизни, еще 46% стараются его вести. Однако, проанализировав ответы людей, уверенных в своей приверженности к ЗОЖ, эксперты ОНФ выяснили, что на деле все условия соблюдают крайне небольшое число людей. Так, из тех, кто твердо убежден, что ведет здоровый образ жизни, только половина систематически занимается спортом. Из этой группы лишь 35 человек строго придерживаются здорового питания, из них не курит 31 человек.
Всем же критериям здорового образа жизни (здоровое питание, систематические физические нагрузки, полный отказ от табака и алкоголя) соответствуют лишь около 0,4% опрошенных (это всего 18 человек). При этом 6% респондентов признались, что совсем не задумываются о ЗОЖ, но готовы поменять позицию, если будут скидки на авиа- и железнодорожные билеты на отдых (в том числе активный) в России и снижение цен на продукты здорового питания.
А что думают по данному поводу севастопольцы? Многие ли из жителей нашего города придерживаются принципов здорового образа жизни?

На дачу—за здоровьем!

—Лично я ЗОЖ в общем-то придерживаюсь,—говорит отметивший на днях 80-летний юбилей Степан Кириллович .—Всю жизнь делал и продолжаю делать зарядку, не курю, с выпивкой очень аккуратен… Во всем главное—знать чувство меры, чтобы не навредить. Стараюсь есть то, что сам вырастил на своем садовом участке: свои помидоры и огурцы сильно отличаются по вкусу и пользе от тех, которые к нам завозятся из той же Турции …
У меня к земле вообще отношение особое. Помню, как в Севастополе в 50-е годы люди на окраине города землю под огороды разрабатывали. В районе улицы Правды самозахваты садовых участков были, и я видел, с какой любовью севастопольцы землю обрабатывали, буквально сквозь пальцы от камней просеивали. А когда образовался новый Гагаринский район , самозахваты решено было пустить под бульдозер, так севастопольцы грудью встали на защиту своих участков и отстояли! Теперь потомки этих садоводов себя и родных полезными овощами и фруктами обеспечивают.
—Я хочу жить долго и счастливо, а поэтому работаю на даче, радуюсь урожаю, стараюсь больше ходить пешком, а летом плаваю в море. Благо свободное время есть: я на пенсии. Меня природа и кормит, и лечит!—делится личным опытом Мария Петровна.
А вот очередные наши собеседники были не столь оптимистичны.

Подумайте о молодежи!

—Принципы ЗОЖ не соблюдаю, живу в стрессе, вся на нервах,—делится наболевшим Марина.—Мой ребенок учится в шестом классе в гимназии, жизни никакой нет, приходится только учиться, учиться и учиться… Бесконечные проекты, рефераты, дополнительные занятия, дети постоянно сидят и занимаются, ни на что другое времени не хватает. Отсюда и сколиозы, и близорукость, и вегетососудистая дистония. А из-за перекусов на бегу проблемы с желудочно-кишечным трактом возникают. Загрузка у детей такая, что им не до здорового образа жизни. И нам, родителям, тоже.
Хотя… Ни я, ни муж не курим и не пьем. И каждые выходные вместе с ребенком стараемся выезжать на природу, благо интересных мест в Крыму много. Ходим по лесу, отдыхаем. Но все это заслуга нашего папы. Хотелось бы, чтобы еще и правительство о севастопольской молодежи подумало, чтобы досуг школьников организовать, приобщать ребят к здоровому образу жизни.
О приобщении молодежи к ЗОЖ говорил и следующий собеседник.
—Сам принципов ЗОЖ придерживаюсь, в молодости спортом занимался, но сейчас хочу замолвить слово о молодежи,—говорит Вячеслав Николаевич .—На улице Павла Корчагина, в районе дома № 2, напротив КИЦ стояли спортивные снаряды, лодка, скамейки… Так интересно было наблюдать, как на этом «пятачке» мальчишки перед девчонками красовались, занимаясь на спортивных снарядах. Затем все сломали, сообщив, что на этом месте будут строить многоквартирный жилой дом. Выставили земельный участок на аукцион под кадастровым номером 91:02:001002:433…
Как-то необдуманно все получается. Уплотнительная застройка севастопольцев уже замучила. Везде многоквартирные дома на «пятачки» впихивают, а ведь Севастополь всегда славился своей неповторимой архитектурой и зелеными насаждениями. Неужели нельзя в другом месте дом построить?
Сейчас инициативная группа требует вернуть спортивную площадку детям, а старикам—скамейки. Подобная зона отдыха жителям необходима. Мы—за здоровый образ жизни. Сами долгую жизнь прожили, хотелось бы, чтобы и у молодежи все нормально было. Люди устали от бесконечной борьбы с застройщиками. Пожалуйста, возьмите на заметку эту проблему.
Очень не хочется расстраивать Вячеслава Николаевича , но, как показывает опыт, борьба с уплотнительной застройкой оборачивается отнюдь не в пользу простых севастопольцев. Пример тому—стремительнорастущая десятиэтажка, которую застройщики умудрились втиснуть на небольшом пятачке бывшей автостоянки между домом № 21 на ул. Тараса Шевченко и объездной дорогой.
Местные жители протестовали против уплотнительной застройки не один год, но строительству это не помешало. Очередную высотку обещают сдать к концу года. И никого не волнует, что во дворе новостройки совсем не будет места для того, чтобы жители могли заниматься спортом и отдыхать. Впрочем, если люди готовы покупать квартиры в таких вот «скворечниках», уплотнительная застройка так и будет продолжаться. Ведь, как говорится, мы сами…

Читайте также:  Любэ расторгуев его здоровье

Кузнецы своего счастья

—Здоровый образ жизни—это архиважная тема, так как в последнее время все чаще рождаются нездоровые дети,—завершает разговор на обозначенную тему ветеран севастопольского здравоохранения, врач Ольга Васильевна Фененко .—И очень большую роль в этом играет фактор курения: мало кто из родителей задумывается о том, что не только активное и пассивное курение, но даже нахождение рядом с прокуренными вещами отрицательно сказывается на здоровье детей. Как, впрочем, и нездоровое питание: трансжиры, выпечка… торговые точки с вредной едой есть по всему городу, и все это мы едим. А если к тому же люди мало двигаются, практически не занимаются спортом, о каком здоровье можно говорить?
В Севастополе уже у 30-летних диагностируют инфаркты миокарда, онкологию, проблемы желудочно-кишечного тракта. И не надо пытаться искать волшебную таблетку, когда есть возможность укреплять иммунитет естественным образом. У нас, например, до сих пор рекламируют БАДы, а в США врача, который назначит пациенту биологически активную добавку, лишают лицензии.
Я считаю, что надо популяризировать принципы ЗОЖ. Ведь каждый может чаще проветривать (полезно спать с открытой форточкой) и увлажнять воздух (можно с помощью аквариума или банки с водой возле батареи) в помещении, где живете, это особого труда не составит, но пользу здоровью принесет. Как и здоровый микроклимат в семье. Ведь давно известно, что если родные люди живут в согласии, то им никакая беда не страшна.
Остается добавить, что и исследование ОНФ , и наш опрос показали, что мнение респондентов о том, что такое ЗОЖ, почти полностью совпадает с позицией Всемирной организации здравоохранения , которая к основным критериям здорового образа жизни относит рациональное питание, уровень физической активности и отсутствие вредных привычек.
При этом большинство опрошенных считают, что приверженность к здоровому питанию необходимо повышать. Наиболее важной мерой борьбы с табакокурением, употреблением алкоголя, неправильным питанием и гиподинамией они назвали широкую пропаганду ЗОЖ. Другие способы, по мнению граждан, будут не столь эффективны. Кроме того, немало и тех, кто считает, что государство в этом вопросе бессильно, поскольку здоровый образ жизни—это личное дело каждого человека.
И не надо искать отговорки, что ЗОЖ и ритм современной жизни совершенно несовместимы. Да, хронический недосып, постоянные стрессы, нерегулярное питание полуфабрикатами —типичный набор условий существования современного человека. Но при этом сделать свою жизнь здоровее можно и «без отрыва от производства». Начните с малого: сэкономьте около часа рабочего времени, перестав выходить на перекур, ходите пешком домой и на работу, покупайте замороженные овощи вместо пельменей и приучите себя не смотреть сериалы перед сном. Сделать это не так уж сложно. Главное—действительно хотеть, как заметила одна из участников опроса, жить долго и счастливо.

Читайте также:  Olgashishova ru код здоровья

Источник

Статья «Здоровье-дело не только личное»

В данной статье рассказывается о главной человеческой ценности — здоровье.Здоровье — это не только личное, но и общественное дело.Школьное образование предъявляет большие требования к здоровью обучающихся.В соответствии с Законом РФ «Об образовании»здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Далее анализируется здоровьесберегающие технологии в образовательном и воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Здоровье-дело не только личное» »

«Здоровье — дело не только личное»

Дьякова С.А., учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

« Я введу тебя в мир того, каким тебе надо быть,

чтобы быть Человеком – Умным, Красивым и Здоровым»

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.

Какое определение можно дать здоровьесберегающим технологиям?/

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье ребёнка.

Какова главная задача здоровьесберегающих технологий?

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Просто учитель должен работать так, чтобы воспитание и обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Укрепление здоровья — это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

семья и микроклимат в ней;

круг общения, вредные привычки;

здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

организация учебного процесса, методика организации урока;

организация и реализация воспитательного процесса;

двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

создание условий психологического комфорта; (слайд)

организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

комплексно и системно; длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация воспитательного и учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

организация занятий кружка, секции на основе принципов здоровьесбережения;

использование на занятиях кружка, секциях здоровьесберегающих технологий.

От правильной организациизанятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессевоспитательной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации занятия на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация занятия кружка, секции

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен.

П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».

Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

равнополушарные люди — у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

В определении этих характеристик большую помощь может оказать психолог школы.

Читайте также:  Медицинская помощь людям с ограниченными возможностями здоровья

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

25-35 минута — 60-40%

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, не должно приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса;

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что занятие кружка, секции оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должно быть занятие кружка, секции, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

— Что можно использовать на занятиях кружка, секции для предупреждения утомляемости ?

1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются

включаются в урок физкультминутки,

вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников,

включаются школьники в групповую и парную работу,

используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,

перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;

планируется смена вида занятий через 7-10 мин;

выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,

необходимо следить за посадкой учащихся;

для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;

использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:

свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются

видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;

обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания и обучения обучения;

обязательность дифференцированных заданий.

Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями.

Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудностизанятий, выделение мотивационных линий занятия.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно

добиться благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников , на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;

избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;

с целью создания ситуации успеха слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;

доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо

соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;

обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся:

рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;

организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье,

включать в содержание занятия вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Таким образом, решение задачи с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. А в привитие мотивации к постоянным занятиям физической культурой, должны помогать не только учителя, но и родители, подавая пример детям, участвуя вместе с детьми в спортивной жизни школы, тем самым воспитывая у них привычку к здоровому образу жизни.

Источник

Adblock
detector