Здоровье л г татарникова
Учёная степень: доктор педагогических наук, доктор философии
Ученое звание: профессор
( по количеству внешних ссылок )
Рейтинг: 66 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»
Основатель научной школы – «Педагогическая валеология – креативная система безопасности и оздоровления педагогической реальности».
Научные интересы: философия здоровья; педагогика здоровья, здоровь-есозидающие технологии; научно-методические здоровьеразвивающие ком-плексы; культура здоровья в ноосферной парадигме образования; метамето-дология педагогического исследования; лингвоэкология и культура речи.
Является членом редакционной коллегии научного сборника «Между-народная педагогическая школа» МИНПИ – МАНЭБ; Международного ре-цензируемого журнала «Вестник Харьковского Национального университета им. В.Н.Каразина» (с 2012 года).
Как ученый, Л.Г.Татарникова следует системно-интегративному подхо-ду к разработке научно-методического обеспечения здоровьесберегающих образовательных технологий, здоровьесозидающего образовательного про-цесса. Спектр ее научных интересов охватывает дошкольную, школьную, се-мейную, индивидуально-личностную, коррекционную, адаптивную, гендер-ную валеопедагогику, обеспечивая, тем самым, преемственность валеологи-ческих и педагогических знаний в целостном и непрерывном процессе разви-тия культуры здоровья.
В рамках научной школы ведется НИР в области педагогической валео-логии (педагогика безопасности жизнедеятельности). Защищено 22 кандидат-ских и 3 докторских диссертации.
География производственной деятельности последователей научной школы «Педагогическая валеология» обширна: Белгород, Владивосток, Вол-гоград, Москва, Санкт-Петербург, Норильск, Уфа, Якутия, Харьков и др.
Л.Г.Татарникова – эксперт программно-методических разработок спе-циалистов, преподавателей высшего профессионального образования Инсти-тута независимых педагогических исследований (МИНПИ – МАНЭБ).
Сотрудничает с Национальным университетом им. Н.В.Каразина (ка-федра валеологии философского факультета) – член редакционной коллегии журнала Вісник Харківського національного університету МОНМиСУ.
Удостоена государственных наград:
Знак «Отличник просвещения РСФСР» (1988); медали: «Ветеран труда» (1986); «За трудовые заслуги» в ознаменование 65-летие Победы ВО (2010).
За просветительскую и научно-исследовательскую деятельность Л.Г.Татарникова избрана Действительным членом (академиком) 6 Междуна-родных академий, в том числе, – Европейской академии естественных наук (Hannover, den «14» marz, 2012) и награждена медалью В.И.Вернадского «За развитие науки» (Hannover, 2013).
Удостоена Почетного звания «Заслуженный деятель науки» и награж-дена «Звездой ученого» (МАНЭБ, 2013); Почетного звания «Основатель на-учной школы: «Педагогическая валеология…» (Президиум РАЕ, Москва, 2013); награждена Почетными медалями: European scientific and industrial con-sortium Awarded the gold medal of the «European quality» (2014); «Екатерины Дашковой» (РАЕН, 2003); «М.В.Ломоносова» (МАНЭБ, 2005); «Личность Петербурга» (за возрождение духовности и нравственности) (МООКпН, 2007); «За укрепление авторитета российской науки» (МООКпН, 2007); «За заслуги в воспитании» (МООКпН, 2015). Орденами: «За вклад в научную ли-тературу» (МАНЭБ, 2014); «Labore et scientia – Трудом и знанием» (РАЕ, 2014); Заслуженный деятель науки и орден «Звезда ученого» (МАНЭБ, 2013) и др.
Татарниковой Л.Г. опубликовано более 500 научных работ в разных жанрах. Главные из них: «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития»; «Валеология в педагогическом пространстве»; «Валеоглогическое воспитание традиции и новации» (серия: «Приоритетные национальные про-екты»); «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»; «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии»; Энциклопедия Педагогической валеологии (автор и редактор), Метаметодология развития научной идеи. Библиографическая систематика ключевых научных трудов. Юбилейное издание; Здоровьесозидающие технологии развития речевой культуры педагога; Философско-культурологическое ос-мысление творчества
ивана антоновича ефре-мова: к проблеме куль-турное наследие в совре-менной России.(«INTERNATIONAL JOUR-NAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RE-SEARCH», № 4 за 2016 г.
http://www.science-sd.com/ в разделе ISSUES;
Ахмадуллина Х.М., Татарникова Л.Г.
От истоков валеософии к реалиям современной педагогики здоровья сбережения. Научный журнал по перечню ВАК Вестник ВЭГУ № 1 (81) 2016. — (С. 14-22)
Ахмадуллина Х.М., Татарникова, Л.Г., Ахмадуллин У.З.
Генерализация феномена культуры здоровья в педагогической науке. Научный журнал по перечню ВАК Вестник ВЭГУ № 3 (83) 2016. — (С. 12-20);
Современные проблемы формирования лингвоэкологической культуры как основы здоровья и безопасности школьников // Кол.науч. моногр. «Здоровье населения и образовательная политика» под общ.ред. д.мед.н., проф. Ахмадуллиной Х.М., д.п.н., проф. А.Ванчовой; Академия ВЭГУ; Университет им. Коменского в Братиславе. – Уфа; Братислава, 2016. – 164 с.[Татарникова Л.Г. Современные проблемы формирования лингвоэкологической культуры как основы здоровья и безопасности школьников С. 123-127];
Креативный подход к обучению: принцип двойственности сознания и его учет в современных методах восприятия и информации [Глава 6] // Кол.науч.моногр. «Новая парадигма науки об управлении в веке и ее практическое приложение к проблемам Севера» / под науч.ред. проф.,д.ф.н.,д.т.н.,к.т.н., Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто и доцента к.ист.н. С.В.Арапова. – СПб.: Астерион, 2016. – 152 с.
[Татарникова Л.Г. Креативный подход к обучению: принцип двойственности сознания и его учет в современных методах восприятия и информации С. 53-74];
Познание – воля – приглашение к осмыслению цели жизни (философские науки) // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 июля 2016 г. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – 176 с.[Татарникова Л.Г. Познание – воля – приглашение к осмыслению цели жизни С. 120-123];
Ноосферная парадигма педагогической науки // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (26 августа 2016 г., г. Стерлитомак: АМИ, 216. – 310 с.[Татарникова Л.Г. Ноосферная парадигма педагогической науки С. 51-58]
Биоэтические аспекты умственной деятельности в системе опережающего образования // I Международные научные чтения (памяти А.Ф.Можайского): Сборник статей Международной научно-практической конференции (19 августа 2016 г., г. Москва). – Москва: Европейский фонд инновационного развития ЕФИР , 2016. -36 с.[Татарникова Л.Г. Биоэтические аспекты умственной деятельности в системе опережающего образования С. 25-30].
Татарникова Лариса Гавриловна имеет награды:
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [1], Брехман И.И. [2;3], Л.Г. Татарникова [19; 20] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточными знаниями о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [2;3], Л.С. Выготского [4], Г.К. Зайцева [6;7], П.Ф. Лесгафта [13; 14], Н.И. Пирогова [17], В.А. Сухомлинского [18], Л.Г. Татарниковой [19; 20], К.Д. Ушинского [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [8], гигиену обучения и воспитания школьников [12], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [15], школьную валеологическую работу [6;7;10; 11].
Таким образом, одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков, во внеклассной деятельности, работе с родителями. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни можно использовать такие методы и приемы, как «уроки здоровья», практические занятия, беседы, чтение, рисование, игры, проектная деятельность детей [9;17].
На родительском собрании следует провести беседу о соблюдении режима дня. Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение [12]. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития [11].
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена [7].
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. При длительном сидении снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций [16].
Исследования в области физической культуры (Кенеман, Хухлаева, 1985), психологии (Эльконин, 1960) и педагогики (Запорожец, 1986; Выготский, 2000) показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности [16].
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы [5].
Регулярность. Режим питания обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте — 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).
Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее — организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда — это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.
Разнообразие. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции, нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда.
Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни — от питания в обычное время. Летний стол — от зимнего стола и т.д.
В деле контроля адекватности питания основная ответственность — на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно.
Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия — соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но знать не значит всегда выполнять. Обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.
Удовольствие. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление — семейный стол — это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!
Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек: курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.
В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.
Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет [15].
Даже если родители курят сами, они должны настаивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме. Установлено, что дети, живущие в семьях, где курят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5-9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.
Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них [15]. В каждой семье свои праздники и мало таких, где праздничное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их проведения детям предлагают попробовать средство для повзросления. А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений (Нет, не хочу, Спасибо, не стану!, Мне это не доставляет удовольствия и др.). Взрослым необходимо знать, что смертельная доза для младших школьников составляет 100-150 грамм водки, а для маленьких детей — 60-70 грамм водки [15].
Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7-8 лет. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают [15]. В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше формировать у детей отрицательное отношение к наркотикам. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.
Одним из повсеместно распространенных наркотиков становится в настоящее время компьютер. Компьютер даёт возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего, родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, что через каждые 30-40 минут работы за компьютером необходимо делать 10-15-минутный перерыв. В перерыве целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево — вправо без поворота головы.
Поскольку длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес. Необходимо учить и самих детей самостоятельно заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки. Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.
Еще один особо важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой на открытом воздухе, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, пример семьи и педагога, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов, система в работе.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Литература
- Базарный В.Ф. Программа экспресс — диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. — Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. — 70 с.
- Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 123с.
- Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — 382 с.
- Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).
- Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. — СПб.: Акцидент, 1994. — 78 с.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
- Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. — 2003. — Т. 4, №3. — С. 74 — 79.
- Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2004. — 382, [1] с. — (Программа развития).
- Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. — СПб.: Деан, 1999. — 229 с.
- Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. — 1999. — № 1. — С. 41- 43.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
- Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 410 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
- Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. — М.: Просвещение,1987. — 114 с.
- Овчинникова Л.В. Двигательная активность — неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: #»justify»>.Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 336с.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. — М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. — 752 с.
- Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. — 224 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. — СПб.: Санкт — Пб ГУПМ, 1993. — 118 с.
- Татарникова Л.Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. — СПб.: PETROC, 1995. — 128 с.
- Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990.
Источник