Меню

Здоровье классного руководителя как компонент профессиональной самореализации

Профессиональное здоровье педагога залог его успешной деятельности

Нижегородова Л. А. г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Сегодня проблема психологического здоровья педагога выходит на передний план. Л.М. Митина отмечает, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к учащимся, к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью [1].

Как известно, профессия педагога, относится к профессиям социономического типа и, следовательно, связана с высокими эмоциональными затратами. Так, например, если говорить о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), то его диагностируют от 30 до 90% работающих, причем наиболее часто он встречается у врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. П. Сидоров отмечает, что почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания. Те или иные симптомы выгорания можно наблюдать у 85% социальных работников. У трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов диагностируется СЭВ [4]. По сравнению с прочими профессиональными группами, у педагогов часто наблюдаются невротические расстройства, соматические проблемы. Все это свидетельствует о необходимости актуализации психологической профилактики и восстановления профессионального здоровья педагога.

В педагогике и психологии профессиональное здоровье рассматривается, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя (Т.Г. Глухова, Л.М. Митина и др.) [2] .

Учитывая данную проблему, а также с целью совершенствования качества преподавания в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования до начала курсовой подготовки проводится анкетирование слушателей. Цель данной анкеты – получить сведения об удовлетворенности педагогами их собственной профессиональной подготовкой, а также выявить их потребности в расширении и углублении профессиональных знаний, определить проблемные зоны, касающиеся разных сторон педагогической деятельности, а также способов сохранения профессионального здоровья.

Для оценки представлений педагогов о профессиональном здоровье как ценности и методах его поддержания и укрепления нами были проанализированы ответы 175 педагогов–предметников г. Челябинска и Челябинской области. Слушателям было предложено отметить факторы, которые, по их мнению, способствуют сохранению профессионального здоровья педагога. Было представлено двенадцать факторов, среди которых, три фактора, так или иначе, создают дисбаланс в профессиональной деятельности и говорят о негармоничном развитии личности. Детальный анализ показал:

Факторы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога

кол-во

ответов

Стремление к совершенству

Высокие жизненные притязания

Принятие жизни без критики

Овладение приемами саморегуляции

Использование методов профилактики

Укрепление физического здоровья

В зависимости от выбора можно сделать вывод о знании педагогов способов сохранения профессионального здоровья, рационального использования своих внутренних ресурсов. При этом необходимо обратить внимание на конкретный выбор ответов. Так, например, выбор варианта ответа «здоровая Я-концепция» свидетельствует об адекватном представлении о себе, о своем здоровье, о положительном отношении к себе, что включает в себя, прежде всего, самосохранение, укрепление своего здоровья, в том числе профессионального, как главного условия для эффективной самореализации в жизни в целом и профессиональной деятельности в частности. Примечательно то, что педагоги понимают, что укрепление физического здоровья (98,9%) и умение отдыхать (93,1%) способствуют сохранению их здоровья, однако не все умеют и не все знают, приемы саморегуляции (81,7%).

Выбор «неверных» вариантов ответов говорит о наличии отрицательной Я-концепции, то есть педагоги проявляют деструктивное отношение к самому себе и своему здоровью. Тревожит то факт, что таких педагогов более трети. Так факторами, способствующими сохранение профессионального здоровья, педагоги называют стремление к совершенству (36,6%), чувство долга (36,6%) и высокие жизненные притязания (29,7%). Рассмотрим их подробнее.

Стремление к совершенству или перфекционизм сейчас считается модным. Стремление к совершенству – это стремления быть лучше всех, поэтому многие педагоги стремятся добиться наилучшего результата в своей профессиональной деятельности. Если говорить о плюсах перфекционизма, то он только один, это способность человека заставлять учиться, работать, развиваться «через не хочу», то есть, не стоять на месте. Однако психологи убеждены, что перфекционизм – это душевное расстройство, которое не приносит никакой пользы ни самому перфекционисту, ни окружению. Удовлетворения от результата своей работы перфекционист не получает, так как он постоянно «не дотягивает» до мнимого идеала. Зато есть бесконечное возбуждение, которое, скорее всего, идет от низкой самооценки, порожденной высокой тревогой.

Высокие жизненные притязания или уровень притязаний – это стремление к достижению цели такой сложности, на которую человек считает себя способным. Однако если у педагога преобладает неадекватный его способностям и возможностям уровень притязаний, то это ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать. Поведение педагога становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается уровень тревожности. Это говорит о том, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

И еще один фактор, который слушатели выделяют как фактор, способствующий сохранению профессионального здоровья – это чувство долга. Оно формируется в каждом из нас с самого рождения, в окружении значимых людей, которые учат и воспитывают нас. Сформировавшись в нас, это чувство говорит о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными, в собственной правоте [3].

Следовательно, детальный анализ показал, что все эти факторы создают психологический дискомфорт и влияют на физическое и психическое здоровье педагога.

Таким образом, исходя из полученных результатов в рамках курсовой подготовки, целесообразно проводит соответствующие занятия, целью которых будет целенаправленная работа на создание психологического комфорта, на приобретение новых продуктивных механизмов, обеспечивающих созданию мотивов и интересов быть здоровым, а также умение применять полученные знания. Для реализации данной цели мы разработали модульный курс «Тренинг жизненных умений», который включает в себя 3 блока, при этом у каждого своя цель. Рассчитан модуль на 12 часов по 3 часа в течение 4 дней.

Читайте также:  Группа физического здоровья у взрослых

Модульный курс «Тренинг жизненных умений»

Источник

Профессиональное здоровье учителя
статья по психологии на тему

Профессиональное здоровье учителя

Скачать:

Вложение Размер
professionalnoe_zdorove_uchitelya.docx 21.23 КБ
zdorove.pptx 649.29 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное здоровье учителя

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

  • после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
  • после 15-ти лет стажа – 40 %;
  • после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  • сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
  • большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  • отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  • использование авторитарного стиля руководства.

Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов российских школ, исследователи установили, что:

а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;

б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;

в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;

г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;

д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;

Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:

а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);

б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.

К сожалению проблемой является не только физическое здоровье учителя, но и его профессиональное здоровье.

Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Профессиональное здоровье – определенный уровень характеристик здоровья специалистов, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

На что влияет профессиональное здоровье? В первую очередь, конечно же на детей, учеников. Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью.

Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно-психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса — социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции — формируется консерватизм, неприятие новой педагогики.

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье учителей, схожи с факторами, оказывающими влияние на физическое здоровье — большое нервно-психическое напряжение, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов во время рабочего дня.

Очень весомый фактор — это неумение отдыхать (смена одной работы на другую — это не отдых). Отдыхать нужно не с учителями. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица.

К сожалению, воздействие всех вышеперечисленных факторов может привести к синдрому профессионального выгорания — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Функциональный возраст учителей на 7-8 лет больше (учитель быстрее стареет). При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. 35-45 лет — критический возраст педагога, наступает синдром эмоционального выгорания и психологического расстройства.

Предлагаю небольшую анкету на выявление синдрома эмоционального выгорания.

Анкеты среди педагогов МБОУ «СОШ им . М.М.Рудченко с.Перелюб»:

2014/2015 – синдром эмоционального выгорания

2016/2017 – уровень психологического климата в коллективе

Источник

Здоровье классного руководителя как компонент профессиональной самореализации

Название Здоровье классного руководителя как компонент профессиональной самореализации
Дата публикации 24.03.2015
Размер 95.75 Kb.
Тип Документы

d.120-bal.ru > Психология > Документы

здоровье классного руководителя
как компонент профессиональной самореализации

I. Ритуал знакомства, разогрев группы.

У п р а ж н е н и е «Имя и его образ относительно своего тела».

Ведущий предлагает каждому участнику занятия представиться тем именем, которое соответствует его состоянию, и соотнести это имя с областью своего тела. Ведущий: «Я сегодня – Бегунок, беспокойные ноги». Зафиксировать имя на бейджике.

У п р а ж н е н и е «Броуновское движение».

Ходьба в свободном темпе под ритмичную музыку, дыхание ровное, глубокое: вдох – носом, выдох через рот, затем ходьба с заданием:

  • перенося тяжесть тела с одной ноги на другую в обычном темпе;
  • ходьба с увеличением темпа, на носках, на пятках;
  • подключение рук, имитация рубки воздуха руками на выдохе, руки попеременно вверх – вниз;
  • энергичные объятия, то есть обхват руками собственных плеч на выдохе;
  • хаотичное движение с закрытыми ушами и проговариванием вслух гласных звуков: а, о, у, и, э;
  • хаотичное движение по комнате в удобном для себя темпе (в течение пяти минут).

У п р а ж н е н и е «Диалог руками».

Ведущий предлагает участникам семинара разделиться на пары и присесть в круг, лицом друг к другу. Руки протянуть ладонями друг к другу, ноги «по-турецки», глаза закрыть.

Ведущий. Сейчас в течение одной минуты, с закрытыми глазами, вы будете изучать руки друг друга: площадь ладони, особенности рельефа пальцев, особенности кожного покрова. (Ведущий включает медленную музыку и отслеживает время.) Теперь также с закрытыми глазами, только руками вы будете говорить друг с другом. Постарайтесь договориться с помощью рук, найти идеальное положение ладоней, которое соответствовало бы вашим внутренним ощущениям и тому, о чем я буду говорить: поговорите руками о доверии, безопасности, силе, доброте. (Время на каждую тему – от 30 секунд до одной минуты.)

Теперь откройте глаза и обменяйтесь друг с другом своими впечатлениями.

Р е ф л е к с и я на упражнения первой части.

Какие упражнения вызвали приятные, позитивные ощущения в теле, чувства? Какие упражнения вызвали дискомфорт, раздражение? Был ли момент, когда хотелось перестать выполнять упражнение?

II. Основная часть.

Ведущий. В народе говорят: здоровье – не все, но без здоровья все – ничто.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – процесс динамический, триединый, включающий в себя физический аспект (соматическое состояние организма), психический (баланс различных психических свойств и процессов, баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим людям), социальный (активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья человека и его гармоничное развитие).

У п р а ж н е н и е «Закончи фразу».

Ведущий предлагает классным руководителям закончить фразу: «Здоровье классного руководителя…» (Высказывания участников фиксируются на листе бумаги.)

Ведущий. Ростовский валеолог Г. Палеев говорил о том, что центром образования является Ребенок, но главная фигура в нем – Учитель! Транслировать детям можно только то, чем обладаешь сам. Транслируешь наиболее успешно то, в чем убежден. Кто согласен с этим высказыванием, прошу занять место по правую сторону от меня. Кто не согласен – по левую сторону.

У п р а ж н е н и е «Забота о близком».

Ведущий. Перед вами, в центре нашего круга, лежат листочки и ручки, возьмите по одному предмету. Вспомните, пожалуйста, о тех, о ком в последнее время (около шести месяцев) вам приходилось заботиться. Отметьте в своих листочках этих людей… А теперь посмотрите, есть ли среди первых трех перечисленных вами лиц вы? Если вы будете заботиться в первую очередь о себе и о своем здоровье, то сможете еще долгое время заботиться и о других, близких вам людях.

Академик Российской академии медицинских наук Ю. П. Лисицин, автор работ в области профилактической медицины и санологии, среди факторов, обуславливающих состояние здоровья человека, выделяет:

25 % – влияния экологии;

10 % – медицины и организации здравоохранения;

50 % – образа жизни человека.

Что же такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни? (Варианты ответов и их фиксирование на листе.)

Психологами школ Советского района было проведено исследование по выявлению представлений у учащихся подросткового и старшего школьного возраста о ЗОЖ, которое показало, что ЗОЖ в представлении наших детей связан с неупотреблением наркотиков, алкоголя, никотина, занятием спортом, полноценным питанием и неведением беспорядочной половой жизни. Посмотрите, как похожи наши представления о ЗОЖ: дети транслируют нам то, что их окружает, преподносится им взрослыми.

ЗОЖ включает в себя три составляющие:

  1. Уровень жизни – экономическая категория, то есть удовлетворение человеком своих материальных, духовных, культурных потребностей. Этот уровень напрямую связан с нашим достатком.
  2. Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении своих потребностей. Зависит от нашего социума, окружения.
  3. Стиль жизни – поведенческие особенности человека, социально-психологическая категория, которая воспитывается.

Валеологи выделяют шесть показателей ЗОЖ:

  1. отказ от вредных пристрастий;
  2. оптимальный двигательный режим;
  3. рациональное питание;
  4. закаливание;
  5. личная гигиена;
  6. положительные эмоции.

К сожалению, ценность собственного здоровья пока нами не осознается в полной мере. В последнее время все чаще отмечается тревожная тенденция пренебрежения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей в обществе, все чаще у людей включается «программа саморазрушения» – на биологическом уровне это происходит под влиянием негативных факторов. В результате система органов работает на полную мощность, что ведет к истощению организма, появлению серьезных заболеваний.

И н т е р а к т и в «Причины плохого самочувствия».

Участникам семинара предлагается высказать свое видение причин собственного плохого самочувствия, но относительно определения здоровья и его составляющих. Для этого группа делится на три подгруппы и в течение десяти минут составляет перечень причин физического, или психологического, или социального аспектов плохого здоровья классного руководителя. (Каждая подгруппа описывает один аспект, который выпадет ей по жребию. Затем представляет свое видение проблемы остальным участникам семинара.)

Ведущий. Что является для вас причиной невыхода на работу? (Ответы педагогов.) По данным исследований с использованием психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья, педагоги склонны выходить на работу в школу, ДОУ даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, сокращать время пребывания на больничном после перенесенного заболевания. Увы, но таким образом наше отношение к собственному здоровью не является примером здорового образа жизни и примером для подражания.

Один из главнейших врагов педагога – стресс (точнее, дистресс). Стрессовое состояние – напряжение центральной нервной системы, оно отражается на телесных и эмоциональных ощущениях, остается в долговременной памяти. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом, флегматики, люди с сильной волей и твердым характером, менее зависимы от состояния окружающих. Умение предупреждать возникновение дистресса говорит о профессиональной компетентности педагога.

Отечественный психолог В. С. Мерлин выделял психологическое самочувствие педагога как ведущий показатель здоровья. Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную окружающей действительности регуляцию поведения и профессиональной деятельности.

Критерии психологического здоровья вы можете увидеть в своем раздаточном материале.

Целостной интегрированной характеристикой психологического здоровья выступает мышление педагога. Негативно (патогенно) мыслящий педагог позволяет своему негативу господствовать в сознании; имеет тенденцию излишне себя жалеть и лелеять в себе негативные состояния (обида, гнев, неспособность восстановить душевное равновесие); живет ожиданием негативных ситуаций, неудач в будущем; не умеет быть искренним, открытым в общении с детьми, часто не способен объективно оценить действительность.

Позитивно (саногенно) мыслящий педагог представляет перспективу своего будущего светлой и успешно реализуемой, способен к объективному самоанализу и соотнесению себя с другими людьми, объективному оцениванию ситуации, умеет видеть в окружающих положительные черты, стремится к сотрудничеству и сотворчеству с ребенком.

Скажите, с каким человеком вам было бы комфортнее находиться рядом?

Каким же образом поддержать свое психологическое здоровье педагогу? Вот лишь несколько способов, которые мы вам предлагаем.

У п р а ж н е н и е «Свободное дыхание».

Ведущий. в ам необходимо лечь на спину, руки расположить вдоль тела, ладонями вверх, ноги на ширине плеч, разведите слегка носки в стороны. Попробуйте просто, в спокойной обстановке, подышать, но дышать не только грудью, позвольте воздуху наполнить и вашу диафрагму, а затем брюшную полость, как будто у вас в животе появился воздушный шарик: он надулся – и животик выпятился, а затем медленно сдулся. Воздух покидает брюшную полость, поднимается вверх, доходит до грудного отдела и медленно выходит через рот.

Дышите спокойно и размеренно: вдох… выдох… (Упражнение выполняется в течение трех–пяти минут, можно включить медленную музыку. Ведущий отслеживает процесс дыхания у каждого участника группы.)

У п р а ж н е н и е «Визаж».

Ведущий. Объединитесь в пары, чтобы выполнить следующее упражнение. Сейчас один из вас будет выполнять роль клиента элитного салона, а другой – мастера визажа. Ваши прикосновения будут осуществляться на зону лица, а если клиент вам позволит, то и на область головы и шеи. Итак, клиент закрывает глаза и предоставляет себя мастеру. Мастер легкими движениями подушечек пальцев начинает прикасаться к лицу клиента… п омните, что мы лишь прикасаемся, стараемся доставить приятные ощущения нашему партнеру. Вы можете повторить черты лица своего партнера, очертания губ, полосу носа, разлет бровей. Вы – мастер и вам виднее. (Упражнение выполняется под медленную музыку в течение двух–трех минут. Затем участники меняются ролями.)

В и з у а л и з а ц и я «Поплавок».

Ведущий. Представьте себе бурное море. Оно волнуется, бушует, мощные волны, огромная сила. И вдруг ваш внутренний взор замечает что-то маленькое… Это поплавок, он то уходит под воду, то снова выныривает на гребне волны… А теперь посмотрите на него поближе. Как он выглядит? Присоединитесь к нему, теперь вы и поплавок – одно целое, а бурное море – это ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша внутренняя сила наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность… Морю не одолеть вас, и оно постепенно успокаивается, волны становятся более плавными, убаюкивающими… Из-за туч появляется солнце. Его лучи согревают вас, наполняют жизненным теплом и светлой энергией. Вы пережили шторм в своей жизни и вышли победителем. Ведь у вас есть выносливость поплавка, его стойкость и неутомимость. Насладитесь моментом купания в лучах солнца, почувствуйте, как тепло наполняет ваше тело, какой прилив сил и ощущения покоя дает вам этот момент. Запомните его… А теперь медленно, не спеша, повернитесь на левый бок и откройте глаза. Вы можете потянуться, пошевелить кончиками пальцев, присесть в круг.

Р е ф л е к с и я на телесные ощущения, чувства, возникавшие во время выполнения упражнений.

III. Заключительная часть.

Ведущий. По мнению профессора Н. Смирнова, человек должен иметь смысл и цель жизни, а важнейшим условием осуществления этого смысла и достижения цели является здоровье.

Поддержание в собственном сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма помогают человеку самореализоваться.

Попробуйте дополнить свой обыденный рацион жизни ежедневными вкладами в копилку здоровья, делайте хотя бы по одному положительному поступку для себя, любимого. Это могут быть: физические упражнения, дыхательная гимнастика, релаксация, массаж и/или водные процедуры.

Современный человек обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными умениями, привычками, как он овладевает знаниями по использованию бытовой техники, ведь своим здоровьем он на 50 % обязан своему образу жизни. Это позволяет предполагать, что наше здоровье в наших руках. Успехов вам в укреплении своего здоровья – именно летом это можно делать сколько угодно, получая при этом массу положительных эмоций.

Подведение итога семинара.

Раздаточный материал для педагогов

ЗОЖ и его составляющие:

Уровень жизни – экономическая категория, то есть удовлетворение человеком своих материальных, духовных, культурных потребностей. Этот уровень напрямую связан с нашим достатком, денежными возможностями.

Качество жизни – степень комфорта в удовлетворении своих потребностей. Зависит от социума, социальная категория.

Стиль жизни – поведенческие особенности человека, социально-психологическая категория, которая воспитывается.

Показатели ЗОЖ:

  1. отказ от вредных пристрастий;
  2. оптимальный двигательный режим;
  3. рациональное питание;
  4. закаливание;
  5. личная гигиена;
  6. положительные эмоции.

Психологическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную окружающей действительности регуляцию поведения и профессиональной деятельности.

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector