Профессиональное здоровье педагога залог его успешной деятельности
Нижегородова Л. А. г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
Сегодня проблема психологического здоровья педагога выходит на передний план. Л.М. Митина отмечает, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к учащимся, к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью [1].
Как известно, профессия педагога, относится к профессиям социономического типа и, следовательно, связана с высокими эмоциональными затратами. Так, например, если говорить о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), то его диагностируют от 30 до 90% работающих, причем наиболее часто он встречается у врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. П. Сидоров отмечает, что почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания. Те или иные симптомы выгорания можно наблюдать у 85% социальных работников. У трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов диагностируется СЭВ [4]. По сравнению с прочими профессиональными группами, у педагогов часто наблюдаются невротические расстройства, соматические проблемы. Все это свидетельствует о необходимости актуализации психологической профилактики и восстановления профессионального здоровья педагога.
В педагогике и психологии профессиональное здоровье рассматривается, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя (Т.Г. Глухова, Л.М. Митина и др.) [2] .
Учитывая данную проблему, а также с целью совершенствования качества преподавания в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования до начала курсовой подготовки проводится анкетирование слушателей. Цель данной анкеты – получить сведения об удовлетворенности педагогами их собственной профессиональной подготовкой, а также выявить их потребности в расширении и углублении профессиональных знаний, определить проблемные зоны, касающиеся разных сторон педагогической деятельности, а также способов сохранения профессионального здоровья.
Для оценки представлений педагогов о профессиональном здоровье как ценности и методах его поддержания и укрепления нами были проанализированы ответы 175 педагогов–предметников г. Челябинска и Челябинской области. Слушателям было предложено отметить факторы, которые, по их мнению, способствуют сохранению профессионального здоровья педагога. Было представлено двенадцать факторов, среди которых, три фактора, так или иначе, создают дисбаланс в профессиональной деятельности и говорят о негармоничном развитии личности. Детальный анализ показал:
Факторы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога
кол-во
ответов
Стремление к совершенству
Высокие жизненные притязания
Принятие жизни без критики
Овладение приемами саморегуляции
Использование методов профилактики
Укрепление физического здоровья
В зависимости от выбора можно сделать вывод о знании педагогов способов сохранения профессионального здоровья, рационального использования своих внутренних ресурсов. При этом необходимо обратить внимание на конкретный выбор ответов. Так, например, выбор варианта ответа «здоровая Я-концепция» свидетельствует об адекватном представлении о себе, о своем здоровье, о положительном отношении к себе, что включает в себя, прежде всего, самосохранение, укрепление своего здоровья, в том числе профессионального, как главного условия для эффективной самореализации в жизни в целом и профессиональной деятельности в частности. Примечательно то, что педагоги понимают, что укрепление физического здоровья (98,9%) и умение отдыхать (93,1%) способствуют сохранению их здоровья, однако не все умеют и не все знают, приемы саморегуляции (81,7%).
Выбор «неверных» вариантов ответов говорит о наличии отрицательной Я-концепции, то есть педагоги проявляют деструктивное отношение к самому себе и своему здоровью. Тревожит то факт, что таких педагогов более трети. Так факторами, способствующими сохранение профессионального здоровья, педагоги называют стремление к совершенству (36,6%), чувство долга (36,6%) и высокие жизненные притязания (29,7%). Рассмотрим их подробнее.
Стремление к совершенству или перфекционизм сейчас считается модным. Стремление к совершенству – это стремления быть лучше всех, поэтому многие педагоги стремятся добиться наилучшего результата в своей профессиональной деятельности. Если говорить о плюсах перфекционизма, то он только один, это способность человека заставлять учиться, работать, развиваться «через не хочу», то есть, не стоять на месте. Однако психологи убеждены, что перфекционизм – это душевное расстройство, которое не приносит никакой пользы ни самому перфекционисту, ни окружению. Удовлетворения от результата своей работы перфекционист не получает, так как он постоянно «не дотягивает» до мнимого идеала. Зато есть бесконечное возбуждение, которое, скорее всего, идет от низкой самооценки, порожденной высокой тревогой.
Высокие жизненные притязания или уровень притязаний – это стремление к достижению цели такой сложности, на которую человек считает себя способным. Однако если у педагога преобладает неадекватный его способностям и возможностям уровень притязаний, то это ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать. Поведение педагога становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается уровень тревожности. Это говорит о том, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
И еще один фактор, который слушатели выделяют как фактор, способствующий сохранению профессионального здоровья – это чувство долга. Оно формируется в каждом из нас с самого рождения, в окружении значимых людей, которые учат и воспитывают нас. Сформировавшись в нас, это чувство говорит о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными, в собственной правоте [3].
Следовательно, детальный анализ показал, что все эти факторы создают психологический дискомфорт и влияют на физическое и психическое здоровье педагога.
Таким образом, исходя из полученных результатов в рамках курсовой подготовки, целесообразно проводит соответствующие занятия, целью которых будет целенаправленная работа на создание психологического комфорта, на приобретение новых продуктивных механизмов, обеспечивающих созданию мотивов и интересов быть здоровым, а также умение применять полученные знания. Для реализации данной цели мы разработали модульный курс «Тренинг жизненных умений», который включает в себя 3 блока, при этом у каждого своя цель. Рассчитан модуль на 12 часов по 3 часа в течение 4 дней.
Модульный курс «Тренинг жизненных умений»
Источник
Профессиональное здоровье учителя
статья по психологии на тему
Профессиональное здоровье учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_zdorove_uchitelya.docx | 21.23 КБ |
zdorove.pptx | 649.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное здоровье учителя
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.
Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы.
По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% – нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
- после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
- после 15-ти лет стажа – 40 %;
- после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, гипертония).
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
миопия(близорукость), ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз.
Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- сниженная двигательная активность; эмоциональная перенапряженность;
- большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
- использование авторитарного стиля руководства.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов российских школ, исследователи установили, что:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
К сожалению проблемой является не только физическое здоровье учителя, но и его профессиональное здоровье.
Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Профессиональное здоровье – определенный уровень характеристик здоровья специалистов, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.
На что влияет профессиональное здоровье? В первую очередь, конечно же на детей, учеников. Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Являясь примером для учеников, учитель формирует у них такое же отношение к своему здоровью.
Современные учителя как профессиональная группа находятся на I- м месте по нервно-психическим расстройствам. Педагог находится под гнетом двойного стресса — социального и профессионального. Отсюда: излишняя нервозность, озлобленность, отсутствие оптимизма, апатия и депрессия, ухудшение профессиональной позиции — формируется консерватизм, неприятие новой педагогики.
Факторы, влияющие на профессиональное здоровье учителей, схожи с факторами, оказывающими влияние на физическое здоровье — большое нервно-психическое напряжение, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов во время рабочего дня.
Очень весомый фактор — это неумение отдыхать (смена одной работы на другую — это не отдых). Отдыхать нужно не с учителями. Нужно выбросить информацию о труде. Сменить лица.
К сожалению, воздействие всех вышеперечисленных факторов может привести к синдрому профессионального выгорания — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Функциональный возраст учителей на 7-8 лет больше (учитель быстрее стареет). При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. 35-45 лет — критический возраст педагога, наступает синдром эмоционального выгорания и психологического расстройства.
Предлагаю небольшую анкету на выявление синдрома эмоционального выгорания.
Анкеты среди педагогов МБОУ «СОШ им . М.М.Рудченко с.Перелюб»:
2014/2015 – синдром эмоционального выгорания
2016/2017 – уровень психологического климата в коллективе
Источник
Здоровье классного руководителя как компонент профессиональной самореализации
Название | Здоровье классного руководителя как компонент профессиональной самореализации |
Дата публикации | 24.03.2015 |
Размер | 95.75 Kb. |
Тип | Документы |
d.120-bal.ru > Психология > Документы