забота о здоровье
статья по теме
Забота о здоровье – одна из важных задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье -ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. «Здоровье всему голова» — гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть – Кадинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Усть – Кадинская средняя общеобразовательная школа
Забота о здоровье.
Забота о здоровье – одна из важных задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье -ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
«Здоровье всему голова» — гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами.
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Поэтому сегодня я расскажу о здоровьесбережении на конкретных примерах.
Главными задачами современной школы являются воспитание здоровой личности. В 1 класс принимаются дети, которые прошли полное медицинское обследование в Центральной Куйтунской больнице. Учебная нагрузка и расписание уроков в классе составлено согласно всех требований САНПИНа. Сдвоенные уроки не провожу (только за исключением редких случаев). В этом году введен третий час физкультуры. От уровня гигиенической рациональности урока зависит состояние ребенка. Чередую умственную работу с физической. В классе все парты соответствуют росту детей. Классная доска расположена на той высоте, которая соответствует требованиям. Использование трех досок, тоже плюс в классе: дети могут двигаться от одной доски до другой, поворачиваться. Имеются форточки, которые после 2 и 5 урока открываются для проветривания класса. Много в классе цветов (43 кашпо).
Ежегодно ведется диагностика здоровья детей, ежемесячный осмотр детей. Все это проводится медработником, фельдшером. Явных отклонений в здоровье у детей в классе нет. Постоянно провожу беседы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. У детей есть памятки «Сиди правильно», «Береги зрение», «Правила поведения в природе»… Постоянно провожу инструктажи «Осторожно тонкий лед» «Правила поведения в автобусе, на дороге», «Правила с огнем»…
В своей работе я использую тренажеры, которые помогают разнообразить урок.
1. Тренажер « Палочка – выручалочка». Берем альбомный лист и скручиваем его трубочкой на карандаш. Приклеиваем края листа и украшаем палочку любыми обрезками цветной бумаги. Палочку можно перебирать пальчиками одной руки от одного конца до другого, катать между ладонями, удерживать в равновесии на голове, носу, ладошке. С ней можно прыгать, зажав между ногами. Достоинство палочки: безопасна в обращении; с ней можно выполнять разные упражнения.
2. Тренажер для пальчиков.
3 Тренажер – карточка. На уроках математики, обучения грамоте, уроках чистописания использую карточки с цифрами и буквами. 4. Тренажер «Вертушка» для дыхательной гимнастики.
5. Тренажер «Ловец». Нужна определенная ловкость для того, чтобы поймать шарик воронкой, держа его за пробку.
6. На уроках регулярно проводятся упражнения для снятия зрительного напряжения и профилактики близорукости.
Тренажер для глаз. На картон приклеиваем цветную полоску из бумаги или цепочку воздушных петель связанных крючком. Можно усложнить тренажер, использую не одну, а две разноцветные полоски.
Многие тренажеры дети придумывают сами или с родителями.
7. Коврик для стоп ноги (по принципу аппликатора Кузнецова). У каждого ученика под партой лежит массажный коврик изготовленный родителями вместе с детьми из различных цветных пуговиц или пробок от пластиковых бутылок. Такой совместный труд способствует укреплению семьи и школы.
В лагере дневного пребывания практикуются: ходьба босиком, обливание водой, ходьба и бег по камушкам.
Уроки и внеклассные мероприятия планирую по принципам здоровьесберегающего урока:
1. Принцип двигательной и познавательной активности . Разрабатываю уроки, где большая часть урока в свободной форме. Дети могут подойти к столу учителя, соседу – это способствует поддержание интереса учащихся и лучшему контакту с учителем.
2. Принцип оздоровительного режима (чередование сидения, стояния и передвижения по классу « посиди и походи», «Пальчиковая гимнастика»; упражнения, стимулирующие биологические активные точки по А. А. Уманской)
3. Принцип формирования правильной осанки и навыков правильного дыхания (включаю упражнения для мышц спины, плечевого пояса, дыхание через нос – глубоко, ровно, ритмично; упражнения «Задуй свечу», «Вдох, выдох», «Чтение скороговорок», « Упражнения по подражанию»….)
4. Принцип психологического комфорта на уроке (создание успеха, лист самооценки, комфортное начало и конец урока, использование положительных установок «У меня все получится» «Я справлюсь»..)
5. Принцип непрерывности физического воспитания (проведение обязательных физминуток, физпауз, динамических пауз, соревновательных элементов).
Все дети любят бегать, прыгать, поэтому участвуем в веселых стартах, в осеннее — весеннем атлетическом кроссе, походах
6. Наглядность . (в классе есть стенды по предметам, памятки..); яркие картины, завлекалочки.
7 . Соблюдаю принцип дифференцированного подхода.
8. Веду учет возрастных – половых особенностей учащихся.
Я обязательно выбираю те методы, приемы и формы, которые помогут моим детям:
* сохранению здоровья способствует система ТРИЗ,
* Проведение на уроке разных валеологических пауз. Они формируют внимательное отношение к своему организму, закладывают основу ЗОЖ.
Мои дети могут нарисовать настроение в виде солнышка: желтый цвет – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, черный — плохо.
* Упорядочная система домашних заданий: по мере сложности, творческого характера, по возможностям ученика, опрос тех, кто желает отвечать.
* Игровые методы психокоррекции — это игры на всех этапах:
Одно из важных направлений с детьми — это работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
В своих классах провожу много бесед, театрализованных праздников, бесед и инструктажей по ПДД, по предупреждению правонарушений, по пожарной безопасности, про вредные привычки. Ни одно мероприятие не проводится без детских рисунков. Дети отражают в своих рисунках, что можно делать, чего нельзя.
Веду цикл бесед «Слово Колумбу», «Скажем вредному табаку НЕТ», « Не погибай по неведению». Интересно прошло родительское собрание с детьми «Путешествие в страну Зеленого змея».
Каждый здоровосберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постепенно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, я включаю в содержание уроков « Глаза — зеркало души», « Душа человека потемки».. (разработана серия уроков «Отдых для души»).
- Коростылев Н. Б. Востипание здорового школьника. М., 1986
- Похлебин В. П., Уроки здоровья, М., 1992
- ГрузковВ. Н., Кулагина Л. И., Здоровый образ жизни учащихся сельской школы // начальная школа2007 № 9
- Суркова С. В. Урок технологии — помощник в сохранении здоровья учащихся // начальная школа 2007 № 3
- Козык Н. И, Наше здоровье // начальная школа 2007№ 9
Источник
Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего общества
Юность — это время, когда вместе с потоком осознанной реальной информации к молодежи проходит собственное представление о ценностях высшего порядка, в том числе и о здоровье. Человек связыва ет воедино здоровье и жизнь, здоровье и смерть, здоровье в болезнь.
Можно сказать, что здоровье — это отсутствие болезней. Но это определение не будет правильным. Здоровье — не просто отсутствие болезней, а нечто качественно иное. В настоящее время характерно противопоставление понятий «здоровье» — «болезнь», трактов» здоровья связана с включением в его определение по нятий внешней среды.
В Уставе Всемирной организации здравоохранение говорится, что здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Исключительная выносливость и сила требование» от человека на всех этапах истории. Народный эпос
древние мифы, легевды и сказки гацеллют героев сверхчеловеческой силой, позволяющей им совершать необыкновенные подвиги и про’ нвосгоять силам природы. Таковы и чудо-богатыри русского фольклора Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянино- вич, Алеш? Попович.
«Здоровье — это состояни_ морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды».
Перикл, V в. до н.э.
Существует и целый ряд других определений. Но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:
О отсутствие болезни; sgt; нормальная работа организма;
О равновесие организма в системе «природа — человек» (что подтверждается постоянными величинами, характеризуюлдами нормальное состояние организма: температура тела, формула крови); о полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
О способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;
еgt; способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми:
О стремление к творчеству.
Таково сегодча понимание сути идеального здоро вья. И нужно не только мечтать, по и самому делагь все возможное, чтобы обладать таким здоровьем.
Ставными составляющими здоровья человека являются его уухоЕкое и физическое здоровье. Социальна: составляющая отражает жизнь и отношения людей в обществе и является неотъемлемой частью духовного ядировья человека.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека.
Современная медицина подразделяет здоровье на общественное, или популяционное, которое характеризует здоровье общественных и демографических ipynn населения, и индивидуальное.
Состояние здоровья отдельного человека можно ус- таноьить лишь на основании его личных, то есть субъективных, ощущений с учетом пола, возраста и при условии, что он сделал все необходимые обследования (табл. 5).
Важнейшие признаки жизнедеятельности человека не имеют однозначных показателей, они подвержены значительным колебаниям, поэтому трудно определить точно понятие «здоровье индивидуума». Учеными используется понятие «практически здоровый человек». У практически здорового человека имеющиеся отклонена от нормы не сказываться существенно на самочувствии и работоспособности и не могут еще расцениваться как болезнь. Но и болезнь в скрытом периоде может не иметь внешних проявлений.
Функции и показатели здоровья человека
Индивидуальное здоровье — это сохранение и развитие биологических, физиологических и психических функций человека, отиыальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни.
Важной стороной индивидуального здоровья человека являются его связи с окружающей средой как системой физических, химических, биологических, психосоциальных и техногенных факторов. Среда представляет собой совокупность мест обитания, воздуха, пищи, воды, экономических и социальных условий жизни людей. Здоров тот индивид, который реагирует в пределах нормы на различные изменения экологически): факторов среды. Для каждого человека существует своя оптимальная экологическая среда обитания со свойственными ей климатическими, геохимическими и социальными условиями, при которых он проявляет оптимальную биологическую и социальную активность.
Зависимость здоровья от о кружающей среды выражена в еще одном его определении: здоровье есть состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и какие-либо болезненные его изменения отсутствуют. Индивидуум здоров, если умеет правильно распределять время, энергию и внимание между сферами жизнедеятельности, способен к интенсивной деятельности на рабочем месте. Только вполне здоровый человек способен к производительному труду, созданию полноценной семьи, ответственности за рождение детей и чх воспитание.
Богатством любого государства являются в первую очередь люди, его населяющие.
Совокупное здоровье группы людей или всею насе- /ения страны называют общественным здоровьем. Здоровье населения отражает любые изменения, происходящие в сфере экономики, труда, быта, культуры.
досуга. В международной практике важнейшим., пока зателями, отражающими общественное здоровье, наряду с показателем общей смертности населения принято считать среднюю продолжительность жизни (СПЖ) (в годах) и уровень детской смертности (на ты ¦ сячу новорожденных до одного года). Многие характе ристики общественного здоровья обусловлены общественными и экономическими условиями жизни.
/СОИ ® России максимальный уровень СПЖ отмечен в 1986 г.
Наука, изучающая численность и структуру населения, а также процессы его воспроизводства и движения, называется демография (от греч. «demos» — народ и «grapho» — описывать). Без нее нельзя достоверно оценить состояние здоровья населения, так как каждому возрасту свойственны свои болезни.
Общественное здоровье, так же как и индивидуальное, определяется рядом факторов. На здоровье общества влияют как природные, так и социальные факторы. Социальные факторы — зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда, качество питания, условия жизни, эффективность работы органов здравоохранения, состояние окружающей среды.
Здоровье — важнейший показатель состояния населения страны, ее трудовых ресурсов. Специалисты приходят к выводу, что как заболеваемость, так v смертность населения все в большей мере зависят с окружающей среды и образа жизни людей.
Причины низкого уровня здоровья населения Pot сии становятся очевидными, если познакомиться с* структурой заболеваемости и смертности россиян Я
болеваемосто населения России в основном определяют пять классов болезней. Они составляют более 2/3 всех заболеваний. Наиболее распространены болезни останов дыхания — белее 1/3 всех заболеваний. Второе место занимают болезни нервной системы и органов чувств. Далее следуют болезни сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, а также несчастные случаи, травмы и отравления. Из других заболеваний следует отметить сахарный диабет, случаи заболевания которым за последние 15 лет увеличились вдвое. Растет числе вирусных заболеваний, к числу которых относится и новое для человека заболевание — СПИД. У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы, у мужчин — язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда.
Как в развитых странах, так и в России большинство людей умипает от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, несчастных случаев, травм и отравлении, болезней органов дыхания.
Ухудшение показателей здоровья и меньшая средняя продолжительности жизни в России по сравнению со многими развитыми странами обусловлены не различиями в структуре заболеваемости и смертности, а более высоким их уровнем, прежде всего более высокой смертностью детей до 1 гола.
ур=д В I960 г. она составляла 35,3 на каждую тысячу родившихся, в 1970 г. — 24,7, в 1980 г. — 27,3, в 1990 г. — 21,7. Это значительно выше, чем в развитых странах (например, в США и во Франции она уже снизилась до 7,0. в Японии — до 5,5).
Высокий уровень младенческой смертности свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья на- гления. Чем ниже смертность, тем лучше состояние
здоровья детей, а значит, и всего населения. Однако этот показатель хоть и медленно, но в целом постоянно снижается. Потому младенческую смертность нельзя считать единственной причиной низкой средней продолжительности жизни в стране.
Другая причина снижения средней продолжительности жизни в России заключается в более высокой смертности населения трудоспособного возраста. Нам не удалось пока оттеснил» болезни и смерть к более позднему возрасту в такой мере, в какой это сделано в передовых развитых странах. Повышенная смертность людей, способных к труду, обусловлена у нас прежде всего высокой долей несчастных случаев, травм и отравлений, которые являются причиной смерти не менее чем в одной трети случаев, причем у мужчин в 4 — 5 раз чаще, чем у женщин.
Ежегодно травмы и отравления получают 12 млн россиян. Вероятность смерти от неестественных причин в России в течение жизни вдвое выше, чем в США и Японии, втрое — чем в Великобритании.
Тревожным фактором явчяется ухудшение здоровья молодых людей. По данным Института гигиены детей и подростков, то дико 20% юношей призывного возраста, если пользоваться мировыми стандартами при оценке их здоровья, могут служить в армии Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у 9,9% регистрируется дисгармоничное развитие. Почти две трети девушек имеют хронические заболевания и нуждаются в лечении, чтобы рожать здоровых детей.
Итак, здоровье — обобщенная характеристика человека, которая показывает не только отсутствие заболеваний. но и состояние благополучия человека — его тела, ,’1уши. социальных условий его жизни. Здоровье — это состояние норма пьного функционирования его оо
ганов, психики. Здоровье — это трудоспособность, активность человека как члена коллектива и общества в целом. Здоровье — это ничем не заменяемая ценность.
Источник