Здоровье как ценность в подростковом возрасте
Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности
Дата публикации: 04.03.2016 2016-03-04
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Кривич, Б. В. Здоровье как ценность в подростковом возрасте / Б. В. Кривич, Н. А. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/325/ (дата обращения: 08.06.2021).
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида.
Актуальность исследования. Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть. В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей.
Таким образом, актуальным является анализ структуры ценностных ориентаций молодых людей и девушек 14–15 лет в современных условиях развития общества. За последние годы в мире произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. В наше время подростки уже имеют вредные привычки, не думают о последствиях. Сейчас никто не думает, что, если не будет здоровья, то не будет полноценного здоровья. Здоровье — это наше будущее, его можно легко потерять, а вернуть будет трудно.
Объектом исследования стали учащиеся 10-го класса Харьковской гимназии № 14, и учащиеся 9-го класса немецкой школы.
Предмет исследования — система ценностных ориентаций подростков.
Цель — изучение ценностных ориентаций подростков.
Задачами исследования стали: 1) анализ теоретических представлений о ценности здоровья в современном обществе; 2) исследование структуры ценностных ориентаций на примере обучающихся 9-го и 10-го класса двух разных стран; 3) анализ полученных результатов.
Гипотеза — ценностные ориентации в подростковом возрасте зависят от условий воспитания и среды обитания.
Исследование структуры ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста.
В исследовании участвовали 40 человек: 30 украинцев и 10 немцев. В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Изучение ценностных ориентаций подростков.
Рейтинг ценностей проводился по методике М.Рокича, были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Результаты графически представлены на диаграмме 1.
В рейтинге ценностей в подростковой среде здоровье является значимой ценностью среди учащихся ХГ № 14. Здоровье в структуре ценностных ориентаций у подростков, обучающихся в гимназии, занимает 1 место, у подростков из Германии — 4 место.
Второе место по значимости среди учеников гимназии занимает наличие хороших и верных друзей. Третье место — свобода.
Свобода стоит на первом месте в структуре ценностей подростков из Германии. Вторая по значимости ценность — уверенность в себе, а на третьем месте — творчество.
Значимые различия в структуре ценностей среди подростков участников исследования, занимают такие ценности, как творчество и наличие друзей. Для подростков из Германии важно творчество, а в рейтинге наших учеников творчество занимает предпоследнее место. Одинаковые показатели в рейтинге ценностей занимает красота природы и искусства (последнее). Это свидетельствует о снижении культурного уровня развития у подростков.
Анализ рейтинга качеств показал, что первое место занимает такое качество, как воспитанность, среди учеников гимназии, второе место занимает образованность, а третье место — независимость.
На первом месте в структуре ценностей у подростков из Германии стоит независимость, вторая по значимости ценность — твердая воля, а на третьем месте — ответственность.
Таким образом, выделенные нами ценностные ориентации практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. Данные личностные типы также явно различаются между собой ориентацией на ценности адаптации, социализации и индивидуализации.
Выводы
- Представления подростков онаиболее значимых жизненных ценностях различаются в зависимости от их принадлежности к социокультурной группе.
- Отстаивание своего собственного пространства, своего Я, свободы значимо для учащихся Германии, тогда как ценность здоровья для них, в отличие от учащихся из Украины, отходит на второй план.
- Формирование здоровья как значимой ценности у подрастающего поколения в двух культурах совершенно различно. Социальная политика обеих стран ориентирована на поддержание здоровья в качестве одного из приоритетов. На законодательном уровне государства стремятся сохранять и поддерживать здоровье населения.
- От изученности мира ценностей подростков, их жизненных планов, установок зависит результативность работы, которая разрабатывается в области образования.
- От того, какие ценности у современных подростков, зависит будущее общества, поэтому нужно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.
Источник
Здоровье как жизненная ценность подростков
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:04, творческая работа
Описание работы
Согласно рейтингам жизненных ценностей, построенных на основе изучения мнений различных групп населения, здоровье входит в тройку наиболее важных. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, а главное понимать, зачем он это делает. Ведь здоровье – это всё: хорошее самочувствие, а если оно у тебя есть, то ты можешь работать, если ты можешь работать, то у тебя имеется стабильная работа, где ты можешь продвигаться по карьерной лестнице, если у тебя есть работа, то ты можешь обеспечить свою семью и твои близкие ни в чем не будут нуждаться, а самое главное — это счастливые и здоровые дети
Содержание
Здоровье — как жизненная ценность.
Проблема, цель и задачи исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.
Социологическое исследование, краткий вывод на основе проведенного исследования.
Постановка проблемы и путь её решения.
Работа содержит 1 файл
здоровье.doc
«Здоровье как жизненная ценность подростков»
- Здоровье — как жизненная ценность.
- Проблема, цель и задачи исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.
- Социологическое исследование, краткий вывод на основе проведенного исследования.
- Постановка проблемы и путь её решения.
1. Согласно рейтингам жизненных ценностей, построенных на основе изучения мнений различных групп населения, здоровье входит в тройку наиболее важных. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, а главное понимать, зачем он это делает. Ведь здоровье – это всё: хорошее самочувствие, а если оно у тебя есть, то ты можешь работать, если ты можешь работать, то у тебя имеется стабильная работа, где ты можешь продвигаться по карьерной лестнице, если у тебя есть работа, то ты можешь обеспечить свою семью и твои близкие ни в чем не будут нуждаться, а самое главное — это счастливые и здоровые дети. Но к сожалению сейчас это понимают только люди старшего поколения, молодежь же над этими вещами совсем не задумывается. а надо бы! Тут встает конкретный вопрос: «Что же надо сделать, чтобы молодежь вела осознано здоровый образ жизни?».
2. Проблема — сохранение здоровья молодежи; обеспечение информацией молодежи по проблемам сохранения здоровья.
Объект и предмет исследования –здоровье подростков, социологическое исследование.
Цель и задачи исследования — изучение особенностей поведения подростков в сфере здоровья и здорового стиля жизни. Определить факторы, влияющие негативно на здоровый образ жизни подростков, и выявить пути решения данной проблемы.
Гипотеза исследования — изучение влияния специальных образовательных программ в базовых школах на ценностные установки подростков, их образ жизни.
3. Так если проводить социологические исследования подростков, то при ответе на вопрос: «Насколько проблема здоровья важна для вас?», только треть подростков будут считать эту проблему самой важной, остальные же отметят, что она не столь важна как другие или вообще не посчитают её значимой. Признание важности проблемы непосредственно связано с самооценкой состояния здоровья. Так, в основном среди подростков, которые часто болеют, больше тех, кто не считает эту проблему значимой и наоборот здоровые люди, относятся серьезней к поставленной проблеме, поэтому болеют очень редко. Основой для статьи послужили материалы анкетирования десятиклассников г. Тольятти, проведенного сотрудниками отдела мониторинга «Ресурсного центра» Департамента образования. В опросе, который проходил в марте-апреле 2005 г., приняли участие 958 подростков. Опрошены учащиеся восемнадцати школ, девять из которых являются «базовыми», то есть работают по специальным программам, уделяющим особое внимание физическому воспитанию учащихся, а девять — обычные. Такой выбор респондентов оправдан тем, что основная гипотеза исследования состояла в изучении влияния специальных образовательных программ в базовых школах на ценностные установки подростков, их образ жизни.
Отношение старшеклассников к ценностям здоровья и вредных привычек в рамках исследования изучено при помощи суждений, которые объединены в четыре группы: суждения о здоровье как условии достижения других целей; о возможности управления ресурсом здоровья; фиксирующие противоречия стереотипов и об отношении к девиациям. Респонденты могли выбрать один вариант из предлагаемых: «согласен», «не согласен»,»затрудняюсь ответить».
Здоровье как условие достижения других целей (в % от числа опрошенных)
Суждения Согласен Не согласен Затрудняюсь
Хорошее здоровье — обязательное условие успеха в жизни, 72 16 12
Здоровый, физически крепкий человек пользуется боль- 71 16 13
шим успехом у представителей противоположного пола
Привлекательность человека в большей степени зависит 15 61 24
от одежды, а не от состояния его здоровья
Главное, чтобы было много денег, а все остальное даже 7 85 8
здоровье можно купить
В юности можно не заботиться о здоровье, это проблема 2 94 4
Возможности управления ресурсами здоровья (в % от числа опрошенных)
Суждения Согласен Не согласен Затрудняюсь
Придерживаются здорового образа жизни 60 15 25
Ресурсы здоровья не зависят от образа жизни человека, а 16 66 18
закладываются еще до рождения
Вести здоровый образ жизни скучно, утомительно и бессмысленно10 76 14
, не вижу смысла отказывать себе в удовольствиях
Вести здоровый образ жизни могут позволить себе только 7 83 5
Суждения, фиксирующие противоречия стереотипов (в % от числа опрошенных)
Суждения Согласен Не согласен Затрудняюсь
Многим юношам выгодно иметь хронические заболевания, 36, 13, 48
чтобы не идти в армию
Ученикам, которые болеют, легче учиться, 77, 16, 10
к ним в школе предъявляют более низкие требования.
Отношение к девиациям (в % от числа опрошенных)
Суждения Согласен Не согласен Затрудняюсь
Юноша или девушка, которые принципиально отказываются 11 78 11
от алкоголя, не находят понимания среди сверстников
Сигарета или бокал пива — непременный атрибут 8 82 10
современного молодого человека, это красиво и престижно
Употребление наркотиков в малых дозах не приносит вред 6 89 5
Подавляющее большинство участников опроса не согласны с тем, что забота о здоровье — это проблема пожилых людей (см. табл. 1). Почти такое же единодушие вызвало мнение о том, что его «нельзя купить». Но несмотря на это, четверть школьников не считает здоровье важнейшим условием жизненного успеха, а треть — фактором внешней привлекательности. Да, 60% десятиклассников, по их мнению, придерживаются здорового образа жизни, но 15% их сверстников высказывают противоположное суждение, 25% — затруднились с ответом, а 10% считают, что подобным образом жить скучно, утомительно и бессмысленно, они не видят смысла в том, чтобы отказывать себе в удовольствиях (см. табл. 2). Суждения школьников о сомнительной выгоде хронических заболеваний указывают на реальные противоречия, которые существуют в общественном сознании. Служба в армии рассматривается ими как рискованное и ненужное предприятие; отрицательное отношение к ней является мощным фактором, действующим против норм здорового образа жизни (табл. 3). Десятая часть опрошенных считают, что «юноша или девушка, которые принципиально отказываются от алкоголя, не находят понимания среди сверстников», «сигарета или бокал пива — непременный атрибут современного молодого человека, это красиво и престижно»; примерно такова же часть затрудняющихся ответить. Три четверти участников опроса придерживаются противоположного мнения. Анализ суждений юных тольяттинцев о девиантных формах поведения показывает, что группа опрошенных, терпимо относящаяся к курению, употреблению алкоголя, наркомании, довольно многочисленна. Десятая часть респондентов рассматривает сигареты и пиво в качестве непременных атрибутов современной молодежи, а 5% не видят особого вреда в употреблении «слабых» наркотиков (табл. 4). Десятиклассников, не считающих проблему здоровья жизненно важной, значительно больше, чем тех, кто высказывает мнение о возможности управления ресурсами здоровья. Подростки, осознающие всю важность проблемы, чаще других выражают несогласие с суждениями, оправдывающими распространение среди молодежи вредных привычек. Мы зафиксировали, что далеко не все суждения юноши и девушки воспринимают одинаково. Так, юноши реже девушек считают здоровье основным условием жизненного успеха. Несмотря на то, что они чаще утверждают, что придерживаются здорового образа жизни, среди них больше тех, чьи мнения противоречат данному утверждению.
Несмотря на то, что две трети опрошенных юношей и девушек ориентированы на нормы здорового образа жизни, еще много подростков придерживаются иных мнений. Судя по опросам школьники терпимо относятся к распространению девиантных форм поведения, отрицательно отражающихся на здоровье. Тревожным является и то, что мнения учащихся базовых и обычных школ практически не различаются. Это говорит о том, что работа специализированных школ еще не так эффективна, как хотелось бы. Спортивные школы прививают навыки физической культуры, интерес к занятиям спортом, но они не могут противостоять насилию реклам в средствах массовой информации и стереотипам общественного мнения, противоречащим нормам здорового образа жизни.
4. Решающим фактором формирования здорового образа жизни не на словах, а на деле является отношение к распространению вредных привычек. Сейчас у нынешнего поколения весьма распространены вредные привычки, будь-то употребление алкогольных напитков, курение или, что-либо другое. На это влияет множество социальных факторов: день и ночь крутятся рекламы о способе расслабиться с помощью алкогольных напитков и табачных изделий, да и окружающее общество не лучше. По всюду взрослые люди, имеющие вредные привычки и не занимающиеся спортом, да и еще сверстники пытающиеся казаться взрослыми и подначивающие к ведению не здорового образа жизни. Так на кого тогда должна равняться молодежь?? Путь решения я вижу в следующем: необходимо в образовательных учреждениях проводить лекции о вреде алкогольной и табачной продукции, четко и доступно объяснять как важно для нас здоровье, заинтересовать учащихся в занятии спортом, открыв спортивные секции и поощрять занятие в них. А самое главное государство должно осознать серьезность данной проблемы и решить её с помощью различных социальных проектов, по поддержке здорового образа жизни современной молодежи. Ведь здоровое поколение – это успех и благополучие страны в будущем.
- И.В. Цветкова, «Здоровье как жизненная ценность подростков».
- М.И.Елистратова , Л.М. Житникова , « Потребности молодежи в здоровье сбережении и возможности их реализации на муниципальном уровне».
- А.И. Федоров, «Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект».
- Л.А. Журавлева, «Факторы и условия наркотизации молодежи».
- Е.С. Скворцова, Е.В. Сулаберидзе, « О распространенности алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников».
Источник