Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Социальное благополучие, как компонент здоровья, принято рассматривать в аспекте адаптации (приспособления) к современным условиям общественной жизни.
Механизм (принцип) «сохранения здоровья», проявляется в социальной защищенности граждан, гарантирующих им относительное материальное благополучие, медицинские услуги, социальное обеспечение и т.д.
«Повышение резервов здоровья» связано с социальной активностью граждан, с правами граждан на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей и их воплощением в жизнь. Уровень социального благополучия определяется тем, какому варианту адаптационного процесса отдает предпочтение индивид: надеется ли он на социальную поддержку со стороны (пассивная адаптация), или старается достигнуть социальных благ посредством собственных усилий (активная адаптация).
Обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом, психическом и социальном уровне посредством сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность зависит от многих факторов (материального обеспечения, особенностей трудовой деятельностью, экологическая обстановка). Основной характеристикой является отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
«Установка на здоровье» формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому особое значение приобретает педагогический или воспитательный компонент, сущность которого состоит в «обучении здоровью с раннего возраста», его соблюдение должно обеспечить формирование основных компонентов здоровья на протяжении всей жизни.
Большое влияние на состояние и индивидуального, и общественного здоровья оказывают физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды.
Физическое воздействие выражается во влиянии электромагнитных и электрических полей, солнечного света.
Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.
Биологические факторы способны отрицательно влиять на здоровье, вызывая инфекционные заболевания.
Социальное воздействие связано с жизнью общества. Поступательное и спокойное развитие общественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обычаев, традиций и устоев.
Важное значение для здоровья имеет психологический климат в семье, школе, трудовом коллективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конфликты, неумение общаться, как правило, приводят к стрессам и не способствуют сохранению и укреплению здоровья.
7. Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан. Комплексный подход к определению понятия: Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Основные принципы охраны здоровья граждан закреплены в ст. 2 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Основные положения Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
Статья 4. Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;
2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.
12.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, выражающаяся в гарантии оплаты медицинской помощи при возникновении страхового случая за счёт накопленных страховщиком средств.
Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органыисполнительнойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления — для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, — для работающего населения.
Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельныеграждане, обладающие гражданской дееспособностью (Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); предприятия, представляющие интересы граждан. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Источник
Здоровье как залог социального благополучия
Под физическим здоровьем понимается физическое благополучие, наилучшее протекание физиологических процессов, наличие резервных возможностей организма, приспособление к изменениям в окружающей среде, а так же рост, развитие и функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы, отсутствие заболеваний и дефектов. Физическое здоровье – это уровень развития органов и организма в целом (процесс изменения и становления, формирования функциональных и морфологических свойств организма на протяжении всех жизни), подготовленность к выполнению физических нагрузок. Душевное благополучие достигается благодаря ориентации, морали, мышлению и познанию человеком окружающего мира. Социальное здоровье – это взаимоотношение человека с обществом и природой, его умение приспосабливаться в различных средах; это мера его социальной активности, трудоспособности и востребованности в обществе. Социальное благополучие складывается под влиянием окружающих человека людей: родственников, друзей, коллег, знакомых и многих других. Помимо трех перечисленных составляющих здоровья есть такие, как эмоциональное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Они не менее важны для достижения хорошего здоровья[1].
Только если в человеке гармонично сочетаются все компоненты здоровья, можно говорить о благополучии личности. Физическая культура – это не только средство физической подготовки и укрепления здоровья, а прежде всего сфера взаимодействия, социального сотрудничества и гуманистического сближения людей. Цель физической культуры – самореализация человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, формирование ценностей, способствующих сознательному совершенствованию своей телесной и духовной природы[2].
Получается, чтобы чувствовать себя здоровым и являться таковым, недостаточно обладать хорошей генетикой и не иметь каких-либо заболеваний. Необходимо регулярно заниматься спортом, правильно питаться (избегайте тех продуктов, которые оказывают влияние на настроение, не употребляйте вредную пищу и напитки, не забывайте про режим), периодически проходить медицинское обследование, избегать депрессий. Не забывайте чаще общаться с людьми, которым вы рады; в свободное время занимайтесь тем, что вам по душе; и не забывайте расслабляться. Так же не стоит забывать про окружающую среду, которая влияет на здоровье не только отдельных людей, но и на все общество.
Потребности в физической культуре — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей, играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями — переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение — отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции[3].
Здоровье общества целиком и полностью зависит от благосостояния каждого из его членов. А уже забота о собственном здоровье – это непосредственная обязанность каждого из нас.
Источник
Здоровье как социальный феномен .
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyaportal-danilovazdorove_kak_sotsialnyy_fenomen.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье как социальный феномен .
Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации ресурсов его здоровья, в том числе и социальных, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.
Если задать присутствующим вопрос: что в Вашем понимании «социальное здоровье?». Скорее всего, можно будет услышать, что это воспитанность. И это отчасти правда. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального социально здорового дошкольника.
Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.
Социально здоровый ребенок — это значит в соответствии своему возрасту:
— способен к построения межличностных отношений, к анализу различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;
— освоил нормы, средства и способы общения,
— обладает базисными коммуникативными умениями:
- умение вступать в контакт, слушать другого,
- умение обратиться с просьбой или сказать «нет»,
- понимать состояние другого человека,
- анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;
— обладает достаточным уровнем самовыражения, отсутствием скованности и закомплексованности;
-обладает уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;
— готов к сотрудничеству и совместной деятельности;
— готов принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;
— готов к жизнедеятельности в новых социальных условиях.
И. В. Кузнецова определяет следующие составляющие социального здоровья детей:
1. адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада),
2. овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная),
3. овладение нормативным, правилосообразным поведением, выработка индивидуального стиля поведения, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация — интеграция в общество
Какие же условия формирования социального здоровья детей как со стороны семьи, так и в образовательном учреждении:
— психолого-педагогическое сопровождение ребенка;
-комфортная предметно-развивающая среда;
-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;
-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;
-уважение прав и свобод личности ребенка;
-пространство для групповых игр и уединения.
Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, то его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Социальное здоровье ребенка — такое состояние, при котором его возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.
Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности ( у ребенка проявляется несформированность социальных чувств, интересов, навыков, умений), что может привести к социокультурной деформации личности, которая снижает социальную адаптивность личности.
Нарушение социального здоровья связано с социальной пассивностью ребенка либо с деконструктивной активностью. Для профилактики социальной беспомощности ребенка следует включать его в тренинговые формы работы как в образовательных учреждениях, так и в психолого-педагогических медико-социальных центрах (ППМС-центрах). Социальное нездоровье личности, ребенка, как правило, проявляется в нарушении закона, формировании делинквентного поведения. Такая категория детей является объектом исследования социальной педагогики. Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья с детьми, входящими в группу риска (дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем; дети из алкоголизированных/наркотизиро-ванных семей; одаренные; дети с проблемами в учебной деятельности; дети с ограниченными возможностями; дети, воспитывающиеся в семьях с низким (или, наоборот, с чрезмерно высоким) материально-экономическим достатком; дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах, территориях; дети, требующие различного рода формы реабилитации; дети — социометрические звезды или социометрические отверженные; дети, не посещающие школу, занимающиеся бродяжничеством; дети с умеренными психическими нарушениями; дети, подвергшиеся насилию и др.).
Полученные данные свидетельствуют, что нарушения социального здоровья наиболее ярко проявляются, начиная со школьного возраста, а именно с младшего школьного возраста. Это явление связано, прежде всего, с несколькими основаниями: изменение социального статуса ребенка, содержание новой социальной роли школьника, большее влияние процесса стихийной социализации со стороны дворового детского сообщества, изменение процесса социально-психологической адаптации в связи с возрастным кризисом семи лет. Социокультурные личностные деформации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте у детей с неблагоприятной семейной обстановкой. Данная категория подростков совершает административные и уголовные правонарушения.
Таким образом, заботясь о социальном, психическом, физическом здоровье подрастающего поколения, мы создает благоприятную почву для сбережения, накопления составляющих духовного наследия нации, всех граждан, живущих в Российской Федерации.
Источник