Здоровье — основная ценность человека
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
При этом, под физическим здоровьем — следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов, и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровье — предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни.
Социальное здоровье — отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.
Таким образом, здоровье следует рассматривать не только, как медицинскую категорию, следует рассматривать понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно ином уровене, чем принято традиционно.
Физическое : наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности.
Социальное : адаптация в разнообразных средах;
Духовное : мышление, познание, ориентация.
Показатели, характеризующие уровень здоровья человека:
Объективные показатели : температура тела, кровяное давление, частота пульса, содержание гемоглобина, лейкоцитов, сахара в крови и т.д.
Субъективные показатели : самочувствие, настроение, наличие аппетита, сна и т.д.
Количество здоровья — это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки ( физические, умственные, голод, холод, стресс и т.д.) без изменений состояния, без остаточных последствий.
Факторы, оказывающие положительное влияние на ЗОЖ:
- Соблюдение режима дня;
- Рациональное питание;
- Закаливание;
- Занятия физкультурой и спортом;
- Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Факторы оказывающие отрицательное влияние на ЗОЖ:
- Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания;
- эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
- вредные привычки (не соблюдение режима труда и отдыха, гиподинамия, алкоголь, курение, наркотики).
Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья:
- соблюдение режима двигательной активности;
- соблюдение гигиены и правил питания;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- оптимистический настрой, движение, по пути укрепления здоровья;
- ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи;
- радоваться успехам, так как успех порождает успех;
- чётко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью;
- стремиться быть хозяином своей жизни;
- ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
- развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Государство, и семья в частности, должны стараться воспитывать в каждом человеке приятие норм здорового образа жизни (ЗОЖ).
Потому, как приобретённые знания, умения и навыки, в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.
Человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к мутационным изменениям наследственных свойств. Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания.
Организм человека, приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление и т. п.), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может неблагоприятно повлиять на здоровье и нормальную жизнь.
Итак, здоровье представляет собой интегральный показатель, результат сложного взаимодействия наследственных особенностей человека с природой и обществом. Оно зависит не только от качества окружающей среды, но также от условий труда, обучения и быта, от привычек и поведения людей, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна.
Это свидетельствует о том, что заболеваемость и смертность связаны прежде всего с образом жизни людей. Не случайно «тремя китами здоровья» называют важнейшие составляющие нашего образа жизни: правильный режим труда и отдыха , рациональное питание и оптимальный двигательный режим . Большое значение имеет качество окружающей среды. Вкупе с образом жизни эти две группы факторов в 57% случаях обусловливают неправильное физическое развитие и становление личности, в 77% случаев служат причиной болезни, в 55% — причиной преждевременной смерти.
Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую едим, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах радиационного или химического загрязнения. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать.
Итак, человек имеет право на здоровье. Но права человека тесно связаны с его ответственностью. Ответственность — это особенное свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознании ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих.
К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения страны не занимаются спортом, до 30% имеют избыточный вес, около 70 млн. человек — курильщики. Широкое распространение имеют наркомания и алкоголизм. В ряде стран ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством и фирмами, где трудится человек. Предусмотрены, например, доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса, регулярно занимается физкультурой. И эти деньги возвращаются с лихвой, так как резко сокращаются расходы предприятий на здравоохранение, уменьшаются пропуски работы по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.
Для развитого общества характерно понимание самоценности человека.
Человек — не винтик государственной машины, а бесценная неповторимая вселенная. Только научившись понимать и ценить свою уникальность и необходимость для этого мира, мы в должной мере будем ценить и беречь свое здоровье.
Источник
Здоровье как социальная ценность
Проблема исследования: здоровья как социальной ценности.
Объект исследования: здоровье как универсальная ценность.
Предмет исследования: здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях.
Цель исследования: рассмотрение социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к «обесцениванию здоровья», и обосновании путей их устранения.
Методы исследования:принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части; использование системно-исторического подхода и его синергетических вариантов, применительно к анализу здоровья человека и социума как открытых систем. В исследовании ряда аксиологических проблем автор использовал «теорию социальных эстафет» М.А.Розова. В своей работе автор опирался также на методы и модели генерализации знания, приемы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности.
Положения, вынесенные на защиту:
1. По своей социально-ценностной сущности здоровье — это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.
2. Здоровье как индивидуальная ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.
3. Здоровье как социальная ценность — это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.
4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.
5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.
6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско — аксиологического метода — подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.
7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.
8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.
9. По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.
Теоретическая значимость: в диссертации представлена авторская концепция здоровья как социальной ценности. В рамках этой концепции: предложено аксиологически ориентированное понимание сущности здоровья как потенциальной совокупности биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде, как гармоничная совокупность физического, духовного и социального состояния человека, в которой утраты в адаптации к среде в физическом отношении могут быть компенсированы духовной и социальной его составляющими; в динамике ценности и оценке здоровья в развитии человечества выявлена закономерная тенденция последовательного перехода от доминирования физической составляющей здоровья к его социальной составляющей, зависимость этой тенденции от экономической, социально-политической и духовной жизни общества, уровня цивилизованности и социальной ориентации государства; на основе новейших достижений в области естественнонаучного знания уточнены ценностные характеристики здоровья человека, раскрыты новые аксиологические аспекты здоровья в связи с появлением современных биотехнологий, развитием геномных исследований, возможностью разных видов клонирования, свидетельствующие об актуализации социокультурных проблем ценности здоровья, его сохранения как на индивидном, социумном так и на планетарном уровнях; с позиции ценностного подхода проведен анализ существующих медицинских и социобиологических теорий (анамнестической, артритической, стрессорной, евгенической, валеологической). В качестве одной из последних рассмотрена соединительнотканная теория, показан ее интегра-тивно-синергетический характер, позволяющий с большей степенью комплексности рассматривать здоровье; выявлена и сформулирована закономерная взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума, при которой в здоровом обществе здоровье отдельного индивида является высшей ценностью, а уровень здоровья индивидов формирует устойчивые характеристики здоровья общества. Типологизирована система факторов, обусловливающих ценностное отношение к здоровью в физической, духовной и социальной сферах; обосновано и введено в научный оборот понятие «здоровье общества» как социальной ценности, выражающейся в таком состоянии (т.е. доминирующем способе его бытия), при котором социум наиболее полно обеспечивает реализацию биопсихосоциальных возможностей своих членов как принципа их жизнедеятельности; определены пределы относительности здоровья и факторы, обусловливающие его динамику от относительной ценности к ценности абсолютной. Эта динамика позволяет давать как сравнительные, так и прогностические оценки здоровью конкретной социальной системы, на основе которых можно определить меры по повышению его ценности; выявлены основные причины, обусловливающие отклонение современной России от тенденции повышения ценности здоровья в развитых странах (трудности в реализации социальной политики государства, социально-экономическое расслоение населения, механический перенос норм и ценностей других культур и др.) и сформулированы принципы деятельности по предотвращению его обесценивания.
Практическая значимость:
Анализ проблемы здоровья в новых его аспектах позволил проследить методологическую роль социально-философских принципов в определении направлений теоретического исследования в науке и формировании новых научных концепций. Это позволило конкретизировать и подтвердить положение о плодотворном взаимодействии философии и естествознания, по-новому оценить идею создания единой науки о человеке.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается также в том, что оно определяет пути решения задач синтеза биологических, медицинских и социологических концепций в построении аксиологической теории здоровья, на которую можно опираться в практике организации здравоохранения. Сформулированная в диссертации концепция и вытекающие из нее принципы методологического и теоретического характера могут служить основой для разработки политических, социальных, медицинских, а также комплексных научно-исследовательских программ в медико-экологической, медико-культурологической, медико-социологических областях, и в этом смысле быть полезной для профилактики социальных патологий.
Представленная работа имеет определенное значение и как связуюmee звено между социально-философской теорией ценностей, с одной стороны, и философскими проблемами медицины, с другой.
Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных программах по философии, социологии, биологии, медицине, социальной антррпологии, культурологии и многим другим дисциплинам, в первую очередь в медицинских и социальных учебных заведениях.
Источник